ДЕТСТВО

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕТСТВО
Обычно период между грудным возрастом и пубертатным периодом. См. здесь ребенок.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДЕТСТВО
термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДЕТСТВО
период жизни человека от рождения до 16—17 лет приблизительно. См. периодизация возрастного развития.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Детство
этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Детство
Период онтогенетического развития индивида от момента рождения до непосредственного включения во взрослую жизнь во всей полноте социальных, экономических и др. установок. Согласно международной Конвенции о правах ребенка, он признается таковым до возраста 18 лет (в особых случаях – и позже).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Детство
Категория. Этап онтогенетического развития индивида от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь.
Специфика. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды:
- младенчество,
- раннее детство,
- дошкольный возраст,
- младший школьный возраст.
Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Детство
Период человеческой жизни между 0 и 14-ю годами. Различают: период от рождения до 15-го дня; период кормления грудью матери - до конца 11-12-го месяцев; период маленького ребенка - от 2 до 4 лет; период дошкольного возраста - от 4 до 7 лет; период школьного возраста - от 7 до 14 лет. Затем пубертатный возраст - от 14 до 18 лет, который, строго говоря, не входит в период детства. Еще с периода детства начинаются (или устанавливаются) некоторые психические заболевания или отдельные их симптомы: олигофрения, эпилепсия, психопатии, невротические расстройства и пр.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ДЕТСТВО
термин, используемый для обозначения начальных периодов онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, Д. охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет) и младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет).
Со временная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности (А.В. Запорожец и др.). Каждый из периодов Д. имеет так же важное значение в развитии психомоторики ребенка (см. также Возраст)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ДЕТСТВО
англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы Д. изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.
До XIX в. Д. находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании Д. было открыто Ж.-Ж. Руссо и нем. романтиками "штурма и натиска" (напр., Гете), впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX - и особенно в XX в.) Д. становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).
В психологии Д. обычно разделяется на след. периоды: младенческий возраст (0-1 г.), ранний возраст (1-3 лет), дошкольный возраст (3-6/7) и младший школьный возраст (6/7-11/12). В современной цивилизации Д. отделено от взрослости специальными переходными периодами - подростковым возрастом и юношеским возрастом. См. Возраст. (А. В. Толстых.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДЕТСТВО
термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, Д. охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольный возраст (3 года – 6–7 лет) и младший школьный возраст (6–7 – 10–11 лет). Исследования психологов (П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др.) и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению господствовавших долгое время представлений о Д. как «натуральной стадии», обладающей некими «универсальными» для всех времен и народов свойствами. Показано, что, будучи социокультурным феноменом, Д. носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция Д., состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие Д. На характер и содержание отдельных периодов Д. также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в к–ром растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ДЕТСТВО

En.: Childhood
1. Ребенок сильнее, чем взрослый, бывает поглощен игрой своего воображения, он постоянно как бы забавляется этим. Поэтому малоопытные гипнотерапевты часто считают, что потерпели с ребенком неудачу, так как тот во время гипноза оставался подвижным и способным к общению. На самом деле результаты часто бывают позитивными и неожиданными.
Часто спрашивают, с какого возраста можно применять гипноз. Правильнее было бы сформулировать вопрос по-другому: что именно подходит для ребенка данного возраста? Добиться внимания самых маленьких можно, например, с помощью кукольного театра. Более старших детей можно спросить, какой мультфильм у них самый любимый, и постараться сделать так, чтобы они снова увидели его в своем воображении, или еще лучше, чтобы они представили себе, что смотрят телевизионные программы, которые никогда не видели В это время они будут слушать слова терапевта с должной мерой рассеянности. Гипноз для детей - это главным образом вопрос творчества и изобретательности. (О работе с детьми см. Lehrer & Booth, 1990.)
Эриксон приводил исполненные юмора примеры, в которых показывал, как он вызывал гипноз у детей, которых совсем не знал. (См. Письма Милтона Эриксона к Андре Вайтценхофферу за 1961 г., приведенные в книге Erickson & Rossi, 1981.)
2. Чтобы способствовать наступлению гипноза у взрослого, часто приходится обращаться к его детству.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ДЕТСТВО
термин, означающий начальные периоды онтогенеза - от рождения до возраста подросткового (в расширенном смысле - до появления возможности включения во взрослую жизнь). Согласно принятой периодизации, детство охватывает:
1) младенчество - от рождения до одного года;
2) детство раннее - от 1 до 3 лет;
3) возраст дошкольный - от 4 до 6-7 лет;
4) возраст школьный младший - от 6-7 до 10-11 лет. Детство сменяют отрочество и юность, кои предшествуют периоду социальной зрелости. Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению долго господствовавших представлений о детстве как о "натуральной стадии", обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показано, что, как социокультурный феномен, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду; она определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного воспитания: по мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Детство
термин, обозначающий начальные этапы онтогенеза; период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т.е. до 11-12 лет. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и заняло значительный исторический период. В середине XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо был провозглашен знаменитый тезис о том, что «ребенок не есть маленький взрослый», однако его содержательное раскрытие стало возможным значительно позже и было связано с началом систематических наблюдений за ходом детского развития (Ч. Дарвин, В. Прейер), появлением различных методов исследования психики ребенка (3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.), а также с активным проникновением в психологию идей культурно-исторического развития (Л.С. Выготский). Данные этнографических, социологических и психологических исследований развития детей в обществах различного типа способствовали преодолению господствовавших на протяжении многих веков представлений о детстве как «натуральной стадии», обладающей некими «универсальными» для всех времен и народов свойствами, а также отказу от необоснованного уподобления детства человеческого ребенка детству животных. Значительный вклад в накопление фактических сведений о своеобразии развития детей, растущих в различных культурах и обособленных этнических группах, принадлежит представителям школы культур ной антропологии (М. Мид, R. Benedict и др.). С середины XX в. эта линия исследований получила мощное развитие в рамках кросс-культурного направления в психологии. Сравнительное изучение разных сторон развития детей из многих стран мира принесло богатейший материал, показывающий сложную взаимообусловленность социально-экономических и экологических факторов жизни общества, с одной стороны, особенностей практикуемых в нем форм семейного и общественного воспитания, с другой, и своеобразия черт психики, личности, характерных для представителей данного общества, с третьей (Э. Эриксон, P. Aries, J. Whiting, M. Ainsworth и др.). В отечественной науке мысль об историческом происхождении и развитии детства впервые прозвучала в 30-х годах нашего столетия в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Позднее появились работы, убедительно показывающие, что, будучи социокультурным, а не чисто биологическим феноменом, Д. имеет свою историю и носит конкретно-исторический характер (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Кон). Это значит, что различные типы общества имеют и разные типы Д., с неодинаковой длительностью и числом «ступенек» возрастной «лестницы», а главное, с разным содержанием процессов формирования психики ребенка, его личностных особенностей. Основная социальная функция Д. состоит в подготовке подрастающего поколения к взрослой, самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. В конечном счете, именно уровень социально-экономического и культурного развития общества определяет специфику возрастной дифференциации детства, его продолжительность и качественное своеобразие. Одной из наиболее ярких иллюстраций этого может служить значительное удлинение и качественное изменение Д., произошедшее в последние полтора столетия в промышленно развитых странах. Если в XIX в. дети крестьян, как правило, не имели школьного периода Д., начиная вести практически взрослую трудовую жизнь в шесть-восемь лет, то в сегодняшнем обществе вступление молодого человека в самостоятельную жизнь нередко сдвигается на начало, а то и середину третьего десятка жизни. Столь значительные изменения в сроках наступления социально-психологической взрослости индивида происходили по мере возникновения новых по своим функциям этапов онтогенетического развития: младшего школьного, подросткового возрастов и юности, которые, как показывают кросс-культурные исследования, имеют место не в любом обществе, а только в индустриально высокоразвитых странах. На основе разнообразного этнографического и антропологического материала Д.Б. Эльконин реконструировал процессы эволюции Д. на ранних этапах истории человечества, показав, в частности, условия возникновения таких ступеней онтогенеза, как период игр-упражнений и период ролевой игры. При этом важнейшей, с психологической точки зрения, стороной преобразования детской жизни было изменение места ребенка в системе общественного разделения труда, а вместе с ним — и всего характера взаимоотношений с другими членами семьи и общества. Таким образом, культурно-исторический подход к анализу современного Д. позволяет рассматривать его как результат сложного развития, идущего по линии структурной дифференциации и обогащения социальнопсихологических функций. Примечательно, что новые возрастные этапы не обязательно «добавляются» к уже существующим, но могут «вклиниваться» между ранее оформившимися возрастными ступенями. На характер и содержание отдельных периодов Д. оказывают влияние также конкретные социальноэкономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, его принадлежность к тому или иному социальному классу, принятая система общественного воспитания. Центральное психологическое содержание Д. как начального и наиболее ответственного отрезка онтогенеза по-разному рассматривается представителями разных теоретических направлений (бихевиоризм, фрейдизм и др.). В отечественной психологии наиболее принята точка зрения, согласно которой внутри последовательно сменяющих друг друга на разных стадиях онтогенеза видов детской деятельности (общения, предметных манипуляций, игры, учения и др.) происходит воспроизведение (присвоение)ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Этот процесс лежит в основе формирования индивидуальной системы способностей и потребностей ребенка, его целостной личности. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное», по выражению А.В. Запорожца, значение для развития фактически всех сторон человеческой психики и личности. В осознании данного положения большую роль сыграло исследование влияния ранней психической депривации (частичного или полного лишения ребенка необходимых условий) на ход последующего развития (Н.М. Щелованов, J. Bowlby, R. Spitz и др.), а также открытие сензитивных периодов Д. — особых временных отрезков онтогенеза, характеризующихся повышенной чувствительностью развивающегося индивида к определенного рода воздействиям, а также оптимальными возможностями формирования тех или иных способностей. К настоящему времени накоплены серьезные факты, свидетельствующие о том, что не только условия грубой депривации в детском возрасте накладывают на формирующуюся психику, личность свой неизгладимый отпечаток, но и многие весьма тонкие особенности эмоциональных взаимоотношений ребенка с близкими людьми (например, степень эмоционального принятия малыша матерью, ее чуткость и многие другие качества). Точно так же и возможности для активного общения и взаимодействия самого ребенка с окружающим миром и начинающее формироваться уже в младенчестве представление о себе (образ Я) оказывают глубокое влияние на все последующие этапы становления его психики, личности в целом. В зависимости от степени соответствия оптимальным возрастным вариантам развития они могут как нести в себе опасность последующих нарушений, так и служить прочной основой процесса становления здоровой и творческой личности. Организация контроля за полноценностью условий и ходом психического развития в детском возрасте составляет важнейшую практическую задачу психологии развития. Г. В. Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 12

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Общение: онтогенез-дошкольное детство

    При характеристике развития ребенка в первый год жизни в кач. ведущей деятельности называют непосредственно-эмоциональное. О. со взрослым. Благодаря близкому эмоциональному контакту в процессе О
  • РАННЕЕ ДЕТСТВО

    Определение стадии раннего детства зависит от того, кто дает это определение. Согласно закону, раннее детство (несовершеннолетие) рассматривается как возраст до 18 или 21 года; в психологии обычно у
  • Среднее детство

    middle childhood) С. д. - это хронологический период детства, примерно с 6 до 11 - 12 лет, в течение к-рого дети приобретают важные знания и умения. Физическое развитие. Средний североамериканский ребенок в 6 лет
  • Амнезия детства

    феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.
  • Этнография детства

    греч. ethnos — народ + grapho — пишу] — междисциплинарная область исследования на стыке культурологии, социологии и психологии, изучающая особенности культуры, быта и методов воспитания ребенка у разли
  • Охрана материнства и детства

    Система государственных, общественных, медицинских и социальных мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка и создающих правовые, социальные и материальные условия для нормального и
  • ШИЗОИДНОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕТСТВА ИЛИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

    вариант шизоидного личностного расстройства, обнаруживающийся в детстком или подростковом возрасте.
  • ИНВАЛИД ДЕТСТВА

    лицо, признанное инвалидом до 16-летнего возраста.
  • ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА ДЕТСТВА ИЛИ ЮНОСТИ

    общее название психических расстройств, характеризующихся преобладанием необоснованной, «идиопатической» тревоги.
  • Предметная среда детства развивающая

    система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единст
  • Психодиагностика раннего детства

    совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). В раннем детстве контроль соответствия нормам психиче
  • ШИЗОФРЕНИЯ ДЕТСТВА

    Шизофрения, возникающая в детстве. Многие специалисты сомневаются относительно того, является ли это действительно классом расстройств, отличным от любого из нескольких другие, возникающих в дет
  • КОМПЛЕКС ДЕТСТВА

    (лат. complexus — объединение, связь) Означает готовность и умение взрослого человека осознанно вызывать чувства и ощущения, характерные для детского возраста.
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ И ВНИМАНИЯ В ДЕТСТВЕ ПРОСТОЕ

    случаи, при которых основными симптомами являются крат кие провалы внимания, отвлекаемость и гиперактивность, составляющие гиперкинетический синдром, без значительного нарушения поведения или
  • Олигофрении в результате перенесенных в раннем детстве менингитов и энцефалитов

    Помимо специальных возбудителей (менингококк, вирусы весеннелетнего, осеннего и других энцефалитов), поражения мозга и оболочек могут наблюдаться при многих инфекционных заболеваниях: гриппе, к
  • Поедание несъедобного в младенчестве и детстве

    А. Постоянное или периодически повторяющееся поедание несъедобных веществ с частотой не реже 2 раз в неделю. Б. Продолжительность не менее 1 месяца (в некоторых целях исследователи могут предпочес
  • НАРУШЕНИЕ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСТВЕ

    Совершенно буквально, нарушение тендерной идентичности, впервые обнаруживаемое в Детстве. В некоторых классификациях это не рассматривается как отдель-н°е расстройство. В качестве аргумента выд
  • ИЗБЕГАНИЯ, РАССТРОЙСТВО В ДЕТСТВЕ ИЛИ ЮНОСТИ

    проявление тревожного расстройства в виде стеснительности, стыдливости, сенситивности, смущения, которые могут ограничивать контакты до степени, мешающей нормальному социальному взаимодействи
  • ПОЛО-РОЛЕВОЕ НАРУШЕНИЕ В ДЕТСТВЕ

    См. нарушение тендерной идентичности в детстве.
  • Обучение в раннем детстве

    early childhood education) Когда говорят об О. в р. д., то имеют в виду либо ясельные, либо дошкольные программы, и чаще всего речь идет о детях в возрасте от 3 до 5 лет. Однако в нек-рых дискуссиях по этому вопросу о