англ. man-machine system) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син. Антропотехническая система.
С. "ч.-м." - одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения.
СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА
СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК-МАШИНА"
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Система "человек-машина"
одно из основных понятий, используемых в инженерной психологии и эргономике. Позволяет сформулировать несколько положений, которые используются при проектировании человеко-машинных систем и производственном обучении:
Человек (группа) выступает субъектом управления машиной и обеспечивается информацией, необходимой для эффективного управления.
Поскольку вес информационной составляющей в таком управлении велик, в этом взаимодействии человек характеризуется как оператор.
В процессе управления машиной оператор:
осуществляет специальную работу, направленную на прием, переработку и трансформацию информации в управляющее воздействие (принятие решения по поводу управления машиной);
реализует принятое решение;
контролирует исполнение.
Деятельность оператора обеспечивается информационной моделью, представляющей состояние управляемого объекта на средствах отображения информации.
В настоящее время при проектировании С. ч.-м. все больше расширяется спектр требований, основанных на жизненных интересах человека (к примеру, эстетические характеристики, творческие возможности, средства релаксации и т. п.). Особенно эти тенденции представлены при проектировании систем «человек— компьютер».
Литература
Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
Человек (группа) выступает субъектом управления машиной и обеспечивается информацией, необходимой для эффективного управления.
Поскольку вес информационной составляющей в таком управлении велик, в этом взаимодействии человек характеризуется как оператор.
В процессе управления машиной оператор:
осуществляет специальную работу, направленную на прием, переработку и трансформацию информации в управляющее воздействие (принятие решения по поводу управления машиной);
реализует принятое решение;
контролирует исполнение.
Деятельность оператора обеспечивается информационной моделью, представляющей состояние управляемого объекта на средствах отображения информации.
В настоящее время при проектировании С. ч.-м. все больше расширяется спектр требований, основанных на жизненных интересах человека (к примеру, эстетические характеристики, творческие возможности, средства релаксации и т. п.). Особенно эти тенденции представлены при проектировании систем «человек— компьютер».
Литература
Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»
СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности. В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек—техника», «система «оператор—машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек—машина—среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.