ВРЕМЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Время
Понятие «время» является психологической конструкцией человека, позволяющей ему адаптироваться к изменениям среды. В его основу заложены как социальные, так и сенсомоторные факторы. Существуют: а) объективное, социализованное, измеримое время (часы, календарь); б) биологическое время - меняется под влиянием различных факторов (температура, интоксикации - в особенности гашишем или другими наркотиками); в) субъективное время - меняющееся в зависимости от индивидуумов и личных интересов в данный момент. Последняя категория определяется главным образом психологическими влияниями, ее можно принять как сокращение или продление часового времени. У некоторых больных существуют расстройства в восприятии времени. См. Дисхронозия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ВРЕМЯ
time) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:
а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ ) вторичных процессов ведут к открытию времени.
б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,
в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Время
церк.-слав. веремя, родственное др. инд. vartma – дорога, колея) - 1. понятие, отображающее впечатления о скорости, последовательности и направления чередования каких-либо событий, как внешних, так и внутриличностных; 2. нечто объективное, стоящее за этим понятием, то связанное с реальным движением, направленностью процессов, явлений, событий из прошлого по направлению в будущее, с последовательностью таких событий, дительностью их протекания. Строгое, научное определение данного термина сталкивается с немалыми трудностями, из которых люди пытаются выходить разными путями. Философы-материалисты полагают, что время – это форма движения материи, идеалисты рассматривают время как некую субъективную категорию. Некоторые исследователи полагают, что восприятие времени осуществляется на основе врожденных, априорных способностей. Встречаются и лукавые, основанные на традициях средневековой схоластики ответы. Так, когда св. Августина спросили, знает ли он, что такое время, хитроумный Августин сказал, что да, знает, но с того момента, когда этот вопрос был задан, «ответ улетучился».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВРЕМЯ
1. Действительно, непростое понятие. Когда св. Августина спросили: "Что такое время?", он сказал, что знает, что это такое, но как только вопрос задан, ответ улетучивается. Трудность, утверждал он, связана с проблемой измерения и с тенденцией искать аналогию между пространственным и временным измерением. Эти проблемы получили определенное, хотя и не вполне удовлетворительное, разрешение в современных реляционных концепциях времени как аспекта четырехмерного (пространственно-временного) единства. В этой концепции, время – не отдельная "вещь", и становится метафизически бессмысленным говорить о "потоке" времени или "ходе" времени. Скорее, полная пространственно-временная структура вещей передается изменением распределения материала.
Причина того, что мы вникаем в эту проблему, заключается в том, что эта реляционная точка зрения является именно тем способом, которым психологи, возможно, не осознавая этого, рассуждают о времени, и единственным, хотя бы условно удовлетворительным, способом понимания психологического переживания времени, длительности, продления и различных коннотаций слов, таких как прошлый, настоящий, будущий, сейчас, потом и т.д. Проще говоря, с психологической точки зрения, с временем всегда имеют дело релятивистически; время характеризуется и феноменологически переживается как события, происходящие относительно других событий. См. в этом контексте психологическое время, социальное время. 2. Для тех, кто находит вышеупомянутое непоказательным, вполне будет достаточно думать о времени как об интервале между началом и окончанием чего-то, как об измеряемом некоторым произвольно избранным маркирующим прибором, таким как секундомер, календарь и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВРЕМЯ
в психологии - предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего:
1) психофизический - поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик "физического" времени;
2) психофизиологический - исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации "биологического" времени на динамику процессов психических;
3) социально-психологический - рассмотрение особенностей отражения человеком "социальною" времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях;
4) личностно-психологический - изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:
1) масштаб ситуативный -; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;
2) масштаб биографический - ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;
3) масштаб исторический - здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания - усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВРЕМЯ
длительность и последовательность протекания процессов, смены состояний, структурных изменений и функционирования систем. В психоанализе понятие времени используется в двух смыслах: в теории – для характеристики различных психических процессов; в клинической практике – для установления периодичности психоаналитических сеансов и продолжительности лечения в целом. З. Фрейд придавал особое значение пониманию проблематики времени как в теории, так и в практике психоанализа.
   Классический психоанализ основывался на признании в психике человека двух не сводящихся друг к другу систем сознания и бессознательного. Каждая из них характеризовалась своими собственными процессами. Время рассматривалось З. Фрейдом в качестве одного из отличительных признаков сознательных и бессознательных процессов. Сознательные процессы протекают во времени. Бессознательные процессы не соотносятся со временем, поскольку «бессознательное находится вообще без времени». Так, в сновидениях, являющихся «королевской дорогой к бессознательному», различные сюжеты часто не связаны между собой ни во времени, ни в пространстве. Прошлое, настоящее и будущее легко замещают друг друга. Бессознательные процессы, по словам основателя психоанализа, «не распределены во временной последовательности, с течением времени не меняются, вообще не имеют никакого отношения ко времени».
   Подобный взгляд на безвременность бессознательного, занимающего большую часть человеческой психики по сравнению с сознанием, может поставить под вопрос не только обыденные представления о времени, но и философские концепции времени. Во всяком случае З. Фрейд писал о том, что в свете психоаналитического понимания безвременности бессознательного могут быть пересмотрены идеи немецкого философа И. Канта об априорных, то есть существующих независимо от опыта и предшествующих ему, формах пространства и времени.
   К теоретическим проблемам времени относится также представление З. Фрейда о том, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубинными истоками, уходящими корнями в прошлое. В соответствии с этим представлением причины невротических заболеваний следует искать в том периоде времени, когда могли иметь место наиболее сильные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями.
   Проблема времени имеет важное значение и для клинической практики. Она включает в себя три аспекта: точное время прихода пациента к психоаналитику, частоту и длительность психоаналитического сеанса, продолжительность лечения больного. З. Фрейд считал, что соблюдение определенных условий относительно времени существенно для всех трех аспектов.
   Назначение точного часа визита к психоаналитику имеет принципиальное значение. Пациент отвечает за отведенное ему время, даже если не использует его. Стремление пациентов перенести очередной сеанс психоаналитического лечения на другое время, опаздывание или забывание времени визита к психоаналитику – это чаще всего уловки больных, пытающихся сохранить свою болезнь с целью получения определенной выгоды от нее.
   Длительность психоаналитического сеанса обычно ограничивается одним академическим часом (45–50 минут), а их частота зависит от состояния больного. З. Фрейд исходил из того, что психоаналитические сеансы должны быть ежедневно, при легких случаях или продолжительном, хорошо налаженном лечении – три раза в неделю. Пропуски сеансов, перерыв в лечении затрудняют психоаналитическую работу и не способствуют лечению больного.
   Что касается длительности лечения психоаналитическими методами, то речь идет о продолжительном времени – полугодии или нескольких годах. Можно понять пациентов, желающих за два-три сеанса освободиться от невротического расстройства. Можно понять тех, кто рассматривает длительное психоаналитическое лечение через призму «вымогательства» денег у больных. Однако, подчеркивал З. Фрейд, желательному сокращению психоаналитического лечения мешает безвременность бессознательных процессов и медленное осуществление душевных изменений. Ограничение во времени «не приносит пользы ни врачу, ни пациенту».
   Не все психоаналитики разделяли выдвинутые З. Фрейдом представления о времени. Ж. Лакан (1901–1981) ввел новацию – короткий психоаналитический сеанс. Он не только сократил продолжительность психоаналитического сеанса, но и изменил представление о времени как факторе понимания языка бессознательного.
   В классическом психоанализе безвременность бессознательного в теоретическом плане подчинялась логике психоаналитического сеанса в клинической практике, строго фиксированного во времени и ограниченного одним часом. В структурном психоанализе Ж. Лакана психоаналитик структурирует время и готов в любой момент прервать речь пациента, не давая ему возможности собраться с мыслями и не оставляя времени для осмысления сложившейся ситуации. Пациент оказывается вне времени, так как стоит ему перейти к изложению чего-то важного, как психоаналитик прерывает его, говоря о том, что сеанс закончен. Ж. Лакан полагал, что свободные ассоциации имеют место уже не столько в процессе самого психоаналитического сеанса, сколько в промежутках между различными сеансами. Речь пациента по необходимости структурируется, становится более короткой, афористичной, открывая тем самым простор для аналитической работы.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001



Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
471.55 кб

Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в ВУЗе

Романова М. В.
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, а также особенности ее формирования в процессе подготовки специалистов.
Читать PDF
275.48 кб

Время изменений: социальные изменения и изменения личности

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Проанализированы изменения личностных особенностей (тест 16-PF R.Kettella) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1986 (исследование 2006) г.г. рождения.
Читать PDF
390.19 кб

Самораскрытие в педагогическом процессе: время и своевременность

Болотова Алла Константиновна
Статья посвящена проблеме самораскрытия личности как потенциальной готовности к активной самореализации учителя в педагогическом процессе. Рассматривается феноменология самораскрытия и его социально-психологическое содержание.
Читать PDF
220.20 кб

Формирование когнитивной основы деятельности учителя технологии и предпринимательства во время педаг

Козлов Виктор Геннадиевич, Морозова Ирина Владимировна
Для будущего учителя технологии и предпринимательства важно научиться и применить на педагогической практике определение ориентировочной основы деятельности.
Читать PDF
808.07 кб

Психологическое время женщин на разных сроках беременности

Гурова Ольга Сергеевна
Читать PDF
415.11 кб

Обретшая свое имя. Перспективы психологии. Размышления во время юбилея

Мазилов В.А.
Читать PDF
125.25 кб

Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «Время»

Кыштымова Ирина Михайловна
Аннотация. Рассматривается метод психосемиотического анализа авторского текста. Обосновывается диагностическая значимость категории «время».
Читать PDF
317.20 кб

Динамика изменения ценностных ориентаций российских женщин с 90-х годов ХХ века по настоящее время

Овсяник О. А.
Посвящена анализу изменения ценностных ориентаций женщин, который был проведен в рамках лонгитюдного исследования в течение 13 лет.
Читать PDF
302.00 кб

Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации

Шойгу Юлия Сергеевна, Пыжьянова Лариса Григорьевна
В статье изложена система прогнозирования и управления социально-психологическими рисками в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС).
Читать PDF
201.93 кб

Российский регион в постсоветское время: тюрко-мусульманские меньшинства Оренбургской области

Косач Григорий Григорьевич
Читать PDF
209.84 кб

Пространство и время городской культуры: проблема соотнесения принципов диахронии и синхронии

Михельсон М. О.
Читать PDF
141.72 кб

Городская среда и свободное время

Закиров Р. С., Смагина Ю. А.
Читать PDF
0.00 байт

Художник и время. Время художника

Шипулина Наталья Борисовна
Читать PDF
380.50 кб

Время культурологии

Поспелова Наталья Ивановна
Статья посвящена актуальности и востребованности, проблемам и перспективам культурологической науки и образования в современной России.
Читать PDF
2.11 мб

Свободное время как ресурсное состояние человека

Юркова Марина Григорьевна
Рассматривается жизненный путь как проблема личности и свободное время как часть времени жизни. Понимание субъектом свободного времени как субъективной ценности зависит от его частично осознанных, частично неосознанных установок.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: