ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Принятое в психологии некоторых стран обозначение степени снижения интеллекта, интеллектуального коэффициента, применительно к соответствующему возрасту психического развития. Ведет начало с применения теста Бине. При этом игнорируется различие структуры психики в процессе развития и болезни.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Интеллектуальный возраст
Уровень интеллектуального развития, соответствующий определенному возрасту. При работе с детьми, обладающими «нормальным» интеллектом, интеллектуальный возраст равен хронологическому (фактическому возрасту ребенка). У детей с задержками в развитии интеллектуальный возраст отстает от хронологического, а у одаренных детей интеллектуальный возраст опережает хронологический.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Возраст интеллектуальный
понятие, введенное французским психологом А. Бине для оценки успешности выполнения теста интеллекта в соответствии с возрастом. Согласно ему, 6-летний ребенок, успешно ответивший на большинство вопросов теста для 7-летних детей, имеет умственный возраст, равный 7 годам. Таким образом, В. и. указывает на сложность задач, которые может правильно решить ребенок. Позже был найден более удобный способ выражения отношения между умственным и хронологическим возрастом в виде коэффициента интеллекта, или IQ. Это величина, получаемая в результате деления умственного возраста на хронологический и умножения на 100. Таким образом, при совпадении умственного и хронологического возраста коэффициент интеллекта будет равен 100, что свидетельствует о среднестатистических показателях развития. В случае отставания в интеллектуальном развитии IQ меньше 100, а если развитие идет ускоренными темпами и В. и. опережает хронологический, IQ больше 100.
Измерение умственного возраста было предложено в 1890-х гг. для выявления умственно отсталых детей, чтобы направить их обучаться в специальные школы. Затем диагностика интеллектуального развития нашла широкое применение в педагогике, профотборе, профконсультировании, где используется для прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности.
В настоящее время показатель умственного возраста практически не используется. Вместо этого IQ детей определяется путем сравнения уровня выполнения ими теста с уровнем выполнения теста другими их ровесниками. Для определения уровня интеллектуального развития ребенка используется шкала Стенфорд—Бине, в последний раз она пересматривалась в 1986 г. Шкала состоит из набора когнитивных и моторных задач разной степени сложности и может использоваться в широком возрастном диапазоне (от 2-летнего возраста до взрослого). Помимо этого, для измерения интеллектуального развития используются тестовые батареи Д. Векслера для детей и для взрослых, которые позволяют оценить интеллект по трем шкалам: невербальной, вербальной и полной. Имеются также другие тестовые инструменты для измерения различных сторон интеллектуального развития.
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
КайлР. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
239.06 кб

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Киселева Эльвира Рудольфовна
в статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей его социальной средой
Читать PDF
275.01 кб

Выявление интеллектуальной одаренности у детей младшего школьного возраста

Сечкарева Елена Викторовна
В статье в русле современных концепций обсуждается проблема детской одаренности, раскрываются специфические особенности определения одаренности у детей младшего школьного возраст; предлагается система критериев интеллектуальной од
Читать PDF
105.72 кб

Формирование интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста

Марьясова Л.М.
В статье рассматриваются особенности и условия формирования интеллектуальных умений в период дошкольного детства.
Читать PDF
117.31 кб

Особенности интеллектуальных структур у детей старшего дошкольного возраста

Лёвина Ирина Алексеевна
В настоящей статье в лаконичной форме излагается вопрос о современном состоянии когнитивной психологии и тенденциях ее развития, а также представлено исследование интеллектуальных особенностей креативных детей старшего дошкольного
Читать PDF
291.74 кб

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С. А.
Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии струкурно-функ
Читать PDF
317.60 кб

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С. А.
Обследовано 36 младших школьников 1-3 класса с нарушениями слуха. По методике Гудинаф-Харриса проводилась исследование интеллекта при помощи анализа детских рисунков.
Читать PDF
1.75 мб

Оценка интеллектуально-мнестических способностей у женщин менопаузального возраста

Жилгельдина Назгуль Зашитовна
Изучено состояние интеллектуально-мнестических способностей у женщин в период менопаузы.
Читать PDF
502.18 кб

Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей младшего возраста

Медетбекова Нургул Ниязбеккызы, Балыкбаева Турсынай Исаковна, Медетбекова Бахытгул Ниязбековна, Тотикова Гулдана Арыновна
В статье проанализированы современные подходы к проблеме формирования и развития математического мышления на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.
Читать PDF
986.96 кб

Развитие интеллектуально-языковых способностей детей старшего дошкольного возраста

Зотова Ирина Васильевна, Зосенко Екатерина Александровна
В данной статье раскрываются содержание и структура интеллектуально-языковых способностей с позиций различных исследователей в области педагогики и психологии.
Читать PDF
389.25 кб

Особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха юношеского возраста

Богданова Тамара Геннадиевна
Цель данного исследования изучение изменений в структурной организации интеллектуальной деятельности, наблюдающихся у лиц юношеского возраста с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками с сохранным слухом.
Читать PDF
121.23 кб

Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Чинаева З.М.
Целью статьи является показать, как можно проводить работу по развитию детской одаренности в рамках проведенного исследовательского проекта «Рисование песком».
Читать PDF
431.22 кб

Интеллектуальный анализ данных психодиагностики школьников предподросткового возраста

Славутская Елена Владимировна, Абруков Виктор Сергеевич, Славутский Леонид Анатольевич
Для анализа данных психодиагностики используется аппарат искусственных нейронных сетей (ИНС).
Читать PDF
742.21 кб

МЕХАНИЗМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СПОРТИВНЫХ ИГР

Мухитдинова Нигора Мехриддиновна
В статье рассматриваются пути и средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста с помощью использования спортивных развивающих игр.
Читать PDF
506.76 кб

Метакогнитивная структура интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте

Сиповская Яна Ивановна
Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями в физическом, интеллектуальном, личностном и духовном аспекте.
Читать PDF
1.17 мб

Интеллектуальные характеристики детей подросткового возраста с хроническими гастродуоденитами

Гурова Маргарита Михайловна, Успенский Юрий Павлович
Интеллект является одним из показателей здоровья детей, характеризующим оптимальность возрастного развития и успешность процессов адаптации.