ВАЙВЭЙШН Вайс  Альберт

Вайнлендская шкала социальной зрелости

Найдено 4 определения термина Вайнлендская шкала социальной зрелости

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ВАЙНЛЕНДСКАЯ ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Шкала социальной зрелости, разработанная для того, чтобы оценить способность к независимому функционированию в ряде социальных условий. Тест проводится как интервью, и ответы респондента сопоставляются с установленными нормами для различных возрастов.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Вайнлендская шкала социальной зрелости

шкала социальной зрелости, разработанная с целью оценить способность к независимому функционированию в ряде социальных условий. Тестирование проводится в форме интервью. Ответы респондента сопоставляются с установленными нормами для лиц соответствующего возраста.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Вайнлендская социальной зрелости шкала

Vineland Social Maturity Scale) — методика определения степени овладения социальными навыками детьми в возрасте от 3 до 9 лет. Разработана Е. А. Доллом в 1935 г. Автор исходил из понимания социальных навыков как свойств, присущим всем людям, "как общих предпосылок уровня наблюдаемой активности индивида, имеющих социальное значение". Эта активность проявляется в первую очередь в способности следить за своими потребностями и ощущать ответственность за свои действия. Комплекс этих атрибутов Е. Долл обозначил как "социальная зрелость". Сущность тестирования состоит в описании активности ребенка и соотнесении конкретных форм его поведения с нормативами. Экспериментатор получает в ходе беседы сведения о ребенке и затем оценивает их по стандартной схеме. Применение шкалы не требует участия испытуемого, данные чаще всего собираются от других лиц, обладающих информацией о его развитии (родители, воспитатели и т. д.). Ориентиром для беседы и оценки действий является бланк для ответов, который содержит 36 нормативных требований, касающихся поведения ребенка. Задания сформулированы таким образом, чтобы выявить способен ли ребенок самостоятельно удовлетворить свои потребности. В первую очередь нормативы касаются "социальных способностей", например, самостоятельность, способность к общению, социальная включенность и т. д. Формулировка нормативов примерно такова: — для возраста 3—4 года: сам застегивает одежду, сам одевается, кроме завязывания шнурков; — для возраста 4—5 лет: играет в простые настольные игры, имеет представление о деньгах и их значении. Нормативы объединяются в следующие категории: 1. Способность к самообслуживанию; 2. Самостоятельность во время еды; 3. Самостоятельность при одевании; 4. Способность к саморегуляции поведения; 5. Уровень активности; 6. Уровень общения; 7. Физическая активность; 8. Степень социализации. Использование беседы и получение информации от лиц, знающих ребенка, оказывается вполне адекватным и для определения степени овладения социальными навыками, но предъявляет повышенные требования к экспериментатору, который должен уметь выделить сведения, относящиеся к нормативным показателям. Выполнение каждого нормативного требования оценивается в 1 балл. Первичная оценка с учетом хронологического возраста переводится в условный показатель, позволяющий отнести испытуемого к определенной "зоне развития". В каждой возрастной категории выделяется пять таких зон. В. с. з. ш. пригодна для обследования лиц от рождения до 25 и даже до 30 лет. Однако из-за отличий в культурных условиях в различных возрастных выборках автор определил зону применимости шкалы от 3 до 9 лет (хотя стандартизация ее проводилась на испытуемых в возрасте от нескольких месяцев до 11 лет). Для обследования детей в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать шкалу развития Гезелла. В процессе рестандартизации В. с. з. ш. (Й. Кожены, 1974) была установлена внутренняя огласованность заданий (коэффициенты для отдельных возрастных категорий находились в диапазоне от 0,59 до 0,86). Возможности использования В. с. з. ш. достаточно широки, она может быть с успехом применена в детской клинической психодиагностике, при контроле развития детей младшего возраста.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Вайнлендская шкала социальной зрелости

vineland social maturity scale) В. ш. с. з., разраб. Эдгаром Доллом, представляла собой одну из первых попыток измерить соц. компетентность. Долл определял соц. компетентность как "функциональную композицию челов. черт, содействующую соц. полезности в том виде, как она отражается в самостоятельности и в служении др.". Этот аспект челов. поведения тж наз. адаптивным поведением и включают как важный компонент в определение задержки психич. развития. В. ш. с. з., к-рая оценивает соц. компетентность в перспективе возрастного развития, нормировалась на лицах мужского и женского пола в возрасте от новорожденности до 30 лет. Оценке подлежат 8 осн. категорий поведения: а) общее самообслуживание; б) самостоятельность во время еды; в) самостоятельное одевание; г) передвижения; д) занятия; е) коммуникации (уровень общения); ж) способность к саморегуляции поведения; з) степень социализации. Для интервью выбирается третье лицо, хорошо знающее оцениваемого индивидуума (напр., один из родителей, брат или сестра). Цель этого интервью заключается в определении наиболее характерных для оцениваемого индивидуума форм поведения. Специальные процедуры тж позволяют интервьюировать или наблюдать самого обследуемого. Обработка рез-тов состоит в регистрации количества наиболее типичных для индивидуума действий или форм поведения, на основе чего рассчитывается общий показатель в виде соц. возраста (SA) и/или соц. коэффициента (SQ). См. также Задержка психического развития К. Дж. Дру

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Показать все [+1] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи фе

Швеньк Е. В.
Приводятся данные пилотажного исследования мотивации объединения предпринимателей, раскрываются психологические особенности их личностей. Выявлены и проанализированы тенденции взаимосвязи типов мотивов объединения современных предпринимателей с показателями их социальной зрелости.
Скачать PDF

Шкала самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (С. Хартер и Р. Пайк)

Чернышева Наталья Степановна, Маркова Дарья Михайловна
Целью данной статьи является описание шкалы самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (С. Хартер и Р. Пайка). Она применяется для получения самооценки когнитивной и физической компетентности и социального принятия детей 4–7 лет.
Скачать PDF

Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода

Солдатченко Александр Леонидович
Осуществлен анализ социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода. На основании этого подхода уточняется определение понятия «социальная зрелость личности» и намечаются пути выявления ее структуры, приводится классификация типов социального взаимодействия, определяющих уровень развития социальной зрелости личности.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности

Жесткова Наталья Александровна
В статье дается сравнительный анализ социальной зрелости и социального инфантилизма личности в русле диалектического, субъектного и феноменологического исследовательских подходов. Выделены критерии психологического проявления социальной зрелости и социального инфантилизма. Показаны особенности ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер личности, которые требуют учета для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма.
Скачать PDF

Взаимосвязь уровня социально-психологической зрелости малой группы с особенностями саморефлексии ее

Силаков А. С.
Обсуждается проблема взаимосвязи процесса генезиса группы с ее способностью к саморефлексии. Учитывается исторический аспект развития учения о коллективе в отечественной социальной психологии и современное его состояние с точки зрения субъектного подхода и понимания коллектива как группы с высокой социально-психологической зрелостью. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи такого ее показателя, как уровень организованности группы с адекватностью осознания ее статусной структуры.
Скачать PDF

Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества

Александрова Г.Г.
На основе междисциплинарного подхода к оценке эффективности социального развития личности и в русле идей новой научной социально-психологической парадигмы определено понятие социальной зрелости личности как показателя эффективности ее социального развития. Выделен ведущий компонент психологического содержания социального развития личности в условиях современного российского общества процесс социального no-знания и, соответственно, определены основные психологические показатели социальной зрелости личности в данных условиях: когнитивная активность, когнитивная и коммуникативная компетентность. Определен интегральный психологический критерий социальной зрелости личности в условиях современного российского общества степень ее субъектности в социальном познании. Выявлены основные психологические детерминанты субъекта социального познания: готовность и способность к индивидуальному конструированию образа социального мира, адекватного социальной реальности. Подтверждена системообразующая функция такой детерминанты субъектности личности, как ее способность к управлению различными формами своей психической активности.
Скачать PDF

Особенности жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости

Купченко В. Е., Плехова Н. И.
Проанализирована взаимосвязь жизненной стратегии личности с ее социальным статусом. Выделены три типа жизненной стратегии, изучена выраженность и специфика различных жизненных стратегий в различных социальных слоях современного российского общества
Скачать PDF

Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников

Лопатин Андрей Рудольфович
Статья посвящается проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода. Рассмотрена сущность феномена «социальная зрелость школьника» и модель педагогического обеспечения процесса ее формирования.
Скачать PDF

Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов

Горбунова Ольга Владимировна
В статье представлен анализ отечественных и зарубежных подходов, исследований относительно понятий «зрелость», «зрелость личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов». Представлены и описаны характеристики социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, а также даются авторские определения понятий.
Скачать PDF

Влияние социально-психологической зрелости группы на структуру мироощущения современных подростков

Апатенко Я.Н.
В статье представлены результаты эмпирических исследований по выявлению механизмов влияния малой группы на структуру мироощущения современных подростков. Показано, что малая группа высокого уровня социально-психологической зрелости оказывает позитивное влияние на такие аспекты мироощущения, как его духовно-нравственное содержание, личностно значимые социальные ценности окружающего мира.
Скачать PDF

Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости

Усова Наталия Владимировна
В статье рассматриваются взаимосвязи социальной зрелости и базовых убеждений личности, показывается, что по мере развития социальной зрелости свойственные более низким формам позитивная базовая философия и низкая активность сменяются более реалистичной картиной мира и высоким уровнем творческой и интеллектуальной активности.
Скачать PDF

Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход

Леонов Николай Ильич, Главатских Марианна Михайловна
В статье анализируются критерии социально-психологической зрелости личности с точки зрения процесса социализации/индивидуализации. Авторы считают, что изучение зрелости личности по критериям социально ориентированным и индивидуально ориентированным изолированно и даже в их взаимосвязи мало продуктивно, поскольку их интеграция порождает качественно новые субъектные интегративные образования. Социально-психологическая зрелость личности рассматривается как субъектность, порождаемая в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости. С опорой на интегративный подход представляется структура социально-психологической зрелости и определяются перспективы исследования данного психологического конструкта.
Скачать PDF

Похожие термины: