ДЕТСТВО
Обычно период между грудным возрастом и пубертатным периодом. См. здесь ребенок.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ДЕТСТВО
термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ДЕТСТВО
период жизни человека от рождения до 16—17 лет приблизительно. См. периодизация возрастного развития.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Детство
этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Детство
Период онтогенетического развития индивида от момента рождения до непосредственного включения во взрослую жизнь во всей полноте социальных, экономических и др. установок. Согласно международной Конвенции о правах ребенка, он признается таковым до возраста 18 лет (в особых случаях – и позже).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Детство
Категория. Этап онтогенетического развития индивида от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь.
Специфика. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды:
- младенчество,
- раннее детство,
- дошкольный возраст,
- младший школьный возраст.
Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Детство
Период человеческой жизни между 0 и 14-ю годами. Различают: период от рождения до 15-го дня; период кормления грудью матери - до конца 11-12-го месяцев; период маленького ребенка - от 2 до 4 лет; период дошкольного возраста - от 4 до 7 лет; период школьного возраста - от 7 до 14 лет. Затем пубертатный возраст - от 14 до 18 лет, который, строго говоря, не входит в период детства. Еще с периода детства начинаются (или устанавливаются) некоторые психические заболевания или отдельные их симптомы: олигофрения, эпилепсия, психопатии, невротические расстройства и пр.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ДЕТСТВО
термин, используемый для обозначения начальных периодов онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, Д. охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет) и младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет).
Со временная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности (А.В. Запорожец и др.). Каждый из периодов Д. имеет так же важное значение в развитии психомоторики ребенка (см. также Возраст)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ДЕТСТВО
англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы Д. изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.
До XIX в. Д. находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании Д. было открыто Ж.-Ж. Руссо и нем. романтиками "штурма и натиска" (напр., Гете), впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX - и особенно в XX в.) Д. становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).
В психологии Д. обычно разделяется на след. периоды: младенческий возраст (0-1 г.), ранний возраст (1-3 лет), дошкольный возраст (3-6/7) и младший школьный возраст (6/7-11/12). В современной цивилизации Д. отделено от взрослости специальными переходными периодами - подростковым возрастом и юношеским возрастом. См. Возраст. (А. В. Толстых.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ДЕТСТВО
термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, Д. охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольный возраст (3 года – 6–7 лет) и младший школьный возраст (6–7 – 10–11 лет). Исследования психологов (П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др.) и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению господствовавших долгое время представлений о Д. как «натуральной стадии», обладающей некими «универсальными» для всех времен и народов свойствами. Показано, что, будучи социокультурным феноменом, Д. носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция Д., состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие Д. На характер и содержание отдельных периодов Д. также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в к–ром растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ДЕТСТВО
En.: Childhood
1. Ребенок сильнее, чем взрослый, бывает поглощен игрой своего воображения, он постоянно как бы забавляется этим. Поэтому малоопытные гипнотерапевты часто считают, что потерпели с ребенком неудачу, так как тот во время гипноза оставался подвижным и способным к общению. На самом деле результаты часто бывают позитивными и неожиданными.
Часто спрашивают, с какого возраста можно применять гипноз. Правильнее было бы сформулировать вопрос по-другому: что именно подходит для ребенка данного возраста? Добиться внимания самых маленьких можно, например, с помощью кукольного театра. Более старших детей можно спросить, какой мультфильм у них самый любимый, и постараться сделать так, чтобы они снова увидели его в своем воображении, или еще лучше, чтобы они представили себе, что смотрят телевизионные программы, которые никогда не видели В это время они будут слушать слова терапевта с должной мерой рассеянности. Гипноз для детей - это главным образом вопрос творчества и изобретательности. (О работе с детьми см. Lehrer & Booth, 1990.)
Эриксон приводил исполненные юмора примеры, в которых показывал, как он вызывал гипноз у детей, которых совсем не знал. (См. Письма Милтона Эриксона к Андре Вайтценхофферу за 1961 г., приведенные в книге Erickson & Rossi, 1981.)
2. Чтобы способствовать наступлению гипноза у взрослого, часто приходится обращаться к его детству.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ДЕТСТВО
термин, означающий начальные периоды онтогенеза - от рождения до возраста подросткового (в расширенном смысле - до появления возможности включения во взрослую жизнь). Согласно принятой периодизации, детство охватывает:
1) младенчество - от рождения до одного года;
2) детство раннее - от 1 до 3 лет;
3) возраст дошкольный - от 4 до 6-7 лет;
4) возраст школьный младший - от 6-7 до 10-11 лет. Детство сменяют отрочество и юность, кои предшествуют периоду социальной зрелости. Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению долго господствовавших представлений о детстве как о "натуральной стадии", обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показано, что, как социокультурный феномен, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду; она определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного воспитания: по мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ДЕТСТВО
ДЗЯЦІНСТВА / CHILDHOOD– возрастной этап развития человека, начальные периоды онтогенеза, характеризующиеся интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Изучением Д. занимается детская психология как отрасль возрастной психологии (Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Л. И. Божович, А. В. Петровский, А. В. Запорожец и др.). В детской психологии как самостоятельные объекты исследования изучаются психология дошкольника, младшего школьника, подростка и т. д. Согласно возрастной периодизации, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), преддошкольное детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6– 10 лет), подростковый возраст (10–15 лет), юность (1-й период– 15–17 лет; 2-й период– 17–21 год). Детская психология– учение о периодах детского развития, их сменяемости и, главное, о тех сложных проблемах психического развития, которые происходят в процессе перехода от одного этапа к другому. Проблематику детской психологии изучали такие известные психологи, ученые, как Л. С. Выготский, А. Валлон, П. Я. Гальперин, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и др. Вплоть до конца ХIХ в. специфика этапов возрастного развития не выделялась как отдельная область научного изучения, к ребенку относились как к «маленькому взрослому», который отличается от взрослого лишь физической незрелостью и малым опытом. Такое положение ребенка в обществе снижало его статус как личности. За детьми не признавалось право на автономное существование, им отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение. В конце ХIХ в. под влиянием теории Ч. Дарвина стала формироваться возрастная психология и ее направления. Основным постулатом этого периода развития психологического знания стало положение о том, что развитие психических особенностей человека не является застывшим, а требует постоянного изучения. Основными методами возрастной психологии стали наблюдение и эксперимент. Естественный эксперимент используется значительно чаще лабораторного, который трудноприменим к детям. Изучение психики ребенка ведется по методу так называемого поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики. Таким образом, постоянно повторяемые исследования позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых. Или же проводится изучение одного и того же испытуемого на протяжении ряда лет, при этом ведутся записи изменений, происходящих в его психике, так называемое продольное исследование. Контроль над процессами детского развития отличается от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Если педиатр следит за физическим здоровьем детей, то детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует исправить. И. И. Калачева
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Детство
особый социальный и психологический статус ребенка и особенный этап жизни человека. Возможность появления психологии ребенка связана с оформлением представлений о самоценности Д.
Первый период развития человека и его сообществ, уходящий во времена первобытнообщинного строя, отличался полным отсутствием знаний не только о психике и ее развитии, но и способах порождения жизни. Дети жили вместе со взрослыми, со своими близкими и другими соплеменниками, наравне с ними участвовали в труде. В то время жизнь ребенка ценилась достаточно высоко, поскольку велика была смертность и детей и взрослых, а также в связи с бесконечными междуплеменными столкновениями, выстоять в которых могло только достаточно многочисленное племя. Судя по этнографическим исследованиям аборигенов Западной Австралии, предпринятых в 1957 г. этнографом Д. Локвудом, дети в примитивных сообществах отличаются недетскими психическими чертами, например не плачут и не стремятся спрятаться под защитой взрослых. Кроме того, члены племени пинтуба не проявляли особых эмоциональных реакций во взаимодействиях с детьми, что свидетельствует об отсутствии специфических родительско-детских отношений.
По мере экономического и социального развития общества происходила трансформация отношений взрослых к детям и Д. Определенный прогресс был обусловлен тем, что возникли специальные упражнения для тренировки жизненно важных функций, которые готовили детей к будущей взрослой жизни. На этом этапе появляются обучающие и обучаемые. Д. Б. Эльконин придавал большое значение таким первым формам обучения и воспитания, рассматривая упражнения как психологические новообразования (см. Новообразования психические), а само учение как идеальную форму, отличающуюся от манипуляций с предметами материальной среды. С этой фазы и началась история такого социокультурного феномена, как Д. В результате развития системы обучения-тренировки сформировались отдельные, в возрастном отношении относительно однородные группы детей, объединенные целями обучения. Дети были выделены в особую социальную группу со своими специфическими отношениями и законами взаимодействия.
У разных народов длительность Д. в разные исторические эпохи была непостоянной. Несмотря на такие вариации периода, когда дети были отделены от социальной жизни общества, само формирование их групп послужило началом развития игровой деятельности как основной формы общения и деятельности детей. Основным содержанием жизни ребенка стала игра. Она появилась в истории человечества довольно рано, об этом свидетельствуют археологические находки игрушек, относящихся еще к эпохе первобытнообщинного строя.
Однако в общественном сознании этот процесс долгое время не был отрефлексирован в должной мере. Анализ античной культуры показывает, что отношение к детям не отличалось гуманностью в течение продолжительного времени: вплоть до I в. н. э. ребенка можно было безнаказанно убить, если он мешал или болел. Только в IV в. римский император Константин I ввел запрет на убийство детей, что стало свидетельством признания права ребенка на жизнь и здоровье.
Несмотря на такие существенные перемены в обращении с детьми, еще в эпоху Средневековья достаточно долгий период не существовало никаких письменно зафиксированных знаний о сущности Д., возможностях ребенка и правилах его обучения. Специфика отношения к детям была рассмотрена французским историком и демографом Ф. Ариесом, взгляды которого в настоящее время представляют интерес и с исторической точки зрения.
Вплоть до XIII в. ребенка расценивали как некого взрослого «в миниатюре», не придавая значения собственно его свойствам и чертам. Ф. Ариес считал, что открытие Д. как такового произошло именно в XIII в., когда живописцы начали изображать на своих полотнах детей. Но принципиальные изменения в ценностном отношении стали очевидны не ранее XVII в. Примерно с этого времени детей в зажиточных семьях стали обучать на дому грамоте и началам практических ремесел или отдавали в ученики к какому-либо мастеру. В средневековой Европе общественная система начального образования стала складываться только после появления университетов в начале XV в. При монастырях формировались первые школы, где учились мальчики из городских семей.
Толчок к развитию образования и следом за ним психологии дали потребности развивающейся промышленности, которой нужно было большое количество грамотных и обученных людей. В XVIII в. функцию организованного обучения детей и их подготовки к взрослой жизни взяли на себя новые социально-общественные структуры — городские школы, в которых была введена возрастная и статусная градация — классы. Эти перемены, произошедшие в системе подготовки детей к жизни, вызвали интерес к психологии ребенка.
Первым психологическим трудом, посвященным развитию психики ребенка,считается работа Тидемана, вышедшая в свет в 1787 г. под названием «Наблюдения за развитием душевных способностей», в которой прослеживалось психомоторное развитие младенца до трех месяцев.
Литература
Марцинковская Л. А. История детской психологии. М., 1998.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Детство
термин, обозначающий начальные этапы онтогенеза; период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т.е. до 11-12 лет. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и заняло значительный исторический период. В середине XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо был провозглашен знаменитый тезис о том, что «ребенок не есть маленький взрослый», однако его содержательное раскрытие стало возможным значительно позже и было связано с началом систематических наблюдений за ходом детского развития (Ч. Дарвин, В. Прейер), появлением различных методов исследования психики ребенка (3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.), а также с активным проникновением в психологию идей культурно-исторического развития (Л.С. Выготский). Данные этнографических, социологических и психологических исследований развития детей в обществах различного типа способствовали преодолению господствовавших на протяжении многих веков представлений о детстве как «натуральной стадии», обладающей некими «универсальными» для всех времен и народов свойствами, а также отказу от необоснованного уподобления детства человеческого ребенка детству животных. Значительный вклад в накопление фактических сведений о своеобразии развития детей, растущих в различных культурах и обособленных этнических группах, принадлежит представителям школы культур ной антропологии (М. Мид, R. Benedict и др.). С середины XX в. эта линия исследований получила мощное развитие в рамках кросс-культурного направления в психологии. Сравнительное изучение разных сторон развития детей из многих стран мира принесло богатейший материал, показывающий сложную взаимообусловленность социально-экономических и экологических факторов жизни общества, с одной стороны, особенностей практикуемых в нем форм семейного и общественного воспитания, с другой, и своеобразия черт психики, личности, характерных для представителей данного общества, с третьей (Э. Эриксон, P. Aries, J. Whiting, M. Ainsworth и др.). В отечественной науке мысль об историческом происхождении и развитии детства впервые прозвучала в 30-х годах нашего столетия в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Позднее появились работы, убедительно показывающие, что, будучи социокультурным, а не чисто биологическим феноменом, Д. имеет свою историю и носит конкретно-исторический характер (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Кон). Это значит, что различные типы общества имеют и разные типы Д., с неодинаковой длительностью и числом «ступенек» возрастной «лестницы», а главное, с разным содержанием процессов формирования психики ребенка, его личностных особенностей. Основная социальная функция Д. состоит в подготовке подрастающего поколения к взрослой, самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. В конечном счете, именно уровень социально-экономического и культурного развития общества определяет специфику возрастной дифференциации детства, его продолжительность и качественное своеобразие. Одной из наиболее ярких иллюстраций этого может служить значительное удлинение и качественное изменение Д., произошедшее в последние полтора столетия в промышленно развитых странах. Если в XIX в. дети крестьян, как правило, не имели школьного периода Д., начиная вести практически взрослую трудовую жизнь в шесть-восемь лет, то в сегодняшнем обществе вступление молодого человека в самостоятельную жизнь нередко сдвигается на начало, а то и середину третьего десятка жизни. Столь значительные изменения в сроках наступления социально-психологической взрослости индивида происходили по мере возникновения новых по своим функциям этапов онтогенетического развития: младшего школьного, подросткового возрастов и юности, которые, как показывают кросс-культурные исследования, имеют место не в любом обществе, а только в индустриально высокоразвитых странах. На основе разнообразного этнографического и антропологического материала Д.Б. Эльконин реконструировал процессы эволюции Д. на ранних этапах истории человечества, показав, в частности, условия возникновения таких ступеней онтогенеза, как период игр-упражнений и период ролевой игры. При этом важнейшей, с психологической точки зрения, стороной преобразования детской жизни было изменение места ребенка в системе общественного разделения труда, а вместе с ним — и всего характера взаимоотношений с другими членами семьи и общества. Таким образом, культурно-исторический подход к анализу современного Д. позволяет рассматривать его как результат сложного развития, идущего по линии структурной дифференциации и обогащения социальнопсихологических функций. Примечательно, что новые возрастные этапы не обязательно «добавляются» к уже существующим, но могут «вклиниваться» между ранее оформившимися возрастными ступенями. На характер и содержание отдельных периодов Д. оказывают влияние также конкретные социальноэкономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, его принадлежность к тому или иному социальному классу, принятая система общественного воспитания. Центральное психологическое содержание Д. как начального и наиболее ответственного отрезка онтогенеза по-разному рассматривается представителями разных теоретических направлений (бихевиоризм, фрейдизм и др.). В отечественной психологии наиболее принята точка зрения, согласно которой внутри последовательно сменяющих друг друга на разных стадиях онтогенеза видов детской деятельности (общения, предметных манипуляций, игры, учения и др.) происходит воспроизведение (присвоение)ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Этот процесс лежит в основе формирования индивидуальной системы способностей и потребностей ребенка, его целостной личности. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное», по выражению А.В. Запорожца, значение для развития фактически всех сторон человеческой психики и личности. В осознании данного положения большую роль сыграло исследование влияния ранней психической депривации (частичного или полного лишения ребенка необходимых условий) на ход последующего развития (Н.М. Щелованов, J. Bowlby, R. Spitz и др.), а также открытие сензитивных периодов Д. — особых временных отрезков онтогенеза, характеризующихся повышенной чувствительностью развивающегося индивида к определенного рода воздействиям, а также оптимальными возможностями формирования тех или иных способностей. К настоящему времени накоплены серьезные факты, свидетельствующие о том, что не только условия грубой депривации в детском возрасте накладывают на формирующуюся психику, личность свой неизгладимый отпечаток, но и многие весьма тонкие особенности эмоциональных взаимоотношений ребенка с близкими людьми (например, степень эмоционального принятия малыша матерью, ее чуткость и многие другие качества). Точно так же и возможности для активного общения и взаимодействия самого ребенка с окружающим миром и начинающее формироваться уже в младенчестве представление о себе (образ Я) оказывают глубокое влияние на все последующие этапы становления его психики, личности в целом. В зависимости от степени соответствия оптимальным возрастным вариантам развития они могут как нести в себе опасность последующих нарушений, так и служить прочной основой процесса становления здоровой и творческой личности. Организация контроля за полноценностью условий и ходом психического развития в детском возрасте составляет важнейшую практическую задачу психологии развития. Г. В. Бурменская
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005