от греч. on, ontos - сущее и logos - учение), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
ОНТОЛОГИЯ
Онтология
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
ОНТОЛОГИЯ
метафизическое исследование, касающееся вопросов существования как такового, рассматриваемых отдельно от существования частных объектов или событий. О.-это философское учение о природе бытия, его основах, принципах, структуре и закономерностях. В О. могут затрагиваться, например, вопросы существования Бога, реальности общих и абстрактных категорий (действительного существования того, что ими обозначается) и ряд других. См. бытие, категория, метафизика.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОНТОЛОГИЯ
Обычно, аспект метафизических изысканий, занимающихся вопросом существования, независимо от определенных объектов и событии. Существование здесь может быть понято широко, охватывая такие случаи, как онтологическая дискуссия относительно существования Бога, дискуссии относительно концептуальной реальности категорий, например, чисел, деревьев, языков и т.д. (см. категория и понятие) или предположения относительно основных концептуальных систем теорий сознания.
Онтология
греч. ontos – сущее, logos – слово, учение, наука) – 1. в философии – метафизические изыскания, занимающие общими проблемами существования, бытия вообще, независимо от определенных объектов, конкретных событий и явлений. Автором термина считается Р.Гоклениус (1613). Термин понимается очень широко: от онтологических дискуссий о существовании Бога, реальности понятий и категорий до концептуальных теорий сознания и бессознательного. Синоним: Эпистемология; 2. в психоанализе – наука о бытии; изучение бытия. Согласно американскому экзистенциальному аналитику R.May (1967), человек обладает четырьмя онтологическими характеристиками: а) «он стремится сохранить некий центр»; б) «эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить ее, то есть она не удерживается автоматически, как у растений и животных»; в) «у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах»; г) самосознание – та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он и есть то самое существо, которое имеет центр, удерживает его, принимает участие в других живых существах и, посредством использования абстрации и символов, переступает границы непосредственно данной ситуации. Экзистенциалисты-философы и аналитики критикуют З.Фрейда за то, что он пренебрегает онтологией и что его поглощенность прошлым и бессознательным привела к игнорированию проблем сознания и самосознания.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОНТОЛОГИЯ
ontology) Наука о бытии; изучение бытия. Согласно американскому экзистенциальному аналитику (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) Rollo May (1967), человек обладает четырьмя онтологическими характеристиками:
а) "он стремится сохранить некий центр";
б) "эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить ее, т.е. она не удерживается автоматически, как у растений и животных";
в) "у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах"; и
г) САМОСОЗНАНИЕ - та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он-то существо, которое имеет центр, удерживает его и принимает участие в других существах. Самосознание позволяет ему использовать абстракции И СИМВОЛЫ, чтобы переступать границы непосредственно данной ситуации.
Экзистенциалисты - философы и аналитики - критикуют психоанализ Фрейда на том основании, что он пренебрегает онтологией и что его поглощенность прошлым и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ привела к игнорированию проблем СОЗНАНИЯ и самосознания. Характерно, что эта критика нацелена на ИНСТИНКТ-ТЕОРИЮ и ЭГО-ПСИХОЛОГИЮ, но не на ОБЪЕКТ-ТЕОРИЮ. См. May 1967), Sartre (1956), Laing (1967). См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ. Отсюда:
первичная онтологическая безопасность - термин, используемый Laing (1960) для обозначения экзистенциального состояния человека с "устойчивым чувством реальности и идентичности как своей, так и других людей". По Лэингу, именно это состояние изначально отсутствует у психотика (см. ПСИХОЗ).
а) "он стремится сохранить некий центр";
б) "эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить ее, т.е. она не удерживается автоматически, как у растений и животных";
в) "у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах"; и
г) САМОСОЗНАНИЕ - та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он-то существо, которое имеет центр, удерживает его и принимает участие в других существах. Самосознание позволяет ему использовать абстракции И СИМВОЛЫ, чтобы переступать границы непосредственно данной ситуации.
Экзистенциалисты - философы и аналитики - критикуют психоанализ Фрейда на том основании, что он пренебрегает онтологией и что его поглощенность прошлым и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ привела к игнорированию проблем СОЗНАНИЯ и самосознания. Характерно, что эта критика нацелена на ИНСТИНКТ-ТЕОРИЮ и ЭГО-ПСИХОЛОГИЮ, но не на ОБЪЕКТ-ТЕОРИЮ. См. May 1967), Sartre (1956), Laing (1967). См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ. Отсюда:
первичная онтологическая безопасность - термин, используемый Laing (1960) для обозначения экзистенциального состояния человека с "устойчивым чувством реальности и идентичности как своей, так и других людей". По Лэингу, именно это состояние изначально отсутствует у психотика (см. ПСИХОЗ).
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995