ЖИЗНИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЬ ДУШЕВНАЯ: ПОЛЯРНОСТЬ

ЖИЗНЬ

Найдено 7 определений термина ЖИЗНЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЖИЗНЬ

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЖИЗНЬ

англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ЖИЗНЬ

1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЖИЗНЬ

1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.

З

Источник: Словарь конфликтолога

Жизнь

Способ существования организмов в виде обмена веществ с окружающей средой, в ходе которого организм как открытая система получает вещества, служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост и развитие, а также образование дочерних организмов в процессе размножения, и снабжающие его энергией (Философский словарь, 1987). С современных позиций следует отметить, что организм обменивается с окружающей средой не только веществом, но и энергией, и информацией (В.А. Энгельгардт).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Жизнь

вероятно, общеславянск. «живот» - жизнь, нажитое имущество) - 1. способ существования белковых тел (Ф.Энгельс); 2. в витализме - некая неуловимая, нематериальная субстанция, свойственная биологическим объектам и нередко ассоциируемая с душой; 3. полный набор признаков, отличающий живое от неживого. Так, организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п. Бесчисленные попытки определиться с набором признаков жизни ни к чему поучительному, как известно, не привели. Высказывается даже мнение, согласно которому биология стала развиваться лишь после того, как стало ясно, что поиск таких признаков обречен на вечную неудачу; 4. время между рождением и смертью организма; 5. время между зачатием и смертью организма; последняя трактовка термина принадлежит категорическим противникам абортов.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Жизнь

форма существования целостных высокомолекулярных систем, отличающаяся обменом веществ и энергии, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д. Однако данное определение не может считаться исчерпывающим. В биологии и медицине конкретное различение живого и неживого, особенно в пограничных случаях, встречает затруднения. В настоящее время критерием жизни человека считается функционирование его мозга. Ж. человека рассматривается в этике как естественное, т.е. неотъемлемое, присущее человеку от рождения право, как высшая ценность; в биоэтике — как главная цель врачевания. Выявление критерия и сущности Ж. является центральной биоэтической и профессионально-медицинской проблемой, в частности, для определения судьбы эмбриона, в реаниматологии, трансплантологии, терапевтическом клонировании и других манипуляциях с человеческой Ж..

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

Показать все [+4] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

«Жизнь детей улиц не так уж плоха…» так ли это? и как правильно вести себя с несовершеннолетними при

Супонина Елена Александровна
Скачать PDF

Биоэтика как претворение в жизнь философских, педагогических и биомедицинских концепций

Добротина Н.А., Швец И.М., Веселов А.П., Копытова Т.В., Щелчкова Н.А., Зинина С.В.
В статье представлены философские концепции актуальной области знания биоэтики претворяющие ее в жизнь через основные социальные институты образование и медицину. Впервые выделены и описаны позиции биоэтики в основных подходах, модернизирующих системы образования и здравоохранения. Обозначены возможные стратегии развития этих систем на основе внедрения положений и принципов биоэтики.
Скачать PDF

Определение времени по часам в нейропсихологической диагностике: новая жизнь классической методики

Балашова Елена Юрьевна, Шевелькова Оксана Александровна
В статье обсуждаются различные вопросы, связанные с применением в нейропсихологическом обследовании методики определения времени по реальным и «немым» часам. Рассматривается психологическое строение навыка определения времени по часам, его связь с возрастными, образовательными и гендерными факторами. Особое внимание уделяется оценке возможностей использования методики при диагностике оптико-пространственных функций в современной социокультурной ситуации.
Скачать PDF

Социальная психология и жизнь (итоги международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2011»)

Куликов Леонид Васильевич, Почебут Людмила Георгиевна, Свенцицкий Анатолий Леонидович
В статье подводятся итоги прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете ежегодной международной конференции «Ананьевские чтения 2011». На конференции обсуждались теоретические, методологические, практические вопросы социальной психологии, ее роль в развитии других направлений психологической науки.
Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный. В статье приводятся описание процедуры тестирования; визуальная характеристика каждого из типов рисунка; результаты исследования конструктной валидности, которые впоследствии могут быть основой для интерпретации. Опираясь на итоги количественного анализа, автор приходит к мнению, что типы рисунка собственной жизни диагностируют особенности субъект-объектных ориентаций респондента в значительной степени
Скачать PDF

Влияние биотики человека на социальную жизнь

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье рассматривается диалектика естественного и социального в системе «окружающая среда человеческие объединения человек общественная жизнь» и показывается действие естественных предпосылок общественной жизни: здоровья человека, смертности, инстинкта подражания и исследовательского инстинкта, естественных потребностей. Анализируются естественные предпосылки человеческого выбора, вкусовых пристрастий, информации и способностей.
Скачать PDF

„Выбери жизнь!“: случай из практики врача-психотерапевта молодёжной консультации

Евлашева О.А.
Скачать PDF

Путь во взрослую жизнь

Шепет Александр Васильевич
В статье раскрываются основы самоутверждения подростка с его возрастными особенностями и взрослой, сложной и противоречивой системой общественных отношений в коллективе суворовцев, связанных совместной деятельностью. Мои воспитанники поступают в училище в 11-12 лет. Им предоставляется возможность участия в педагогически организованной деятельности, создания «лидерского звена». Именно от того, как формируется потребность определения смысла жизни в данный период зависит будущее становление личности. Если выбор приоритетов и мотиваций формируется правильно и конкретизируется на верных основаниях, соответствующих личности субъекта, ему обеспечена радость постижения смысла взрослой жизни.
Скачать PDF

Жизнь после 9-го класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траек

Попов Дмитрий Сергеевич, Тюменева Юлия Алексеевна, Ларина Галина Сергеевна
Социальный бэкграунд молодого человека в существенной степени предопределяет его образовательную траекторию и достижения. В исследовании, основанном на данных второй волны лонгитюдного обследования, предпринимается попытка проверить, насколько успешное обучение в школе, результаты внешкольной деятельности учащегося, его упорство и намерения относительно будущего образования могут быть независимыми от социального окружения школьника и изменить предзаданную социальным окружением образовательную траекторию. Обнаружено, что значимыми медиаторами эффекта семейных ресурсов являются личные образовательные достижения выпускника основной школы и его намерения относительно будущего образования.
Скачать PDF

Психологические установки на жизнь и бизнес в сельских районах Болгарии

Патарчанова Е.Н.
Скачать PDF

Жизнь в ипотеке: психологические особенности

Быкова Ирина Александровна, Серкин Владимир Павлович
В качестве основной была использована гипотеза о том, что образ жизни людей, реализующих «ипотечный сценарий», специфичен по сравнению с образом жизни людей без ипотечных обязательств. Для выявления и описания специфики «ипотечного сценария» были сформированы две группы респондентов по 30 человек (с ипотекой и без). Методики: специализированный семантический дифференциал «Образ жизни», «Шкала I-Е» Роттера, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер, авторская анкета. Основная гипотеза подтвердилась. На основе полученных результатов описаны одиннадцать специфичных психологических характеристик людей, живущих в ипотечном сценарии.
Скачать PDF