СТАРОСТЬ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТАРОСТЬ
1. См. старение, в нейтральном смысле этого термина. 2. Состояние или период жизни, относящийся к сенильному.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Старость
Заключительный период жизни, характеризующийся ограничением адаптационных возможностей организма и морфологическими изменениями в различных органах и системах.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

СТАРОСТЬ
Заключительный период жизни индивидуума, характеризующийся выраженным снижением его адаптационных возможностей и наличием соответствующих морфологических изменений в органах и системах.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Старость
период жизни после 75 лет. Использование термина с негативными коннотациями имеет культурально-обусловленные причины и распространено, в основном, в «развитых» странах, где ценятся молодость, успех, сексуальная привлекательность, предприимчивость и конкурентноспособность.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Старость
Заключительный период жизни, следующий за зрелостью, с морфофункциональными изменениями органов и систем, обусловленными преобладанием катаболизма. Согласно принятой в РФ классификации, к старым относят людей в возрастном диапазоне 75–90 лет (старше 90 лет – долгожители).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Старость
(Senilitas) (от лат. senex, senis - старый, взрослый). Заключительный период жизни (после 75-летнего возраста), характеризующийся ограниченными приспособительными возможностями организма и морфологическими изменениями в различных органах и системах. Для этого возраста характерны некоторые специфические психические заболевания. Син. Сенильность.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СТАРОСТЬ
период жизни человека после зрелости – наивысшего его развития (см. Возраст). Признаки старения: ослабление здоровья, физических сил, памяти, внимания, понижение работоспособности. Пожилой возраст – 60–75 лет, старческий возраст – 75–90 лет. Однако временные границы, отделяющие С. от зрелого возраста, подвижны и индивидуальны. Нередко в С. может наблюдаться творческая активность и продуктивность у ученых, представителей искусства. Условием продолжительности жизни, удовлетворяющей личность, является выделение ею в окружающей действительности тех областей, в которых она сохраняет свою автономность, способность контролировать происходящие события и делать собственный выбор.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СТАРОСТЬ
заключительно-онтологическо-экзистенциальная фаза-стадия человеческого существования, а признаки-предикаты-свойства старости выражаются-интерпретируются в индивидуально-постепенном снижении-релаксации функциональных потенций человеческого организма; в период протекания С., как правило, прогрессирует-эволюционирует ослабление организма, колапсация здоровья, упадок физических сил, происходят аберрационно-психические трансформации, связанные со снижением, часто, интеллектуально-ментальных потенций-способностей; феномены С. характеризуются-модальноизируются уходом субъекта в свой ментально-интеллигибельно-духовный интромир, в свои переживания, кот. имплицируются-коррелируются с критериальностью-оценкой тех или иных собственных фаз-периодов экзистенции-бытия, с дискурсосмыслением-рефлексированием вокруг уже прожитой жизни; как максима, на различных стадиях С., кот. можно рассматривать и как фазу прогрессивной эволюции, субъект достигает определенной мудрости, чувство удовлетворения прожитой жизнью и происходит т.о., в его психике и сознании апикально-базальный уровень индивидуально-личностной эгоконсолидации-эгомобильности-эгоконвергенции, связанных с ощущением либо полезности, либо бесполезности ввиду прожитой жизни (см. раб. Августина, Руссо, Шопенгауэра и др.); история знает немало фактов высоко-креативной активности писателей, ученых, деятелей искусства, философов не только в пожилом, но и в геронтологическо-старческом возрасте (см. биографии И.Гёте, В.Гюго, Л.Толстого, Вольтера, Дидро, Микеланджело, Тициана и др. выд. людей).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СТАРОСТЬ
заключительный период человеческой жизни, условное начало к–рого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющей С. от зрелого возраста (см. Зрелость), не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил С. характеризуется собственно психологическими изменениями, как напр., интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Неправомерно связывать с периодом С. только регрессивные явления, она может рассматриваться и как период развития. С этой точки зрения С. в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, С. сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием (Э.Эриксон). Постепенное ослабление, по мере старения, процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и др. психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению С. (см. Геронтопсихология).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

СТАРОСТЬ
заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.
Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями - например, интеллектуальным и эмоциональным "уходом" во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.
Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других функций психических. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления - ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость - в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием.
Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости (-> геронтопсихология).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СТАРОСТЬ
СТАРАСЦЬ / OLDAGE– возрастной период, границы которого в оте чественной психологии– 75–90 лет, в зарубежной– 70–89 лет (старческий период– 70–79 лет, позднестарческий период– 80–89 лет) (см. Геронтопсихология). Диапазон психологического старения очень широк. И. С. Кон описывает шесть типов старости, выделяя среди них как благополучные, так и неблагоприятные. К благополучным типам старости он относит: активную творческую старость, предполагающую участие человека в общественной жизни; старость, направленную на удовлетворение собтсвенных потребностей и интересов, на которые раньше у человека не было времени; старость, предполагающую основную направленность человека на семейную жизнь; старость, направленную на заботу о собственном здоровье. Удовлетворенность жизнью у представителей двух последних типов ниже, чем у тех, для кого характерен первый или второй тип старения. Отрицательные типы старения, по И. С. Кону, следующие: «агрессивные ворчуны»; люди, разочарованные в себе и собственной жизни. Выделение последнего типа согласуется с теорией Э. Эриксона и его пониманием неадаптивного старения. Д. Б. Бромлей включает в свою классификацию пять типов приспособления к старости: конструктивное отношение к старости; отношение зависимости (в этом случае семейная среда дает человеку ощущение безопасности); оборонительное отношение (человек неохотно принимает помощь других, с трудом оставляет карьеру, преувеличенно эмоционально сдержан); отношение враждебности к окружающим (характеризуется агрессивностью, подозрительностью, негативным отношением к молодежи, боязнью смерти); отношение враждебности к самому себе (преобладают чувства одиночества, ненужности, имеются трудности адаптации). П. Балтес и М. Балтес в своей модели связывают успешное старение с процессами компенсации, селекции и оптимизации. В данной модели говорится о том, что старение нужно понимать как гетерогенный процесс с различными путями и результатами развития. С точки зрения этой модели пожилые люди выбирают области жизни, которые важны для них, оптимизируя под них ресурсы и средства. Данный процесс облегчает успех в этих областях жизни и компенсирует потери для того, чтобы адаптироваться к биологическим, психологическим и социально-экономическим изменениям. Это способствует созданию условий для успешного развития. В настоящее время наблюдается принятие парадигмы успешного старения. Синонимами данного понятия выступают активное (А. Болинг), компетентное (Р. Фернандес-Бальестерос), продуктивное (Х. Кершнер), здоровое (Л. Л. Брайант) , позитивное (Х. Кендиг, К. Браунинг), «жизненное» (Л. Оукнайн, П. Чанк, М. Стоунс) старение. В русскоязычной литературе используются понятия счастливого (Н. Ф. Ша хматов) и позитивно-конструктивного (О. Ю. Стрижицкая) старения. Парадигма успешного старения способствует поиску факторов и условий, которые помогут определить потенциал старения и способы изменения старения в положительную сторону. Выделяют следующие критерии успешного старения: высокий уровень образования и физической активности, участие в жизни общества, отсутствие хронических заболеваний и инвалидности, автономия, личный доход. Успешное старение включает в себя также ощущения востребованности, удовлетворенность жизнью, социальными отношениями, принятие себя, гибкую адаптацию к окружающей среде. Н. Ю. Клышевич

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Старость
заключительный период человеческой жизни, условная граница которого с периодом зрелости связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Подобно другим возрастным периодам жизни, С. представляет собой сложный феномен, детерминируемый не только биологическими, но и культурноисторическими факторами. Известна значительная вариативность сроков наступления и длительности периода С, а также места и роли пожилых и престарелых людей в обществах с разным типом культуры и уровнем социально-экономического развития. Согласно принятой геронтологами периодизации, в современном индустриально развитом обществе выделяются пожилой возраст (60—75 лет), старческий возраст (75—90 лет) и возраст долгожителей (90 лет и выше). Однако определение достижения С. по хронологическому возрасту не всегда оправданно из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, выражающихся в постепенном снижении функциональных возможностей человека. Помимо прогрессирующего ослабления физических сил и здоровья, старческий возраст характеризуется и собственно психологическими изменениями: отмечается тенденция к интеллектуальному и эмоциональному «уходу» из сферы общественной жизни в переживания внутреннего мира, осмысление и оценка прожитой жизни, сокращение или потеря психологического будущего. При этом в большей или меньшей степени может утрачиваться гибкость во взаимоотношениях с окружающими и нарастать ригидность взглядов, а некоторому обеднению эмоциональной сферы может сопутствовать усиление депрессивных тенденций, обидчивости и ранимости в общении. Заметное увеличение времени реакции (т.е. временного интервала между предъявлением какого-либо сигнала и началом ответа на него испытуемого) считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти по сравнению с ясностью воспоминаний далекого прошлого (явления «дальней реминисценции» и автобиографической памяти) практически бесспорны. В то же время ухудшение результатов в интеллектуальных тестах может объясняться не столько снижением собственно мыслительных возможностей, сколько особенностями мотивации пожилых и старых людей, в частности, утратой ими интереса к обычно используемым заданиям формально-логического типа и переориентацией на иное смысловое содержание, практически не затрагиваемое классическими тестами. Многие пожилые люди не только достаточно долго сохраняют высокий интеллектуальный потенциал, работоспособность и профессиональную компетентность, но и достигают вершин подлинной мудрости. Появление мудрости — особого феномена интеллектуального развития, открывающего перед человеком «сферу знаний о фундаментальных жизненных законах и реалиях» (П. Балтес, Э. Эриксон), — служит важным аргументом против сведения содержания С. к процессам инволюции, т.е. психологического угасания и регресса. Накопленные современной наукой данные позволяют рассматривать С. как качественно своеобразный отрезок онтогенеза, на протяжении которого развитие человека продолжается, хотя и в особой форме, существенно отличающейся от процессов развития в детстве. Вопреки распространенным представлениям показано, что значительная часть людей пенсионного возраста сохраняет профессиональные качества, достаточно высокую работоспособность и стремление к активной деятельности. О значительном потенциале поздних периодов человеческой жизни говорят также известные факты высокой творческой продуктивности отдельных ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Неправомерно,таким образом, связывать с периодом С. только регрессивные явления. С. может рассматриваться и как период личностного развития. В современной науке наиболее разработанная психологическая концепция С. как особого самоценного периода человеческой жизни принадлежит Э. Эриксону. Согласно его теории психосоциального развития личности, С. знаменует достижение мудрости и чувства удовлетворения, полноты жизни и исполненного долга, высший уровень личностной интеграции в случае позитивного осуществления предшествующих возрастных стадий. Если, напротив, главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, то С. сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием и страхом смерти. В качестве актуальных для современного общества проблем психологии С. активно изучаются личностные свойства стареющего человека и влияние на него таких факторов как характер семейных отношений, сохранение привязанностей, возможности посильной занятости и др. Установлено, что сужение сферы общения, круга интересов, падение социальной и физической активности не только сами являются результатом старения, но и, в свою очередь, значительно ускоряют этот процесс. Современная наука ставит проблему создания средств и условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению С. Способность выполнять посильную работу и достаточная занятость, дающие пожилому человеку возможность чувствовать себя полезным для окружающих, составляют основные условия психологического благополучия в поздние периоды жизни. Установлено также, что происходящее в силу объективных причин сужение социальных контактов у лиц пожилого возраста не означает утраты ими потребности в тесных эмоциональных связях, а бытующие в житейском сознании представления об «эмоциональном уходе» как общей особенности всех престарелых людей безосновательны. Г. В. Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Старость
поздняя взрослость, — завершающая эпоха жизни человека. Выделяют пожилой возраст (55—75 лет), старческий (75—90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет). Однако проблема определения границ старости очень сложная, так как процесс развития имеет индивидуальную скорость, и с возрастом такие различия нарастают. Эта межиндивидуальная разновременность усиливается интраиндивидуальной гетерохронностью, при которой старение разных функций и систем не совпадает во времени. Обычно когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но он неодинаков в разных странах, у людей разных профессий, у мужчин и женщин и, наконец, имеет большую индивидуальную вариативность.
Существует несколько теорий старения. Стохастические утверждают, что организм стареет в результате случайных повреждений, которые вызывают процессы, происходящие как в нем самом, так и в окружающей среде. Это «теории изнашивания организма».
Другая группа — концепции генетически запрограммированного старения. Согласно такой точке зрения, его определяют запрограммированные действия 200 генов. Каждая клетка организма настроена на определенное количество делений.
