Вайнлендская шкала социальной зрелости

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Вайнлендская шкала социальной зрелости
шкала социальной зрелости, разработанная с целью оценить способность к независимому функционированию в ряде социальных условий. Тестирование проводится в форме интервью. Ответы респондента сопоставляются с установленными нормами для лиц соответствующего возраста.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Вайнлендская шкала социальной зрелости
vineland social maturity scale) В. ш. с. з., разраб. Эдгаром Доллом, представляла собой одну из первых попыток измерить соц. компетентность. Долл определял соц. компетентность как "функциональную композицию челов. черт, содействующую соц. полезности в том виде, как она отражается в самостоятельности и в служении др.". Этот аспект челов. поведения тж наз. адаптивным поведением и включают как важный компонент в определение задержки психич. развития. В. ш. с. з., к-рая оценивает соц. компетентность в перспективе возрастного развития, нормировалась на лицах мужского и женского пола в возрасте от новорожденности до 30 лет. Оценке подлежат 8 осн. категорий поведения: а) общее самообслуживание; б) самостоятельность во время еды; в) самостоятельное одевание; г) передвижения; д) занятия; е) коммуникации (уровень общения); ж) способность к саморегуляции поведения; з) степень социализации. Для интервью выбирается третье лицо, хорошо знающее оцениваемого индивидуума (напр., один из родителей, брат или сестра). Цель этого интервью заключается в определении наиболее характерных для оцениваемого индивидуума форм поведения. Специальные процедуры тж позволяют интервьюировать или наблюдать самого обследуемого. Обработка рез-тов состоит в регистрации количества наиболее типичных для индивидуума действий или форм поведения, на основе чего рассчитывается общий показатель в виде соц. возраста (SA) и/или соц. коэффициента (SQ). См. также Задержка психического развития К. Дж. Дру

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Вайнлендская социальной зрелости шкала
Vineland Social Maturity Scale) — методика определения степени овладения социальными навыками детьми в возрасте от 3 до 9 лет. Разработана Е. А. Доллом в 1935 г. Автор исходил из понимания социальных навыков как свойств, присущим всем людям, "как общих предпосылок уровня наблюдаемой активности индивида, имеющих социальное значение". Эта активность проявляется в первую очередь в способности следить за своими потребностями и ощущать ответственность за свои действия. Комплекс этих атрибутов Е. Долл обозначил как "социальная зрелость". Сущность тестирования состоит в описании активности ребенка и соотнесении конкретных форм его поведения с нормативами. Экспериментатор получает в ходе беседы сведения о ребенке и затем оценивает их по стандартной схеме. Применение шкалы не требует участия испытуемого, данные чаще всего собираются от других лиц, обладающих информацией о его развитии (родители, воспитатели и т. д.). Ориентиром для беседы и оценки действий является бланк для ответов, который содержит 36 нормативных требований, касающихся поведения ребенка. Задания сформулированы таким образом, чтобы выявить способен ли ребенок самостоятельно удовлетворить свои потребности. В первую очередь нормативы касаются "социальных способностей", например, самостоятельность, способность к общению, социальная включенность и т. д. Формулировка нормативов примерно такова: — для возраста 3—4 года: сам застегивает одежду, сам одевается, кроме завязывания шнурков; — для возраста 4—5 лет: играет в простые настольные игры, имеет представление о деньгах и их значении. Нормативы объединяются в следующие категории: 1. Способность к самообслуживанию; 2. Самостоятельность во время еды; 3. Самостоятельность при одевании; 4. Способность к саморегуляции поведения; 5. Уровень активности; 6. Уровень общения; 7. Физическая активность; 8. Степень социализации. Использование беседы и получение информации от лиц, знающих ребенка, оказывается вполне адекватным и для определения степени овладения социальными навыками, но предъявляет повышенные требования к экспериментатору, который должен уметь выделить сведения, относящиеся к нормативным показателям. Выполнение каждого нормативного требования оценивается в 1 балл. Первичная оценка с учетом хронологического возраста переводится в условный показатель, позволяющий отнести испытуемого к определенной "зоне развития". В каждой возрастной категории выделяется пять таких зон. В. с. з. ш. пригодна для обследования лиц от рождения до 25 и даже до 30 лет. Однако из-за отличий в культурных условиях в различных возрастных выборках автор определил зону применимости шкалы от 3 до 9 лет (хотя стандартизация ее проводилась на испытуемых в возрасте от нескольких месяцев до 11 лет). Для обследования детей в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать шкалу развития Гезелла. В процессе рестандартизации В. с. з. ш. (Й. Кожены, 1974) была установлена внутренняя огласованность заданий (коэффициенты для отдельных возрастных категорий находились в диапазоне от 0,59 до 0,86). Возможности использования В. с. з. ш. достаточно широки, она может быть с успехом применена в детской клинической психодиагностике, при контроле развития детей младшего возраста.

Источник: Клиническая психология. Словарь