ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ это что такое ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ: определение — Психология.НЭС
Онтологическая вина Онтологический подход

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ

Найдено 1 определение:

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ

quot;несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу" [Blackborn, 1996, c. 290-291].Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим существование раз-личных языковых фокусов и форм жизни, а также с литературным пост-структурализмом, тяготеющим к релятивизму и скептицизму в отношении одномерности истины. Постструктуралисты отрицают саму возможность однозначной интерпретации - сопоставление различного рода интерпретаций не является основанием для определения их точности, а скорее высту-пает основанием для их легитимности. Концентрируясь на проблеме зна-чений, они констатируют, что значение текста как целого представляет функцию словаря значений, составляющих его. Фактически в тексте пред-ставлена "библиотека интерпретаций" и каждый читатель может выбирать свою подборку этих интерпретаций. Следовательно, речь идет о возмож-ности существования ряда самостоятельных интерпретаций.

Плюралистическая логика, утверждает, что мы живем в многомерности, включающей существование многих обособленных порядков вещей или реальностей. Обсуждая проблему онтологического плюрализма, E.R. McCormac утверждает, что понятия являются порождением "физиче-ских процессов мозга ..., но они не всегда являются порождением только мозговой активности" [1990, c. 417]. Понятие может порождаться боль-шим количеством источников культуры, но так как оно в своем выражении зависит от физической системы, его причинные источники могут быть весьма разнообразны, могут существовать многие обособленные реальные вещи, включая фундаментально отличные типы осознания действительно-сти и другие порядки реальности, не подчиняющиеся известным нам пра-вилам [Viney, 1994, c. 31].

Хорошей иллюстрацией подобного рода эклектического плюрализма являются размышления А. Эйнштейна, писавшего, что "в глазах последо-вательно мыслящего философа он предстает как оппортунист, бросаю-щийся из одной крайности в другую. Как человек, пытающийся понять мир, не зависящий от актов восприятия, он кажется реалистом. Как чело-век, считающий понятия и теории свободными (не выводимыми логиче-ским путем из эмпирических данных) творениями человеческого разума, он кажется идеалистом. Как человек, считающий свои понятия и теории обоснованными лишь в той степени, в которой они позволяют логически интерпретировать соотношения между чувственными восприятиями, он является позитивистом. Он может показаться точно также и платонистом, и пифагорейцем, ибо он считает логическую простоту непреложным и эф-фективным средством своих исследований" [1967, c. 311].

Онтологический плюрализм предполагает возможность существования разных типов реальности, что уже само по себе освобождает во-ображение исследователя от сковывающих рамок одномерности. Призна-ние наличия разных реальностей (биологической, символической и реф-лексивной как базовых), отличающихся качественно и требующих разных исследовательских методологий, создает основания для, во-первых, обсу-ждения вопросов их соотнесения и сопряжения друг с другом; во-вторых, разграничения круга и компетенции исследуемых аспектов, при обсуждении их соотношения с целым - социальным бытием личности и ее окру-жения; в-третьих, рассмотрения вопросов концептуально-критериальных оснований научности и их возможных вариаций применительно к иссле-дуемым типам реальности в связи с их спецификой.

Методологический плюрализм защищает "исторический подход, ут-верждая, что наука должна рассматриваться как развивающийся процесс, имеющий место в многообразии исторических обстоятельств, скорее ис-пользуя многообразие методов, нежели применяя инвариантный, универ-сальный метод" [Sankey, 1997, c. 3].

H. Sankey описывает плюралистический подход средствами следующих пяти тезисов, представляющих основные темы исторического подхода:

Множественность правил: ученый применяет многообразие методо-логических правил в оценке теории и осуществлении рационального вы-бора между альтернативными теориями.

Методологическое варьирование: используемые ученым методологические правила подвергаются изменению и ревизии в процессе разви-тия науки.

Конфликт правил: возможен конфликт различных методологических правил в применении к конкретной теории.

Отменяемость: методологические правила, применяемые скорее ин-дивидуально, нежели совместно, отменяемы.

Не алгоритмизированная рациональность: рациональный выбор меж-ду теориями не управляется алгоритмизированной процедурой принятия решений, направленных на осуществление выбора единственной теории среди множества конкурирующих [там же].

Продуктивность подхода с позиций онтологического плюрализма к анализу психологической феноменологии показана в ряде работ (J.E. Ford [1990]; E.R. McCormac [1990]; A.J. Reck [1990]; B.M. Wildemuth [1993] и др.).

Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

Найдено рефератов по теме ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлена обновленная версия концепции метаиндивидуального мира. Она рассматривается как разновидность интегративных теорий, основана на идеях каузального плюрализма и холизма, нацелена на реконструкцию жизненного мира людей и предназначена для поиска (теоретического и эмпирического) общего и целого в нем. Целое как бы шнурует свои части в единый непротиворечивый комплекс, а полисистемный подход создает необходимые методологические ориентиры для многоаспектного вbдения жизненного мира, показывает разнокачественность его целостности. Жизненный мир рассматривается как разнородная целость, поэтому интегративный взгляд на жизненный мир дополняется его дифференциацией. Это дифференциация обобщенных явлений как целого в контрасте к отдельным явлениям, которые нередко исследуются по отдельности и вне контекста целого. Метаиндивидуальный мир подвергается макроанализу с позиций полисистемного подхода. Выделяются две системы, система 1 и система 2, имеющие разные источники происхождения. Психологический квазикаузальный процесс развертывается в каждой из них, но в противоположных направлениях при сопоставлении систем друг с другом. Выделяются два класса психических явлений − внутри систем (гомогенные) и на их пересечении (гетерогенные, с двойными качествами). В каузальном плане, встает вопрос о том, до какой степени метаиндивидуальный мир может быть интегрированным. Так, возникает вопрос об интеграции двойных качеств психических явлений в нечто «третье» − в область, общую для обоих качеств психических явлений, или более широко – в область, общую для систем 1 и 2. В структурном плане, метаиндивидуальный мир распадается на относительно независимые домены. Выделяются четыре домена: авторство, обладание, принятие, связанность. Метаиндивидуальный мир раскрывается как многовершинная полисистема с признаками целого на ее разных уровнях.
Скачать PDF

Онтологические основания совладающего поведения

Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А.
Исследованы онтологические основания феномена совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. На основе анализа конструктной валидности Юношеской копинг-шкалы было оценено его соответствие трем заявленным стилям совладания: продуктивный копинг, социальный копинг и непродуктивный копинг. С помощью кластерного анализа выявлен психический механизм, лежащий в основе выбора испытуемыми способов совладания. Уточнены онтологические основания совладающего поведения в рамках предложенной авторами содержательной модели.
Скачать PDF

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия как основание антропологического подхода в п

Котова И.Б.
Скачать PDF

Онтологический и эпистемологический статус социальной психологии

Чернов Александр Юрьевич
Скачать PDF

Онтологическая уверенность и самоактуализация

Коптева Наталия Васильевна
Основанный на подходе английского экзистенциального психолога Р. Лэйнга авторский теоретический и эмпирический конструкт онтологической уверенности в целях его изучения с точки зрения психологического здоровья сопоставляется с эмпирическим конструктом самоактуализации как одной из общепризнанных в психологии позитивных моделей психологического здоровья.
Скачать PDF

Компетентностный подход в высшем образовании как онтологическая проблема

Козлова Наталья Викторовнаи, Головатенко Наталья Ивановнат
По мнению авторов, проблема компетентностного подхода в российском высшем профессиональном образовании обусловлена различной интерпретацией его концепции в рамках классического и неклассического типов научной рациональности. Предлагается к обсуждению вариант концептуализации компетентностного подхода с позиций постнеклассической методологии.
Скачать PDF

Формирование индивидуальности в среде Интернет: онтологический аспект

Пудикова Анна Александровна
Рассматривается проблема формирования индивидуальности в среде Интернет. Происходит становление индивидной социализации с присущими ей особенностями: уникальность человеческого бытия, значимость внутренних переживаний человека, уменьшение роли социальной стратификации, возрастание значения самостоятельного формирования жизненных ценностей, формирование индивидуального бытия как усвоение готовой информации, ее анализ, оценка и переработка
Скачать PDF

Онтологические основания изучения образа будущего

Петрова Валерия Николаевна
Рассматриваются современные философские и общегуманитарные подходы к пониманию времени, ценностных темпоральных ориентаций, роли образа будущего. Oсобое внимание уделяется возможности применения онтологического подхода к рассмотрению данного феномена
Скачать PDF

Транскоммуникация kak онтологическое основание инновационной деятельности

Муравьева Ольга Ивановна
В результате теоретического анализа выделяются эмпирические признаки транскоммуникации и инновационной деятельности и обнаруживается принципиальное совпадение этих признаков, что позволило автору сделать вывод о том, что транскоммуникация является онтологическим основанием инновационной деятельности
Скачать PDF

Концепция онтологической неуверенности-уверенности Р. Лэйнга

Коптева Наталия Васильевна
Представлена реконструкция концепции онтологической неуверенности уверенности британского психолога, феноменолога Р. Лэйнга, в единой логике связывающей: переживание собственного бытия-в-мире, составляющих его элементов (Я и не-Я). конкретный спектр соответствующих переживаний и испытываемые в связи с ними специфические тревоги. Сердцевиной онтологической неуверенности (уверенности) является невоплощенность (воплощенность) ментального Я в теле.
Скачать PDF

Онтологическая уверенность как «Индикатор» смысла

Коптева Н. В.
Онтологическая уверенность как переживание личностью себя и своего мира является также «индикатором» переживания онтологической значимости жизни, наличия смысла. Частные измерения онтологической уверенности указывают не только на смысл, но и на области жизненного мира, в которых он существует. Онтологическая уверенность, как первичное указание на смысл, однако не раскрывает его.
Скачать PDF

Понятие онтологической уверенности в феноменологической концепции Р. Лэйнга

Коптева Наталия Васильевна
Предпринята реконструкция системы понятий английского психиатра, феноменолога Р. Лэйнга, характеризующих общепсихологическую часть континуума «онтологическая уверенность неуверенность». Точкам, расположенным в границах этого континуума, соответствуют основополагающие экзистенциальные положения уверенности. неуверенности, воплощенности-невоплощенности (ментального Я в теле), та или иная мера надежности структурирования бытия-в-мире и разноуровневая система переживаний.
Скачать PDF