К этой группе принадлежит теория «заведенных часов», которая заявляет, что своеобразный таймер находится в гипоталамусе и в гипофизе. Вскоре после наступления пубертата (см. Подростковый возраст) гипофиз начинает выделять гормон, вызывающий начало процесса старения и определяющий его скорость.
Но ни одна из теорий в отдельности не объясняет старение в целом. По-видимому, здесь играют роль многие из перечисленных факторов в комплексе.
Обе группы теорий относятся к числу биологических, в их рамках находится и теория И. И. Мечникова, рассматривающего старение как следствие интоксикации. Однако эти концепции не учитывают роль психологических факторов, и в особенности то, что старение биологическое, психологическое и социальное взаимосвязаны, хотя могут не совпадать по времени.
Морфофункциональные изменения в С. проявляются как постепенное снижение интенсивности обменных процессов, уменьшение массы тела, потеря подкожно-жировой клетчатки, влаги, в силу чего появляются морщины, кожа становится дряблой. Снижается активность желез внутренней секреции, особенно щитовидной и половых. Прогрессивно ослабевают сократительная способность сердца, функции пищеварительных желез. Вместе с тем повышается чувствительность клеток и тканей к химическим факторам (что нужно учитывать при приеме лекарственных средств), увеличивается содержание в крови холестерина и лецитина (что, в свою очередь, создает условия для образования атеросклеротических бляшек на стенках сосудов). Хотя работоспособность скелетных мышц существенно не изменяется, но ухудшение функционирования вестибулярного аппарата и деминерализация костей (остеопороз) ведут к возникновению травм, сопровождающихся переломами костей (особенно часто лучевой кости и шейки бедра).
В центральной нервной системе происходит ослабление возбудительного и тормозного процессов. Гетерохронный характер имеет снижение разных видов чувствительности. Слуховая в наибольшей мере снижается в высокочастотном диапазоне (от 4 тыс.—16 тыс. Гц) уже после 40 лет, в то же время в области средних частот — человеческой речи — ухудшается незначительно; повышается в низкочастотном диапазоне (32—200 Гц), поэтому различные шорохи, шумы сохраняют свое значение. Слуховые аппараты, которые одинаково усиливают все диапазоны частот, оказываются малоэффективны.
Цветовая чувствительность снижается более всего к красному и синему цветам, к зеленому в меньшей степени, еще менее — к желтому.
После 45 лет уменьшается аккомодация (см. Аккомодация глаза), что ведет к снижению остроты зрения, дальнозоркости, которая увеличивается до 55 лет, затем стабилизируется. Снижение остроты зрения ведет к затруднению различения мелких деталей, надписей, дорожных знаков, трудностям выделения сигнала на фоне шума. Глазомерная функция и поле зрения отличаются высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Вкусовая чувствительность к сладкому сохраняется, к горькому и соленому снижается, что ведет к избыточному потреблению соли, а это, в свою очередь, способствует развитию гипертонической болезни. Обонятельная чувствительность понижена, что ведет к ухудшению аппетита.
Когнитивное развитие характеризуется целым рядом особенностей. Страдает функция памяти, особенно механической и кратковременной; вербальная, смысловая память сохраняются лучше всего. Практически не подвержена нарушениям память на события прошлого, исторические события. Вследствие этого пожилой человек может помнить детали событий своей юности, но забыть о том, что включил чайник или другой электроприбор, может постоянно забывать, куда положил ту или иную вещь. Одно из главных изменений познавательной способности — это снижение скорости физических и умственных операций. Вместе с тем динамика интеллектуального развития во многом определяется уровнем образования (см. Образование человека), одаренностью, индивидуальными особенностями и деятельностью, которой занимается человек. В лонгитюдных исследованиях и при изучении творческой продуктивности научных работников была выявлена высокая сохранность вербально-логических функций у людей старше 60—70 лет.
Новую форму интеллектуально-личностного развития пожилых людей П. Балтес обозначает как мудрость, понимая под ней экспертную систему знаний, ориентированную на практическую сторону жизни, позволяющую выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. В ее основе лежит культурно обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека, главная роль в нем отведена нравственности.
В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности системы общественных отношений в сохранение трудоспособности. Размышления над вопросами о смысле жизни, наличие глубоких устойчивых интересов оказывают влияние на характеристику завершающих фаз жизни. Б. Г. Ананьев указывал, что «умирание» человека как личности может наступить раньше «физического одряхления» от старости, при социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что и ведет к деградации личности. Р. Пэк считал, что для достижения «успешной» С. человек должен решить для себя три задачи, охватывающие три измерения личности:
Дифференциация Эго (Я) от поглощенности ролями. Если люди определяют себя только в рамках работы или семьи, то выход на пенсию или уход из семьи детей вызовет такой прилив отрицательных эмоций, с которым человек может не справиться.
Трансценденция тела против поглощенности им: способность человека избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях и физических недугах, которыми сопровождается старение.
Трансценденция Эго против его поглощенности. Люди не должны предаваться мыслям о смерти. Те, кто встречают старость без страха и отчаяния, переступают через перспективу собственной смерти, принимают участие в жизни нового поколения, передают свои знания и опыт, оставляют наследие, которое их переживет.
Разрешение этих проблем делает старость плодотворной.
Можно сказать, что геронтогенез — сложное противоречивое явление, а продолжительность жизни определяется двумя противоположными факторами: старением (см. Старость) и витауктом. Витаукт — это механизмы, направленные на сохранение жизнеспособности. К ним относятся восстановление, компенсация, репарация отдельных клеточных структур. Имеются два типа проявлений витаукта: генотипические (запрограммированные, их реализация зависит от передачи наследственной информации) и фенотипические (мобилизуются в процессе жизнедеятельности благодаря механизмам саморегуляции). На психологическом уровне формами витаукта оказываются активность личности, обучение, поддержание позитивной Я-концепции, сохранение широких социальных связей и включенности в жизнь.
Литература
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости. М., 2002.
Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
671.34 кб

