Школьная зрелость
Школьная зрелость
Для того чтобы ребенок смог включиться в процесс обучения (в 6 или 7 лет), необходимо, чтобы он достиг определенного этапа развития, касающегося различных сторон его личности: 1. Развитие мыслительных возможностей. 2. Достаточный запас представлений, знаний и информации о мире, полученных путем педагогических и социальных воздействий среды. 3. Соответствующая зрелость волевых и эмоциональных качеств, обеспечивающих ему возможность полноценного направления активности и правильное отношение к новой деятельности - учебе. Эти качества определяют социальную зрелость ребенка, что делает его способным адаптироваться к новым социальным условиям и общественным обязанностям, в которые он поставлен при обучении.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Школьная зрелость
связана с овладением умениями, знаниями, качествами, мотивацией и другими свойствами личности, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Принято рассматривать готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном школьном обучении. Такая готовность определяется соответствующим уровнем развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, а также способности к произвольной регуляции поведения. По мнению многих специалистов, последняя к концу дошкольного детства сформирована недостаточно, поэтому рассматривается как слабое звено в подготовке дошкольников.
В готовности детей к школьному обучению выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физическую готовность, психологическую готовность и специальную готовность.
Физическая готовность характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от внутриутробного периода развития, его генотипа и темпа физиологического созревания. Можно выделить четыре группы детей в зависимости от степени их здоровья: Здоровые дети, не имеющие существенных отклонений в основных системах организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу).
Дети, у которых существует риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, развивающимся на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные, клинически не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и их систем.
Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между их обострениями. Как правило, такие отличаются ослабленным иммунитетом, что отрицательно сказывается на их стрессоустойчивости и адаптивных возможностях.
Дети, имеющие существенные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при отборе в учебное заведение, определить которое следует руководствуясь заботой о здоровье такого ребенка.
Таким образом, физическая готовность к школьному обучению как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы связана с группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Она в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты Ш. з. — специальную и психологическую готовность.
Специальная означает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. В большинстве случаев учителя начальной школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка.
Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая имеет интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую формы.
Под интеллектуальной обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы как системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, а также умение произвольно управлять своим поведением. Ее диагностика наиболее трудна.
При установлении эмоционально-волевой готовности ребенка рассматривается, насколько данная система близка к аналогичной у взрослых. В произвольности управления поведением принципиальной оказывается способность противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Известно, что внешняя помеха всегда затрудняет исполнение и может привести к снижению работоспособности. Поддержание ее на необходимом уровне вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Формирование эмоциональной устойчивости — это важнейшее условие готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Особенно подвержены эмоциональному напряжению дети, относящиеся к третьей и четвертой группами здоровья. Разумеется, чем физически более развит ребенок, тем легче у него формируется произвольность управления поведением. Однако даже у него эмоционально-волевое управление не возникает автоматически, так как его необходимо создавать на основе мотивации достижения цели и стремления к успеху. Полезным и испытанным средством, помогающим воспитанию воли, служат спорт и занятия физической культурой.
Следует отметить, что слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления непосредственно зависят от степени зрелости головного мозга ребенка, в первую очередь — лобных долей (см. Лобные доли мозга). Поскольку психическое развитие и степень зрелости коры больших полушарий (см. Кора полушарий конечного мозга) взаимозависимы, оценка готовности ребенка к обучению в школе должна быть комплексной и включать психологические, педагогические способы, а также психофизиологическое обследование.
Литература
Аверин В. А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Конспект лекций. СПб., 2000.
Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к обучению. Книга для родителей. СПб., 2003.
Принято рассматривать готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном школьном обучении. Такая готовность определяется соответствующим уровнем развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, а также способности к произвольной регуляции поведения. По мнению многих специалистов, последняя к концу дошкольного детства сформирована недостаточно, поэтому рассматривается как слабое звено в подготовке дошкольников.
В готовности детей к школьному обучению выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физическую готовность, психологическую готовность и специальную готовность.
Физическая готовность характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от внутриутробного периода развития, его генотипа и темпа физиологического созревания. Можно выделить четыре группы детей в зависимости от степени их здоровья: Здоровые дети, не имеющие существенных отклонений в основных системах организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу).
Дети, у которых существует риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, развивающимся на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные, клинически не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и их систем.
Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между их обострениями. Как правило, такие отличаются ослабленным иммунитетом, что отрицательно сказывается на их стрессоустойчивости и адаптивных возможностях.
Дети, имеющие существенные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при отборе в учебное заведение, определить которое следует руководствуясь заботой о здоровье такого ребенка.
Таким образом, физическая готовность к школьному обучению как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы связана с группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Она в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты Ш. з. — специальную и психологическую готовность.
Специальная означает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. В большинстве случаев учителя начальной школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка.
Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая имеет интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую формы.
Под интеллектуальной обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы как системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, а также умение произвольно управлять своим поведением. Ее диагностика наиболее трудна.
При установлении эмоционально-волевой готовности ребенка рассматривается, насколько данная система близка к аналогичной у взрослых. В произвольности управления поведением принципиальной оказывается способность противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Известно, что внешняя помеха всегда затрудняет исполнение и может привести к снижению работоспособности. Поддержание ее на необходимом уровне вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Формирование эмоциональной устойчивости — это важнейшее условие готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Особенно подвержены эмоциональному напряжению дети, относящиеся к третьей и четвертой группами здоровья. Разумеется, чем физически более развит ребенок, тем легче у него формируется произвольность управления поведением. Однако даже у него эмоционально-волевое управление не возникает автоматически, так как его необходимо создавать на основе мотивации достижения цели и стремления к успеху. Полезным и испытанным средством, помогающим воспитанию воли, служат спорт и занятия физической культурой.
Следует отметить, что слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления непосредственно зависят от степени зрелости головного мозга ребенка, в первую очередь — лобных долей (см. Лобные доли мозга). Поскольку психическое развитие и степень зрелости коры больших полушарий (см. Кора полушарий конечного мозга) взаимозависимы, оценка готовности ребенка к обучению в школе должна быть комплексной и включать психологические, педагогические способы, а также психофизиологическое обследование.
Литература
Аверин В. А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Конспект лекций. СПб., 2000.
Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к обучению. Книга для родителей. СПб., 2003.