ВРЕМЯ это что такое ВРЕМЯ: определение — Психология.НЭС
Временный центр ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ

ВРЕМЯ

Найдено 5 определений термина ВРЕМЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВРЕМЯ

time) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:

а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ ) вторичных процессов ведут к открытию времени.

б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,

в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ВРЕМЯ

в психологии - предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего:

1) психофизический - поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик "физического" времени;

2) психофизиологический - исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации "биологического" времени на динамику процессов психических;

3) социально-психологический - рассмотрение особенностей отражения человеком "социальною" времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях;

4) личностно-психологический - изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:

1) масштаб ситуативный -; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;

2) масштаб биографический - ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;

3) масштаб исторический - здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания - усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВРЕМЯ

1. Действительно, непростое понятие. Когда св. Августина спросили: "Что такое время?", он сказал, что знает, что это такое, но как только вопрос задан, ответ улетучивается. Трудность, утверждал он, связана с проблемой измерения и с тенденцией искать аналогию между пространственным и временным измерением. Эти проблемы получили определенное, хотя и не вполне удовлетворительное, разрешение в современных реляционных концепциях времени как аспекта четырехмерного (пространственно-временного) единства. В этой концепции, время – не отдельная "вещь", и становится метафизически бессмысленным говорить о "потоке" времени или "ходе" времени. Скорее, полная пространственно-временная структура вещей передается изменением распределения материала.

Причина того, что мы вникаем в эту проблему, заключается в том, что эта реляционная точка зрения является именно тем способом, которым психологи, возможно, не осознавая этого, рассуждают о времени, и единственным, хотя бы условно удовлетворительным, способом понимания психологического переживания времени, длительности, продления и различных коннотаций слов, таких как прошлый, настоящий, будущий, сейчас, потом и т.д. Проще говоря, с психологической точки зрения, с временем всегда имеют дело релятивистически; время характеризуется и феноменологически переживается как события, происходящие относительно других событий. См. в этом контексте психологическое время, социальное время. 2. Для тех, кто находит вышеупомянутое непоказательным, вполне будет достаточно думать о времени как об интервале между началом и окончанием чего-то, как об измеряемом некоторым произвольно избранным маркирующим прибором, таким как секундомер, календарь и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ВРЕМЯ

длительность и последовательность протекания процессов, смены состояний, структурных изменений и функционирования систем. В психоанализе понятие времени используется в двух смыслах: в теории – для характеристики различных психических процессов; в клинической практике – для установления периодичности психоаналитических сеансов и продолжительности лечения в целом. З. Фрейд придавал особое значение пониманию проблематики времени как в теории, так и в практике психоанализа.

   Классический психоанализ основывался на признании в психике человека двух не сводящихся друг к другу систем сознания и бессознательного. Каждая из них характеризовалась своими собственными процессами. Время рассматривалось З. Фрейдом в качестве одного из отличительных признаков сознательных и бессознательных процессов. Сознательные процессы протекают во времени. Бессознательные процессы не соотносятся со временем, поскольку «бессознательное находится вообще без времени». Так, в сновидениях, являющихся «королевской дорогой к бессознательному», различные сюжеты часто не связаны между собой ни во времени, ни в пространстве. Прошлое, настоящее и будущее легко замещают друг друга. Бессознательные процессы, по словам основателя психоанализа, «не распределены во временной последовательности, с течением времени не меняются, вообще не имеют никакого отношения ко времени».

   Подобный взгляд на безвременность бессознательного, занимающего большую часть человеческой психики по сравнению с сознанием, может поставить под вопрос не только обыденные представления о времени, но и философские концепции времени. Во всяком случае З. Фрейд писал о том, что в свете психоаналитического понимания безвременности бессознательного могут быть пересмотрены идеи немецкого философа И. Канта об априорных, то есть существующих независимо от опыта и предшествующих ему, формах пространства и времени.

   К теоретическим проблемам времени относится также представление З. Фрейда о том, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубинными истоками, уходящими корнями в прошлое. В соответствии с этим представлением причины невротических заболеваний следует искать в том периоде времени, когда могли иметь место наиболее сильные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями.

   Проблема времени имеет важное значение и для клинической практики. Она включает в себя три аспекта: точное время прихода пациента к психоаналитику, частоту и длительность психоаналитического сеанса, продолжительность лечения больного. З. Фрейд считал, что соблюдение определенных условий относительно времени существенно для всех трех аспектов.

   Назначение точного часа визита к психоаналитику имеет принципиальное значение. Пациент отвечает за отведенное ему время, даже если не использует его. Стремление пациентов перенести очередной сеанс психоаналитического лечения на другое время, опаздывание или забывание времени визита к психоаналитику – это чаще всего уловки больных, пытающихся сохранить свою болезнь с целью получения определенной выгоды от нее.

   Длительность психоаналитического сеанса обычно ограничивается одним академическим часом (45–50 минут), а их частота зависит от состояния больного. З. Фрейд исходил из того, что психоаналитические сеансы должны быть ежедневно, при легких случаях или продолжительном, хорошо налаженном лечении – три раза в неделю. Пропуски сеансов, перерыв в лечении затрудняют психоаналитическую работу и не способствуют лечению больного.

   Что касается длительности лечения психоаналитическими методами, то речь идет о продолжительном времени – полугодии или нескольких годах. Можно понять пациентов, желающих за два-три сеанса освободиться от невротического расстройства. Можно понять тех, кто рассматривает длительное психоаналитическое лечение через призму «вымогательства» денег у больных. Однако, подчеркивал З. Фрейд, желательному сокращению психоаналитического лечения мешает безвременность бессознательных процессов и медленное осуществление душевных изменений. Ограничение во времени «не приносит пользы ни врачу, ни пациенту».

   Не все психоаналитики разделяли выдвинутые З. Фрейдом представления о времени. Ж. Лакан (1901–1981) ввел новацию – короткий психоаналитический сеанс. Он не только сократил продолжительность психоаналитического сеанса, но и изменил представление о времени как факторе понимания языка бессознательного.

   В классическом психоанализе безвременность бессознательного в теоретическом плане подчинялась логике психоаналитического сеанса в клинической практике, строго фиксированного во времени и ограниченного одним часом. В структурном психоанализе Ж. Лакана психоаналитик структурирует время и готов в любой момент прервать речь пациента, не давая ему возможности собраться с мыслями и не оставляя времени для осмысления сложившейся ситуации. Пациент оказывается вне времени, так как стоит ему перейти к изложению чего-то важного, как психоаналитик прерывает его, говоря о том, что сеанс закончен. Ж. Лакан полагал, что свободные ассоциации имеют место уже не столько в процессе самого психоаналитического сеанса, сколько в промежутках между различными сеансами. Речь пациента по необходимости структурируется, становится более короткой, афористичной, открывая тем самым простор для аналитической работы.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Время

церк.-слав. веремя, родственное др. инд. vartma – дорога, колея) - 1. понятие, отображающее впечатления о скорости, последовательности и направления чередования каких-либо событий, как внешних, так и внутриличностных; 2. нечто объективное, стоящее за этим понятием, то связанное с реальным движением, направленностью процессов, явлений, событий из прошлого по направлению в будущее, с последовательностью таких событий, дительностью их протекания. Строгое, научное определение данного термина сталкивается с немалыми трудностями, из которых люди пытаются выходить разными путями. Философы-материалисты полагают, что время – это форма движения материи, идеалисты рассматривают время как некую субъективную категорию. Некоторые исследователи полагают, что восприятие времени осуществляется на основе врожденных, априорных способностей. Встречаются и лукавые, основанные на традициях средневековой схоластики ответы. Так, когда св. Августина спросили, знает ли он, что такое время, хитроумный Августин сказал, что да, знает, но с того момента, когда этот вопрос был задан, «ответ улетучился».

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ВРЕМЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в ВУЗе

Романова М. В.
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, а также особенности ее формирования в процессе подготовки специалистов. Обозначается проблематика положительного мотивирования студентов в процессе университетского образования. Выделяется направление решения актуальной задачи, связанной с положительной мотивацией студентов и осмысления ими профессиональной направленности в процессе обучения.
Скачать PDF

Время изменений: социальные изменения и изменения личности

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Проанализированы изменения личностных особенностей (тест 16-PF R.Kettella) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1986 (исследование 2006) г.г. рождения. Установлено, что не все базовые факторы личности (по R. Kettell) одинаково устойчивы к влиянию социально-политических изменений в обществе.
Скачать PDF

Самораскрытие в педагогическом процессе: время и своевременность

Болотова Алла Константиновна
Статья посвящена проблеме самораскрытия личности как потенциальной готовности к активной самореализации учителя в педагогическом процессе. Рассматривается феноменология самораскрытия и его социально-психологическое содержание. В статье указаны позитивные и негативные последствия самораскрытия в общении; обсуждаются временные границы и своевременность самораскрытия в условиях различных межличностных взаимодействий и их влияние на создание атмосферы психологической безопасности, понимания и принятия, доверия другому.
Скачать PDF

Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «Время»

Кыштымова Ирина Михайловна
Аннотация. Рассматривается метод психосемиотического анализа авторского текста. Обосновывается диагностическая значимость категории «время». Приведены результаты анализа школьных сочинений с позиции выраженности временных категорий.
Скачать PDF

Динамика изменения ценностных ориентаций российских женщин с 90-х годов ХХ века по настоящее время

Овсяник О.А.
Посвящена анализу изменения ценностных ориентаций женщин, который был проведен в рамках лонгитюдного исследования в течение 13 лет. На момент начала исследования женщины были в возрасте 30-39 лет, на момент повторного замера женщины были в возрасте 43-51 года.
Скачать PDF

Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации

Шойгу Юлия Сергеевна, Пыжьянова Лариса Григорьевна
В статье изложена система прогнозирования и управления социально-психологическими рисками в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС). В основе системы прогнозирования лежит оценка риска возникновения таких неблагоприятных социально-психологических процессов и явлений, как массовые агрессивные, истероидные, фобические, панические реакции, слухи. Проанализировав 36 ЧС, авторы выделили 24 фактора, наиболее существенно влияющих на социально-психологическую обстановку в зоне ЧС. Учет выделенных факторов позволяет построить модель, на основе которой может быть проведен анализ и сделан прогноз риска отдельно по каждому виду неблагоприятных социально-психологических последствий ЧС. А это в свою очередь позволит организовать процесс рационального распределения сил и средств в зоне ЧС и достижения оптимального уровня безопасности населения.
Скачать PDF

Свободное время как ресурсное состояние человека

Юркова Марина Григорьевна
Рассматривается жизненный путь как проблема личности и свободное время как часть времени жизни. Понимание субъектом свободного времени как субъективной ценности зависит от его частично осознанных, частично неосознанных установок. Вводится определение свободного времени как ресурсного состояния личности и обосновываются характеристики этого состояния. Предлагается метод исследования субъективного отношения и использования субъектом свободного времени как ресурса для удовлетворения субъективных потребностей, обеспечивающих личностный рост. Рассматриваются результаты эмпирического исследования, проведенного на студенческой выборке. Выделены 5 групп со специфическими неосознанными установками в отношении свободного времени. Для каждой группы свободное время как ресурсное состояние переживается сообразно установкам и имеет разные по продуктивности результаты использования временного ресурса.
Скачать PDF

Информированность как фактор влияния на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременнос

Регентова Александра Юрьевна
Представлены результаты эмпирического исследования, осуществленного в связи с разработкой и апробацией информационных материалов в рамках проекта профилактики фетального алкогольного синдрома. Исследованы особенности восприятия женщинами детородного возраста материалов трех типов (с позитивно, негативно и нейтрально представленными утверждениями и изображениями в информационных брошюрах), а также изучено влияние позитивно или негативно окрашенной информации на формирование установок и готовности снизить или прекратить употребление алкоголя в связи с беременностью или ее планированием.
Скачать PDF

Особенности изменения системы социальных ролей женщины во время беременности

Ившина Марина Евгеньевна
Представлены результаты исследования особенностей изменения системы социальных ролей беременных женщин в процессе принятия социальной роли матери на этапе беременности. На основании анализа результатов многолетних исследований выявлены типичные варианты распределения социальных ролей у женщин с различными типами переживания беременности.
Скачать PDF

Время как предмет метаонтологии науки

Зима Вадим Николаевич
В статье дается анализ категории времени в качестве предмета метаонтологии науки. Предложенный метод связан с экспликацией онтологического статуса времени, что оказывается возможным в контексте двух основных эпистемологических предпосылок естествознания – аксиомы реальности и аксиомы реальности времени. Подобная экспликация позволяет обсуждать проблему времени в метаонтологии науки в контексте вопроса о релевантных метафизических конструкциях реальности.
Скачать PDF

Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее

Сокальский Эдуард Александрович
В статье изложено концептуальное обоснование юношеского возрастного периода, его значение, место, функции в онтогенезе личности. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы описаны характерные черты и новообразования в данной возрастной фазе. Обозначенная проблема рассматривается в тесной взаимосвязи с многоаспектной творческой деятельностью личности в юности. Авторское видение психологии юности (интегративный подход) преломляется в комплексном исследовании творческого потенциала старшеклассников на базе школ Республики Калмыкия.
Скачать PDF

Эффект «Сдвига к риску» и феномен поляризации во время группового принятия решения в профессиональны

Жуков Андрей Андреевич
В статье рассматриваются основные теоретико-практические аспекты феномена «сдвига к риску» во время внутригрупповой коммуникации. В качестве примера рассмотрения выбранного аспекта взято включенное наблюдение за несколькими профессиональными группами. Проведено сравнение с теоретическими подходами Г. Левингера, Д. Шнейдера, Д.Бема и др. Феномен поляризации рассматривался в большей степени во время включенного наблюдения за принятием решения. Вычленены связующие факторы развития процесса группового принятия решения, проведено сравнение с теоретическими подходами Н. Бэйтсона, Дж. Фландерса, Д. Фистлетвейта, Дж.Тернера и др.
Скачать PDF