Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева Речевая компетенция

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 1 определение:

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

от лат. communico — делаю общим, общаюсь) — взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена информацией; 3. В напряженных ситуациях по время работы (напр., при возникновении опасности ошибочного опознания неречевого кода). 4. При сигнализации о характере возникшей аварийной ситуации (напр., в виде специально организованной подсказки). Р. к. может осуществляться как непосредственно голосом, так и с помощью специальных технических устройств (микрофонов, усилителей, громкоговорителей и др.). При разработке системы Р. к. следует обеспечить в соответствии с требованиями, предъявленными к качеству работы человека, необходимый уровень разборчивости речи и качества звучания. Это должно осуществляться с учетом окружающих условий, в которых будет работать данная система Р. к. (характеристика шума, реверберация, индивидуальные характеристики диктора и аудитора, расстояние между ними). Качество звучания и разборчивость речи во многом определяются также ее динамическим диапазоном, который зависит и от характеристик используемых средств. Для обеспечения качественной Р. к. он должен составлять 60 — 45 дБ. При определении динамического диапазона необходимо учитывать динамические характеристики речи (см. Речь). В условиях воздействия шума на речевую связь для обеспечения приемлемой разборчивости речи рекомендуется превышение уровня речи над уровнем шума не менее чем на 10—15 дБ. При неблагоприятных соотношениях «сигнал—шум» для передачи особо важных сообщений рекомендуется применение стандартных текстов.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Речевая компетентность как психологический феномен

Бородачёва О.В.
Анализируется речевая компетентность в рамках нарративного подхода в психологии как комплексный психологический феномен, заключающийся в обладании определенными языковыми "Я-средствами", социально и этно-культурно заданными, в обладании умениями и навыками использования языка и языковых средств и возможностей в целях презентации различных психологических содержаний.
Скачать PDF

Речевая компетентность в социальной самопрезентации современной личности

Бородачева Ольга Викторовна
Представлена авторская модель речевой компетентности, формулируется предположение о ее роли в социальной самопрезентации современной личности. Приводятся отдельные результаты экспериментального исследования речевой компетентности в рассказах молодых и взрослых людей о себе, описываются психологические особенности инструментальной составляющей речевой компетентности.
Скачать PDF

Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей

Королева Наталья Николаевна
Рассматриваются вопросы воздействия процессов информатизации на личность современного человека, проблемы влияния различного стажа общения в виртуальной среде на личностные особенности пользователей. Показаны различия в уровне личностной и ситуативной тревожности, мотивации аффилиации, уровне субъективного контроля, самоотношения, специфике смысложизненных ориентаций интернет-пользователей, обусловленные стажем виртуального общения. Определены личностные характеристики, которые обусловливают склонность молодежи к общению в среде Интернет.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегаю

Лайпанова Л.Х.-Д.
Скачать PDF

Характеристика коммуникативной компетентности

Зотова И.Н.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации

Волкова А.И.
Скачать PDF

Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия.

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Коммуникативная направленность личности руководителя как фактор социально-психологического климата (

Беденко С.В.
Скачать PDF

Взаимосвязь беспомощности и коммуникативной активности в подростковом возрасте

Забелина Е.В.
В статье изложены результаты исследования взаимосвязи феномена беспомощности н коммуникативной активности у подростков. Обосновывается положение о том, что чем более выражена беспомощность у подростков, тем меньшую активность в общении они проявляют. Делается вывод о наличии специфических взаимосвязей между компонентами беспомощности и коммуникативной активности в зависимости от степени выраженности беспомощности у подростков.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность личности современного пожарного

Лопатченко А. А.
Современному специалисту необходим высокий уровень коммуникативной компетентности. Особенную значимость она приобретает в деятельности пожарного, компетентность которого при выполнении должностных обязанностей в экстремальных ситуациях должна быть на высочайшем уровне. Для повышения уровня коммуникативной компетентности нами был предложен социально-психологический тренинг, разработанный с учетом профессиональной деятельности современного пожарного.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16