Августин Аврелий
Биография. Сын язычника и христианки. Получил риторическое образование. Прошел через увлечение манихейством и скептицизмом. Приняв христианство, стал проповедником. В 395 г. был посвящен в епископы г. Гиппон.
Исследования. По его представлениям, Бог не только сотворил мир (материю, пространство, время, душу) из ничего, но творит его постоянно. Время представляет собой проявление помнящей, созерцающей и ожидающей души. Свои взгляды на душевные процессы описал в "Исповеди". Им развивалось учение о существовании в душе изначального знания, которое посредством волевой активности может найти свою реализацию в материальном мире. Так, душа, при обращении к самой себе, обнаруживает источник истинных знаний, которые принципиально отличны от тех, которые приобретаются в чувственном и рациональном познании. Обладание истиной является условием достижения блаженства. Вместе с тем в душе существуют темные бездны, не погрязнуть в которых позволяет лишь божественная благодать.
Сочинения. Opera omnia. T. 1-11, P., 1864-65;
Исповедь // Богословские труды. Т. 19, М., 1978
Аврелий (354-430) -философ и богослов, учение которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas — воля). Индивидуальная воля, согласно А., зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у А. теологический смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом. Решая теологические задачи, А. развернул систему аргументов, ставших путеводной нитью для интроспективной психологии последующих веков (принцип единства и самодеятельности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия; понятие о внутреннем опыте как непогрешимом источнике познания и др.). Вслед за Плотином А. сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, как отличном от восприятия предметов посредством внешних органов чувств, направив психологическую мысль на проблему самосознания. По оценке С.С. Аве-ринцева, А. с недостижимым для эпохи античности самоанализом, показав коллизии становления личности, создал в европейской культуре традицию исповедей (как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своих грехов с целью покаяния), получившую светское развитие у Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и др. В Исповеди самого А., полной глубоких размышлений об отношении личности к другим людям, резко осуждается насилие над ребенком. М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005