ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ
возраст, соответствующий периоду времени от рождения до 6—7 лет. См. возраст психологический, возраст физический, периодизация возрастного развития.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший Д. в. (от 3 до 4 лет), средний Д. о. (от 4 до 5 лет) и старший Д. в. (от 5 до 6-7 лет). Д. в. имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка. Особую роль в Д. в. играет психомоторное развитие, формирование различных двигательных умений и навыков, особенно значимо овладение навыками самообслуживания, ручного труда и др. (см. Возрастная периодизация)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Дошкольный возраст
Период детства с 3 до 6 (7) лет (соответствует в возрастной периодизации первому детству). Наиболее важной физиологической особенностью с позиций последующего обучения ребенка в школе следует считать завершение структурного формирования головного мозга (когда количество его нейронов достигает максимума). Это обстоятельство делает особенно актуальным обеспечение условий для возможно более полного обеспечения ребенка сенсорной и проприоцептивной информацией и умственной деятельностью во все периоды онтогенетического развития до завершения Д. в., так как именно эти условия жизнедеятельности преимущественно и определяют степень развития и созревания головного мозга.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ
этап развития психического от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что деятельностью ведущей является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяются три периода:
1) возраст дошкольный младший - от 3 до 4 лет;
2) возраст дошкольный средний - от 4 до 5 лет;
3) возраст дошкольный старший - от 5 до 7 лет. В ходе игры - деятельности игровой - происходит усвоение основных приемов деятельности орудийной и норм поведения социального. Наряду с деятельностью игровой в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенным в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от поведения импульсивного, ситуативного к поведению, опосредованному некоими правилами или образцами.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Дошкольный возраст
Категория. Этап психического развития от 3 до 6-7 лет.
Специфика. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
Динамика. Выделяют три периода:
- младший дошкольный возраст (3 - 4 года),
- средний дошкольный возраст (4 - 5 лет),
- старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Дошкольный возраст
возрастной период от 3 до 7 лет. С 3 лет в России ребенок начинает обычно посещать детские дошкольные образовательные учреждения. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием речи и мышления, которые позволяют ребенку относительно легко адаптироваться к группе сверстников детского сада. Интеллектуальное развитие в Д. в. — база для формирования интеллектуальных способностей, которые в полной мере проявляют себя только в начальной школе. Д. в. привлекает внимание специалистов — детских психологов, педагогов, дефектологов и невропатологов — в случае наличия у дошкольника отклонений в интеллектуальном развитии. По статистическим сведениям, процент детей этого возраста с выраженными нарушениями формирования интеллекта (в форме задержки психического развития) и отклонениями в развитии речи (логопедические нарушения, общее недоразвитие речи) увеличивается в крупных городах каждые 5 лет на 5%. Этот процесс порождает сложную медико-психологическую проблему коррекции речевых и интеллектуальных дефектов в Д. в., которая должна быть решена до поступления ребенка в школу.
Начало 4-го года жизни, кроме всего прочего, соответствует кризису 3 лет, суть которого связана с первыми проявлениями самостоятельности ребенка и этапом разрыва отношений зависимости от родителей. Семья, оставаясь основной социальной средой, уже не может полностью обеспечить процесс социализации детей. В связи с этим в дошкольном возрасте необходимо обеспечить ребенку как можно более широкие и адекватные социальные связи. Именно такие социальные контакты в семье и за ее пределами — основное условие нормального развития сознания и самосознания дошкольника. В Д. в. формируется первый личный опыт решения социальных конфликтов, который необходим ребенку для развития адекватной самооценки.
Д. в. — решающий этап формирования нормальной личности при условии принятия ребенка близкими взрослыми и его сверстниками. Отвержение родителями или отсутствие родительско-детских отношений служит причиной девиантных форм личностного развития. Высокая психическая пластичность может быть использована при компенсации нарушенных социально-семейных отношений. Проявляющиеся девиантные формы поведения и реакции в Д. в. возможно скорректировать. Однако такой процесс коррекции становится затруднительным, когда возраст ребенка выходит за рамки дошкольного.
В связи с большим значением Д. в. для коррекционно-компенсаторной работы чрезвычайно велика роль ранней диагностики. Чем раньше ставится диагноз и чем он точнее, тем более эффективна эта коррекционно-развивающая и коррекционно-компенсаторная работа. Основная трудность диагностического обследования дошкольников заключается в слабом развитии у детей рефлексивного мышления и самосознания, что не позволяет практическим психологам использовать стандартные тестовые подходы, которые хорошо себя зарекомендовали. Указанные проблемы служат причиной интенсивных разработок психофизиологических подходов к оценке нормы и патологии в развитии детей Д. в.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
англ. preschool age) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.
В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.
Д. в. - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.
Д. в. - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное мышление.
Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова.)
Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood - раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
период детства от 3х до 7и лет. Дискутируется вопрос о психофизиологических особенностях 6летних детей и о возможности присоединения 7го года жизни к младшему школьному возрасту. На протяжении Д.в. интенсивно протекают процессы созревания детского организма; темпы роста у детей 3–5 лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но после 5и лет снова повышаются. Происходит интенсивное окостенение скелета, возрастает масса мышц, развиваются органы дыхания и кровообращения. На протяжении Д.в. увеличивается масса мозга (в среднем от 1110 г до 1350 г), совершенствуется его тонкая микроскопическая структура, развивается высшая нервная деятельность ребенка, возрастает быстрота образования условных рефлексов и точность выработки дифференцировок. Усиливается влияние коры на подкорковые центры. Создаются необходимые анатомо-физиологические основы для развития второй сигнальной системы, повышение ее роли в регуляции поведения ребенка. В результате процесса роста и созревания в Д.в. возрастает энергетическая мощность детского организма и повышается его работоспособность. Т.о. создаются необходимые анатомо-физиологические предпосылки для осуществления новых видов деятельности, для усвоения более сложных знаний и умений, а тем самым и для перехода ребенка на новую, более высокую ступень психического развития. Новые формы активности (творческая игра, рисование, простейшие трудовые операции и т.д.), а также новые виды психических процессов (зачатки логического мышления, смысловая память, произвольное внимание и т.д.), появление к–рых специфично для Д.в., возникают не спонтанно, а под определяющим влиянием социальных условий жизни и воспитания. Они складываются путем усвоения детьми от окружающих взрослых определенных способов практической и познавательной деятельности, определенных норм и традиций взаимоотношений между людьми. Происходит переход от деятельности, производимой совместно с взрослыми и при их непосредственной помощи, к деятельности, осуществляемой ребенком самостоятельно по указанию взрослых и под их руководством. Значительно возрастает роль слова. Ребенок приучается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Он начинает усваивать новые знания не только путем непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных описаний и объяснений. Для мыслительной деятельности дошкольников характерно пробуждение познавательных интересов, возникают простейшие виды рассуждающего (дискурсивного мышления). Происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка, проявляются простейшие виды нравственных, эстетических и интеллектуальных переживаний. Интенсивно развивается в Д.в. воля, вырабатывается умение подчинять свои действия определенным инструкциям, а также собственным замыслам и планам. Формируется личность ребенка, складываются определенные черты характера, возникают зачатки мировоззрения и самосознания. Ведущей деятельностью является игра. Однако какую бы роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Само содержание игры обогащается опытом, приобретаемым ребенком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе элементарных учебных занятий. Все это создает предпосылки к переходу от игры к учению, от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Дошкольный возраст
период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному. В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности Д. в. рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме у дошкольника еще нет. В Д. в. мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу Д. в. управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих. При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в Д. в. закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст — пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей поведения. Для Д. в. характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. Д. в. — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в Д. в. уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т.е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в Д. в. связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. И. В.Дубровина, Е. О. Смирнова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
109.42 кб

Проблемы игры в дошкольном возрасте

Гришина Н.В.
Целью статьи является выявление проблемы игры современных дошкольников. В современном мире игра теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра.
Читать PDF
109.66 кб

Специфика СДВГ в дошкольном возрасте

Шевченко И.А., Глозман Ж.М.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Читать PDF
275.26 кб

Факторы дружбы детей дошкольного возраста

Милюкова Е. В.
В данной статье рассматриваются особенности формирования дружеской привязанности детей дошкольного возраста.
Читать PDF
2.58 мб

Нарушения сна у детей дошкольного возраста

Сударева Т.В.
Целью настоящей работы явилось выявление негативных факторов, влияющих на сон ребенка, и вызываемых ими нарушений. Проведено анонимное анкетирование родителей детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Читать PDF
197.62 кб

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

Жданова Ольга Алексеевна
Проблема разработки коррекционной программы, позволяющей предупреждать нарушения чтения и письма, не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях.
Читать PDF
241.68 кб

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста

Митрохина Людмила Владимировна
Статья раскрывает важность работы, направленной на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Читать PDF
1.14 мб

К проблеме страхов детей дошкольного возраста

Погребицкая Ю.А.
Данная статья акцентирует внимание на проблеме страхов детей дошкольного возраста, раскрывает основные особенности и этапы работы психологической службы.
Читать PDF
108.82 кб

ЮНЕСКО и культура ребенка дошкольного возраста

Зацепина Мария Борисовна
В статье рассматриваются проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в рамках программы ЮНЕСКО «Образование для всех».
Читать PDF
1.24 мб

Экономическое воспитание в дошкольном возрасте

Ханова Татьяна Геннадьевна, Прокофьева Наталья Михайловна
В статье обоснована актуальность экономического воспитания дошкольников как важной составляющей целостного развития личности в условиях современного социума.
Читать PDF
719.98 кб

Роль экспериментирования в дошкольном возрасте

Казарина Елена Станиславовна
В данной статье рассматривается актуальность использования экспериментирования в процессе познания ребенка. Показана роль данной деятельности в развитии познавательной активности и развитии речи детей.
Читать PDF
528.18 кб

ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маликова Татьяна Владимировна, Новикова Татьяна Олеговна, Пирогов Дмитрий Геннадьевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями переживания утраты детьми дошкольного возраста. Анализируется степень изученности проблемы в России и за рубежом.
Читать PDF
203.17 кб

Сенсорная защита в раннем и дошкольном возрасте

Блохин Борис Моисеевич, Садовская Юлия Евгеньевна, Троицкая Наталия Борисовна
Совершенствование диагностики и лечения нарушений аффективной регуляции у детей дошкольного возраста - актуальное направление современной нейропедиатрии.
Читать PDF
666.05 кб

Своеобразие обучения детей дошкольного возраста

Шаббани Нагам Гассан
Цель данной статьи состояла в определении особенностей обучения детей дошкольного возраста. Методы обучения зависят от целей, содержания, специфики образовательного процесса в определенном возрасте.
Читать PDF
5.69 мб

РЕФЛЕКСИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Денисова Рутения Робертовна
В статье рассмотрены вопросы формирования рефлексии в дошкольном возрасте. Проведён анализ философских и психолого-педагогических позиций по трактовке понятий «рефлексия», «рефлексивность».
Читать PDF
206.04 кб

Сосудистая дистония у детей дошкольного возраста

Абдрахманов К.Б., Тулегенова Г.А., Тулегенова Р.А., Шалекенова С.Е.

Похожие термины:

  • ИГРА: РАЗВИТИЕ | ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

    развитие игры в дошкольном возрасте) процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном младшем в игре воспроизводятся прежде всего действия предметные