Общение : онтогенез - зрелый возраст это что такое Общение : онтогенез - зрелый возраст: определение — Психология.НЭС
Общение : мастерство Общение : онтогенез-младший школьный возраст

Общение : онтогенез-зрелый возраст

Найдено 1 определение:

Общение : онтогенез - зрелый возраст

Являясь чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, О. людей зрелого возраста (З. в.) охватывает все аспекты взаимосвязей, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых отношений, осуществляется в разл. формах и с помощью разл. средств, к-рые являются неотъемлемым фактором культуры, постоянно совершенствуются и обогащаются. О. в З. в. характеризуется всеми признаками и способами передачи информации, опосредуется совместно выполняемой деятельностью, носит осознанный ролевой характер, порождает все виды межличностных отношений. Т. е. О. взрослых включает в себя весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства (деловое О., профессиональное О.), все способы формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений с учетом как психол. особенностей отдельного человека, так и больших и малых групп. О. более организованно осуществляется через прямые и косвенные контакты, в к-рые вступает взрослая личность как индивидуально, так в составе формальных и неформальных групп и разл. организаций. В результате О. взрослых контакты и межличностные отношения становятся более определенными и устойчивыми, осуществляется объединение (или размежевание) людей, вырабатываются более устойчивые правила и нормы поведения. Именно в зрелом возрасте окончательно складывается профессиональная карьера, люди взрослые занимают большинство руководящих постов на предприятиях, в учреждениях и обществ. организациях. Поскольку успешность любых контактов зависит от выработанных умений налаживания взаимопонимания между партнерами по О., у людей взрослого возраста складываются уже устоявшиеся стили О. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. Разработку проблем этого возраста начал Б. Г. Ананьев, в настоящее время возраст 30-50 лет - возраст акме, характеризующийся наиболее полным развитием физич., умственных и эмоциональных сил человека, - особо глубоко исследуется в акмеологии, где, в частности, показаны ступени достижения личностной зрелости, профессионального мастерства и обществ. признания (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. А. Кузьмина). Уровень достижения взрослым человеком своего акме зависит от особенностей его развития и саморазвития, системы жизненных обстоятельств и отношений с др. людьми и их влияния на индивида. Здесь выделяются макро- мезои микрофакторы, воздействующие на него. Во взрослом возрасте большинство людей определяются с понятием смысла жизни, осознание к-рого зависит от множества судьбоносных встреч. Оценка вершин, к-рые может достичь и достигает человек в процессе своего формирования как субъекта деятельности, заставляет рассматривать не только события в жизни человека, влияние объективных и субъективных факторов, но и самого человека как событие. Специфичны виды и формы коррекции при нарушениях О. у взрослых людей (см. раздел 13). Среди большого количества классификаций видов О. взрослых наиболее часто выделяют след. виды: 1) деловое и профессиональное О., О. в сфере управления (см. раздел 7), когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 2) В межличностном О. может наблюдаться «контакт масок» - формальное О., когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 3) Примитивное О., когда оценивают др. человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут, или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. 4) Формально-ролевое О., когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 5) Духовное, межличностное О. друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, - друг поймет и по выражению лица, движениям, интонации. Такое О. возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. 6) Манипулятивное О., направленное на извлечение выгоды от собеседника и использует разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. 7) Светское О. - суть его в беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это О. закрытое, потому что т. зр. людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера данной коммуникаций. Лит.: Акмеология. Учебник / Под ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева и др. М., 2002; Бодалев А. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 1998; Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб., 2010; Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов-н/Д, 2001. Т. П. Скрипкина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение : онтогенез-зрелый возраст — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психология общения в младенческом возрасте: современное состояние

Плотникова А.Л.
Статья посвящена освещению проблемы разработки новой теоретической базы, позволяющей объединить разрозненные эмпирические данные по психологии младенческого возраста в единую систему, соответствующей требованиям социально-психологического подхода к общению.
Скачать PDF

Тренинг взаимодействия родителей с детьми раннего возраста в процессе общения

Токарева Елена Николаевна
Рассмотрены основные концепции детско-родительских отношений. Определено, что тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности с ребенком раннего возраста. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. Представлены результаты сравнительного исследования динамики общения родителей с детьми раннего возраста, позволяющие определить эффективность тренинга, предложенного автором.
Скачать PDF

Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Возрастные особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна
В статье представлены результаты изучения возрастных особенностей общения школьников с умственной отсталостью. На основе выполненного эмпирического исследования проводится анализ их стремления к общению с другими детьми, личностных основ формирования лидерства. Выявлено возрастание показателей фактора «саморегуляция» по мере взросления умственно отсталых детей, что связано с положительным влиянием организации коррекционного обучения. В 1-м классе и при переходе в основную школу отмечается снижение показателей невербальной коммуникации. В процессе направленного обучения и коррекции показатели социальной перцепции незначительно возрастают от 2-го к 7-му классу. Указанные особенности влияют на коммуникативные возможности умственно отсталых детей и подростков.
Скачать PDF

Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
В статье делается вывод о том, что умственно отсталые дети в условиях социальной депривации имеют нарушения межличностных отношений. Особый социальный статус ребенка приводит к отсутствию избирательности в общении. Диагноз обусловливает снижение мотивации во взаимоотношениях со сверстниками. В межличностном общении умственно отсталых детей-сирот встречаются нарушения трех основных компонентов: поведенческого (невербального), эмоционального, когнитивного.
Скачать PDF

Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Самохвалова А. Г.
Статья посвящена проблеме затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; дано авторское определение данного феномена; описаны возрастные особенности затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста; на основе факторного анализа выявлены типы затрудненного общения у детей разных возрастных групп. Коммуникативное развитие ребенка рассматривается как закономерный, последовательный процесс, в котором на каждом возрастном этапе решаются определенные задачи и возникают типичные коммуникативные трудности, связанные с невозможностью эффективного решения этих задач, а также актуализируются специфические типы затрудненного общения детей.
Скачать PDF

Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения

Мосина Софья Викторовна
На основе проведенных исследований форм и тематики общения старших дошкольников проанализировано влияние раннего развития детей, сформированного современным информационным пространством, на процесс их общения.
Скачать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06-00382а. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии умственно отсталых детей. В статье изложены результаты изучения особенностей эмоциональных проявлений умственно отсталых детей в общении. Показано значение общения с взрослыми, которые поддерживают положительный эмоциональный контакт с умственно отсталым ребенком. Приведены факты, свидетельствующие о значении эмоций в развитии межличностного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Психологические особенности общения в подростковом возрасте

Лебедева Лариса Александровна, Ковшова Наталья Владимировна
Статья посвящена одной из сложных проблем психологии — затруднениям, с которыми человек, в частности подросток, сталкивается в процессе деятельности и общения.
Скачать PDF

Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста

Гонина Ольга Олеговна
Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).
Скачать PDF

Зрелый возраст как ресурс субъектов психологического образования

Маленов А.А.
The main idea of work is directed on establishment of communication of age of the subject of psychological education and success of professional activity. The author believes that the mature age acts as an important resource of activity of the psychologist which can be used already at an educational vocational training stage
Скачать PDF

Речевое общение как форма проявления толерантности в дошкольном возрасте

Ильяшенко Марина Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор акцентирует своё внимание на речевом общении как форме проявления толерантности. Актуальность исследования проблемы речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте обусловлена появлением в дошкольных учреждениях полинационального состава детей, детей-беженцев и вынужденных переселенцев с других государств. Ребёнок должен не только научиться проявлять толерантность как умение сопереживать, понимать, но и уметь выразить это с помощью речевых форм общения. Для выявления особенностей речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте автор проводит комплексную диагностику (беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций). В ходе данной диагностики у детей отмечены некоторые проблемы в применении речевого общения как формы проявления толерантности. В частности, обнаружены случаи расхождения использования детьми средств речевого общения в воображаемых и реальных ситуациях, требующих проявления толерантности, трудности в общении с больными, некрасивыми людьми, детьми младшего возраста. На основании проведённой диагностики были установлены уровни сформированности речевого общения как формы проявления толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

Похожие термины: