СМЕРТЬ
Смерть
прекращение спонтанного кровообращения и дыхания, сопровождающееся необратимым поражением всех функций мозга.
Смерть
общеславянск. «съ» - приставка, означает «хороший» + «мьрть» - мертвый, умерший; буквально: хорошая, естественная, своя смерть) - точка окончания существования живого существа, момент безвозвратного прекращения жизнедеятельности организма. У человека определяется в настоящее время с наступлением бесспорных признаков гибели мозга.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Смерть
прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивида как обособленной живой системы; процесс перехода живого в мертвое. Определение философско-онтологического статуса смерти предполагает решение проблемы существования и сущности смерти: если смерть (в строгом смысле слова) существует, то она представляет собой процесс умирания, переход одного качества в другое, одной формы бытия в другую.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
СМЕРТЬ
death) - прекращение жизненных функций. Диагноз смерти ставится на основании полного прекращения сердцебиения. Смерть мозга (brain death) определяется по полному прекращению функции центров ствола головного мозга, которые контролируют дыхательный, зрачковый, а также некоторые другие жизненно важные рефлексы. Обычно для констатации смерти мозга необходимо подтверждение двух независимых медицинских экспертов; после получения данного подтверждения такие органы, как почки, могут легально быть изъяты для их использования в качестве трансплантата еще при работающем сердце (в Великобритании).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
СМЕРТЬ
Несколько упрощенно (и неадекватно) – точка, на которой организм перестает быть живым. Пока не существовало современных медицинских систем жизнеобеспечения, таких как аппараты для искусственного поддержания кровообращения и дыхания, смерть определялась неспособностью организма индивида обеспечивать жизнедеятельность организма самостоятельно. С появлением сложных приборов, поддерживающих физиологические параметры на уровне, необходимом для жизни, чаще стали упоминаться критерии, относящиеся к функционированию мозга (то есть смерть мозга). Эта проблема не проста; она включает в себя не только биологические факторы, но затрагивает и существенные этические, философские и теологические вопросы.
СМЕРТЬ
необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа, необходимый и существенный момент жизни. Для человека, в отличие от др. живых существ, наделенного сознанием и поэтому сознающего свою смертность, C. выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социально и нравственно значимое, включенное в сложный контекст общественных отношений. Феномен С. не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Смертность человека, осознание конечности, неповторимости как своего существования, так и существования каждого человека – источник особого чувства нравственной ответственности, в основе которой лежит не страх перед наказанием за грехи в загробном мире, а, прежде всего, ответственность перед собственной общественной сущностью. Совершенные людьми поступки, уже не зависимые затем от их воли, продолжают свое существование в результатах и последствиях человеческих дел, выводящие содержание и смысл жизни человека за ее чисто физиологические, природные пределы. В жизни любого человека событие номер один по значимости – С. Большинство людей не осознают этого. Понимание конечности жизни, ее ценности и краткости, вне всякого сомнения, способствовало бы предупреждению очень многих социальных и внутриличностных конфликтов. Такое понимание обнажает бессмысленность и деструктивность всех конфликтов, приводящих к гибели людей. Осознание неизбежности С., конечности и краткости жизни могло бы существенно перераспределить энергию человека и социума от агрессии и разрушения в пользу любви и созидания.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Смерть
Ему приснились собственные похороны, красивые дроги с двумя пегими лошадьми. Следом шли заплаканные, надломленные люди, охваченные болью от потери дорогого человека. Траурный кортеж состоял из множества незнакомцев, печальных и в то же время восторженных. Отсутствует только одно существо (Я) и вот, весь мир стал пустым [4] . В действительности каждый раз, когда мы пытаемся представить себе собственные похороны, мы продолжаем присутствовать там в качестве зрителя. «Смерть является возможностью бытия, которую жизнь никогда не актуализирует» (Хайдеггер). Более того, в бессознательном смерть всегда касается другого, умершего или убитого. Бессознательное не желает знать ничего о своей собственной смерти, оно верит лишь в бессмертие (Фрейд). Так, Жюли спрашивает своего аналитика: «Если вы умрете во время каникул, как я об этом узнаю?». А ведь действительно, думает аналитик, у меня же нет ее адреса. Нет такой правды в психоанализе, которую единичный психопатологический симптом не смог бы опровергнуть в один прекрасный день. Бессознательному время не ведомо, как и своя собственная смерть; как только Нарцисс захватывает переднюю часть сцены, выходя таким образом на передний план, собственная смерть перестает быть настоящей. Если Нарцисс находится вне времени, это не означает, что он вневременный, скорее это означает, что он вечный . Вечная жизнь, обманывающая смерть, отрицающая ее, – это нарциссический фантазм par exellence, утверждающий время вне времени, перманентное настоящее, у которого нет ни начала, ни конца, и которое никогда не заканчивается. Время, его сила разрушения, становится в этом смысле самым первичным процессом. Эдипова проблематика связана только с преступлением, со смертью другого. Нарциссизм вводит в психоанализ и в бессознательное собственную смерть, готовую иногда в связи с глубокой депрессией обосноваться в жизни и навязать ей экзистенциальное небытие.