СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Найдено 2 определения термина СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»

СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности. В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек—техника», «система «оператор—машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек—машина—среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК-МАШИНА"

англ. man-machine system) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син. Антропотехническая система.

С. "ч.-м." - одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Мотивация оператора и производительность человеко-машинных систем

Петренко Надежда Владимировна
Представлен новый подход к изучению человеко-машинных систем.
Читать PDF

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы машинистов локомотивов

Корженевская Е. Р., Севериновская Е. В.
With the help of daily monitoring of blood pressure we assessed the state of the cardiovascular system of foot-platemen of the Prydniprovsk railway Pjatykhatky Depot.
Читать PDF

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы машинистов локомотивов

Корженевская Е. Р., Севериновская Е. В.
With the help of daily monitoring of blood pressure we assessed the state of the cardiovascular system of foot-platemen of the Prydniprovsk railway Pjatykhatky Depot.
Читать PDF

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

Субботский Евгений Васильевич
Автор ищет ответ на вопрос, каким образом вера в магию может сосуществовать с верой в науку в сознании рационального образованного человека?
Читать PDF

Интерес студентов инженерно-педагогического факультета к изучению предмета «Детали машин»

Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна
Интерес к учебному предмету формируется в процессе его изучения и превращается в сильный мотивационный фактор.
Читать PDF

Доверие к технике в представлении машинистов локомотивов

Акимова Анна Юрьевна
Изучается феномен доверия к технике. Обсуждаются представления машинистов локомотивов о понятиях «техника» и «доверие к технике».
Читать PDF

Исследование социального интеллекта студентов машиностроительного техникума

Камалова А.М.
Социальная реальность сегодняшнего дня выдвинула на передовые позиции профессии, требующие от людей предприимчивости, инициативности и социальной компетентности.
Читать PDF

Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожног

Копытенкова Ольга Ивановна, Алиев Обиджон Туйчиевич
В статье приведены примеры современных психофизиологических методик для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта.
Читать PDF

Индивидуально-психологические особенности машинистов железнодорожного транспорта различных возрастны

Бугаева Виктория Михайловна, Костецкий Валерий Эдуардович, Бугаев Леонид Анатольевич, Коренюгина Татьяна Юрьевна, Диденко Ирина Валерьевна, Диденко Антон Александрович
В работе представлены результаты исследования некоторых индивидуальных психологических характеристик машинистов железнодорожного транспорта в возрастных группах 25-34 и 35-45 лет.
Читать PDF

Компетентностная технология инженерно-графической подготовки студентов машиностроительных специально

Пузанкова А.Б.
Рассматриваются теоретико-методологические основы проектирования и реализации педагогической системы формирования профессиональных инженерно-графических компетенций у студентов машиностроительного про
Читать PDF

Опыт создания и применения мультимедийных пособий по курсу «Транспортные машины» для студентов горны

Носенко С.И., Черных С.И., Антипов Ю.В.
Читать PDF

Опыт создания и применения мультимедийных пособий по курсу «Транспортные машины» для студентов горны

Носенко С.И., Черных С.И., Антипов Ю.В.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!