Интерактивный диалог это что такое Интерактивный диалог: определение — Психология.НЭС
Интерактивный ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДУАЛИЗМ

Интерактивный диалог

Найдено 1 определение:

Интерактивный диалог

практическая методика рефлексивной работы в измененных состояниях сознания, разработанная в интерактивной психотерапии. И. д. включает в себя две психотехники, различающиеся для случаев взаимодействия с психическими комплексами, порождающими негативно заряженные внутренние переживания в измененных состояниях сознания, и для взаимодействия с частями личности, символическая презентация которых имеет ярко выраженный позитивный оттенок (А. В. Россохин, 1993). 1. И. д. при негативных переживаниях в измененных состояниях сознания заключается в поэтапной внутренней работе с самими процессами рефлексии, их перестройке в оптимальные, с точки зрения эффективности психотерапии, интерактивные формы рефлексии. Первый этап — "встреча" (с целью лучшего отражения сути каждого этапа для их названий были использованы метафоры) характеризуется внутренней работой, направленной на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативный опыт и помочь ему проявиться в сознании. Субъект, сохраняя активную рефлексию, направленную на встречу с негативным опытом, должен осознать необходимость взаимодействия с ним для того, чтобы через него установить контакт непосредственно с той частью своей личности, взаимодействие с которой и порождает эти негативные переживания. Второй этап — "принятие" заключается во внутренней работе по полному и безоговорочному принятию негативного комплекса со всеми его символическими презентациями. Происходящее при этом отреагирование приводит к сильной эмоциональной разрядке и частичному высвобождению блокированной в комплексе психической энергии. Для полной интеграции с сознанием негативного комплекса требуется продолжение внутренней работы в измененных состояниях в соответствии с третьим, четвертым и пятым этапами. Третий этап — "раскаяние" состоит в интерактивном переосмыслении негативных состояний как проявлений отвергнутой части собственной психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней и в формировании направленности личности на активное взаимодействие с ней. Здесь необходимо осознать, что проявляющееся негативное психическое образование является не чем-то чужеродным, что надо принять и от чего надо избавиться тем самым, а представляет собой часть нашей личности, полностью равноценную любой другой ее части. Четвертый этап — "любовь", в ходе которого происходит интеграция неосознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием и порождение более целостного "Я", заключается в активной внутренней работе по изменению своего отношения к проявившейся в сознании структуре психики и нейтрализации ее отрицательного заряда положительно-эмоциональным воздействием (отношением любви). Пятый этап — "отрешенность" заключается в сохранении и закреплении нового целостного состояния сознания за счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса интеграции, какими бы эмоциональными и высокозначимыми они ни были. 2. Для разрешения стоящих перед личностью проблем и интеграции с сознанием любых образований в психике, активной рефлексивной проработке следует подвергать не только негативную символическую презентацию в измененных состояниях сознания, но и внутренний опыт, несущий положительный эмоциональный заряд. С точки зрения интерактивной психотерапии, причинами порождающими психологические и психосоматические проблемы человека являются не только патогенные взаимоотношения сознательного "Я" и негативных структур бессознательного, но и неадекватное взаимодействие сознания и образований психики, сформировавшихся в результате вызывавших очень сильные положительные эмоции старых жизненных (в первую очередь детских) ситуаций и запечатлевших информацию, имеющую высокую значимость и ценность для переживающего субъекта (например, внутренний объект — "хорошая грудь" в пересмотренной психопатологии Фэрбэрна). Патогенное взаимодействие частей личности, характеризующихся сильным положительным эмоциональным зарядом, с сознанием приводит к нарушению целостности и гармонии в психике, и как следствие, к психологическим проблемам и конфликтам. И. д. в случае проявления в измененных состояниях сознания положительного внутреннего опыта заключается в поэтапной рефлексивной работе по трансформации взаимоотношений сознательного "Я" и активизирующейся позитивной психической структуры, с целью приведения их к состоянию интеграции. Рефлексивная работа на первом этапе заключается в уменьшении эмоциональной вовлеченности в процесс, в переходе от активной заинтересованности происходящим к спокойному наблюдению за своими ощущениями и образами, мыслями как бы со стороны. На втором этапе необходимо постепенно нарабатывать устойчивое, непривязанное восприятие любых проявлений положительной структуры и соответственно спокойное отношение к ним и к той части психики, которую они представляют. На третьем этапе требуется осознать, что проявляющаяся положительная структура психики является такой же частью личности, как и любая другая и полностью равноценна ей. Здесь требуется понимание необходимости постепенного ослабления значимости для субъекта соответствующей позитивной структуры и формирование потребности отказаться от ожиданий положительных последствий ее существования для достижения ее интеграции с сознанием. На четвертом этапе необходимо скомпенсировать первичный положительный заряд структуры отрицательным эмоциональным отношением к ней. Пятый этап аналогичен соответствующей рефлексивной работе с негативными образованиями. Для устойчивого эффекта от И. д. в измененных состояниях сознания необходима не просто интерактивная рефлексивная работа по всем пяти этапам, а формирование и закрепление на основе этой работы нового целостного интерактивного мышления и восприятия внутренней реальности.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Интерактивный диалог — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Проблемы диалогового общения в человекооператорской среде

