ЗРЕЛОСТЬ
Зрелость
это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя" [Перлз (18), с. 31]. Зрелость связана со способностью преодолевать фрустрацию (см.) и мобилизовать собственные ресурсы для удовлетворения своих реальных потребностей. Литература: [14, с. 220-221; 18, с. 31; 28, с. 149-150]
Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002
ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ)
наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Зрелость (взрослость)
Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся достижением наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей человеческой личности. Хронологические рамки З. достаточно условны и охватывают период от зрелости до пожилого возраста. В различных странах чаще всего в основу выделения верхней границы З. положен возраст выхода на пенсию, поэтому в России к нему относят от 21 до 55 лет у женщин (1-й период до 35 лет) и от 22 до 60 лет у мужчин (1-й период до 40 лет).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Зрелость
В Гтерапии состояние оптимального здоровья называется зрелостью личности. В Гтерапии речь, естественно, идет об эмоциональной зрелости. Ситуация, в которой индивидуум не может опереться на других и в то же время на себя, – тупик (эмпасс). Зрелость у здоровой личности достигается через риск, чтобы, тщательно снимая «шкуру за шкурой свои блоки, как при чистке луковицы, достичь зрелости». Достижение зрелости у невротика возможно через освобождение от невротических механизмов нарушения контактов с внешней средой.
Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005
ЗРЕЛОСТЬ
состояние организма, его психики и поведения, характерное для взрослых людей или того уровня психологического развития человека, который рассматривается как зрелый. Обычно это такой уровень, достигнув которого, человек оказывается в состоянии самостоятельно и успешно справляться со своими жизненными проблемами. З. – это фактическое завершение процесса созревания. Кроме самого организма, психологии человека и его поведения, З. может также относиться и к социальным функциям человека. См. акмеология, зрелость ментальная (зрелость умственная), зрелость эмоциональная, созревание.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЗРЕЛОСТЬ
Взрослость, завершение роста, состояние полного функционирования; конец процесса созревания. Этот термин широко используется обычно с прилагательными, определяющими вид зрелости; например, половая зрелость, интеллектуальная зрелость, эмоциональная зрелость и т.д. Обратите внимание, что, в то время как некоторые из этих сочетаний довольно легко определить, – такие как половое созревание, например, – большую часть из них определить трудно. Обычно они представляют собой оценочные суждения о людях, отражающие, насколько они соответствуют социально и культурно принятым нормам. То, что рассматривается эмоционально незрелым в одном обществе, может вполне быть аспектом эмоциональной зрелости в другом.
Зрелость
общеславянск., от «зерно» - то, что поспело, готово) - состояние взрослости, наступающее по завершении процесса психофизиологического и личностного созревания. Определяется в соответствии с социальными и культурно принятыми нормами. Возрастной диапазон наступления зрелости вариирует от 15-16 до 20-21 года, по мере усложения общественной жизни возраст социальной зрелости увеличивается. Например, эмоциональная зрелость в одном обществе может рассматриваться как некоторая степень незрелости в другом. Психопатология зрелого возраста существенно отличается от таковой в детском и подростково-юношеском возрасте ( в силу нарушения психического созревания), а также от патологии периода инволюции и старения (в силу возрастного снижения психической активности).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ)
наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода З. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения З. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение З. представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. Развитие человека в период З. непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации (Э. Эриксон).
ЗРЕЛОСТЬ
взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:
1) развитое чувство ответственности;
2) потребность в заботе о других людях;
3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; Ь) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.
1) развитое чувство ответственности;
2) потребность в заботе о других людях;
3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; Ь) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Зрелость (взрослость)
наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью самостоятельно обеспечивать материальное благополучие для себя и своих близких. Взрослый человек обладает правом избирать и быть избранным в законодательные и др. выборные органы и более или менее осознанно использует это право. Развитие человека в период 3. непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации, а при определенных обстоятельствах — к антисоциальному поведению, вплоть до правонарушений. Хронологические рамки периода 3. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения 3. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение 3. представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. По сравнению с другими возрастными периодами, наблюдается дефицит психологических исследований 3. Попытка представителей акмеологии видеть только в 3. период подъема духовных и творческих сил человека не является в должной степени обоснованной (хотя это и не исключает признания того, что в значительном числе случаев расцвет личности человека приходится именно на период 3.). Г. В. Бурменская
ЗРЕЛОСТЬ
наиболее константно-продолжительная фаза онтогенеза, кот. модальноизируется интенциональностью к достижению высшего-харизматического-приемлемого-рационального развития интеллигибельно-духовных, интеллектуально-ментальных или же анатомо-соматофизических способностей-свойств индивида; сами рамки 3. несколько относительны-условны и дефиницируются фазами-этапами завершению юности, молодости и интродукцией-началом зрелости —вступлением в фазу старости— старением; некот. из иссл. дифференцируют 3. на отдельные фазы-этапы — расцвет, начало зрелости, зрелость, апогейная зрелость и т.п.; В псих. науке исследования 3. эксплицируются-интерпретируются, как динамические модели-конструкции, репрезентирующие-показывающие эволюционную динамику интеллектуальных-ментальных-креативных-профессиональных-эпистемологических способностей субъекта в сфероконтинууме-орбите трансформаций идей, мотивов, целей, интересов, поисков, замыслов, проспектов, программ, вектороизирующих-направляющих развитие самой личности; подробно иссл. психоньюансы-психоиндексы таких событий зрелого возраста, как вступление в брак, развод, сами мультипроблемы семейных взаимоотношений, коллизий, функции отца-матери, мужа-жены в микроконсорциуме семейно-онтологических отношений; можно дефиницировать такие модальности-характеристики зрелого субъекта, зрелого индивида: а) потребность в заботе о близких людях; б) константное, практически, чувство ответственности за порученное дело; в) рациональное использование применение своих знаний, способностей, талантов, для реализации значимых и для себя и для других субъектов целей; г) понимание проблем психологии другого индивида, или же близкого человека, и толерантное-лояльное отношение к нему; д) осознание тех механизмов связей-коррелятов, взаимозависимых индексов-величин-единиц, как феноменов, результирующих самовыражение-самореализацию; е) самоспособность субъекта быть активным участником онтологическо-общественной жизни социума, государства.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Зрелость
длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.
Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное "плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.
В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.
Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное "плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.
В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.
ЗРЕЛОСТЬ
СТАЛАСЦЬ / MATURITY– интегральное свойство личности, характеризующее способность к гармоничному взаимодействию с миром и самим собой, успешному решению жизненных задач. Изначально З. понималась как период отногенеза, который харктеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития физических, интеллектуальных, личностных харктеристик человека. Синонимичным понятием в данном случае выступает «взрослость». В настоящее время более признанной является другая позиция, согласно которой понятия взрослости и З. признаются различными. Человек может быть взрослым, но при этом не будет обладать З. (А. А. Болалев). Следовательно, имеется основание считать, что понятие взрослости характеризует определенный период онтогенетического развития человека, тогда как понятие З. отражает достигнутый им уровень развития (прежде всего, личностного). Необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной психологии в качестве синонимов данного конструкта часто выступают понятия «личностная зрелость», «психологическая зрелость», «зрелая личность». Обратимся к анализу их дефиниций. Особый интерес представляет определение критериев З. личности. По этому вопросу существует множество различных точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Б. Г. Ананьев, М. В. Гамезо, Л. А. Головей, В. Р. Манукян, Е. А. Сергиенко, О. Ю. Стрижицкая, П. М. Якобсон, Б. Ливехуд, Г. Олпорт, Э. Кауфман, Л. Стейнберг, Ф. Ванци и др.). Б. Г. Ананьев говорит о зрелости человека как индивида, субъекта деятельности и познания, личности. З. человека как индивида понимается им как физическая З. Человек как субъект познания характеризуется умственной З., а как субъект труда– работоспособностью. Гражданская З. отражает З. человека как личности. З. позволяет человеку наиболее полно реализовать себя, отражает личностный потенциал взрослого. Ее важным проявлением выступает самодетерминация. Обобщение современных подходов к пониманию З. позволяет выделить такие ее характеристики, как ответственность, активность, рефлексивность, саморазвитие, самопринятие, автономия, жизнестойкость, самоуправление и организация жизни, широта социальных связей, толерантность, позитивные социальные отношения. В ряде работ анализируется лишь какая-либо одна составляющая понятия З.: социальная З. (Г. С. Сухобская), социально-психологическая З. (А. Л. Журавлев), эмо циональная З. (А. С. Кочарян, А. А. Макаренко, М. А. Пивень). Механизмами детерминации З. личности являются интенциональность как активное самоопределение и как создание человеком самого себя, когерентность как умение самому себе посоветовать, рефлексия как умение человека анализировать свои действия, мысли, чувства, прегнантность как стремление к уравновешенности, упорядоченности, завершенности (Е. С. Штепа). З. характеризует человека как субъекта собственной жизни, ответственного за взаимодействие как с внешним, так и с внутренним миром. Н. Ю. Клышевич
ЗРЕЛОСТЬ
достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека. В генезисе сначала наступает биологическое и физиологическое созревание организма (для мальчиков 14–16 лет, для девочек 12–15 лет), затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и наконец – нравственная, мировоззренческая и профессиональная 3. как свидетельство ее возможностей эффективно осуществлять практическую или теоретическую деятельность. Для 3. личности характерны чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества. Ранее считалось, что в период З. психическое развитие стабилизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следует его спад, остановка, регресс. Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Е. И. Степанова и др. показали, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких, как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе З. могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлант выделяют следующие характерные периоды жизни. Возраст 16–22 года. Это время взросления, когда человек стремится доказать себе и другим, что он уже способен к самостоятельной жизни. Возраст 23–28 лет. Эта фаза характеризуется утверждением самого себя. Обычно этот период – время заключения браков. В эти годы формируются четкие жизненные цели, многие стремятся иметь старшего друга – наставника, обладающего немалым жизненным опытом. Возраст 29–32 года. Происходит достаточно крутая переоценка ценностей, возникают болезненные вопросы, проявляется эмоциональная неустойчивость, часты перемены настроений. Возраст 33–39 лет. Период «бури и натиска». Семейная жизнь теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу. В профессии достигаются серьезные результаты. Остро переживается зависимость, если таковая существует. Возраст 40–42 года. Очень сложный переходный период. Достигнутые успехи кажутся недостаточными, возникает чувство, что «жизнь проходит зря». Ухудшается здоровье. Возраст 43–50 лет. Новое равновесие. Стабильность. Возможен творческий подъем, деятельность весьма продуктивна. После 50 лет зрелость человека приходит к примирению с самим собой, но вновь возникают вопросы о смысле жизни и ценности того, что сделано. Выражено стремление избегать конфликтов, продуктивность труда может быть высокой. Этапы З. следует учитывать при психологической работе с военнослужащими.