Общение: онтогенез - дошкольное детство это что такое Общение: онтогенез - дошкольное детство: определение — Психология.НЭС
Общение: онтогенез Общение: онтогенез-подростковый возраст

Общение: онтогенез-дошкольное детство

Найдено 1 определение:

Общение: онтогенез - дошкольное детство

При характеристике развития ребенка в первый год жизни в кач. ведущей деятельности называют непосредственно-эмоциональное. О. со взрослым. Благодаря близкому эмоциональному контакту в процессе О. формируются новообразования младенческого возраста. К 2 мес формируется потребность в О., проявляющаяся в комплексе оживления в двигательных реакциях младенца на разл. воздействия, по к-рым можно судить о переживании им положительных эмоций. Л. С. Выготский отмечает максимальную социальность младенца при отсутствии главного средства О. - речи. В этом противоречии Л. С. Выготский видит движущую силу развития младенца. В процессе О. формируется диада «взрослый-ребенок», образуется ситуация «пра-Мы», представляющая собой основу для развития самосознания ребенка. Потребность в О. становится одним из показателей норм. хода развития. Э. Эриксон первый год жизни определяет как период формирования базового доверия к миру при наличии чуткой материнской заботы и верности в «пределах полномочий вверенных ей свойственным данной культурой образом жизни». Если ребенка кормят, когда он голоден, успокаивают его, когда он плачет, играют с ним, разговаривают, любят его, он начинает понимать, что окружающий мир безопасен, и начинает доверять людям, к-рые за ним ухаживают. Дж. Боулби развивает идеи значимости О. матери и ребенка в своей теории привязанностей. Привязанность определяется как близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения, длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости. В мире людей она обеспечивает не только удовлетворение базовых потребностей развития. Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального развития, они связывают ребенка с др. людьми и тем самым позволяют выделить себя, развить личность и сформировать идентичность. Для детей глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми - это жизненная необходимость, оставленные без эмоционального тепла, младенцы могут умереть, несмотря на норм. уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития - это явление обозначается термином госпитализм. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку. Первичные привязанности, формируемые в первый год жизни, закладывают основу для дальнейшего развития ребенка и самой привязанности. М. И. Лисина охарактеризовала осн. этапы развития О. ребенка от рождения до 7 лет. 1-й этап: ситуативно-личностное О. с близкими взрослыми (от 2 до 6 мес). О. находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром. Содержание потребности детей в О. сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим среди мотивов О. является личностный мотив. Основным средством О. с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных движений и поз. 2-й этап: ситуативно-деловое О. (от 6 мес до 3 лет). О. разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, к-рая занимает положение ведущей. Содержание потребности детей в О. обогащается новым компонентом - стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми. Ведущим среди мотивов О. становится деловой мотив, т. к. дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут контактов со взрослым. Осн. средством О. с окружающими людьми являются предметно-действенные и речевые операции. 3-й этап: внеситуативно-познавательное О. (3-4 года). В рамках этой формы контакты детей со взрослыми связаны с познанием объектов и явлений физич. мира. Содержанием потребности детей в О. является их потребность в уважительном отношении взрослого. Среди разных мотивов О. ведущее положение занимают познавательные, воплощенные для ребенка в эрудиции и осведомленности взрослого человека. Основным средством О. здесь служит речь. 4-й этап: внеситуативно-личностное О. (5-6 лет). О. протекает на фоне игры как ведущей деятельности, но зачастую имеет вид отдельных, самост. эпизодов. Содержанием потребности детей в О. является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. к. совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок. Среди мотивов О. ведущее место занимают личностные. В кач. средств О. выступают речевые операции. Лит.: Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997; Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. М. М. Лобаскова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение: онтогенез-дошкольное детство — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
В статье делается вывод о том, что умственно отсталые дети в условиях социальной депривации имеют нарушения межличностных отношений. Особый социальный статус ребенка приводит к отсутствию избирательности в общении. Диагноз обусловливает снижение мотивации во взаимоотношениях со сверстниками. В межличностном общении умственно отсталых детей-сирот встречаются нарушения трех основных компонентов: поведенческого (невербального), эмоционального, когнитивного.
Скачать PDF

Речевое общение как форма проявления толерантности в дошкольном возрасте

Ильяшенко Марина Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор акцентирует своё внимание на речевом общении как форме проявления толерантности. Актуальность исследования проблемы речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте обусловлена появлением в дошкольных учреждениях полинационального состава детей, детей-беженцев и вынужденных переселенцев с других государств. Ребёнок должен не только научиться проявлять толерантность как умение сопереживать, понимать, но и уметь выразить это с помощью речевых форм общения. Для выявления особенностей речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте автор проводит комплексную диагностику (беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций). В ходе данной диагностики у детей отмечены некоторые проблемы в применении речевого общения как формы проявления толерантности. В частности, обнаружены случаи расхождения использования детьми средств речевого общения в воображаемых и реальных ситуациях, требующих проявления толерантности, трудности в общении с больными, некрасивыми людьми, детьми младшего возраста. На основании проведённой диагностики были установлены уровни сформированности речевого общения как формы проявления толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

Дошкольное детство в этноавтобиографиях

Уразалиева Г.К.
Методика «Этноавтобиография», сконструированная мной в процессе преподавания курса «Этносоциология» на социологическом факультете РГГУ в 2000 году, позволила показать, как формировалась этническая идентичность студентов на протяжении всего образовательного процесса, в том числе для некоторых и в детском саду. Студенты писали эссе «Я русский (другое), это значит…», где вспоминали факты об их этнической идентичности, возникавших в личных биографиях. Некоторые вспоминали дошкольное детство, когда им пришлось столкнуться впервые со своей этничностью, или как говорили во времена их детства, национальностью. Для части из них это произошло драматично, было воспринято как травма их чувств и самооценки. Тексты студентов дают дополнительную аргументацию ученым-психологам в положении о том, что в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Первые проблески диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет. Ж. Пиаже утверждает, что развитых форм этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. Такова общая тенденция для состояния нормы. Отступление мы находим тогда, когда узнавание о своей или чужой этничности становится травмирующим фактом. Вот что пишет студентка: «Впервые с представителями "иной" нации я встретилась в садике. Это были удмурты или, как их называют в Удмуртии, "вотяки". "Вотяк" это оскорбление, означающее принадлежность к удмуртской нации. В садике же мы всех, заподозренных в удмуртстве, называли исключительно "вотяк". Надо сказать, что в Удмуртии быть удмуртом далеко не почетно, представления об удмуртском менталитете очень негативны. Так, быть удмуртом, значит быть недалеким человеком с очень ограниченным кругозором и большими амбициями, при этом обладать невыразительной внешностью (бледно-рыжие волосы в сочетании с пустыми серыми глазами) и очень неприятным акцентом. Естественно, учитывая все выше перечисленное, в садике я была крайне горда, что сама "вотянкой" не являюсь» [Архив Уразалиевой Г.К., Н.Г., 3 курс. 2002 г.]. Другие факты из детсадовского периода, изложенные в этноавтобиографиях, показывают, что дошкольное детство является важнейшим периодом конструирования этнической идентичности ребенка.
Скачать PDF

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич
Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком. При этом социальная ситуация развития оказывается относительно стабильной на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых развивается ребенок. Но поскольку сам ребенок изменяется, приобретая новые качества, меняется его отношение к социальной ситуации развития и к процессу взаимодействия со взрослым от принятия к полному отрицанию.
Скачать PDF

Педагогические аспекты рассмотрения кризисов возрастного развития дошкольного детства

С. А. Сидоренко
Скачать PDF

Возрастная изменчивость параметров эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детств

Лаптева Юлия Александровна
Актуальность исследований в области эмоционального развития детей автор связывает с кардинальными изменениями в системе российского образования, закреплением идеи индивидуализации дошкольного образования, рассмотрением эмоциональных новообразований в качестве важного регулятора поведения ребенка, ведущего фактора его эмоционального благополучия. Утверждается, что сопровождающая индивидуальное развитие ребенка деятельность невозможна без организации эмпирических исследований, в том числе лонгитюдинальных. Представлены результаты лонгитюдинального исследования эмоционального развития детей от 4 до 7 лет. Ключевыми критериями диагностической оценки стали: восприятие, понимание, опознание эмоциональных состояний по экспрессии или контексту эмоциональной ситуации, развитие эмоциональной децентрации, становление социальных эмоций. Краткое представление экспериментальных данных, сопоставление результатов трех диагностических замеров, выполненных с интервалом в один год, их сравнение с данными предыдущих исследований позволили сделать ряд обобщений относительно возрастной изменчивости анализируемых показателей. В выводах автор отмечает наличие прогрессивных изменений показателей эмоционального развития в период от среднего до конца старшего дошкольного возраста, вместе с тем обозначает неравномерность, неустойчивость, кумулятивность изменений, их зависимость от средовых факторов, что согласуется с общими закономерностями психического развития в дошкольном возрасте. Дальнейшее использование результатов исследования автор связывает с проектированием системы психолого-педагогического сопровождения, разработкой методического обеспечения, учитывающего специфику эмоционального развития современных детей.
Скачать PDF

Онтогенез слоёв сознания

Хало П.В.
Скачать PDF

Теоретические вопросы психологической помощи на поздних этапах онтогенеза

Филозоп А.А.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Влияние фактора пола на психические процессы в онтогенезе при локальных поражениях головного мозга

Лассан Людмила Павловна
Проанализированы результаты нейропсихологического исследования 808 детей и подростков 7-18 лет, из них 689 больные с локальными поражениями головного мозга (опухолями, кистами, сосудистой патологией, гидроцефалией), 119 здоровые. Выявлены половые различия психической деятельности и их зависимость от характера патологического процесса головного мозга и возраста.
Скачать PDF

Педологические исследования типологии детства в первой трети ХХ века

Сенченков Николай Петрович
Автор рассматривает проблему различных психолого-педагогических и педологических подходов к созданию универсальной классификации типов детей в первой трети ХХ века. В статье представлены материалы об исследованиях различных типов детей в США, Германии и России. Особое внимание уделяется характеристике трудных детей. Анализируя классификацию типов детей, разработанную ученым-педологом А. Н. Граборовым, автор отмечает присутствие в ней классового подхода, выделившего хороших детей и их противоположность детей классовых врагов. В статье подчеркивается мысль педологов, что к каждой группе детей требуется индивидуализированный подход, выражающийся в создании специальных школ, оборудования, в подготовке высококлассных специалистов и в терпении, что продолжает быть актуальным и в наше время.
Скачать PDF

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.The author tries to reveal the importance of different types of thinking for a librarian to realize the essence of library communication.
Скачать PDF

Похожие термины: