ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ЧЕЛОВЕК
1. Род Homo отряда приматов, из которого единственным выжившим видом является Homo sapiens. 2. Более широкое значение – любой член этого вида. 3. Образованное от предыдущего, более узкое значение: любой член этого вида мужского рода.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Человек
Современный человек относится к отряду приматов, к подотряду антропоидов, к роду Homo (человек) и к виду sapiens (разумный). Может рассматриваться как общественное существо, обладающее сложно организованным мозгом и членораздельной речью, способное производить и использовать орудия труда.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Человек
биологический индивид, обладающий сознанием. По Э.Фромму, социальное существо, т.е. осознающий себя субъект, в сочетании с инстинктивным природным и очеловеченным миром. Сущность человека раскрывается в проявлении его потребностей в процессе жизнедеятельности, т.е. его взаимодействия с природой и обществом.
Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.
человек
Культурально специфичное представление о себе, различающееся в разных культурах и варьирующееся от крайнего индивидуализма (человек рассматривается как материально независимый, свободно действующий субъект) до крайнего кланово-родового коллективизма (человек не может существовать отдельно от родни или группы).
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на земле, существо общественное, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и речью. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую степень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в к–рой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социально-е образуют нерасторжимое единство. Вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессе обучения и воспитания, в деятельности и общении.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Человек
высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительной особенностью человека является способность производить орудия, использовать их для воздействия на окружающий мир. Сущность человека — совокупность всех общественных отношений. Человек современного вида — Homo sapiens (человек разумный) не есть Homo bibens (человек пьющий). По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.
Источник: Собриология. Глоссарий. 2009
ЧЕЛОВЕК
1. Понятие, включающее особенности, отличающие Ч. как биологический вид от видов других живых существ. В содержание понятия Ч. в данном случае входит все, что присуще Ч. в отличие от животных. Это и внешний вид, и строение тела, и культура, и образ жизни, и психология, и много другое. 2. Понятие, которое в отличие от термина индивид относится не к отдельно взятому человеку, а ко всему человеческому роду (поэтому о понятии Ч. нередко говорят как о родовом понятии). См. индивид, индивидуальность, личность, человек комплексный, «человек-крыса», человек мягко настроенный, человек рационально-экономический.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Человек (Homo sapiens)
Один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, членораздельной речью и сознанием, сложной социальной организацией и специальной организованной трудовой деятельностью. По своей природе человек является уникальным целостным биосоциальным существом, который, унаследовав от своих эволюционных предков биологические механизмы жизнедеятельности, приобрел социальный статус как явление. В обеспечении здоровья Ч. его биологическое (как результат борьбы за существование) находится в противоречии с социальным (соответствующим законам культуры, религии, права и т. д., требующим уважения к окружающим людям).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЧЕЛОВЕК
это индивид-существо, кот. отражает-воплощает-парадигмоизирует-эйдетикоизирует апикально-высшую ступень эволюции бытия-онтоса-экзистенции; это субъект культурно-социально-онтологическо-исторической деятельности; как продукт и субъект деятельности-активности в социуме-экстеросреде человек рассматривается как система-модель, детерминационные феномены поведения кот. выступают-инкарнируются, как матрицы-формы генезисобиологических, эволюционно-социальных факторов, образующих-аддитивирующих-суммирующих синкретическую целостность-единство; субъект-индивид-человек постоянно подключен-агломерацирован-раппортирован к другим субъектам, к дифференциально-онтологическо-социальным связям-отношениям, кот. складываются-формируются-эволюционизируются в процессе его трудовой деятельности, в коммуникативных факторах, в его креативно-гностическо-психических феноменах, коррелируемых с познанием мира, бытия, социума.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Человек
один из родов животного царства, представленный в настоящее время единственным видом Ч. разумный (Homo sapiens), относящийся к семейству гоминид отряда приматов, класса млекопитающих. Ч. характеризуется высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией, наличием сознания, второй сигнальной системы и способности к творческой, производительной деятельности. В пределах вида Ч. разумный выделяют несколько крупных рас. Современный Ч. сформировался в процессе длительной биологической эволюции и исторического развития (см. Антропогенез). На основе данных палеоантропологии Homo sapiens предшествовали другие виды этого рода (см. Генеалогия современного человека).
Литература
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
Алексеев В. П. Географические очаги формирования человеческих рас. М., 1985.
Борисовский П. И. Древнейшее прошлое человека. Л., 1979.
Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
Жеденов В. Н. Сравнительная анатомия приматов (включая человека) / Под ред. М. Ф. Неструха. М., 1969.
Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
Матюшин Г. Н. У истоков человечества. Л., 1982.
Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.
Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1978.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Ч. выступает как организм (наделенный психикой), индивид (принадлежащий к роду Homo saрiеns), индивидуальность (отличающийся от др.), субъект (изменяющий окружающий мир, др. людей и себя самого), носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.), Я-образ (система представлений, самооценка, уровень, притязаний и др.), личность (системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в др. людях и в самом себе как в др.). Ч. является предметом изучения антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. В гуманитарных представлениях существуют следующие «образы» Ч.: 1) «ощущающий» (Ч. как сумма знаний, умений и навыков; «устройство по переработке информации»; 2) «потребитель» (нуждающийся, Ч. как система потребностей); 3) «запрограммированный» (Ч. как система реакций, как репертуар социальных ролей), 4) «деятельностный» (осуществляющий выбор; как выразитель смыслов и ценностей). Движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, др. людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация Ч. Ч., участвующий в конфликте, является центральным объектом конфликтологии. Если в качестве критерия сравнительной оценки Ч. и животных выбрать количество людей и животных, гибнущих в конфликтах с себе подобными, то Ч., скорее всего, окажется самым деструктивным живым существом на планете. Если оценить др. аспект поведения Ч., то его можно назвать хищником номер один. Ч., часто без крайней на то надобности, убивает др. животных больше, чем десять любых животных-хищников вместе взятых. Почему Ч. ведет себя в конфликтах, да и в целом в процессе всей жизнедеятельности столь деструктивно – главный вопрос, на который должна дать ответ конфликтология.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Человек
общеславянск., предположительно, от «чело» - верх, возвышенность и «векъ» - сила. Первоначальное значение определяют как «обладающий полной силой, взрослый мужчина») – 1. любой член вида Homo sapiens; 2. любой член этого вида мужского рода; 3. живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; 4. личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств; 5. в России до 1917 г. – дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга; 6. фундаментальная категория философии, являющаяся «смысловым центром практически любой философской системы», человек - это «всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум». По словам Шелера, «человек – это в известном смысле все». В современном натурализме рассматриваются 2 модели человека: а) биологизаторская модель, согласно которой человек – это аналог сложного организма (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.); б) тупиковая модель развития биологических систем, рассматривающая человека как «несостоявшегося животного», обреченного своей биологической неполноценностью на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, философская антропология). Как говорили в свое время некоторые последователи школы И.П.Павлова, «человек- это животное, испорченное второй сигнальной системой». Для экзистенциального подхода характерна актуализация индивидуального человеческого существования в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, внеположенным ему законам и схемам и с приматом абсолютной уникальности и подлинности человеческого бытия (экзистенциализм, феноменология, персонализм). Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте широких социальных связей («в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» - К.Маркс, «человек есть политическое животное» и т.п.). Современная философская ситуация относительно учения о человеке ныне описывается как глубоко кризисная, оказавшаяся совершенно неспособной синтезировать непрерывно растущий объем разноплановых знаний о человеке и создать целостное его представление, по которому только и можно составить окончательное суждение о его ценности для окружающего мира. Главный парадокс современной науки состоит, похоже, в том, что, по мере накопления знания, человек представляется все более загадочным существом, и становится все более очевидным, что от решения именно этой проблемы зависит судьба человеческого сообщества и культуры или, как думают пессимисты, время осуществления апокалиптических пророчеств о конце настоящего цикла цивилизации.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЧЕЛОВЕК
ЧАЛАВЕК / HUMAN– существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели Ч.– это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности Ч., ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже Ч. понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха окончания существования. Попытки дать характеристику Ч. в психологии либо как организма, либо как индивида, либо как личности недостаточны. Ч. объективно выступает в многообразии противоречивых свойств. Важнейшее из них– быть субъектом, т. е. творцом своей истории. Внутри бытия субъект и объект всегда неразрывно связаны, они соотносительны и не существуют друг без друга. Ч. как субъект– это высшая целостность всех его сложных и противоречивых свойств. Такая целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. На новых ступенях развития Ч., его психики, человеческого общества у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии Ч. в целом. Ч. принадлежит одновременно к трем классам явлений. 1. Ч. как природное существо выступает как индивид, организм, как представитель вида гомо сапиенс. Ч. как индивид обладает свойствами, которые обусловлены генетическим или внутриутробным развитием (см. Индивид). 2. Принадлежность Ч. к классу психических явлений проявляется в его непохожести на других, в свойствах личности. Здесь он изучается как индивидуальность и как субъект (см. Индивидуальность и Герменевтика субъекта). 3. На уровне класса социальных явлений Ч. выступает членом общества. Он должен рассматриваться здесь как гражданин, обладатель таких качеств, как ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, гуманизм. Все эти качества в совокупности позволяют судить о его гражданственности. Пока в философии, социальной и психологической литературе гражданственность как социальное свойство человека не обсуждается. Его подменяют понятием «личность». Сама личность рассматривается как объект психологии и социологии, что вызывает дискуссии. Эти дискуссии могли бы стать более продуктивными благодаря дополнительным исследованиям гражданских и психологических свойств человека, их сути, единства и различия. Пока все три класса явлений выступают объектами разных наук: общество– объект исследования общественных наук, психика– объект психологии, природа– объект естественных наук. Изучение психики Ч. как опосредованного звена между обществом и природой требует объединения усилий представителей этих наук, проведения комплексных исследований, на чем неоднократно настаивал Б. Г. Ананьев.
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ЧЕЛОВЕК
субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. В инженерной психологии Ч. рассматривается как личность, как субъект труда, как индивид. Ч. как личность выступает в качестве носителя определенных социальных отношений, характеризуется этими отношениями и их отражением в его сознании и деятельности. В структуре личности выделяются три аспекта анализа или три группы свойств личности. Первый из них — социология личности охватывает совокупность отношений человека к отдельным группам общества, к нормам и ценностям как отдельной группы, так и общества в целом. При социологическом анализе личности в качестве основополагающих выступают понятия ценностей, роли и позиции. Второй аспект личности характеризует совокупность отношений личности в конкретной группе и включает топологию групп. Этот аспект можно назвать социально-психологическим либо аспектом групповых взаимоотношений. И, наконец, третий аспект касается волевых качеств личности, особенностей воли как общего регулятора деятельности Ч. Ч. как субъект труда рассматривается как представитель определенной профессии, возникшей в ходе общественного разделения труда, как носитель совокупности профессиональных качеств и навыков того или иного рода. В этом плане Ч. рассматривается также с точки зрения его роли в общественном производстве, которое представляет собой систему видов частной человеческой деятельности (напр., операторской). Для того чтобы работать в конкретной сфере производства, Ч. должен обладать совокупностью качеств, обеспечивающих выполнение заданной деятельности. Часть из этих качеств может быть изначально присуща Ч. как субъекту труда, другие же могут формироваться в процессе профессиональной подготовки и профессионализации человека. Ч. как индивид рассматривается как биологическое существо, представитель биологического вида Homo sapiens. В этом плане он представляет собой биологическую основу личностных и профессиональных качеств человека. В структуре Ч. как индивида можно выделить две группы свойств: 1)свойства систем человека, обусловливающих физические качества индивида; 2) свойства систем человека, регулирующих его поведение во внешней среде. Среди этой группы свойств особое значение имеют свойства нервной системы и в особенности высшей нервной деятельности человека. При рассмотрении Ч. как индивида важное значение имеет также проблема индивидуальных различий между людьми. При их изучении существуют два основных подхода — аналитический и синтетический. Рассмотренные три аспекта изучения и описания Ч. существенны для понимания деятельности оператора в СЧМ. Поэтому совокупность понятий, характеризующих оператора, должна охватывать его личностные, профессиональные и индивидуальные особенности. Иными словами, как отмечал Б. Ф. Ломов, настоятельной необходимостью при решении задач инженерной психологии являются рассмотрение Ч. не просто как оператора, а прежде всего изучение и рассмотрение оператора как Ч. с учетом совокупности всех его свойств. Своеобразие конкретного Ч. как индивида, личности и субъекта труда характеризует его индивидуальность, которая, как отмечал Б. Г. Ананьев, «может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют определенные свойства человека как индивида».
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г