Янченко И.В.
Скачать PDF

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И.В.
Скачать PDF

Диалогическое направление в качественном психологическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
Скачать PDF

Диалогизация семейных отношений как фактор формирования устойчивости личности к аддикции

Телепова Н.Н.
Цель статьи представить авторскую концепцию диалогизации семейных взаимоотношений как определяющий фактор формирования устойчивости личности к аддикции. В статье дается анализ отечественной и зарубежной литературы, в которой парадигма диалога в семье определяется ведущим фактором в развитии личности. Диалогизация отношений в семье, предполагающая обязательное наличие ценностно-смыслового и духовно-нравственного аспектов фактора, оказывает существенное влияние на формирования Я-концепции, социализацию личности и осознание ею собственной значимости. Результаты исследования применимы в качестве теоретической базы для психолого-педагогической работы с семьей.
Скачать PDF

Психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов

Читао Ирина Айтечевна
В статье рассматриваются психологические особенности учащихся старших классов, учет которых позволяет им справляться с достаточно сложными задачами быстротечного диалогического контекста, формировать высказывания, отличающиеся самостоятельностью суждений.
Скачать PDF

Специфика коммуникативного взаимодействия в конфронтационном диалоге

Виноградова Наталья Владимировна
Актуальность статьи определяется исследованием конфронтационного взаимодействия на основании дискурса, что является достаточно новым направлением в социальной психологии. Полученные автором результаты и сделанные на их основе выводы обогащают социально-психологическую науку новым знанием касательно процессов искажения понимания дискурса субъектами конфронтационного взаимодействия.
Скачать PDF

Когнитивные и социальные потенциалы диалога россиян и европейцев

Крюкова Татьяна Леонидовна
Представлены результаты кросскультурных исследований, посвященных психологическому анализу содержания и динамики образа человека другой культуры и образа человека своей культуры. Изучаются социальные представления и установки как факторы совладания с трудностями межкультурного диалога. Авторы исследования ищут потенциалы снижения этноцентризма, развития межкультурной компетентности.
Скачать PDF

Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий

Кузьменкова О.В.
В статье предлагается анализ сложившейся на сегодняшний день теоретико-методологической концептуальной рамки теории противоречий и предпринимается попытка моделирования развития внутриличностных противоречий в диалоговом ракурсе.
Скачать PDF

Внутренний диалог «Я-другое я» как механизм развития личности

Евченко Н.А., Березин С.В.
В данной статье представлено исследование компонента внутреннего диалога личности отражения субъекта в себе как в некотором смысле Другом. В эксперименте рассматриваются такие образы Другого Я как Я в ситуации максимальной и минимальной эффективности. Показано влияние обратной связи от Другого Я на поведение субъекта и проявление им различных черт личности. Выявлено, что актуализация образа Другого Я осуществляется посредством рекурсии, а последующее изменение поведения зависит от сравнительной силы актуального Я и Другого Я.
Скачать PDF

Принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
Обосновывается принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании. Показано, как идея диалогичности может быть реализована в различных вариантах исследовательской модели «action research» (исследование действием).
Скачать PDF

Интенции субъектов общения в повседневном диалоге

Афиногенова Виктория Алексеевна, Павлова Наталия Дмитриевна
Работа нацелена на изучение интенциональной структуры повседневного диалога. Было показано, что преобладающими являются категории интенций, отражающие направленность субъекта на собеседника и на окружающую действительность. Отреагирование выражаемых в речи интенций партнером может происходить непосредственно либо отсрочено. Возможны также случаи игнорирования интенций собеседника. С ростом числа участников диалога интенциональная согласованность высказываний субъектов общения снижается.
Скачать PDF