Вайнлендская шкала социальной зрелости

Предыдущий термин:
ВАЙВЭЙШН

Следующий термин:
Вайс Альберт

Содержание:

Найдено 4 определения термина Вайнлендская шкала социальной зрелости

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Вайнлендская социальной зрелости шкала

Vineland Social Maturity Scale) — методика определения степени овладения социальными навыками детьми в возрасте от 3 до 9 лет. Разработана Е. А. Доллом в 1935 г. Автор исходил из понимания социальных навыков как свойств, присущим всем людям, "как общих предпосылок уровня наблюдаемой активности индивида, имеющих социальное значение". Эта активность проявляется в первую очередь в способности следить за своими потребностями и ощущать ответственность за свои действия. Комплекс этих атрибутов Е. Долл обозначил как "социальная зрелость". Сущность тестирования состоит в описании активности ребенка и соотнесении конкретных форм его поведения с нормативами. Экспериментатор получает в ходе беседы сведения о ребенке и затем оценивает их по стандартной схеме. Применение шкалы не требует участия испытуемого, данные чаще всего собираются от других лиц, обладающих информацией о его развитии (родители, воспитатели и т. д.). Ориентиром для беседы и оценки действий является бланк для ответов, который содержит 36 нормативных требований, касающихся поведения ребенка. Задания сформулированы таким образом, чтобы выявить способен ли ребенок самостоятельно удовлетворить свои потребности. В первую очередь нормативы касаются "социальных способностей", например, самостоятельность, способность к общению, социальная включенность и т. д. Формулировка нормативов примерно такова: — для возраста 3—4 года: сам застегивает одежду, сам одевается, кроме завязывания шнурков; — для возраста 4—5 лет: играет в простые настольные игры, имеет представление о деньгах и их значении. Нормативы объединяются в следующие категории: 1. Способность к самообслуживанию; 2. Самостоятельность во время еды; 3. Самостоятельность при одевании; 4. Способность к саморегуляции поведения; 5. Уровень активности; 6. Уровень общения; 7. Физическая активность; 8. Степень социализации. Использование беседы и получение информации от лиц, знающих ребенка, оказывается вполне адекватным и для определения степени овладения социальными навыками, но предъявляет повышенные требования к экспериментатору, который должен уметь выделить сведения, относящиеся к нормативным показателям. Выполнение каждого нормативного требования оценивается в 1 балл. Первичная оценка с учетом хронологического возраста переводится в условный показатель, позволяющий отнести испытуемого к определенной "зоне развития". В каждой возрастной категории выделяется пять таких зон. В. с. з. ш. пригодна для обследования лиц от рождения до 25 и даже до 30 лет. Однако из-за отличий в культурных условиях в различных возрастных выборках автор определил зону применимости шкалы от 3 до 9 лет (хотя стандартизация ее проводилась на испытуемых в возрасте от нескольких месяцев до 11 лет). Для обследования детей в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать шкалу развития Гезелла. В процессе рестандартизации В. с. з. ш. (Й. Кожены, 1974) была установлена внутренняя огласованность заданий (коэффициенты для отдельных возрастных категорий находились в диапазоне от 0,59 до 0,86). Возможности использования В. с. з. ш. достаточно широки, она может быть с успехом применена в детской клинической психодиагностике, при контроле развития детей младшего возраста.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

ВАЙНЛЕНДСКАЯ ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Шкала социальной зрелости, разработанная для того, чтобы оценить способность к независимому функционированию в ряде социальных условий. Тест проводится как интервью, и ответы респондента сопоставляются с установленными нормами для различных возрастов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Вайнлендская шкала социальной зрелости

шкала социальной зрелости, разработанная с целью оценить способность к независимому функционированию в ряде социальных условий. Тестирование проводится в форме интервью. Ответы респондента сопоставляются с установленными нормами для лиц соответствующего возраста.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Вайнлендская шкала социальной зрелости

vineland social maturity scale) В. ш. с. з., разраб. Эдгаром Доллом, представляла собой одну из первых попыток измерить соц. компетентность. Долл определял соц. компетентность как "функциональную композицию челов. черт, содействующую соц. полезности в том виде, как она отражается в самостоятельности и в служении др.". Этот аспект челов. поведения тж наз. адаптивным поведением и включают как важный компонент в определение задержки психич. развития. В. ш. с. з., к-рая оценивает соц. компетентность в перспективе возрастного развития, нормировалась на лицах мужского и женского пола в возрасте от новорожденности до 30 лет. Оценке подлежат 8 осн. категорий поведения: а) общее самообслуживание; б) самостоятельность во время еды; в) самостоятельное одевание; г) передвижения; д) занятия; е) коммуникации (уровень общения); ж) способность к саморегуляции поведения; з) степень социализации. Для интервью выбирается третье лицо, хорошо знающее оцениваемого индивидуума (напр., один из родителей, брат или сестра). Цель этого интервью заключается в определении наиболее характерных для оцениваемого индивидуума форм поведения. Специальные процедуры тж позволяют интервьюировать или наблюдать самого обследуемого. Обработка рез-тов состоит в регистрации количества наиболее типичных для индивидуума действий или форм поведения, на основе чего рассчитывается общий показатель в виде соц. возраста (SA) и/или соц. коэффициента (SQ). См. также Задержка психического развития К. Дж. Дру

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи фе

Швеньк Е. В.
Приводятся данные пилотажного исследования мотивации объединения предпринимателей, раскрываются психологические особенности их личностей.
Читать PDF

Шкала самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (С. Хартер и Р. Пайк)

Чернышева Наталья Степановна, Маркова Дарья Михайловна
Целью данной статьи является описание шкалы самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (С. Хартер и Р. Пайка).
Читать PDF

Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода

Солдатченко Александр Леонидович
Осуществлен анализ социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода.
Читать PDF

Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности

Жесткова Наталья Александровна
В статье дается сравнительный анализ социальной зрелости и социального инфантилизма личности в русле диалектического, субъектного и феноменологического исследовательских подходов.
Читать PDF

Взаимосвязь уровня социально-психологической зрелости малой группы с особенностями саморефлексии ее

Силаков А. С.
Обсуждается проблема взаимосвязи процесса генезиса группы с ее способностью к саморефлексии.
Читать PDF

Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества

Александрова Г.Г.
На основе междисциплинарного подхода к оценке эффективности социального развития личности и в русле идей новой научной социально-психологической парадигмы определено понятие социальной зрелости личнос
Читать PDF

Особенности жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости

Купченко В. Е., Плехова Н. И.
Проанализирована взаимосвязь жизненной стратегии личности с ее социальным статусом.
Читать PDF

Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников

Лопатин Андрей Рудольфович
Статья посвящается проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода.
Читать PDF

Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов

Горбунова Ольга Владимировна
В статье представлен анализ отечественных и зарубежных подходов, исследований относительно понятий «зрелость», «зрелость личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педаго
Читать PDF

Влияние социально-психологической зрелости группы на структуру мироощущения современных подростков

Апатенко Я.Н.
В статье представлены результаты эмпирических исследований по выявлению механизмов влияния малой группы на структуру мироощущения современных подростков.
Читать PDF

Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости

Усова Наталия Владимировна
В статье рассматриваются взаимосвязи социальной зрелости и базовых убеждений личности, показывается, что по мере развития социальной зрелости свойственные более низким формам позитивная базовая филосо
Читать PDF

Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход

Леонов Николай Ильич, Главатских Марианна Михайловна
В статье анализируются критерии социально-психологической зрелости личности с точки зрения процесса социализации/индивидуализации.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: