ОНТОГЕНЕЗ
процесс индивидуального развития организма или личности.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Онтогенез (ontogeny)
развитие или процесс развития, в частности, конкретного организма.
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
ОНТОГЕНЕЗ
индивидуальное развитие организма от момента зачатия до конца жизни.
Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007
ОНТОГЕНЕЗ
ontogeny) - развитие индивидуума от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ОНТОГЕНЕЗ
греч. on, род. падеж ontos - сущее, genesis -рождение, происхождение) - процесс индивидуального развития организма или личности.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Онтогенез
процесс индивидуального развития организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004
Онтогенез
Словообразование. Происходит от греч. оntоs - сущее + genesis - происхождение.
Категория. Развитие индивида на протяжении его жизни.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ОНТОГЕНЕЗ
процесс развития индивидуального организма. В зоопсихологии формирование основных структур психического поведения особи в преднатальном, постнатальном и ювенильном периоде.
Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998
Онтогенез
Индивидуальное развитие отдельного организма от зарождения до смерти. Онтогенез необходимо рассматривать в единстве и взаимообусловленности с филогенезом — историческим развитием.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Онтогенез
англ. ontogenesis) - индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований от зарождения (оплодотворения, отделения от материнской особи при бесполом размножении) до конца жизни.
Источник: Словарь по психогенетике
ОНТОГЕНЕЗ
англ. ontogenesis) - развитие индивида в отличие от развития вида {филогенеза). О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного. См. Возраст.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ОНТОГЕНЕЗ
от греч. on (ontos) + -генез] - индивидуальное развитие организма (растения или животного), охватывающее всю совокупность его морфологических, физиологических и биохимических изменений от зарождения до конца жизни
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
онтогенез
(от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение, рождение) – развитие организма от момента рождения до смерти. В психологии употребляются такие термины как о. психики, о.личности, о. сознания и др.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Онтогенез
(от греч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) индивидуальное развитие организма совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
ОНТОГЕНЕЗ
Как видно из корней слова, происхождение и, в более широком смысле: развитие отдельного организма. Ср. с термином филогенез, который употребляется для обозначения происхождения и развития видов. См. Развитие, что обычно предпочтительнее использовать при обсуждении детской психологии.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Онтогенез
индивидуальные особенности развития организма человека от зарождения до конца жизни, «процесс эволюции специфико–индивидуального развития целостного организма» (В. В. Юрчук). Термин, введенный биологом Э. Геккелем в 1866 г. объясняет изменения, которые происходят на протяжении жизни от младенчества до старости.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
онтогенез
(от греч. onontogenesis – сущее+происхождение) – индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. В психологии и педагогике – физическое и психическое развитие ребенка, совершаемое в специфических условиях воспитания и обучения.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ОНТОГЕНЕЗ
1. Процесс индивидуального развития организма, охватывающий все изменения, происходящие с ним с момента рождения до смерти, включая анатомические, физиологические, психологические и другие изменения. 2. Изучение, рассмотрение, выявление и анализ источников чего-либо конкретного, отдельного, единичного. См. филогенез.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Онтогенез
(греч. on (ontos) сущее + genesis происхождение) — индивидуальное развитие организма от момента зарождения (см. Зигота) до окончания жизни (ср. Филогенез). Сохранение структурной связи нерва с мышцей в онтогенезе — одна из важнейших закономерностей. Органы мочеполовой системы различны по своим функциям, но связаны онтогенетически.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Онтогенез
греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – индивидуальное развитие, то есть детерминированное генетическими и средовыми факторами поэтапное развитие каждого отдельного организма с момента зачатия и до окончания его жизни. Обычно онтогенез рассматривается в единстве с историческим развитием данного биологического вида – филогенезом.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Онтогенез
от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) термин введен немецким биологом Э. Геккелем. В биологии О. - индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти. В психологии: а) период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни; б) период становления и формирования личности, включающий только периоды детского и юношеского развития.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
ОНТОГЕНЕЗ
развитие индивида в отличии от развития вида (см. Филогенез). О. психики означает ее развитие от рождения до конца жизни. В О. психики различают генетически, внутренне обусловленное созревание и формирование под воздействием среды и воспитания. В условиях педагогического процесса важно изучать развитие личности учащегося, формирование его сознания и самосознания под воздействием педагогических факторов.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ОНТОГЕНЕЗ
процесс эволюции специфико-индивидуального развития целостного организма; это и конституирование-формирование основных моделей психики индивида в течение переходных фаз-стадий его детства, а сами феномены О. заключаются в модификациях-трактовках предметной деятельности ребенка, в факторах его общения со взрослыми, в роли игровых аспектов, как формах деятельности; в ходе своей эволюции ребенок осмысливает вербально-знаково-символически-инструментальные средства-модели-структуры-приемы, связанные с деятельность, общением, активностью, а уже на базисе этих матриц-макромоделей и формируются его сознание, отношение к миру, его индивидуально-психические особенности, кои проявляются-осуществляются в дифференциальных условиях-индексах целеинтенционального воздействия на самого ребенка со стороны онтоса, социума, мира, других субъектов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Онтогенез
греч. on (ontos) — сущее + genesis — происхождение] — процесс развития индивидуального организма. В психологии О. — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. — главная задача психологии развития. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность — общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируются его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в О. как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. Л.А.Радзиховский, Е.О.Смирнова
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ОНТОГЕНЕЗ
от греч. ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии О. – формирование основных структур психики индивида в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Именно в процессе О. у ребенка формируются навыки и стереотипы поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов в масштабах общества связана с формированием навыков конструктивного взаимодействия у детей в семье и школе. Профилактика конфликтов посредством внесения изменений в процесс воспитания в детском возрасте наиболее эффективна.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ОНТОГЕНЕЗ
(от греч. on, род. падеж ontos - сущее, + genesis - рождение, происхождение) - индивидуальное развитие организма от зарождения (оплодотворения) до конца жизни. Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 г. В онтогенезе происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. На конкретное проявление наследственной программы (в пределах закрепленной нормы реакции) оказывают влияние внешние условия. По современным представлениям О. начинается с клетки, в которой в виде кода наследственной информации заложена определенная программа дальнейшего развития организма. В процессах взаимодействия между ядерным материалом и цитоплазмой каждой клетки зародыша, между отдельными клетками и их зачатками реализуется программа индивидуального развития организма. В наследственном аппарате кодируется синтез специфических белковых молекул и, тем самым, определяется общее направление морфогенетических процессов. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача возрастной психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего, совместная деятельность - общение со взрослым). В ходе взросления ребенок, «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание с личность.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
ОНТОГЕНЕЗ
АНТАГЕНЕЗ / ONTOGENESIS развитие индивида от рождения до смерти. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем, который считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом и представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза. В ходе О. происходит смена четко ограниченных фаз: эмбриогенеза, созревания, взрослого состояния, старения. Термин О. также был привнесен в психологию и педагогику, где им с конца XIX в. стали обозначать процесс индивидуального развития психики. В этом значении О. ограничен начальным этапом становления личности, когда она претерпевает существенные изменения под воздействием не только биологических, но главным образом социальных факторов. Изучение О. стало центральной задачей детской психологии в русле культурно-исторического подхода. В отечественной науке утвердилось представление, согласно которому основное содержание О. психики составляют, прежде всего, предметная совместная деятельность и общение ребенка со взрослым. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Рассмотрение О. как качественного преобразования личности введено в научный оборот лишь несколько десятилетий тому назад. Если исходить из того, что О.– это ряд последовательно сменяющих друг друга периодов жизни человека, то каждый из них можно охарактеризовать временной протяженностью, строением, функционированием и соотношением психических процессов. Неоднократно делались попытки выявить личностные особенности, являющиеся новообразованиями того или иного возраста. Можно сказать, что психология долго не знала специфики О. развития личности и подменяла его О. развития психики. Таким образом, центральным моментом О. человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации. Э. В. Самарина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ОНТОГЕНЕЗ
(от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, рождение) - процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. Развитие психики происходит в форме филогенеза (становление структур психики в ходе исторического процесса биологической и социокультурной эволюции вида) и в форме О. (становления структур психики в ходе жизни отдельного организма - человека, животного).
Общие закономерности развития психики в О.:
- относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма;
- роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении, интериоризации социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;
- роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества (как утверждалось в теории рекапитуляции);
- диалектика психического развития в О., состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);
- становление психики в процессе О., происходящее в форме возрастающей опосредованное™ развития личности все новыми специальными эталонами и в последующей интеграции и системной организации свойств личности, придающей ей целостность и устойчивость; в форме неравномерности становления отдельных психических систем, обуславливающей динамику психологического развития и др.
Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.
Источник: Акмеологический словарь.