ВРЕМЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Время
Понятие «время» является психологической конструкцией человека, позволяющей ему адаптироваться к изменениям среды. В его основу заложены как социальные, так и сенсомоторные факторы. Существуют: а) объективное, социализованное, измеримое время (часы, календарь); б) биологическое время - меняется под влиянием различных факторов (температура, интоксикации - в особенности гашишем или другими наркотиками); в) субъективное время - меняющееся в зависимости от индивидуумов и личных интересов в данный момент. Последняя категория определяется главным образом психологическими влияниями, ее можно принять как сокращение или продление часового времени. У некоторых больных существуют расстройства в восприятии времени. См. Дисхронозия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ВРЕМЯ
time) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:
а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ ) вторичных процессов ведут к открытию времени.
б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,
в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Время
церк.-слав. веремя, родственное др. инд. vartma – дорога, колея) - 1. понятие, отображающее впечатления о скорости, последовательности и направления чередования каких-либо событий, как внешних, так и внутриличностных; 2. нечто объективное, стоящее за этим понятием, то связанное с реальным движением, направленностью процессов, явлений, событий из прошлого по направлению в будущее, с последовательностью таких событий, дительностью их протекания. Строгое, научное определение данного термина сталкивается с немалыми трудностями, из которых люди пытаются выходить разными путями. Философы-материалисты полагают, что время – это форма движения материи, идеалисты рассматривают время как некую субъективную категорию. Некоторые исследователи полагают, что восприятие времени осуществляется на основе врожденных, априорных способностей. Встречаются и лукавые, основанные на традициях средневековой схоластики ответы. Так, когда св. Августина спросили, знает ли он, что такое время, хитроумный Августин сказал, что да, знает, но с того момента, когда этот вопрос был задан, «ответ улетучился».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВРЕМЯ
1. Действительно, непростое понятие. Когда св. Августина спросили: "Что такое время?", он сказал, что знает, что это такое, но как только вопрос задан, ответ улетучивается. Трудность, утверждал он, связана с проблемой измерения и с тенденцией искать аналогию между пространственным и временным измерением. Эти проблемы получили определенное, хотя и не вполне удовлетворительное, разрешение в современных реляционных концепциях времени как аспекта четырехмерного (пространственно-временного) единства. В этой концепции, время – не отдельная "вещь", и становится метафизически бессмысленным говорить о "потоке" времени или "ходе" времени. Скорее, полная пространственно-временная структура вещей передается изменением распределения материала.
Причина того, что мы вникаем в эту проблему, заключается в том, что эта реляционная точка зрения является именно тем способом, которым психологи, возможно, не осознавая этого, рассуждают о времени, и единственным, хотя бы условно удовлетворительным, способом понимания психологического переживания времени, длительности, продления и различных коннотаций слов, таких как прошлый, настоящий, будущий, сейчас, потом и т.д. Проще говоря, с психологической точки зрения, с временем всегда имеют дело релятивистически; время характеризуется и феноменологически переживается как события, происходящие относительно других событий. См. в этом контексте психологическое время, социальное время. 2. Для тех, кто находит вышеупомянутое непоказательным, вполне будет достаточно думать о времени как об интервале между началом и окончанием чего-то, как об измеряемом некоторым произвольно избранным маркирующим прибором, таким как секундомер, календарь и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВРЕМЯ
в психологии - предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего:
1) психофизический - поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик "физического" времени;
2) психофизиологический - исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации "биологического" времени на динамику процессов психических;
3) социально-психологический - рассмотрение особенностей отражения человеком "социальною" времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях;
4) личностно-психологический - изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:
1) масштаб ситуативный -; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;
2) масштаб биографический - ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;
3) масштаб исторический - здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания - усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВРЕМЯ
в психологии — это объект многочисленных теоретико-экспериментальных исследований фундаментальными аспектами которого являются: а) психофизиологический — исследуются влияния мультиуровневых биоритмов и закономерностей морфологизации биологического В., которое само по себе оказывает воздействие-влияние на психодинамику процессов; б) психофизический — исследуется поиск механизмов психоотражения-психоотзеркаливания топологическо-метрических модальностей физического В., т.е. исследуются иерархичность, симультанность, кратковременность, длительность, усредненность В.; специфику отражения В.в психике индивида следует рассматривать в дифференциальных формах, таких как: социо-культурно-исторические, личностно-психологические, онтологическо-личностные, этико-личностно-психологические и т.д.; тут необходимо изучать-исследовать временные этапы индивидуального жизненного пути субъекта, психологическую временную структуру-модель той или иной личности: можно исследовать В.в совокупности с личностными характеристиками индивида в четырех аспектах: социально-историческом, личностно-биографическом, онтологическо-ситуативном, этико-возрастном; например, в аспекте онтологическо-ситуативном, необходимо изучать длительность или же краткость временных интервалов, восприятий, эмоций, переживаний индивида, кот. существенно влияют на акты его поведения, устойчивость или лабильность его поведенческих реакций; в психологии существует также понятие — время реакции, которое заключает в себе тот интервал времени, с момента предъявления-денотации какого-либо стимула до начала ответреакции; сам же стимул-сигнал может быть оптическим, тактильным, акустическим, обонятельным и т.