Общение: онтогенез - юношеский возраст это что такое Общение: онтогенез - юношеский возраст: определение — Психология.НЭС
Общение: онтогенез-пожилой возраст Общение: понятийный анализ

Общение: онтогенез-юношеский возраст

Найдено 1 определение:

Общение: онтогенез - юношеский возраст

Юношеский возраст, или ранняя юность - период 16-19 лет характеризуется более глубоким содержательным О. по сравнению с подростковым возрастом (11-15 лет). Для этого возраста свойственны такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. О. относят к осн. факторам развития в этом возрасте. О. является ведущей деятельностью юношеского возраста (Ю. в.) (И. С. Кон). Существуют 2 сферы взаимоотношений юношей: связи по горизонтали - друг с другом и отношения по вертикали - с миром взрослых. Как отмечает И. С. Кон, О. в Ю. в. строится на основе противоречивого переплетения 2 потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Если О. подростков имеет в осн. гомосоциальный уклон - ориентацию на О. с представителями своего пола, то О. в Ю. в. характеризуется гетеросоциальностью, т. е. потребностью в контактах с представителями своего и др. пола (Райс, 2000). Поскольку в Ю. в. происходит не просто формирование чувства взрослости, а мужской и женской взрослости, гетеросоциальный характер О. позволяет решать задачи социальной адаптации - освоить гендерные роли и соответствующее им поведение, модели взаимодействия с представителями противоположного пола. Существуют различия в общительности юношей и девушек. У юношей в социальных контактах более выражена практическая направленность, а девушки более экспрессивны в О. Юноши более рационально воспринимают критическую обратную связь от партнера по О., чем девушки. Объем первого наиболее значимого для лиц Ю. в. круга желаемого О. составляет от 1 до 3 человек, что свойственно 97 % старшеклассников. В него входят те сверстники, к к-рым старшеклассник испытывает устойчивую симпатию. Во второй круг желаемого О., состоящий из всех сверстников, к к-рым субъект испытывает симпатию входят 5-7 человек, что характерно для 78 % старшеклассников (Коломинский, 2001). В Ю. в. происходит формирование общей эмоциональной направленности, среди типов к-рой Б. И. Додоновым (1987) выделен коммуникативный тип как самый распространенный в этом возрасте, особенно среди девушек. Круг наиболее ценных для этого типа переживаний - удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с др. людьми, чувство симпатии, расположения. Выделяют след. формы О. юношей со взрослыми: «регламентированное», в к-ром реализуются формальные права и обязанности партнеров по О., и «нерегламентированное» - в нем воплощается потребность партнеров друг в друге. В Ю. в. отмечается усиление контактов со взрослыми, особенно при возникновении сложных жизненных ситуаций. В исследовании Т. П. Скрипкиной было показано, что в Ю. в. возникает специфическая потребность в доверительном О. со взрослыми (1984). В. Л. Хайкин (2000) выявил специфику проявления мотивов активности в разных сферах О. у 15-, 16-, 17-летних учащихся. Для 15-летних характерна выраженность мотивов «нравственной рефлексии» в О. со сверстниками и родителями, сочетающихся с утилитарными мотивами в О. со сверстниками, родителями и учителями. 16-летние отличаются мотивами самовыражения и утилитарными - в О. со сверстниками, дисциплинарными - в О. с учителями и родителями. В О. с родителями проявляются еще и утилитарные мотивы. В 17 лет в О. со сверстниками преобладают мотивы самовыражения и справедливости, а со взрослыми (учителями и родителями) - утилитарные мотивы и мотивы «нравственной рефлексии». Установлена неравномерность сочетания разных типов мотивов в разных сферах О. старшеклассников - со сверстниками преобладает желание самовыражения, а со взрослыми - стремление к самостоятельности. В О. со сверстниками, родителями, учителями происходит развитие самооценки юношей и девушек. Так, существующий в семье стиль О. влияет на самооценку молодого человека. Симметричный стиль О. в семье, основанный на партнерских началах, влияет на формирование у ребенка собственных критериев самооценивания. А ассиметричный стиль, характеризующийся ограниченным участием ребенка в подготовке и принятии решений, приводит к формированию неблагоприятного самоотношения и образа Я. В. Н. Куницына (1991) рассматривает распространенность трудностей О. среди старшеклассников: застенчивость (от 25 до 35 %), отчужденность (19 %), глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15 %), чрезмерная сенситивность (12 %). Юношеская застенчивость может возникать как временное проявление в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, повышения субъективной значимости О. с представителями др. пола. С. А. Васюра установил, что юноши и девушки 16-17 лет и 18-19 лет наиболее чувствительны к такой группе характеристик партнера по О. своего возраста как отношения-обращения. Затрудняют О. со сверстником безразличное, неприязненное, властное или высокомерное отношение партнера. Существуют различия в динамических характеристиках общительности в раннем и позднем периодах Ю. в. (Л. В. Жемчугова). Структура общительности лиц раннего Ю. в. включает такие компоненты, как легкость О., широта круга О., стремление к О., в позднем Ю. в. к ним добавляется еще один компонент - инициативность в О. Возрастные изменения касаются также доминирующего признака общительности, в ранней юности им оказалось стремление к О., а в позднем Ю. в. - инициативность в контактах. Лит.: Васюра С. А. Психология коммуникативной активности человека. Ижевск, 2006; Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989; Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2001; Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана, СПб., 2007. С. А. Васюра
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение: онтогенез-юношеский возраст — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
В статье делается вывод о том, что умственно отсталые дети в условиях социальной депривации имеют нарушения межличностных отношений. Особый социальный статус ребенка приводит к отсутствию избирательности в общении. Диагноз обусловливает снижение мотивации во взаимоотношениях со сверстниками. В межличностном общении умственно отсталых детей-сирот встречаются нарушения трех основных компонентов: поведенческого (невербального), эмоционального, когнитивного.
Скачать PDF

Возрастные особенности профессиональной направленности школьников на разных этапах онтогенеза

Симатова Оксана Борисовна, Прокопьева Елизавета Валерьевна
В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы профессиональной направленности школьников. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной направленности на разных возрастных этапах. Данные исследования позволяют оптимизировать профориентационную работу в школах и повысить ее эффективность.
Скачать PDF

Речевое общение как форма проявления толерантности в дошкольном возрасте

Ильяшенко Марина Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор акцентирует своё внимание на речевом общении как форме проявления толерантности. Актуальность исследования проблемы речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте обусловлена появлением в дошкольных учреждениях полинационального состава детей, детей-беженцев и вынужденных переселенцев с других государств. Ребёнок должен не только научиться проявлять толерантность как умение сопереживать, понимать, но и уметь выразить это с помощью речевых форм общения. Для выявления особенностей речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте автор проводит комплексную диагностику (беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций). В ходе данной диагностики у детей отмечены некоторые проблемы в применении речевого общения как формы проявления толерантности. В частности, обнаружены случаи расхождения использования детьми средств речевого общения в воображаемых и реальных ситуациях, требующих проявления толерантности, трудности в общении с больными, некрасивыми людьми, детьми младшего возраста. На основании проведённой диагностики были установлены уровни сформированности речевого общения как формы проявления толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-

Ширшина Г.И.
Скачать PDF

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет. Исследование проводилось при помощи методик: «МиФ», «SF-36», «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» и «Пятифакторного опросника». Получены данные, свидетельствующие о наличии значимых различий в адаптивности мужчин и женщин по ряду факторов, а также о наличии корреляционной взаимосвязи между тендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией у лиц пожилого и старческого возраста.
Скачать PDF

Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак

Жолудева С. В.
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с определением возраста вступления в брак, с точки зрения социологического, физиологического и психолого-педагогического подходов.
Скачать PDF

Особенности психического развития детей-сирот в возрасте от 1 до 18 месяцев жизни, рожденных от ВИЧ-

Носов Е. В.
Работа посвящена анализу развития детей с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции». Показано, что этот диагноз у многих детей снимается, а развитие при соответствующей работе психолога может соответствовать норме.The article is devoted to development of children with a diagnosis "Perinatal contact with AIDS". The author shows that in many cases this diagnosis is cancelled and children's development can become normal under special efforts of a psychologist.
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников. Показана зависимость между фрустрированностью и уровнем враждебности и агрессивности подростков с нарушениями интеллекта.
Скачать PDF

Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее воз

Мымрикова Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна
Рассмотрены причины возникновения психологической зависимости от родителей в старшем подростковом возрасте, которые коренятся в детско-родительских отношениях и складываются с самого рождения ребенка, а также ее последствиям. Кроме того, уделено внимание самому понятию психологической зависимости от родителей и особенностям старшего подросткового возраста как сензитивного для ее формирования.
Скачать PDF

Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста

Сотникова Ирина Дмитриевна
В статье содержатся результаты исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, проводимого в течение 2005/2007 учебного года в детских дошкольных учреждениях г. Борисоглебска детский сад №11 и Центр внешкольной работы. Изученные в исследовании вопросы непосредственно связаны с совершенствованием процесса подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возрастаIn article results of research of features of development of the cognitive sphere at children of the senior preschool age spent during 2005/2007 in children's preschool establishments of Borisoglebsk a nursery school №11 and Out-of-School work Center contain. The problems investigated in the research are directly connected with the improvement of the preschool preparatory process of teaching at children of the senior preschool age.
Скачать PDF