ЛИДЕР

Предыдущий термин:
ЛИДДЛА СИНДРОМ

Следующий термин:
ЛИДЕР ГРУППЫ

Содержание:

Найдено 13 определений термина ЛИДЕР

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Лидер

Член группы, за которым она признает (или вынуждена признавать) право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Успех Л. во многом определяется восприятием и признанием членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств.

Оцените определение:

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ЛИДЕР

член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи; индивид, обладающий способностью психологически воздействовать на других в целях интеграции совместной активности и/или деятельности; статус ведущего члена группы, обладающего фактической властью над другими ее участниками, получаемый его обладателем в процессе и результате отношений в малой группе. (Косолапов Н.А., с.103)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

ЛИДЕР

англ. leader - ведущий) - член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ЛИДЕР

— признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с

принятием им решения в определенных ситуациях.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Лидер

человек, который может сделать так, чтобы остальные убеж¬денно и с энтузиазмом совершали верные действия.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь, 2003 г

ЛИДЕР

член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, - решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:

1) по содержанию деятельности - лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель;

2) по характеру деятельности - лидер универсальный и лидер ситуативный;

3) по направленности деятельности - лидер эмоциональный и лидер деловой, и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер - не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем развития группового.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЛИДЕР

Любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. Обычно добавляется прилагательное, характеризующее вид, рассматриваемого лидера или лидерства.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Лидер

англ. leader — ведущий] — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т.д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции Л. и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего Л. в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества. В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции Л. и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций Л. и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная "подпитка" властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти. А.В. Петровский, М.Ю. Кондратьев

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

ЛИДЕР

от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л. – вдохновитель и Л. – исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. играет важную роль в урегулировании конфликтов в организации. Во-первых, от его индивидуальных особенностей зависит количество и содержание конфликтов, возникающих у него с окружающими. Во-вторых, Л. влияет на социально-психологический климат в коллективе и тем самым на конфликтность взаимоотношений. В-третьих, Л. чаще других участвует в урегулировании проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях др. членов группы.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

ЛИДЕР

от англ. leader — ведущий) — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Л. является наиболее авторитетной личностью, реально играющей центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Л. может быть одновременно руководителем группы, а может им и не быть. Очень часто понятия «Л.» и «руководитель» отождествляются, что является неправомерным. Основные различия между ними сводятся к следующему. 1) Руководитель назначается официально, а Л. выдвигается неофициально, стихийно. 2) Руководителю законом даны определенные права и полномочия, Л. не обладает системой установленных законом санкций, используя которые, он мог бы воздействовать на ведомых. 3) Руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами, Л. ограничен в сфере своей деятельности в основном рамками внутригрупповых отношений. 4) Руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел в группе и результаты ее деятельности, Л. никакой персональной ответственности за плохую работу группы или за то, что в ней происходит, перед законом не несет. Признаком хорошей организации группы является совмещение роли Л. и руководителя в одном лице. Если же этого не наблюдается, то взаимоотношения между ними в зависимости от уровня группового развития могут как способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы, так и приобретать конфликтный характер.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Лидер

член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Лидер

англ. leader - ведущий, руководитель) - любой индивид, занимающий позицию доминирования, имеет власть или определяющее влияние в социальной группе. Термин обычно уточняется прилагательным, характеризующим вид рассматриваемого лидера или лидерства. В тех нередких случаях, когда это уточнение опускается, термин может использоваться в манипулятивных целях, при этом эксплуатируются такие коннотации термина, как «самый активный», «наиболее компетентный и ответственный», «обладающий качествами руководителя», «знающий все лучше других», «альфа-самец» и т.п.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

лидер

(от англ. leader – ведущий) – член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации л.: 1) по содержанию деятельности (л.организатор, л.программист, л.исполнитель); 2) по сфере проявления активности (л. универсальный, л.ситуативный); 3) по направленности деятельности (эмоциональный л., деловой л.) и т.д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 3

Организационный лидер посткризисного периода

Базаров Тахир Юсупович, Шевченко Юрий Сергеевич
В статье рассматриваются психологические вызовы, с которыми столкнулись лидеры современных организаций. Социальный контекст анализируется сквозь призму изменений, связанных с развитием информационных технологий. С развитием гуманистических ценностей человек стал более свободен в своих проявлениях. Он может выбирать поведение, ориентируясь на окружающую ситуацию. Но там, где остаются неопределенными критерии принятия решения, появляется проблема выбора. Отмечаются, что особенностями современной социальной ситуации являются: виртуализация, множественная идентичность и тотальная погруженность во внешнюю социально-коммуникативную среду. Отсутствие универсальных целостностей в современном мире приводит к отсутствию у человека самотождественности. Повседневная реальность способствует легкости смены ролей и соответствующих идентичностей. Толерантность к неопределенности становится важным качеством, позволяющим преодолеть «разорванность»,«фрагментарность» социального мира. В качестве направления, позволяющего лидеру эффективно адаптироваться к условиям изменений, предлагается развитие таких качеств личности, как конструктивное воображение, сверх-произвольное внимание и управляемая воля. В кризисной ситуации лидеру важно обновить существующий и построить новый, более надежный мост между прошлым и будущим. Необходимо порождать более осмысленные, более стратегические, более целеустремленные, более гибкие, более рациональные и актуальные жизненные замыслы программы достижения и избегания. Особенностями проявления «лидерского видения» в посткризисный период представляются: саморегуляция, интеграция разума и интуиции, готовность к выбору в равновероятных условиях.
Скачать PDF

Лидер преобразований и способность извлечь выгоду из кризисной ситуации

Михайлова Ц.
В этой статье рассматриваются способности лидера в условиях кризиса. Лидерство является неотъемлемой частью эффективного управления. Каждый менеджер должен быть лидером, но не каждый лидер является менеджером. Лидерство связано с достижением целей таким образом, чтобы исполнители их воспринимали как свои собственные. Для того чтобы преуспеть, необходимо иметь четкое представление о желаемых будущих результатах, быть способным оказывать влияние и мотивировать людей. Определенные личные качества и навыки формируют хорошего лидера чем больше он ими обладает, тем ярче его лидерство. Лидер должен заботиться о каждом члене своей команды. Благодаря своим организационным способностям, он должен обеспечить возможность каждому члену своей команды активно участвовать в совместной деятельности. Лидер никогда не допускает и мысли о возможном провале и оптимизм ясно виден в его поведении. Поэтому лидер в группе имеет большой авторитет и влияет на мышление, настроение и поведение своих сотрудников. Во время кризиса группа сталкивается с необходимостью выполнения срочных перемен. Тест на лидерство особенно велик. Чтобы выжить, организация «бюрократ» должна уступить лидеру перемен, особая сила которого состоит в способности извлечь выгоду из ситуации кризиса, усиленную структурными изменениями в организации.
Скачать PDF

Новый лидер и «Старая гвардия» (учебный кейс)

Замулин Андрей Леонидович
Кейс представляет собой описание кризисной ситуации, связанной с вхождением нового генерального директора в должность. Ключевые сотрудники организации (комплекса, состоящего из отеля и бизнес-центра) встретили нового руководителя настороженно, через некоторое время между ними началась открытая конфронтация. Перед собственником встала проблема выбора новый директор или старый коллектив? Кейс может быть использован при изучении таких вопросов, как личность лидера, стиль лидерства, внедрение регулярного менеджмента, власть в организации, конфликт, корпоративная культура.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!