Старение и старость как глобальная проблема современности

Шергенг Н.А., Нафикова А.И.
В статье рассматриваются проблемы современного общества, вызванные изменениями социального развития. Указываются причины возникновения глобальных проблем современности.
Читать PDF
174.38 кб

СТАРОСТЬ, ЭКОНОМИКА, ДЕМОГРАФИЯ

Фомин Д.А
Возможности и перспективы российской пенсионной системы автор ставит в зависимость от экономических и демографических факторов. Эти факторы хорошо известны.
Читать PDF
365.49 кб

Старость и современность

Лишаев Сергей Александрович
В статье рассматривается симптоматичный для современности феномен геронтофобии и выявляются основания этой фобии.
Читать PDF
262.90 кб

Международная научно-практическая конференция «Старость как социокультурный феномен»

Юлов В. Ф.
Читать PDF
186.45 кб

«Старость» в прошлом и настоящем

Шипилов Андрей Васильевич
Не только во времена древности, но и в совершенно недавние эпохи, «старостью» считался не 60 70 80-летний, а гораздо более «молодой», с современной точки зрения, возраст.
Читать PDF
151.57 кб

Старость как завершающая ступень долголетия

Шааб К. С.
В статье рассматривается экзистенциональный смысл старости, её связь с мировоззренческими установками культуры
Читать PDF
204.07 кб

Является ли старость болезнью?

Н. М. Камилова, Н. Э. Садых-Заде
Читать PDF
661.32 кб

Периодизация жизни. Старость

Осовик Иван Борисович, Федосеенков Александр Владимирович
В моей статье речь пойдет о людях в старости. Рассмотрю их жизненный процесс в разных странах Земного шара. Не только территориально, но и разных по уровню жизни, с уникальными обычаями и духовным развитием.
Читать PDF
264.20 кб

СТАРОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Розин Вадим Маркович
В статье старость рассматривается в рамках авторской концепции «культур жизни человека». Он предлагает различать «культуру детства», «культуру отрочества и юности»,несколько «культур взрослого человека».
Читать PDF
187.43 кб

Невостребованная старость

Борсуковский Б. А.
В статье раскрываются социальные причины изменений отношения к людям пожилого возраста утрата значимости глубины опыта и мудрости пожилого возраста перед бурными потоками информационных и технических преобразований.
Читать PDF
253.49 кб

Mистическая старость как духовное возрастание

Рыбакова Надежда Анатольевна
Читать PDF
2.80 мб

Институциональные рамки старости: старость как гендер

Левинсон Алексей Георгиевич
Читать PDF
95.38 кб

ОДИНОКАЯ СТАРОСТЬ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Гехт И.А.
Читать PDF
124.66 кб

ОДИНОЧЕСТВО И СТАРОСТЬ: ПРОБЛЕМА СТЕРЕОТИПА

Тихонов Г.М.
Читать PDF
94.73 кб

Старость как социальная проблема современного общества

Романова И. В.
Постарение населения, или демографическая старость рассмотрена как сложная и многомерная социальная проблема современности.

Похожие термины:

  • СТАРОСТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ

    presenility) - преждевременное старение ума и тела, приводящее к снижению умственных и физических способностей человека, которое обычно наблюдается у людей лишь в пожилом возрасте. См. также Деменция, П
  • Клиническая картина психических расстройств в старости

    Разделение психических расстройств позднего возраста на органические и функциональные возможно лишь с оговорками, так как основой последних служат в значительной мере необратимые биологически
  • ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ

    gt; геронтопсихология.
  • Забывание в старости

    late-life forgetting) В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с тера