ВОЗРАСТ РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТ РЕПРОДУКТИВНЫЙ

ВОЗРАСТ РАННИЙ

Найдено 3 определения термина ВОЗРАСТ РАННИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Ранний возраст

Категория. Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

- формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

- развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;

- формируются когнитивные процессы;

- происходит овладение пассивной и активной речью;

- становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Ранний возраст

синоним: преддошкольный возраст) — стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). Основные линии психического развития детей в Р. в.: 1. Развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира. 2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми. 3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры. 4. Овладение пассивной и активной речью. 5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. 6. Становление общения со сверстниками. 7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации. Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. Л.Н.Галигузова

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

ВОЗРАСТ РАННИЙ

стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет, характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития:

1) формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания внешнего мира;

2) развивается общение ситуативно-деловое со взрослыми и общение со сверстниками;

3) формируются процессы когнитивные;

4) происходит овладение речью пассивной и активной;

5) становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Психике ребенка этого возраста характерны:

1) высокая зависимость от наглядной ситуации;

2) функционирование психического отражения в неразрывной связи с практическими действиями;

3) выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Деятельностью ведущей в этом возрасте выступает деятельность предметно-манипулятивная, в рамках коей происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование действий предметных ребенка неотделимо от его общения со взрослым, кое является ситуативно-деловым. В этот период особенно интенсивно развивается речь ребенка: на втором году он уже понимает названия многих предметов, с коими имеет дело, а на третьем году понимание распространяется на предметы, находящиеся вне его непосредственного опыта.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей

Москвина Елизавета Александровна
В статье рассматривается значение развода родителей для восприятия взрослыми индивидуального опыта детства. Описаны теоретические положения, раскрывающие функциональное значение опыта в жизни человека. Приведен обзор исследований, посвященных изучению возможных последствий развода родителей для детей.Изложены результаты исследования ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей, и взрослых, не имеющих данного опыта. Описано своеобразие ранних воспоминаний: сюжеты; присутствующие в воспоминаниях персонажи; переживания, связанные с воспоминаниями.
Скачать PDF

Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным развитием ребенка в возрасте от одного

Еремина Юлия Анатольевна
Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка. Подчеркивается целесообразность изучения психического развития ребенка раннего возраста в рамках его взаимодействия с матерью как единой системы, поскольку благодаря симбиотическому характеру их взаимоотношений и незрелости психики ребенка влияние матери на его развитие в первые три года жизни перекрывает все остальные факторы. Обращается внимание также на то, что специфичность трудных ситуаций в процессе материнско-детского взаимодействия актуализирует характерный для матери стиль такого особого социального поведения, как копинг-поведение. Предложено и сформулировано понятие раннего материнского копинга. Представлены эмпирические результаты раннего материнского копинга, выявлены его нормативные показатели.
Скачать PDF

Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков свидетелей и участник

Егоркина Таисия Васильевна
Вооруженный межэтнический конфликт является источником психотравмирующих переживаний, этот опыт фиксируется в системе отношений личности и может быть легко актуализирован. В основном подростки достигают нормального уровня адаптации к условиям послевоенной жизни, основной ресурс адаптации и для сербских, и для албанских подростков поддержка семьи и сообщества. В ряде случаев интенсивность эмоциональных переживаний, озабоченность будущим требуют психологической коррекции может быть рекомендована психопрофилактическая и коррекционная работа с эмоциональным и когнитивным компонентами системы отношений личности.
Скачать PDF

Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом

Злобина А. С.
В статье проанализированы теоретические основы понимания сущности развития аутичного ребенка, рассмотрены основные направления психосоциальной помощи ребенку в ранним детским аутизмом и социальной адаптации таких детей.
Скачать PDF

Особенности профессиональных намерений студентов-психологов на ранних этапах профессионализации

Шамионов Азат Дамирович
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных намерений студентов-психологов, рассматривается проблема отношения студентов к своей профессиональной деятельности. Анализируются мотивы обучения студентов, выявляется и изучается динамика их профессиональных намерений. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфики представлений будущих специалистов об избранной профессии
Скачать PDF

Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие дове

Баранова Мария Михайловна
В статье обобщаются опубликованные за последние несколько десятилетий результаты теоретико-экспериментальных данных, посвященных развитию сознания на ранних этапах речевого онтогенеза. Изложены основные этапы, условия, основные закономерности функционирования значений и способы их фиксации в развивающемся сознании ребенка на ранних этапах жизни.
Скачать PDF

Профилактика ранних отказов от детей в контексте проблем социального сиротства

Пучкина Юлия Александровна
Рассматривается актуальная в современной России проблема отказов от новорожденных детей, выступающая одним из факторов социального сиротства. Предпринята попытка анализа феномена «отказничества», его причин на материалах Томской области, представлено обоснование необходимости двухвекторной работы с женщинами группы риска по отказу от ребенка. Описываются основные модели профилактики отказничества.
Скачать PDF

Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционал

Малышев И.В.
Профилактика психического здоровья рассматривается с позиций адаптационных возможностей личности, последствий воздействия на нее стресса, в частности на ранних этапах формирования синдрома эмоционального выгорания. Приводится теоретический обзор проблематики, касающийся разных аспектов её изучения. Описывается конкретное исследование, связанное с изучением личностных свойств адаптационного характера и степени развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников милиции. В заключительной части работы определяются направ-ления профилактики психического здоровья.
Скачать PDF

Ранний опыт философствования как особая форма рациональности

Мильчарек Тадэуш Петрович
В статье рассматриваются сущностные признаки раннего опыта философствования как специфического духовного феномена, определяющего рациональность субъекта на начальных этапах его становления
Скачать PDF

Ранний буддизм и когнитивная психология

Зарубко Елена Юрьевна, Левкин Вадим Евгеньевич
Статья посвящена сопоставлению раннего буддизма и когнитивной психологии. Авторы стремятся ответить на вопрос о том, какие общие идеи существуют в буддизме и психологии. В статье также рассмотрено, как взгляды, отраженные в буддизме, могут способствовать решению некоторых проблем когнитивной психологии.The authors compare early stages of Buddhism and cognitive psychology and try to trace ideas common both for Buddhism and cognitive psychology, focusing upon the possibility to implement Buddhist ideas for solving cognitive psychology aspects
Скачать PDF

Функции и дисфункции затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза

Самохвалова Анна Геннадьевна
Предметом настоящего исследования является затрудненное общение ребенка, целью исследования – выявление функционального характера затрудненного общения. В статье представлено авторское определение затрудненного общения; выявлены его субъективные и объективные критерии; отражена роль коммуникативных трудностей в личностном развитии ребенка. Материал статьи основан на экспериментальном изучении затрудненного общения детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов, а также на ретроспективном самоотчете молодых людей, которые анализировали роль затрудненного общения в личностном развитии. Функциональный анализ позволил выделить функции затрудненного общения – психологической защиты, самоактуализации, самоутверждения, самопонимания, социального закаливания, экспрессивную, функцию динамики межличностных отношений – и дисфункции – дезадаптации, дезинформации, дестабилизации, демобилизации, деиндивидуализации, диффузии идентичности субъекта общения, дистанцирования, разрушения межличностных отношений, формализации общения. Результаты исследования показали функциональную противоречивость и динамичность ситуаций детского затрудненного общения.
Скачать PDF

Компенсирующая роль телесной психотерапии при нарушениях ранних структур характера детей со зрительн

Быкова Елена Борисовна
Психотерапевт Лизбет Марчер создатель бодинамического подхода считала особой роль ощущений в развитии каждого человека и утверждала, что именно ощущения являются своего рода мостом между когнитивными и экспрессивными формами психотерапии. После изучения психологического содержания каждой мышцы и обозначения периода, когда каждая из них впервые активируется в последовательности психомоторного развития любого человека, ученые-психологи сошлись во мнении, что благодаря телесной психотерапии возможно выстраивание телесной осознанности пациента, которая обеспечит формирование телесного эго. Последнее, в свою очередь, служит основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов. Нарушения ранних структур характера детей со зрительной депривацией могут быть связаны со сложными, чаще всего хронически негативными взаимоотношениями в семье, с продолжительной депрессией матери, в результате чего происходит естественная выработка ребенком характерологических защит. Кроме того, нарушение функций зрения сказывается на активности ребенка, в том числе на исследовательском и ориентировочно-поисковом характере его деятельности, что может напрямую повлиять на когнитивное развитие ребенка. Во время двух начальных стадий развития характера (структуры потребности и автономии) вследствие несоответствующего поведения родителя (сверхопеки или, наоборот, попустительского отношения) ребенок с нарушением зрения подвержен опасности формирования невозможности удовлетворить свою потребность (из-за ограниченного стремления познавать мир) или несформирования чувства реальности (баланса, освоения пространства). Скорректировать развитие ребенка в обоих случаях помогут занятия с использованием элементов телесной психотерапии, которая носит коррекционно-компенсирующую направленность. При этом важно исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня, прежде чем переходить к решению обнаруженной проблемы, соответствующей биологическому возрасту ребенка.
Скачать PDF