ВОЗРАСТ РАННИЙ
РАННИЙ ВОЗРАСТ
возраст человека от одного года до трёх лет.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ВОЗРАСТ РАННИЙ
возраст ребенка в пределах от одного года до трех лет. См. возраст психологический, возраст физический, периодизация возрастного развития.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Ранний возраст
Категория. Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.
Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
- формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
- развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;
- формируются когнитивные процессы;
- происходит овладение пассивной и активной речью;
- становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
- формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
- развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;
- формируются когнитивные процессы;
- происходит овладение пассивной и активной речью;
- становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
Ранний возраст
синоним: преддошкольный возраст) — стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). Основные линии психического развития детей в Р. в.: 1. Развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира. 2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми. 3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры. 4. Овладение пассивной и активной речью. 5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. 6. Становление общения со сверстниками. 7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации. Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. Л.Н.Галигузова
Ранний возраст
возрастной период от 1 до 3 лет, его иногда называют преддошкольным. В Р. в. интенсивно формируются речевая функция, моторика, появляются предметные действия, а также психические функции: восприятие, внимание, память, мышление; начинают складываться коммуникативные свойства, возникают интерес к людям, общительность, подражание. В этот период происходит переход от естественного к социальному типу развития, создаются предпосылки для формирования личности.
В Р. в. совершенствуется моторика. К двум годам дети не только свободно ходят, но и могут бегать, карабкаться вверх, толкать, тянуть предметы. К трем годам ребенок уже лучше ходит, учится прыгать, двигается более уверенно, ставит ноги уже не так широко, бегает, поворачивается и останавливается с большей легкостью. Он способен контролировать движения собственного тела, управлять им при ходьбе, беге, прыжках, подъемах. Развиваются предметные действия: если в начале этого периода ребенок берет предметы двумя руками, даже если для достижения цели достаточно одной, то к трем годам ребенок использует одну руку и уже начинает отдавать предпочтение правой или левой, использует карандаш, рисует линии и каракули. Он совершает большое количество бытовых действий: удерживает ложку, чашку, пытается одеваться. К концу этого периода он может самостоятельно есть, пить, одеваться, его поведение становится более независимым от поведения взрослых. Двигательная активность детей достигает пика в 2—3 года и затем постепенно снижается.
Развивается восприятие, представляющее, по словам Л. С. Выготского, основу, на которой базируются все психические процессы. В этом возрасте представление, составляющее фундамент образной памяти, становится более устойчивым. Удлиняется период между восприятием предмета и его узнаванием: так, на втором году жизни ребенок узнает близких людей и предметы после нескольких недель расставания, на третьем — после нескольких месяцев, а на четвертом — после года. Развиваются пространственные представления, уже с 1,5 лет ребенок может представить и показать направление своего движения, местоположение дома, обойти препятствие и определить расположение предмета, представляя траекторию его движения. Благодаря развитию речи восприятие становится обобщенным и осмысленным, ребенок выделяет значение и функцию вещи. Обобщение развивается постепенно: сначала ребенок группирует предметы по наиболее ярким внешним признакам (чаще всего по цвету), к 3 годам появляется умение вычленять наиболее общие и постоянные признаки предметов, что и означает настоящее обобщение.
Мышление детей Р. в. — наглядно-образное и наглядно-действенное. Оно реализуется при непосредственных действиях с предметами. Его основные операции — анализ, сравнение, обобщение — возможны только в практической деятельности. Это мышление ситуативно и эмоционально, для него характерны анимистические представления, т. е. дети могут считать, что все движущиеся объекты живые, а неодушевленные предметы могут подчиняться их командам (например, что луна следует за ребенком, когда он идет по улице, и будет ждать его, когда он зайдет в дом). Детскому мышлению присущ эгоцентризм, который проявляется в том, что ребенок не способен четко отделить сферу своего существования от внешнего мира и рассматривает все происходящее относительно своей собственной точки отсчета, что не позволяет познать объективные закономерности окружающего. Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как они.
В Р. в. ускоренно развивается речь, расширяется словарный запас. Так, если в год ребенок понимает до 20 слов и может некоторые (8—10) произносить, то в 1,5 года говорит уже около 50 слов. К 2,5 годам словарный запас увеличивается до нескольких сотен единиц, ребенок использует фразы из 3—4 слов, а к 3 годам он располагает около 1000 слов. К этому возрасту дети понимают все, что говорят взрослые, они охотно разговаривают с близкими и сверстниками, с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки. При этом первоначально от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. речь характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов; ребенок в качестве предложения избирает отдельное слово, которое обозначает целую ситуацию. Несколько позже, около 2 лет, он начинает употреблять предложения из 2 или из нескольких грамматически никак не связанных между собой слов. Период от 2 до 3 лет характеризуется тем, что интенсивно формируется грамматическая структура предложений. Частота, длительность и характер общения со взрослыми оказывают решающее влияние на речевое развитие ребенка.
На третьем году жизни возникает знаковая функция сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Если ребенок «пересыпает» совком воображаемый песочек или «пьет» из кубика — это уже не само действие, а обозначение такового. Зарождение знаковой функции проявляется в развитии воображения. Ребенок получает возможность представлять себе то, о чем рассказывает взрослый, или то, что изображено на рисунке.
Развитие самосознания в этом возрасте проходит несколько ступеней: к концу первого года жизни, совершая действия с предметами, ребенок начинает разделять их и понимать, что происходящее с этими предметами есть результат его действий. Затем формируется целостное представление о себе, своем физическом облике, и он начинает вслед за взрослыми называть себя по имени, говоря о себе в 3-м лице («Ваня хочет...»; «Маша хорошая...» и т. д.). И лишь к 3 годам ребенок постепенно переходит от представления о себе к мысли о себе, и это полностью заменяет собственное имя местоимением Я. Происходит становление «системы Я», появляется потребность действовать самому, что выражается в постоянном и настойчивом требовании «я сам», ребенок стремится действовать независимо от взрослых. Возникает кризис трех лет, основные признаки которого — негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бурный протест, обесценивание (см. Кризисы возрастные).
Негативизм — отрицательная реакция ребенка на предложение взрослых; когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предлагают взрослые. Упрямство наблюдается в том случае, когда ребенок настаивает на чем-либо лишь из-за того, что это его собственное решение. Строптивость направлена против норм воспитания и выражается в противоречии просьбам и требованиям взрослых. Своеволие заключается в том, что ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого. Бурный протест характеризуется тем, что ребенок находится в состоянии определенного конфликта с окружающими. Обесценивание проявляется в том, что дети стараются нивелировать важность подарков и иных предметов, а также значимость взрослых и сверстников; в их речи появляются ругательные слова. Вместе с тем обнаруживается повышенная чувствительность к внешней оценке, стремление добиться положительного отношения к себе, похвалы, дети остро переживают неуспех в деятельности.
Причины кризиса трех лет кроются в сфере отношений детей и взрослых, когда у ребенка отмечаются две противоположно направленные аффективные тенденции: поступать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослого человека. Этот кризис протекает наиболее остро, если создаются неблагополучные условия, ограничивающие самостоятельность малыша. В процессе установления взаимоотношений с ребенком взрослые должны руководствоваться тем, что ему необходимо предоставлять самостоятельность, избегать гиперопеки, вводить систему ограничений и запретов, разъяснять и устанавливать правила и требования социальной жизни, демонстрировать образцы взрослого поведения. В этом смысле посещение ребенком детского сада создает гораздо больше возможностей для проявления самостоятельности и усвоения правил поведения.
Другой важной составляющей оказывается сюжетно-ролевая игра. Потребность детей участвовать в жизни взрослых, подражать их поступкам, взаимоотношениям может реализоваться только в ней, где ребенок берет на себя роль взрослого и в воображении повторяет его поведение и деятельность, которые в действительности он реализовать не может. В этот период от взрослых требуются большое терпение, гибкость действий, эмоциональное принятие и любовь к ребенку. При таких условиях уже к 4 годам обычно становится надежным эмоционально-душевный контакт, отмечается особая нежность, сочувствие, желание быть помощником взрослым.
В этот же период у ребенка возникает устойчивый интерес к другим детям и появляется потребность играть и общаться с ними; ослабевает его сосредоточенность на членах семьи. Он начинает спокойнее реагировать на уход матери. Именно этот возраст — наиболее благоприятный для начала посещения детских групп и дошкольных детских учреждений.
Вместе с тем следует отметить, что крайне неблагоприятным образом сказывается недостаточность стимульного влияния среды, отсутствие теплых, эмоциональных отношений, холодность по отношению к ребенку, недостаток положительных образцов поведения, длительная разлука с матерью или другим близким лицом, заменяющим ее. Все эти факторы приводят к нарушению психического здоровья ребенка, отрицательно влияют на его интеллектуальное развитие, отражаются на всем дальнейшем развитии его личности.
Литература
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
В Р. в. совершенствуется моторика. К двум годам дети не только свободно ходят, но и могут бегать, карабкаться вверх, толкать, тянуть предметы. К трем годам ребенок уже лучше ходит, учится прыгать, двигается более уверенно, ставит ноги уже не так широко, бегает, поворачивается и останавливается с большей легкостью. Он способен контролировать движения собственного тела, управлять им при ходьбе, беге, прыжках, подъемах. Развиваются предметные действия: если в начале этого периода ребенок берет предметы двумя руками, даже если для достижения цели достаточно одной, то к трем годам ребенок использует одну руку и уже начинает отдавать предпочтение правой или левой, использует карандаш, рисует линии и каракули. Он совершает большое количество бытовых действий: удерживает ложку, чашку, пытается одеваться. К концу этого периода он может самостоятельно есть, пить, одеваться, его поведение становится более независимым от поведения взрослых. Двигательная активность детей достигает пика в 2—3 года и затем постепенно снижается.
Развивается восприятие, представляющее, по словам Л. С. Выготского, основу, на которой базируются все психические процессы. В этом возрасте представление, составляющее фундамент образной памяти, становится более устойчивым. Удлиняется период между восприятием предмета и его узнаванием: так, на втором году жизни ребенок узнает близких людей и предметы после нескольких недель расставания, на третьем — после нескольких месяцев, а на четвертом — после года. Развиваются пространственные представления, уже с 1,5 лет ребенок может представить и показать направление своего движения, местоположение дома, обойти препятствие и определить расположение предмета, представляя траекторию его движения. Благодаря развитию речи восприятие становится обобщенным и осмысленным, ребенок выделяет значение и функцию вещи. Обобщение развивается постепенно: сначала ребенок группирует предметы по наиболее ярким внешним признакам (чаще всего по цвету), к 3 годам появляется умение вычленять наиболее общие и постоянные признаки предметов, что и означает настоящее обобщение.
Мышление детей Р. в. — наглядно-образное и наглядно-действенное. Оно реализуется при непосредственных действиях с предметами. Его основные операции — анализ, сравнение, обобщение — возможны только в практической деятельности. Это мышление ситуативно и эмоционально, для него характерны анимистические представления, т. е. дети могут считать, что все движущиеся объекты живые, а неодушевленные предметы могут подчиняться их командам (например, что луна следует за ребенком, когда он идет по улице, и будет ждать его, когда он зайдет в дом). Детскому мышлению присущ эгоцентризм, который проявляется в том, что ребенок не способен четко отделить сферу своего существования от внешнего мира и рассматривает все происходящее относительно своей собственной точки отсчета, что не позволяет познать объективные закономерности окружающего. Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как они.
В Р. в. ускоренно развивается речь, расширяется словарный запас. Так, если в год ребенок понимает до 20 слов и может некоторые (8—10) произносить, то в 1,5 года говорит уже около 50 слов. К 2,5 годам словарный запас увеличивается до нескольких сотен единиц, ребенок использует фразы из 3—4 слов, а к 3 годам он располагает около 1000 слов. К этому возрасту дети понимают все, что говорят взрослые, они охотно разговаривают с близкими и сверстниками, с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки. При этом первоначально от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. речь характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов; ребенок в качестве предложения избирает отдельное слово, которое обозначает целую ситуацию. Несколько позже, около 2 лет, он начинает употреблять предложения из 2 или из нескольких грамматически никак не связанных между собой слов. Период от 2 до 3 лет характеризуется тем, что интенсивно формируется грамматическая структура предложений. Частота, длительность и характер общения со взрослыми оказывают решающее влияние на речевое развитие ребенка.
На третьем году жизни возникает знаковая функция сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Если ребенок «пересыпает» совком воображаемый песочек или «пьет» из кубика — это уже не само действие, а обозначение такового. Зарождение знаковой функции проявляется в развитии воображения. Ребенок получает возможность представлять себе то, о чем рассказывает взрослый, или то, что изображено на рисунке.
Развитие самосознания в этом возрасте проходит несколько ступеней: к концу первого года жизни, совершая действия с предметами, ребенок начинает разделять их и понимать, что происходящее с этими предметами есть результат его действий. Затем формируется целостное представление о себе, своем физическом облике, и он начинает вслед за взрослыми называть себя по имени, говоря о себе в 3-м лице («Ваня хочет...»; «Маша хорошая...» и т. д.). И лишь к 3 годам ребенок постепенно переходит от представления о себе к мысли о себе, и это полностью заменяет собственное имя местоимением Я. Происходит становление «системы Я», появляется потребность действовать самому, что выражается в постоянном и настойчивом требовании «я сам», ребенок стремится действовать независимо от взрослых. Возникает кризис трех лет, основные признаки которого — негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бурный протест, обесценивание (см. Кризисы возрастные).
Негативизм — отрицательная реакция ребенка на предложение взрослых; когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предлагают взрослые. Упрямство наблюдается в том случае, когда ребенок настаивает на чем-либо лишь из-за того, что это его собственное решение. Строптивость направлена против норм воспитания и выражается в противоречии просьбам и требованиям взрослых. Своеволие заключается в том, что ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого. Бурный протест характеризуется тем, что ребенок находится в состоянии определенного конфликта с окружающими. Обесценивание проявляется в том, что дети стараются нивелировать важность подарков и иных предметов, а также значимость взрослых и сверстников; в их речи появляются ругательные слова. Вместе с тем обнаруживается повышенная чувствительность к внешней оценке, стремление добиться положительного отношения к себе, похвалы, дети остро переживают неуспех в деятельности.
Причины кризиса трех лет кроются в сфере отношений детей и взрослых, когда у ребенка отмечаются две противоположно направленные аффективные тенденции: поступать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослого человека. Этот кризис протекает наиболее остро, если создаются неблагополучные условия, ограничивающие самостоятельность малыша. В процессе установления взаимоотношений с ребенком взрослые должны руководствоваться тем, что ему необходимо предоставлять самостоятельность, избегать гиперопеки, вводить систему ограничений и запретов, разъяснять и устанавливать правила и требования социальной жизни, демонстрировать образцы взрослого поведения. В этом смысле посещение ребенком детского сада создает гораздо больше возможностей для проявления самостоятельности и усвоения правил поведения.
Другой важной составляющей оказывается сюжетно-ролевая игра. Потребность детей участвовать в жизни взрослых, подражать их поступкам, взаимоотношениям может реализоваться только в ней, где ребенок берет на себя роль взрослого и в воображении повторяет его поведение и деятельность, которые в действительности он реализовать не может. В этот период от взрослых требуются большое терпение, гибкость действий, эмоциональное принятие и любовь к ребенку. При таких условиях уже к 4 годам обычно становится надежным эмоционально-душевный контакт, отмечается особая нежность, сочувствие, желание быть помощником взрослым.
В этот же период у ребенка возникает устойчивый интерес к другим детям и появляется потребность играть и общаться с ними; ослабевает его сосредоточенность на членах семьи. Он начинает спокойнее реагировать на уход матери. Именно этот возраст — наиболее благоприятный для начала посещения детских групп и дошкольных детских учреждений.
Вместе с тем следует отметить, что крайне неблагоприятным образом сказывается недостаточность стимульного влияния среды, отсутствие теплых, эмоциональных отношений, холодность по отношению к ребенку, недостаток положительных образцов поведения, длительная разлука с матерью или другим близким лицом, заменяющим ее. Все эти факторы приводят к нарушению психического здоровья ребенка, отрицательно влияют на его интеллектуальное развитие, отражаются на всем дальнейшем развитии его личности.
Литература
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.