РУКОВОДИТЕЛЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РУКОВОДИТЕЛЬ
В социальной психологии, индивид, который наделен властью награждать и наказывать других членов своей группы. Подробнее см. социальная власть.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

РУКОВОДИТЕЛЬ
индивид, возглавляющий какую-либо формальную (вторичную) большую социальную группу или часть, подразделение такой группы и назначаемый на этот пост в соответствии с нормами и процедурами, официально принятыми в этой организации и/или по отношению к ней в рамках более всеобъемлющей вторичной группы. (Косолапов Н.А., с.106)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Руководитель
лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях. А.У. Хараш

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

РУКОВОДИТЕЛЬ
лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. P. несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера P. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, a также представляет группу (коллектив) в др. организациях. Р. является ключевой фигурой в организации, влияющей на профилактику, генерирование и конструктивность развития конфликтов в коллективе. Примерно 78 % конфликтов в организации происходит между Р. и подчиненными. Степень объективной конфликтности должностей сотрудников организации различна. В коллективе потенциально наиболее конфликтогенной является должность первого Р. Это доказано конфликтологами-психологами в результате эмпирических исследований. Данный факт связан с тем, что у Р. существует более интенсивное взаимодействие с др. членами коллектива. У него объективно возникает больше противоречий с сотрудниками. Поэтому для Р. одним из профессионально важных качеств является конфликтоустойчивость, умение конструктивно разрешать проблемные ситуации социального взаимодействия.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Модель руководства, ориентированная на обмен руководитель—член группы

    Leader-member exchange model) — Предполагает, что между руководителем и подчиненными сформировались уникальные взаимоотношения, предполагающие, что лидер выборочно делегирует полномочия, информирует, консу
  • Руководитель и лидер

    члены группы, которые занимают ведущее место в официальной и неофициальной внутригрупповой «табели о рангах». При этом традиционно руководителем принято считать такое лицо, на которое извне, чащ
  • Руководитель проекта

    Task leader) — Сотрудник организации, формальная задача которого состоит в обеспечении достижения группой поставленных целей.
  • Обучение руководителей групп

    Работа в психотерапевтических группах является очень эффективной с целью реконструкции личностных отношений и роста личностного потенциала. Поэтому подготовке групповых психотерапевтов следу
  • Отбор руководителей высшего звена

    executive selection) Работа по отбору менеджеров (управляющих) ведется уже давно, и проведено много исслед. лидерства. Должность руководителя орг-ции предполагает более высокий уровень сложности принимаем
  • Поколение руководителей

    commandgeneration). Поколение людей среднего возраста, принимающих большинство важных решений, влияющих на жизнь населения.
  • Тренинг руководителей

    leadership training) В идеале, этот вид тренинга начинается с анализа потребностей обучения (training needs analysis), чтобы определить, какие люди в данной орг-ции испытывают необходимость в знаниях о лидерстве. Посл
  • ВЫБОРНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    один из основных принципов демократического управления обществом (группой), позволяющий сохранить преемственность власти, необходимый уровень доверия к ней рядовых граждан общества, возможност
  • Межличностный стиль разрешения конфликтов руководителем

    пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций; сглаживание конфликтов; искусственное форсирование; использование компромиссов; решение сути конф
  • Авторитарные руководители

    Autocratic leaders) — Руководители, концентрирующие в своих руках все властные полномочия и единолично принимающие связанные с деятельностью группы решения.
  • Руководители, придерживающиеся стиля участия в управлении

    Participative leaders) — Приверженцы децентрализации власти, принятия решений с учетом мнения подчиненных.
  • НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ

    разнообразные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, складывающиеся помимо и независимо от их профессиональных обязанностей, не регламентированные какими-либо официально приняты
  • Экстернальный тип руководителя

    руководитель, не считающий себя ответственным за события собственной жизни и большинство организационных событий, склонный объяснять их причины обстоятельствами.
  • Психотерапевтическая функция руководителя

    одна из управленческих функций, принадлежащая к группе кадровых функций и направленная на обеспечение оптимального (комфортного) организационного климата. Реализуется в основном посредством ин
  • Группа руководителя

    группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.
  • КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    психологические свойства, характеризующие человека как умелого руководителя или организатора какого-либо дела.
  • Интернальный тип руководителя

    руководитель, предпочитающий брать на себя ответственность за события собственной жизни, а также за исполнение возложенных на него обязанностей.
  • КОНФЛИКТ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДЧИНЕННЫМ

    процесс разрешения социальных противоречий, возникающих в статусно-ролевых отношениях руководителя и подчиненного, протекающий в особой, специфической форме социального взаимодействия. Основн
  • Психограмма руководителя

    важнейшая часть профессиограм-мы, состоящая из перечня основных качеств личности, необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных качеств), а также из перечня требований к
  • ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

    совокупность качеств и свойств, необходимых для успешной руководящей деятельности. Руководящая деятельность своеобразна по своим целям и задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результ