д.; доказано, что время простейшей двигательной реакции кот. фиксирует феномен появления того или иного сигнала-стимула, обычно составляет около 0,2—0,3 с.; этот феномен, как правило иссл. называют реакцией обнаружения; в случае же более сложных программ-целей, таких как выделение лишь одного из нескольких возможных сигналов, или же выбор той или иной формы ответреакции (ответ-реакция выбора), само время реакции увеличивается-продлевается; время реакции напрямую зависит от формы сигналов-раздражителей, от самого характера цели, задачи, от типов ответ-реакции, от установки психосостояния, перцептивных актов, процессов внимания индивида, индоссирование-хронометрирование этого феномена психофизиологической активности субъекта; он, термин Время реакции, широко применяется в нейрофизиологии, нейропсихологии, психолингвистике и других разделах совр. психологии, нейрофизиологии.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВРЕМЯ
длительность и последовательность протекания процессов, смены состояний, структурных изменений и функционирования систем. В психоанализе понятие времени используется в двух смыслах: в теории – для характеристики различных психических процессов; в клинической практике – для установления периодичности психоаналитических сеансов и продолжительности лечения в целом. З. Фрейд придавал особое значение пониманию проблематики времени как в теории, так и в практике психоанализа.
   Классический психоанализ основывался на признании в психике человека двух не сводящихся друг к другу систем сознания и бессознательного. Каждая из них характеризовалась своими собственными процессами. Время рассматривалось З. Фрейдом в качестве одного из отличительных признаков сознательных и бессознательных процессов. Сознательные процессы протекают во времени. Бессознательные процессы не соотносятся со временем, поскольку «бессознательное находится вообще без времени». Так, в сновидениях, являющихся «королевской дорогой к бессознательному», различные сюжеты часто не связаны между собой ни во времени, ни в пространстве. Прошлое, настоящее и будущее легко замещают друг друга. Бессознательные процессы, по словам основателя психоанализа, «не распределены во временной последовательности, с течением времени не меняются, вообще не имеют никакого отношения ко времени».
   Подобный взгляд на безвременность бессознательного, занимающего большую часть человеческой психики по сравнению с сознанием, может поставить под вопрос не только обыденные представления о времени, но и философские концепции времени. Во всяком случае З. Фрейд писал о том, что в свете психоаналитического понимания безвременности бессознательного могут быть пересмотрены идеи немецкого философа И. Канта об априорных, то есть существующих независимо от опыта и предшествующих ему, формах пространства и времени.
   К теоретическим проблемам времени относится также представление З. Фрейда о том, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубинными истоками, уходящими корнями в прошлое. В соответствии с этим представлением причины невротических заболеваний следует искать в том периоде времени, когда могли иметь место наиболее сильные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями.
   Проблема времени имеет важное значение и для клинической практики. Она включает в себя три аспекта: точное время прихода пациента к психоаналитику, частоту и длительность психоаналитического сеанса, продолжительность лечения больного. З. Фрейд считал, что соблюдение определенных условий относительно времени существенно для всех трех аспектов.
   Назначение точного часа визита к психоаналитику имеет принципиальное значение. Пациент отвечает за отведенное ему время, даже если не использует его. Стремление пациентов перенести очередной сеанс психоаналитического лечения на другое время, опаздывание или забывание времени визита к психоаналитику – это чаще всего уловки больных, пытающихся сохранить свою болезнь с целью получения определенной выгоды от нее.
   Длительность психоаналитического сеанса обычно ограничивается одним академическим часом (45–50 минут), а их частота зависит от состояния больного. З. Фрейд исходил из того, что психоаналитические сеансы должны быть ежедневно, при легких случаях или продолжительном, хорошо налаженном лечении – три раза в неделю. Пропуски сеансов, перерыв в лечении затрудняют психоаналитическую работу и не способствуют лечению больного.
   Что касается длительности лечения психоаналитическими методами, то речь идет о продолжительном времени – полугодии или нескольких годах. Можно понять пациентов, желающих за два-три сеанса освободиться от невротического расстройства. Можно понять тех, кто рассматривает длительное психоаналитическое лечение через призму «вымогательства» денег у больных. Однако, подчеркивал З. Фрейд, желательному сокращению психоаналитического лечения мешает безвременность бессознательных процессов и медленное осуществление душевных изменений. Ограничение во времени «не приносит пользы ни врачу, ни пациенту».
   Не все психоаналитики разделяли выдвинутые З. Фрейдом представления о времени. Ж. Лакан (1901–1981) ввел новацию – короткий психоаналитический сеанс. Он не только сократил продолжительность психоаналитического сеанса, но и изменил представление о времени как факторе понимания языка бессознательного.
   В классическом психоанализе безвременность бессознательного в теоретическом плане подчинялась логике психоаналитического сеанса в клинической практике, строго фиксированного во времени и ограниченного одним часом. В структурном психоанализе Ж. Лакана психоаналитик структурирует время и готов в любой момент прервать речь пациента, не давая ему возможности собраться с мыслями и не оставляя времени для осмысления сложившейся ситуации. Пациент оказывается вне времени, так как стоит ему перейти к изложению чего-то важного, как психоаналитик прерывает его, говоря о том, что сеанс закончен. Ж. Лакан полагал, что свободные ассоциации имеют место уже не столько в процессе самого психоаналитического сеанса, сколько в промежутках между различными сеансами. Речь пациента по необходимости структурируется, становится более короткой, афористичной, открывая тем самым простор для аналитической работы.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Время в религиозном культе и время в культуре: к проблеме взаимодействия и взаимовлияния

Сазонова Наталия Ивановна
Статья посвящена взаимодействию понимания времени в религиозном культе и понимания времени в культуре. Рассматриваются характеристики времени в религиозном культе.
Читать PDF
0.00 байт

«Время больше пространства…» историческое и мифологическое время в культурном ландшафте

Лавренова Ольга Александровна
Обсуждается время как универсальная категория культуры, проявляющаяся в культурном ландшафте. Пространство, время и представления о них образуют своеобразную «сетку координат», в которой строится образ мира каждой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Художник и время. Время художника

Шипулина Наталья Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

2002. 02. 006. Лейтес А. Время освященное и время трансисторическое. Две религиозные концепции време

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Время свободы, время надежд (размышления над книгой «Понимая "девяностые"»)

Ланин Б. А.
Настоящая статья представляет собой размышления о книге «Понимая “девяностые”», в которой рассматриваются различные трактовки 90-х гг. ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

БРИТАНИЯ – ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Ананьева Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное время и будущее время: методологические аспекты

Таранова В. А.
В статье рассматривается социальное время как переход социальных процессов из сферы настоящего в сферу будущего. Приоритетными становятся методологические и концептуальные аспекты.
Читать PDF
0.00 байт

Время как материя социокультурной действительности. Не «Во» время, а «Из» времени

Конев Владимир Александрович
Время трактуется не как некая длительность, а как «материал», из которого строится социальная и культурная жизнь человека.
Читать PDF
0.00 байт

Аристотель: время физическое и время этическое (по материалам монографии А. Г. Чернякова «Онтология

Александр Григорьевич Погоняйло
В «Физике» Аристотель рассматривает время и движение, следуя созерцательной логике сущности (порядку определения), конститутивной для будущей метафизики.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в ВУЗе

Романова М. В.
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, а также особенности ее формирования в процессе подготовки специалистов.
Читать PDF
0.00 байт

Время изменений: социальные изменения и изменения личности

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Проанализированы изменения личностных особенностей (тест 16-PF R.Kettella) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1986 (исследование 2006) г.г. рождения.
Читать PDF
0.00 байт

Самораскрытие в педагогическом процессе: время и своевременность

Болотова Алла Константиновна
Статья посвящена проблеме самораскрытия личности как потенциальной готовности к активной самореализации учителя в педагогическом процессе. Рассматривается феноменология самораскрытия и его социально-психологическое содержание.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: