Принятое в психологии некоторых стран обозначение степени снижения интеллекта, интеллектуального коэффициента, применительно к соответствующему возрасту психического развития. Ведет начало с применения теста Бине. При этом игнорируется различие структуры психики в процессе развития и болезни.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Интеллектуальный возраст
Уровень интеллектуального развития, соответствующий определенному возрасту. При работе с детьми, обладающими «нормальным» интеллектом, интеллектуальный возраст равен хронологическому (фактическому возрасту ребенка). У детей с задержками в развитии интеллектуальный возраст отстает от хронологического, а у одаренных детей интеллектуальный возраст опережает хронологический.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Возраст интеллектуальный
понятие, введенное французским психологом А. Бине для оценки успешности выполнения теста интеллекта в соответствии с возрастом. Согласно ему, 6-летний ребенок, успешно ответивший на большинство вопросов теста для 7-летних детей, имеет умственный возраст, равный 7 годам. Таким образом, В. и. указывает на сложность задач, которые может правильно решить ребенок. Позже был найден более удобный способ выражения отношения между умственным и хронологическим возрастом в виде коэффициента интеллекта, или IQ. Это величина, получаемая в результате деления умственного возраста на хронологический и умножения на 100. Таким образом, при совпадении умственного и хронологического возраста коэффициент интеллекта будет равен 100, что свидетельствует о среднестатистических показателях развития. В случае отставания в интеллектуальном развитии IQ меньше 100, а если развитие идет ускоренными темпами и В. и. опережает хронологический, IQ больше 100.
Измерение умственного возраста было предложено в 1890-х гг. для выявления умственно отсталых детей, чтобы направить их обучаться в специальные школы. Затем диагностика интеллектуального развития нашла широкое применение в педагогике, профотборе, профконсультировании, где используется для прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности.
В настоящее время показатель умственного возраста практически не используется. Вместо этого IQ детей определяется путем сравнения уровня выполнения ими теста с уровнем выполнения теста другими их ровесниками. Для определения уровня интеллектуального развития ребенка используется шкала Стенфорд—Бине, в последний раз она пересматривалась в 1986 г. Шкала состоит из набора когнитивных и моторных задач разной степени сложности и может использоваться в широком возрастном диапазоне (от 2-летнего возраста до взрослого). Помимо этого, для измерения интеллектуального развития используются тестовые батареи Д. Векслера для детей и для взрослых, которые позволяют оценить интеллект по трем шкалам: невербальной, вербальной и полной. Имеются также другие тестовые инструменты для измерения различных сторон интеллектуального развития.
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
КайлР. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
Измерение умственного возраста было предложено в 1890-х гг. для выявления умственно отсталых детей, чтобы направить их обучаться в специальные школы. Затем диагностика интеллектуального развития нашла широкое применение в педагогике, профотборе, профконсультировании, где используется для прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности.
В настоящее время показатель умственного возраста практически не используется. Вместо этого IQ детей определяется путем сравнения уровня выполнения ими теста с уровнем выполнения теста другими их ровесниками. Для определения уровня интеллектуального развития ребенка используется шкала Стенфорд—Бине, в последний раз она пересматривалась в 1986 г. Шкала состоит из набора когнитивных и моторных задач разной степени сложности и может использоваться в широком возрастном диапазоне (от 2-летнего возраста до взрослого). Помимо этого, для измерения интеллектуального развития используются тестовые батареи Д. Векслера для детей и для взрослых, которые позволяют оценить интеллект по трем шкалам: невербальной, вербальной и полной. Имеются также другие тестовые инструменты для измерения различных сторон интеллектуального развития.
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
КайлР. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.