ВОЗРАСТ РАННИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАННИЙ ВОЗРАСТ
возраст человека от одного года до трёх лет.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОЗРАСТ РАННИЙ
возраст ребенка в пределах от одного года до трех лет. См. возраст психологический, возраст физический, периодизация возрастного развития.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Ранний возраст
Категория. Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.
Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
- формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
- развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;
- формируются когнитивные процессы;
- происходит овладение пассивной и активной речью;
- становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Ранний возраст
синоним: преддошкольный возраст) — стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). Основные линии психического развития детей в Р. в.: 1. Развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира. 2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми. 3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры. 4. Овладение пассивной и активной речью. 5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. 6. Становление общения со сверстниками. 7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации. Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. Л.Н.Галигузова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Ранний возраст
возрастной период от 1 до 3 лет, его иногда называют преддошкольным. В Р. в. интенсивно формируются речевая функция, моторика, появляются предметные действия, а также психические функции: восприятие, внимание, память, мышление; начинают складываться коммуникативные свойства, возникают интерес к людям, общительность, подражание. В этот период происходит переход от естественного к социальному типу развития, создаются предпосылки для формирования личности.
В Р. в. совершенствуется моторика. К двум годам дети не только свободно ходят, но и могут бегать, карабкаться вверх, толкать, тянуть предметы. К трем годам ребенок уже лучше ходит, учится прыгать, двигается более уверенно, ставит ноги уже не так широко, бегает, поворачивается и останавливается с большей легкостью. Он способен контролировать движения собственного тела, управлять им при ходьбе, беге, прыжках, подъемах. Развиваются предметные действия: если в начале этого периода ребенок берет предметы двумя руками, даже если для достижения цели достаточно одной, то к трем годам ребенок использует одну руку и уже начинает отдавать предпочтение правой или левой, использует карандаш, рисует линии и каракули. Он совершает большое количество бытовых действий: удерживает ложку, чашку, пытается одеваться. К концу этого периода он может самостоятельно есть, пить, одеваться, его поведение становится более независимым от поведения взрослых. Двигательная активность детей достигает пика в 2—3 года и затем постепенно снижается.
Развивается восприятие, представляющее, по словам Л. С. Выготского, основу, на которой базируются все психические процессы. В этом возрасте представление, составляющее фундамент образной памяти, становится более устойчивым. Удлиняется период между восприятием предмета и его узнаванием: так, на втором году жизни ребенок узнает близких людей и предметы после нескольких недель расставания, на третьем — после нескольких месяцев, а на четвертом — после года. Развиваются пространственные представления, уже с 1,5 лет ребенок может представить и показать направление своего движения, местоположение дома, обойти препятствие и определить расположение предмета, представляя траекторию его движения. Благодаря развитию речи восприятие становится обобщенным и осмысленным, ребенок выделяет значение и функцию вещи. Обобщение развивается постепенно: сначала ребенок группирует предметы по наиболее ярким внешним признакам (чаще всего по цвету), к 3 годам появляется умение вычленять наиболее общие и постоянные признаки предметов, что и означает настоящее обобщение.
Мышление детей Р. в. — наглядно-образное и наглядно-действенное. Оно реализуется при непосредственных действиях с предметами. Его основные операции — анализ, сравнение, обобщение — возможны только в практической деятельности. Это мышление ситуативно и эмоционально, для него характерны анимистические представления, т. е. дети могут считать, что все движущиеся объекты живые, а неодушевленные предметы могут подчиняться их командам (например, что луна следует за ребенком, когда он идет по улице, и будет ждать его, когда он зайдет в дом). Детскому мышлению присущ эгоцентризм, который проявляется в том, что ребенок не способен четко отделить сферу своего существования от внешнего мира и рассматривает все происходящее относительно своей собственной точки отсчета, что не позволяет познать объективные закономерности окружающего. Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как они.
В Р. в. ускоренно развивается речь, расширяется словарный запас. Так, если в год ребенок понимает до 20 слов и может некоторые (8—10) произносить, то в 1,5 года говорит уже около 50 слов. К 2,5 годам словарный запас увеличивается до нескольких сотен единиц, ребенок использует фразы из 3—4 слов, а к 3 годам он располагает около 1000 слов. К этому возрасту дети понимают все, что говорят взрослые, они охотно разговаривают с близкими и сверстниками, с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки. При этом первоначально от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. речь характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов; ребенок в качестве предложения избирает отдельное слово, которое обозначает целую ситуацию. Несколько позже, около 2 лет, он начинает употреблять предложения из 2 или из нескольких грамматически никак не связанных между собой слов. Период от 2 до 3 лет характеризуется тем, что интенсивно формируется грамматическая структура предложений. Частота, длительность и характер общения со взрослыми оказывают решающее влияние на речевое развитие ребенка.
На третьем году жизни возникает знаковая функция сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Если ребенок «пересыпает» совком воображаемый песочек или «пьет» из кубика — это уже не само действие, а обозначение такового. Зарождение знаковой функции проявляется в развитии воображения. Ребенок получает возможность представлять себе то, о чем рассказывает взрослый, или то, что изображено на рисунке.
Развитие самосознания в этом возрасте проходит несколько ступеней: к концу первого года жизни, совершая действия с предметами, ребенок начинает разделять их и понимать, что происходящее с этими предметами есть результат его действий. Затем формируется целостное представление о себе, своем физическом облике, и он начинает вслед за взрослыми называть себя по имени, говоря о себе в 3-м лице («Ваня хочет...»; «Маша хорошая...» и т. д.). И лишь к 3 годам ребенок постепенно переходит от представления о себе к мысли о себе, и это полностью заменяет собственное имя местоимением Я. Происходит становление «системы Я», появляется потребность действовать самому, что выражается в постоянном и настойчивом требовании «я сам», ребенок стремится действовать независимо от взрослых. Возникает кризис трех лет, основные признаки которого — негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бурный протест, обесценивание (см. Кризисы возрастные).
Негативизм — отрицательная реакция ребенка на предложение взрослых; когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предлагают взрослые. Упрямство наблюдается в том случае, когда ребенок настаивает на чем-либо лишь из-за того, что это его собственное решение. Строптивость направлена против норм воспитания и выражается в противоречии просьбам и требованиям взрослых. Своеволие заключается в том, что ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого. Бурный протест характеризуется тем, что ребенок находится в состоянии определенного конфликта с окружающими. Обесценивание проявляется в том, что дети стараются нивелировать важность подарков и иных предметов, а также значимость взрослых и сверстников; в их речи появляются ругательные слова. Вместе с тем обнаруживается повышенная чувствительность к внешней оценке, стремление добиться положительного отношения к себе, похвалы, дети остро переживают неуспех в деятельности.
Причины кризиса трех лет кроются в сфере отношений детей и взрослых, когда у ребенка отмечаются две противоположно направленные аффективные тенденции: поступать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослого человека. Этот кризис протекает наиболее остро, если создаются неблагополучные условия, ограничивающие самостоятельность малыша. В процессе установления взаимоотношений с ребенком взрослые должны руководствоваться тем, что ему необходимо предоставлять самостоятельность, избегать гиперопеки, вводить систему ограничений и запретов, разъяснять и устанавливать правила и требования социальной жизни, демонстрировать образцы взрослого поведения. В этом смысле посещение ребенком детского сада создает гораздо больше возможностей для проявления самостоятельности и усвоения правил поведения.
Другой важной составляющей оказывается сюжетно-ролевая игра. Потребность детей участвовать в жизни взрослых, подражать их поступкам, взаимоотношениям может реализоваться только в ней, где ребенок берет на себя роль взрослого и в воображении повторяет его поведение и деятельность, которые в действительности он реализовать не может. В этот период от взрослых требуются большое терпение, гибкость действий, эмоциональное принятие и любовь к ребенку. При таких условиях уже к 4 годам обычно становится надежным эмоционально-душевный контакт, отмечается особая нежность, сочувствие, желание быть помощником взрослым.
В этот же период у ребенка возникает устойчивый интерес к другим детям и появляется потребность играть и общаться с ними; ослабевает его сосредоточенность на членах семьи. Он начинает спокойнее реагировать на уход матери. Именно этот возраст — наиболее благоприятный для начала посещения детских групп и дошкольных детских учреждений.
Вместе с тем следует отметить, что крайне неблагоприятным образом сказывается недостаточность стимульного влияния среды, отсутствие теплых, эмоциональных отношений, холодность по отношению к ребенку, недостаток положительных образцов поведения, длительная разлука с матерью или другим близким лицом, заменяющим ее. Все эти факторы приводят к нарушению психического здоровья ребенка, отрицательно влияют на его интеллектуальное развитие, отражаются на всем дальнейшем развитии его личности.
Литература
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.95 кб

Корь у детей раннего возраста

Тимченко Владимир Николаевич, Чернова Т.М., Булина О.В., Павлова Е.Б., Назарова А.Н., Леоничева О.А., Тимофеева Е.В.
Проведено клиническое наблюдение и лечение 36 детей в возрасте от 5 мес. до 3-х лет, больных корью. У 34 чел. (94,4%) диагностирована типичная среднетяжелая форма, у 2-х чел. (5,6%) атипичная (митигированная) легкая форма болезни.
Читать PDF
374.33 кб

Питание детей раннего возраста

Нетребенко О.К.
Читать PDF
380.51 кб

Риниты у детей раннего возраста

Эрдес Светлана Ильинична, Леоневская Н. М.
В статье обсуждаются анатомо-физиологические особенности строения верхних дыхательных путей у детей раннего возраста, подчеркивается значимость их нормального функционирования для организма ребенка.
Читать PDF
482.20 кб

Коклюш у детей раннего возраста

Петрова Марина Семеновна, Попова Ольга Петровна, Борисова Ольга Юрьевна, Абрамова Елена Николаевна, Вартанян Раиса Викторовна, Келли Елена Ивановна
Среди детей раннего возраста по-прежнему наиболее часто регистрируются тяжелые формы коклюша, которые могут привести к летальным исходам.
Читать PDF
584.57 кб

Менингиты у детей раннего возраста

Хаертынов Х.С., Мингажева Р.И., Зиятдинова Л.М., Алатырев Е.Ю., Габдуллина Г.И.
Проведено изучение клинико-эпидемиологических особенностей менингитов у детей раннего возраста с учетом этиологии заболевания. Наиболее частыми причинами развития менингитов были St.pneumoniae и H.influenzae.
Читать PDF
380.23 кб

Гипотрофии у детей раннего возраста

Хлебовец Н. И.
В работе представлены: классификация, этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, принци­пы терапии, характеристика различных смесей для диетотерапии гипотрофии, а также медикаментозная те­рапия.
Читать PDF
326.33 кб

Туберкулез у детей раннего возраста

Лозовская Марина Эдуардовна, Клочкова Людмила Владимировна, Васильева Елена Борисовна, Мосина Анна Владиславовна, Яровая Юлия Анатольевна, Быкова Виталия Владимировна
Читать PDF
686.47 кб

Уход за кожей детей раннего возраста

Захарова Ирина Николаевна, Мачнева Е. Б.
Кожа человека является сложным по своему строению органом, который выполняет множество важных функций в организме. Эти функции могут нарушаться при различных заболеваниях кожи.
Читать PDF
714.53 кб

HBV-инфекция у детей раннего возраста

Московская И.А.
Изучены характер клинического течения и исходы HBV-инфекции у детей раннего возраста. Значительную долю (12 из 17 больных) составили дети с перинатальным механизмом заражения.
Читать PDF
293.13 кб

Развитие образа «я» в раннем возрасте

Королева Л.В.
Время является многоликим фактором в развитии ребенка. С одной стороны, оно быстротечно, ведь в период раннего детства ребенок очень сильно меняется в физическом, психическом развитии. Он быстро учится тому, что еще вчера не умел.
Читать PDF
354.48 кб

Терапия кашля у детей раннего возраста

Волков Константин Станиславович, Вишнева Е. А., Алексеева А. А., Торшхоева Р. М., Левина Ю. Г., Томилова А. Ю., Бакрадзе М. Д.
Кашель одна из наиболее частых причин, по которой родители обращаются с ребенком к врачу. Наиболее часто он возникает при респираторных инфекциях вирусной, смешанной вирусно-бактериальной и бактериальной природы.
Читать PDF
338.59 кб

Проблемы питания детей раннего возраста

Няньковский С.Л., Ивахненко О.С., Добрянский Д.О.
На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос относительно оптимального возраста ребенка на момент назначения немодифицированного коровьего молока.
Читать PDF
190.70 кб

Кишечные колики у детей раннего возраста

Чернишева О.Е.
В работе рассмотрено наиболее распространенное функциональное нарушение желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста кишечные колики.
Читать PDF
576.88 кб

Подвижные игры с детьми раннего возраста

Борисова Марина Михайловна
Игра самый интересный, желанный и наиболее комфортный вид деятельности для детей раннего возраста.
Читать PDF
204.30 кб

Острые пневмонии у детей раннего возраста

Рябова Т. М.
Настоящая статья посвящена изложению имеющихся в литературе сведений об этиологии, патогенезе, классификации, клинической картине пневмоний у детей раннего возраста.

Похожие термины:

  • ВОЗРАСТ РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ

    возраст в пределах от 15—16 до 18—20 лет. См. возраст психологический, возраст физический, периодизация возрастного развития.