ВОЗРАСТ это что такое ВОЗРАСТ: определение — Психология.НЭС
Возражать Возраст в психологии

ВОЗРАСТ

Найдено 12 определений термина ВОЗРАСТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Возраст

Возраст ребенка, т.е. отдельный этап его развития, представляет собой реальное единство, т.е. такое объединение отдельных сторон, в котором целое представляет целый ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из простого сложения отдельных частей и сторон. Возраст, т.е. состояние ребенка в каждый данный момент развития, представляет соединение различных черт, напоминающее химическое соединение. возраст есть реальное единство замкнутого в себе целого, имеющего свои свойства, проявляющиеся в этом целом и требующие для своего понимания и изучения именно учета этого целого. (5.1, 41 – 42) Возраст есть не что иное, как известный цикл развития, как бы замкнутый в себе, отграниченный от других циклов, который отличается своими своеобразными темпами и своим своеобразным содержанием развития. (7.1, 17) См. Развитие
Оцените определение:

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

возраст (в психологии)

конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); предошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-1 лет) подростковый возраст (1-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-1 год); зрелый возраст: первый период (1-35 лет), второй период (35-6 лет); пожилой возраст (6-75 лет); старческий возраст (75-90 лет; долгожители (90 лет и выше).

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ВОЗРАСТ

в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития (-> возраст хронологический; возраст психологический). Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 70-е годы Д. Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене деятельности ведущей:

1) игра - дошкольники;

2) обучение - младшие школьники;

3) общение интимно-личного - подростки;

4) деятельность учебно-профессиональная - юноши, В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с самыми референтными для него группами. Безотносительно решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются:

1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (-> развитие групповое: уровень) и в учебно-воспитательные учреждения;

2) изменением характера воспитания в семье;

3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;

4) особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР была принята следующая периодизация возраста: 1) младенчество: от рождения до 1 года;

2) детство преддошкольное (детство раннее): 1 - 3 года;

3) детство дошкольное (возраст дошкольный): 3 - 6 лет;

4) возраст школьный младший: 6-10 лет;

5) возраст подростковый (отрочество): 10 - 15 лет;

6) юность:

a) первый период - возраст школьный старший: 15 - 17 лет;

b) второй период: 17 - 21 год;

7) зрелый возраст:

a) первый период (молодость); 21 - 35 лет;

b) второй период (зрелость): 35 - 60 лет;

8) возраст пожилой: 60 75 лет; 9) возраст старческий: 75 - 90 лет; 10) долгожители: 90 лет и выше. Иногда последние три периода объединяются под общим названием старости. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВОЗРАСТ

англ. age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения (пренатальный В.), младенческий В. (от рождения до 1 г.), раннее детство, или ранним В. (1-3 г.), дошкольный В. (3-6/7), младший школьный В. (6/7-11/12), отрочество, или подростковый В. (11/12-15/17), юношеский В. (15/17-19/21), молодость (19/21-25/30), зрелость (25/30-55/60), старость (55/60 и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), "социальная ситуация развития" (Л. С. Выготский), психологические новообразования и пр.

Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы возрастные), переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В.,

определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А. В. Толстых.)

Добавление: Прежде всего, можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-нормативный) подход к определению В. и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином "эйджизм" обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого В.). Изучение субъективных "норм" (т. н. обыденного сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей.

Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.

Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их "формальными"), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего социального положения должны следовать формальным нормам ("играть" соответствующие социальные роли). Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. (Б. М.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Возраст

единица измерения (годы, месяцы, дни и т.д.) длительности существования одушевленных и неодушевленных объектов внешнего мира. По отношению к развитию ребенка различают хронологический и психологический возраст.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Возраст

Категория. Качественно специфическая ступень онтогенетического развития.

Специфика. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определяется нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Виды:

- младенчество (от рождения до 1 года),

- раннее детство (1 - 3),

- дошкольный возраст (от 3 до 6-7),

- младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12),

- отрочество (от 11-12 до 15-17),

- юность (от 15-17 до 19-21),

- молодость (от 19-21 до 25-30),

- зрелость (от 25-30 до 55-60),

- старость (от 55-60 и старше).

Источник: Психологический словарь

ВОЗРАСТ

Если термин используется без определяющего слова (см. следующие статьи), то он всегда означает отрезок времени, прошедший с момента рождения организма, то есть это хронологический возраст.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ВОЗРАСТ

в психологии) – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-иcторическое происхождение. Возрастные особенности организма человека оказывают влияние на его поведение в конфликтах. Гораздо более существенные воздействия на мотивы конфликтных действий и все др. характеристики конфликтного поведения человека оказывают возрастные особенности его психики. Военными психологами экспериментально установлено, что по мере взросления юношей и молодых мужчин частота применения ими физического насилия в межличностных конфликтах со сверстниками заметно сокращается. В 27 лет военнослужащие используют физическую силу в конфликтах примерно в 17 раз реже по сравнению с суворовцами, В. которых составляет 17 лет. Изучением влияния возрастных особенностей человека на его поведение в конфликтах занимается эволюционная конфликтология. Она исследует эволюцию конфликтов в онтогенезе (развитие человека от рождения до смерти) и филогенезе (развитие животных, а затем человека).

Источник: Словарь конфликтолога

Возраст

Грудной – от 1 мес до 1 года; ясель-ный – от 1 года до 3 лет; предпубертатный – от 7 до 12–13 лет; пубертатный: у девочек – от 12 до 16 лет, у мальчиков – от 13 до до 18 лет; юношеский – от 16–18 до 20 лет; зрелый – от 20 до 55 лет; пожилой – от 55 до 75, старческий – от 75 лет и старше.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Возраст

Объективная исторически и хронологически изменчивая стадия развития индивида в онтогенезе, продолжительность жизни человека с момента рождения до настоящего момента, измеряемая в годах. Различают возраст паспортный и биологический (см.).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Возраст

если термин используется без определяющего слова, то он обычно означает отрезок времени, прошедший с момента рождения организма, то есть хронологический возраст. Хронологический возраст детей до 3-4 лет указывается строго в месяцах; от этого возраста до пубертатного периода – в годах и месяцах (например, 9-6, что означает 9 лет и 6 месяцев), после окончания пубертатного периода месяца уже не учитываются.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ВОЗРАСТ

категория, служащая для обозначения временного периода от рождения до другого определенного момента жизни и соответствующих временных характеристик индивидуального развития человека (см. Возрастная периодизация)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Найдено рефератов по теме ВОЗРАСТ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет. Исследование проводилось при помощи методик: «МиФ», «SF-36», «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» и «Пятифакторного опросника». Получены данные, свидетельствующие о наличии значимых различий в адаптивности мужчин и женщин по ряду факторов, а также о наличии корреляционной взаимосвязи между тендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией у лиц пожилого и старческого возраста.
Скачать PDF

Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак

Жолудева С. В.
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с определением возраста вступления в брак, с точки зрения социологического, физиологического и психолого-педагогического подходов.
Скачать PDF

Психологический возраст как отображение личностного ресурса

Антипина И.Ю.
Скачать PDF

Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возраст

Гришина Анна Викторовна
В статье представлен анализ современных подходов к исследованию психологических факторов формирования компьютерной зависимости и рассмотрены психологические особенности развития младших подростков, нарушения которых возможно являются причинами игровой компьютерной зависимости на данном возрастном этапе развития. The analysis of the modern approaches to studying psychological factors of computer dependence forming is presented in the paper. The author views the psychological features of development of younger teenagers, whose disorder may be the reason for game computer dependence at this age-specifi c stage of development.
Скачать PDF

Теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возраст

Пятунина Вера Михайловна
Анализируются теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возрасте. Автор подходит к исследованию с позиций рефлексивно-деятельностного подхода, основной идеей которого является идея рефлексивного осмысления деятельности.
Скачать PDF

Исследование стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраст

Куприянова А. И.
Представлены результаты разработки и апробации опросника «Стратегии гендерного воспитания». На основе факторного анализа данного опросника были выявлены три фактора, интерпретированные как авторитарная, попустительская и партнерская стратегии гендерного воспитания. Определена внутренняя согласованность 'шкал опросника и его конвергентная валидность.
Скачать PDF

Эгоизм личности и его влияние на возраст вступления в брак и удовлетворенность браком

Бондарева Олеся Вячеславовна
Pассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, а также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком.
Скачать PDF

Лицевой возраст и мотивации омоложения лица у женщин в эстетической хирургии

Белопольская Наталия Львовна, Белопольский Виктор Исаевич, Шафирова Елена Михайловна, Авдошенко Ксения Евгеньевна
Изучены структура и возрастная динамика социальных мотиваций к омоложению у женщин, сделавших пластическую операцию. Проведена статистическая оценка зон лица, отвечающих за восприятие лицевого возраста.
Скачать PDF

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур. Выбранная модель экспертизы развития умственных действий позволяет сфокусировать внимание на таких факторах развития, как «возраст» и «учебный класс».
Скачать PDF

Субъективный возраст как категория самооценивания

Курышева Ольга Васильевна
Рассматривается проблема субъективного отношения индивида к собственному хронологическому возрасту. Представлен теоретический и эмпирический анализ категории «субъективный возраст». Как многомерная конструкция субъективный возраст имеет возрастную и индивидуальную динамику, специфику проявления в различных психологических сферах. В этом контексте возраст из объективного показателя становится категорией внутреннего мира, категорией самооценивания.
Скачать PDF

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраст

Калинина Анна Андреевна
Статья посвящена проблеме исследования и коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, в коррекции эмоциональной напряженности. Дана характеристика заданий наиболее часто используемых в практике психокоррекции эмоциональных нарушений.
Скачать PDF

Возраст как критерий социального сравнения

Курышева Ольга Васильевна
Статья посвящена теоретическому анализу специфики социального сравнения на основе возрастных признаков. Рассматриваются особенности социального сравнения, его характера и функций. Раскрываются особенности проявления нормативной и самооценочной функций социального сравнения в случае, когда сравнительным критерием является возраст. Теоретические выводы подтверждаются результатами существующих зарубежных исследований.
Скачать PDF