Психодиагностика раннего детства это что такое Психодиагностика раннего детства: определение — Психология.НЭС
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ ПСИХОДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Психодиагностика раннего детства

Найдено 1 определение:

Психодиагностика раннего детства

греч. psychikos — душевный + diagnosis — распознавание, определение] — совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). П. р. д. — важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства, незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. С другой стороны, в раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.). Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы. Такие методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями в различных сферах психического развития ребенка (сенсомоторики, эмоционального общения, речевого развития и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирование кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в стандартизационной выборке. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития. Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдением за психическим развитием детей (В. Штерна, Э. Клапареда, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик стало создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине-Кюльмана предназначалась для обследования детей, начиная с 3-летнего возраста. Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились «Таблицы развития» А. Гезелла (1925), включающие показателинормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет. В последнее время в области П. р. д. за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей: 1. Умственная шкала, направленная на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи; результатом измерения является «индекс умственного развития» (MDI). 2. Моторная шкала, измеряющая уровень развития мышечной координации и манипулирования; результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (PDI). 3. Запись о поведении ребенка, предназначенная для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности и надежности шкал. В отечественной психологии значительный вклад в становление П. р. д. внесли исследователи 20— 30-х гг. XX в. К. Корнилов, А.П. Нечаев, А.А. Люблинская и А .И . Макарова , Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова. В 40-е гг. Н.М. Щеловановым разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 мес. Н.М. Аксариной (1969) комплекс нормативных критериев был дополнен, диапазон исследования расширен на возрастные группы от рождения до трех лет. Методика позволяет качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни» (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Пентюхина, К.Л. Печора, 1984). Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Психодиагностика раннего детства — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Опыт психологической помощи в период кризисов раннего детства

Лебедева Екатерина Ивановна, Пинкевич Ольга Юрьевна
В статье приводятся анализ проблем, возникающих в период возрастных кризисов одного и трех лет, примеры конкретных проявлений данных кризисов и анализ причин их возникновения. Теоретической базой статьи являются теории развития Л.С.Выготского и Э.Эриксона. Представляет интерес конкретный пример психологической помощи детям от полутора до трех лет и их родителям в рамках программы Растем вместе! (авторы Н.Борисова, Е.Бондаренко, О. Пинкевич).
Скачать PDF

Содержательные характеристики личностного пространства на этапах раннего детства и детства

Кудусова Т.Х.
В статье дается краткий анализ теоретических взглядов зарубежных и отечественных психологов, социологов на тему личностного пространства человека. Описываются его основные содержательные особенности, которые «маркируют» или обозначают границу каждого возраста. Также в статье предпринята попытка теоретического выделения содержательных характеристик данного понятия на разных возрастных этапах (ранее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).
Скачать PDF

Психологическое сопровождение развития ребенка на этапе раннего детства

Чернова Мария Александровна
В статье анализируется понятие «психологическое сопровождение», освещается проблема психологического сопровождения детей раннего возраста.
Скачать PDF

Педологические исследования типологии детства в первой трети ХХ века

Сенченков Николай Петрович
Автор рассматривает проблему различных психолого-педагогических и педологических подходов к созданию универсальной классификации типов детей в первой трети ХХ века. В статье представлены материалы об исследованиях различных типов детей в США, Германии и России. Особое внимание уделяется характеристике трудных детей. Анализируя классификацию типов детей, разработанную ученым-педологом А. Н. Граборовым, автор отмечает присутствие в ней классового подхода, выделившего хороших детей и их противоположность детей классовых врагов. В статье подчеркивается мысль педологов, что к каждой группе детей требуется индивидуализированный подход, выражающийся в создании специальных школ, оборудования, в подготовке высококлассных специалистов и в терпении, что продолжает быть актуальным и в наше время.
Скачать PDF

Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденност

Аринцина Ирина Александровна
В статье приведены данные исследования психического развития 24 детей, перенесших оперативное вмешательство в период новорожденности, в сравнении с группой контроля из 31 ребенка, не имевших опыта операции и госпитализации. Показано, что на втором году жизни оперированные дети отстают по уровню развития от своих здоровых сверстников, а также имеют особенности взаимодействия с матерями.
Скачать PDF

Влияние обучения в школе раннего развития на нейропсихологический статус дошкольников

Сугробова Г.А.
Многочисленные исследования показали, что воздействие любых развивающих упражнений на организм ребенка (и на соответствующие психические функции) может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты. Это будет зависеть и от характеристик самого воздействия, и от степени зрелости мозговых структур, от их готовности реагировать на развивающий фактор и реализовывать соответствующую функцию. Например, чтобы сформировалась речь, необходима морфологическая и функциональная зрелость артикуляционного аппарата, мозговых структур, обеспечивающих фонетикофонематическое восприятие. В противном случае мы наблюдаем нарушения произношения и, на фоне трудностей звукового анализа речи, нарушение мышления.
Скачать PDF

Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различн

Александрова Лада Юрьевна
Статья посвящена речевым затруднениям детей, воспитывающихся в ситуации полной или частичной материнской депривации. Анализируются различные параметры речи трех категорий детей: воспитанников дома ребенка, приемных семей и детей ясельного возраста из семей, посещающих круглосуточную группу ДОУ. Приводятся данные сравнительного анализа речевой продукции депривированных детей и детей, живущих в условиях достаточной эмоциональной заботы.
Скачать PDF

Личностные новообразования критических периодов детства

Бершедова Л. И.
В статье рассматриваются личностные новообразования критических периодов детства в контексте понимания кризиса развития как преобразования отношений ребенка к предметному миру, к другим людям и к себе. Развитие новообразований в период кризиса определяется как переход от одного способа переживания ребенком среды к другому и как результат преобразования личности. Особым интегральным психологическим новообразованием применительно к ситуации кризиса рассматривается психологическая готовность. Обосновывается специфика кризисов 7 и 17 лет как кризисов, коренным образом меняющих жизнь ребенка, способ его существования. Предлагается центральное направление деятельности психолога с учетом специфических особенностей критических периодов детства.
Скачать PDF

Становление «я» в раннем детстве как предпосылка формирования личности безопасного типа

Плаксина Ирина Вениаминовна
В статье представлен анализ становления «Я» в раннем возрасте, который особенно важен для образования целостной, психологически здоровой личности. В статье раскрыты психологические основания условий формирования личности безопасного типа.
Скачать PDF

Философско-мировоззренческое обоснование проблемы детства

Попкова Татьяна Дмитриевна
В статье обосновывается философско-мировоззренческий подход к изучению детства как социального феномена, раскрывается смысл существования человека и его отношений с окружающей действительностью, исследуется самобытность личности и ее представленность миру в период детства.
Скачать PDF

К проблеме социально-правовой защиты детства (теоретический аспект)

Цеева Лидия Хусеновна
В статье рассматриваются философские, психолого-педагогические подходы к феномену детства. Краткий анализ теоретических аспектов данного феномена является основой для того, чтобы обозначить наиболее важные теоретико-методологические проблемы социально-правовой защиты детства.
Скачать PDF

Особенности психического развития детей раннего возраста с церебральным параличом

Приходько Оксана Георгиевна
В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.
Скачать PDF

Похожие термины: