СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА: НАДЕЖНОСТЬ

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Найдено 2 определения термина СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК-МАШИНА"

англ. man-machine system) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син. Антропотехническая система.

С. "ч.-м." - одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»

СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности. В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек—техника», «система «оператор—машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек—машина—среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Мотивация оператора и производительность человеко-машинных систем

Петренко Надежда Владимировна
Представлен новый подход к изучению человеко-машинных систем. Рассмотрены взаимодействие человека-оператора с технической подсистемой на основе проявляемых психофизиологических и психотехнологических свойств в составе ЧМС; особое развитие и трансформация мотивации оператора в процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности. Сделаны выводы о повышении производительности ЧМС и МТА в целом на основе дифференцированного подхода к управлению мотивационными свойствами различных групп операторов ЧМС.
Скачать PDF

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

Субботский Евгений Васильевич
Автор ищет ответ на вопрос, каким образом вера в магию может сосуществовать с верой в науку в сознании рационального образованного человека? Рассматриваются эксперименты, проверяющие гипотезу о том, что вера в магию выживает в рациональном сознании посредством ухода в бессознательное. Проанализированы теоретические и практические следствия существования бессознательной веры в магию у современных образованных людей.
Скачать PDF

Интерес студентов инженерно-педагогического факультета к изучению предмета «Детали машин»

Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна
Интерес к учебному предмету формируется в процессе его изучения и превращается в сильный мотивационный фактор. В статье анализируются результаты эмпирического исследования факторов формирования интереса к предмету «Детали машин», дается оценка реального уровня сформированности этого интереса, и раскрываются механизмы его формирования в учебном процессе.
Скачать PDF

Доверие к технике в представлении машинистов локомотивов

Акимова Анна Юрьевна
Изучается феномен доверия к технике. Обсуждаются представления машинистов локомотивов о понятиях «техника» и «доверие к технике». Выделены компоненты изучаемого феномена: компетентность, надежность, предсказуемость, единство. Показано, что доверие к технике является психологическим отношением, проявляется в условиях неопределенности, является регулятором профессионального поведения.
Скачать PDF

Исследование социального интеллекта студентов машиностроительного техникума

Камалова А.М.
Социальная реальность сегодняшнего дня выдвинула на передовые позиции профессии, требующие от людей предприимчивости, инициативности и социальной компетентности. Разные подгруппы студентов машиностроительного техникума в зависимости от специальности имеют различные показатели социального интеллекта.
Скачать PDF

Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожног

Копытенкова Ольга Ивановна, Алиев Обиджон Туйчиевич
В статье приведены примеры современных психофизиологических методик для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта. Более того, рассмотрены методики профотбора перед выходом локомотивных бригад в рейс. Выявлено что медицинское обследование локомотивных бригад до сих пор неупорядоченно в нормативных документах ОАО «РЖД». Предложено что построения современных медицинских комплексов в самом депо будет способствовать быстрому восстановлению локомотивных бригад после сменного рейса. Для этого рекомендуется сделать следующие шаги: обеспечить сохранение здоровья и высокого уровня работоспособности машинистов железнодорожного транспорта в условиях движения, при этом учесть, что бы их обследовали путем обследования функционального состояния центральной нервной системы, разработать психофизиологические тренажеры для восстановление машинистов после рейса, организовать постоянной контроль психофизиологического состояния машинистов методами оценки психофизиологического состояния, включающим в себя определение концентрации внимания и степени развития стресса, необходимо организовать периодическое тестирование для выявления допатологических (предпатологических) состояний машиниста, создать комплексы коррекционных мероприятий для профилактики показателей психофизиологической пригодности работников локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья, и обеспечить безопасность движения в целом и т.п. В результате чего, мы добьемся улучшение качества жизни локомотивных бригад, а также повышение степени удовлетворенности работой.
Скачать PDF

Индивидуально-психологические особенности машинистов железнодорожного транспорта различных возрастны

Бугаева Виктория Михайловна, Костецкий Валерий Эдуардович, Бугаев Леонид Анатольевич, Коренюгина Татьяна Юрьевна, Диденко Ирина Валерьевна, Диденко Антон Александрович
В работе представлены результаты исследования некоторых индивидуальных психологических характеристик машинистов железнодорожного транспорта в возрастных группах 25-34 и 35-45 лет. Выявлен ряд различий между двумя возрастными группами, связанных как с особенностями индивидуально-психологической сферы, так и в психофизиологических особенностями. Особенности возрастных психологических различий можно объяснить через возрастные особенности представителей каждой группы; психофизиологические особенности межвозрастных различий могут отражать выработанные в ходе длительной профессиональной деятельности особенности. Выработанные адаптивные стратегии, сознательно или бессознательно отобранные в ходе длительного выполнения монотонной деятельности и деятельности внутри малых социальных групп (бригад машинистов) позволяют, с одной стороны, более качественно выполнять свои профессиональные обязанности, с другой - избегать пагубного влияния стрессогенной ситуации во время работы. Можно предполагать, что состав машинистов возрастной категории 35-45 лет является результатом естественного отбора, когда не справившиеся с данным видом деятельности попросту увольняются или переходят на иные виды профессий
Скачать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!