ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

Найдено 6 определений термина ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

англ. preschool age) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.

В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Д. в. - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Д. в. - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное мышление.

Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова.)

Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood - раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Дошкольный возраст

Категория. Этап психического развития от 3 до 6-7 лет.

Специфика. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Динамика. Выделяют три периода:

- младший дошкольный возраст (3 - 4 года),

- средний дошкольный возраст (4 - 5 лет),

- старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Дошкольный возраст

период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному. В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности Д. в. рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме у дошкольника еще нет. В Д. в. мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу Д. в. управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих. При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в Д. в. закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст — пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей поведения. Для Д. в. характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. Д. в. — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в Д. в. уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т.е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в Д. в. связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. И. В.Дубровина, Е. О. Смирнова

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший Д. в. (от 3 до 4 лет), средний Д. о. (от 4 до 5 лет) и старший Д. в. (от 5 до 6-7 лет). Д. в. имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка. Особую роль в Д. в. играет психомоторное развитие, формирование различных двигательных умений и навыков, особенно значимо овладение навыками самообслуживания, ручного труда и др. (см. Возрастная периодизация)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Дошкольный возраст

Период детства с 3 до 6 (7) лет (соответствует в возрастной периодизации первому детству). Наиболее важной физиологической особенностью с позиций последующего обучения ребенка в школе следует считать завершение структурного формирования головного мозга (когда количество его нейронов достигает максимума). Это обстоятельство делает особенно актуальным обеспечение условий для возможно более полного обеспечения ребенка сенсорной и проприоцептивной информацией и умственной деятельностью во все периоды онтогенетического развития до завершения Д. в., так как именно эти условия жизнедеятельности преимущественно и определяют степень развития и созревания головного мозга.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

этап развития психического от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что деятельностью ведущей является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяются три периода:

1) возраст дошкольный младший - от 3 до 4 лет;

2) возраст дошкольный средний - от 4 до 5 лет;

3) возраст дошкольный старший - от 5 до 7 лет. В ходе игры - деятельности игровой - происходит усвоение основных приемов деятельности орудийной и норм поведения социального. Наряду с деятельностью игровой в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенным в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от поведения импульсивного, ситуативного к поведению, опосредованному некоими правилами или образцами.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF

Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста

Сотникова Ирина Дмитриевна
В статье содержатся результаты исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, проводимого в течение 2005/2007 учебного года в детских дошкольных учреждениях г. Борисоглебска детский сад №11 и Центр внешкольной работы. Изученные в исследовании вопросы непосредственно связаны с совершенствованием процесса подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возрастаIn article results of research of features of development of the cognitive sphere at children of the senior preschool age spent during 2005/2007 in children's preschool establishments of Borisoglebsk a nursery school №11 and Out-of-School work Center contain. The problems investigated in the research are directly connected with the improvement of the preschool preparatory process of teaching at children of the senior preschool age.
Скачать PDF

О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста

Истратова О.Н.
Скачать PDF

Содержание личностных потребностей детей дошкольного возраста

Бурыкина М.Ю.
В данной статье представлены материалы эмпирического исследования содержания личностных потребностей детей дошкольного возраста в контексте материнского отношения. В центре внимания находятся устойчивые признаки личностных потребностей, которые проявляются в самосознании, особенностях взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, его мотивационных предпочтениях, половозрастной идентификации, статусном положении ребенка в группе сверстников. Между развитием личностных потребностей и материнским отношением к детям дошкольного возраста существуют корреляционная связь, что и показывает данное исследование.
Скачать PDF

Специфика нарушений сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с тяжелой двигательно

Белякова Ю.Ю.
В статье отражены актуальные проблемы диагностики нарушений сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с тяжелой двигательной патологией, раскрыты основные принципы организации работы по их коррекции средствами полифункционалыюй интерактивной среды.
Скачать PDF

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в услови

Пронина Анжелика Николаевна
В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском доме.
Скачать PDF

Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются психологические закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана, овладение которым эффективно влияет на произвольную культурную память детей со среднего дошкольного возраста. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Бузарова Елена Александровна, Четыз Таисия Нальбиевна
В статье исследуются процесс интенсивного интеллектуального развития в младшем школьном возрасте, развитие его интеллекта, интеллектуализация всех аспектов психического развития, их осознание и произвольность, развития памяти.
Скачать PDF

Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного возраста при воспр

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения дошкольников в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Скачать PDF

Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Лобанова Юлия Олеговна
В дошкольном возрасте дети очень подвижны, непоседливы. Но движения их еще несовершенны. Чем подвижнее дошкольник, тем быстрее развивается его мускулатура и совершеннее становится координация движений. В возрасте 6-7 лет у детей более уверенными становятся те движения, которыми они овладели в преддошкольном возрасте: ходьба, бег, лазание, бросание, ловля мяча и др. В ходе исследования был использован метод тестирования, анкетирование и метод математической статистики. Типоспецифичная методика начального обучения плаванию с учетом конституциональных особенностей детей дошкольного возраста улучшает атмосферу в группах, повышает продуктивность, увлеченность и удовлетворенность занятиями, ускоряет процесс формирования навыков элементов плавания, обеспечивает эффективность начального обучения плаванию, повышает экономичность учебного процесса, создает предпосылки для повышения качества подготовки юных пловцов на начальных этапах тренировки. Библиогр. 11.
Скачать PDF

Условия удовлетворенности материнством женщин, имеющих детей раннего и дошкольного возраста

Захарова Е. И., Калачева Н. Ю.
В статье обсуждается неоднозначное отношение женщин к опыту родительства. Поднимается вопрос удовлетворенности данной сферой жизни. Описывается исследование составляющих удовлетворенности материнством, степень ее проявления у современных матерей. Данные позволяют сделать заключение о том вкладе, который привносят отношение близкого окружения женщины матери, ее собственное отношение к материнской роли в общую удовлетворенность материнством. Отдельной линией анализа становится выявление связи удовлетворенности материнством с индивидуально психологическими качествами женщины, характером супружеских отношений и месте материнства в жизненных планах женщины.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: