ТРЕНИНГ
от англ. treining] - спец. 1) то же, что тренировка; 2) специальный тренировочный режим
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ТРЕНИНГ
специальная тренировка, обучение чему-либо; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы прикладной психологии, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Тренинг
англ. train – тренировать, тренироваться) – любая учебная программа, набор процедур, имеющие целью выработать в ходе групповых занятий по специальной программе определенные реакции или умения. Например, тренировка уверенности в себе у астенической или шизоидной личности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Тренинг
(англ. training — специальная тренировка) - систематическая тренировка или совершенствование каких-либо навыков и поведения работников организации в направлении улучшения возможностей реализации целей организации. При подготовке специалистов используется достаточно большое количеством активных форм обучения: Т. делового общения; Т. продаж; перцептивный Т. (развитие способностей адекватного и полного познания себя, др. людей, отношений).
Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010
ТРЕНИНГ
целенаправленная тренировка или обучение чему-либо. Термином Т. довольно широко пользуются в современной индивидуальной и групповой практической психологии для характеристики методов, которые рассчитаны на обучение (научение) людей чему-либо полезному и могут оказывать поло жительное влияние на психологию и поведение людей. См. психология практическая групповая, психология практическая индивидуальная, тренинг ассертивности, тренинг бегства (тренинг избежания), тренинг сензитивности (тренинг сенситивности), тренинг, тренинг социально-психологический.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТРЕНИНГ
Вообще – любая определенная учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности. Это широкое определение охватывает, по существу, все современные способы употребления этого термина, от дрессировки животных в цирке (в которой используются процедуры оперантного обусловливания) до физического режима атлета, или родительского приучения ребенка к туалету.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ТРЕНИНГ
система планомерной подготовки организма к выполнению необходимой задачи с учетом достижения к определенному моменту времени наибольшей его работоспособности. Т. специальный тренировочный режим, тренировка. Выделяют несколько видов Т.: Т. делового обучения (развитие умений вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания и т. д.); Т. перцептивный (развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в процессе общения). Детально разработан социально-психологический Т. (цели – овладение психологическими знаниями, формирование умений и навыков в сфере общения, развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и др.). В социально-психологическом Т. используются психоанализ, гуманистическая психология и другие направления психологии. Т. не должен направляться только на развитие индивидуальной личности безотносительно к содержанию ее профессиональной деятельности.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ТРЕНИНГ
в совр. эпоху дифференцируют большое количество Т., например, Т., связанный с деловой коммуникацией, как форма-матрица социально-онтологическо-психологического тренинга, кот. сынтенционирована на заполучение-приобретение знаний, умений, способностей, навыков, когнитивных моделей и с целью тектонизации-конституирования эгоустановок-эгодиспозиций-эгоориентаций, кот. необходимы для базально-успешной коммуникации-контактирования в условиях профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации-корреляции; в модель такого Т. константно включаются-подключаются, в нынешнее время, методики-модусы по умению вести переговоры, реализовывать товар, завлекать клиентов, рекламировать продукцию, эффективный менеджмент, эффективно-прагматичный маркетинг, умение воздействовать на покупателя, умение воздействовать на продавца, умение проводить совещания, дискуссии, презентации, умение разрешать конфликты, этикетно-рационально-коммуникативные методики, связанные с умениями-способностями-навыками субъекта, кот. помогут ему рационально-правильно-приемлемо вести себя во время переговоров, деловых встреч, деловых контактов; кардинальной здесь явл. эгодиспозиция, кот. обеспечивает приемлемость-успешность-прагматичность в деловых коммуникациях, готовность субъекта, как и ориентироваться на другого индивида, так и ловко-рационально-сообразительно воздействовать на него, в основном, в целях собственной выгоды, обогащения; перцептивный Т. — это одна из форм-матриц социоонтологическо-психологическо-эволюционного тренинга, кот. интенционирована на развитие-эволюцию-прогресс способностей, связанных с эквивалентным-адекватным познанием своего Эго, других субъектов и дифференциально-онтологических отношений, кот. имеют место в мультипроцессах общения-коммуникации, а та информация, те референции, дайджесты, кот. фиксирует-дефиницирует-переосмысливает-анализирует-обобщает субъект и позволяет ему иметь то или иное верное-дискурсивное или ложно-гипостазно-эквивокационное представление о себе, других субъектах, социуме; социально-онтологическо-психологический Т. - сфера праксиологическо-эмпирической психологии, кот. ориентирована на апробацию-применение дифференциальных модусов-приемов альянсо-групповой психологической активности с целью-задачей улучшить факторы общения-рационализации-коммуникации среди субъектов; в свою модель такой Т. включает, в кардинально-социально-онтологическо-индивидуально-интериндивидуальном порядке, такие задачи-цели-программы: конституирование-формирование умений. способностей, навыков, приемов в сфере коммуникации; овладение-усвоение субъектом базально-психологических когнитивных моделей; корригация-конституирование-эволюция эгодиспозиций-эгоустановок, необходимых для успешно-прагматического общения; развитие у субъекта способностей адекватно-изоморфного познания собственного Эго и других субъектов; регуляция-корригация поведенческих паттерно-парадигм-эталонов индивида, а все эти матрицы-формы можно эффективно генерировать-продуцировать при помощи дифференциально-психотерапевтических методик, ролеальянсных-ролегрупповых игр с установкой-сублимацией субъектов обсуждать, дискутировать, мультипроигрывать сюжетно-ролевые ситуации-эпизоды, фиксировать-дефиницировать поведенческие реакции-мультиакты среди участников-субъектов ролевых игр; в таких модусах-подходах в совр. эпоху, используются также диспозиции-принципы, кот. связаны с тем, что субъекты могут в роле-сюжетно-фабульных ситуациях проигрывать признание ценности-значимости другого субъекта, его критериев-оценок-интересов-ориентаций с целью достичь собственных целей-благ, за счет этого субъекта, других субъектов, с учетом принципов обратной связи, а эффективность таких модусов-методик-приемов призвана к тому, чтобы увеличить-интенсифицировать в субъектах механизм социоонтологической адаптации к социуму, другим людям, к кордициям-факторам, связанным с социально-политическо-экономическим устройством государства.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Тренинг
(от англ. train - тренировать, тренироваться). В психотерапии Т - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.
К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.
К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т.
К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.).
Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения.
Т., ассертивный. Это тренинг уверенности в себе, тренинг уверенного поведения. Непосредственной целью Т а. является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения.
Т., лабораторный (активное социальное обучение). Это комплексное социально-дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики; использует разные формы и методы активного психологического и социально-психологического воздействия для развития у людей знаний, умений и навыков более эффективного социального функционирования, повышения психологической культуры, оптимизации социально-психологической компетенции как субъектов общения. Повышенный интерес к методам активного социального обучения, таким как социально-психологический тренинг, деловые и организационно-управленческие игры, методы дискуссионных групп, методы групповой психологической коррекции, методы индивидуального психологического консультирования и др., обусловлен реальной диалектикой современного социального развития. Т. л. сочетает непосредственное взаимодействие участников как членов группы с исследованием этого процесса и обучением.
Широкое использование методов Т. л., в том числе и в области подготовки психотерапевтов (особенно групповых), потребовало научного анализа его возможностей и ценности.
Т., поведенческий. Основывается на идеях поведенческой психотерапии; целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Т. п. - это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных психотерапевтических занятий. Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сходных проблем и четких задач. Группы Т. п. наиболее эффективны при обучении такому важному умению, как уверенность в себе. Разный жизненный опыт членов группы является благоприятной почвой для создания и отработки уверенных, неуверенных и агрессивных ответов и для обеспечения обратной связи.
Т. самоутверждения. Один из методов поведенческой психотерапии, близкий к тренингу уверенности в себе. Возник на базе условно-рефлекторной терапии Сэлтера. Используется Т. с. для лечения больных неврозами, тормозимыми психопатиями, и подростков с различными нарушениями поведения.
Т. сенситивности. Одна из форм группового динамического тренинга. Термин «сенситивность»в данном контексте понимается как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность. Т. с. находит широкое применение в подготовке специалистов в области психотерапии, в частности при обучении групповых психотерапевтов. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у будущих врачей чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психотерапии, умение оценивать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании анализа межличностного взаимодействия, а также способствует углубленному пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. При подготовке психотерапевтов Т. с. может быть направлен как на решение отдельных задач (напр., только на повышение чувствительности к групповым процессам или на становление более глубокого и адекватного самопонимания), так и на реализацию в процессе занятий более широких возможностей, предоставляемых данной формой тренинга.
Т., социально-психологический. Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Т. с.-п. получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля - руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Подготовка специалистов в области психотерапии, предполагающая использование активных методов обучения в групповых формах, также включает Т. с.-п.
Тренинговая группа - см. Группа, тр енинговая.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ТРЕНИНГ
от англ. train - тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.
К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.
К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина "поведенческий Т." как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин "социально-психологический Т." более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Т. составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.
Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:
1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;
2) наличие показаний для проведения поведенческого Т., что определяет лечащий врач;
3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.
В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т., психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т. групповыми психотерапевтами.
К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста - это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т., направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е. фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.
Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Т. для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами (методический Т. для тренеров, работающих с группами социально-психологического Т., методический Т. для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Т. может быть и тематической: Т. переговорного процесса, Т. для управленческого персонала и пр.
При всем разнообразии Т. и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.
Значение Т. как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку эффективность Т. различных направлений по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой.
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000
Тренинг
психологический) (от англ. train — тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения. В самом общем виде Т. направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Понятие Т. используется для обозначения широкого круга методик, основывающихся на самых различных теоретических подходах и принципах, при этом считается, что единой классификации Т. не существует. Тем не менее появились теоретические работы, позволяющие классифицировать психологические Т. по ряду оснований (В. В. Никандров. Антитренинг. 2003). В. В. Никандров, обобщив опыт и теоретические позиции многих психологов-практиков, предлагает осуществлять группировку Т. по следующим критериям: I. По ведущей цели (конечному эффекту): А. Психокоррекционный Т., который направлен "на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствования самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп". К этому виду Т. относятся: 1)психотерапевтический Т., нацеленный на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания); 2) Т. личностного развития, направленный на совершенствование личностных качеств человека, оптимизацию его поведения и самореализацию (синоним — Т. личностного роста); 3) обучающий Т., нацеленный на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной активности человека; 4) организационный Т., направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.). Б. методический Т. — направлен на подготовку профессиональных специалистов-тренеров. II. По конкретным задачам — сюда относятся все многообразие конкретной тренинговой работы, соответствующей перечисленным выше целям: 1) психотерапевтические Т. — психодрама (Дж. Морено), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-терапия (Ф. Перлз), психоанализ, эстетотерапия (арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, рисование, лепка, маско-терапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, телесная психотерапия (Ф. Александер), райхианская терапия (В. Райх), биоэнергетика (А. Лоуэн), различные релаксационные Т., логотерапия (В. Франкл), онтопсихология (А. Менегетти), психосинтез (Р. Ассаджиоли), трансактный анализ (Э. Берн), психотерапия трансактного синтеза (В. А. Петровский) и др.; 2) Т. личностного развития — Т. самопознания, Т. уверенности в себе, Т. самореализации личности, Т. развития жизненных целей, Т. развития интеллектуальных способностей, Т. креативности, Т. сензитивности, Т. общения, социально-психологический Т. поведения и др; 3) обучающий Т. — перцептивный Т., Т. коммуникативной компетентности, Т. индивидуального стиля общения, Т. жизненных (и других) умений, Т. разрешения конфликтов, Т. преодоления страхов, Т. публичных выступлений, Т. делового общения, Т. переговоров, Т. принятия решений, Т. профессионального самоопределения Т. подбора персонала, Т. продаж, Т. родительских отношений, Т. формирования имиджа, Тайм — Т. (распределение времени), Т. поведения в экстремальных ситуациях; 4) организационный Т. — Т. формирования команды, гармонизации социально-психологического климата, оптимизации управленческих структур, Т. взаимодействия в экстремальных ситуациях, ведения предвыборных кампаний и т. п. III. По типу объекта психологического воздействия — сюда относится: 1) работа с индивидом — обычно проводится в формате психотерапевтического Т. (например, психоаналитической направленности), реже — личностного; 2) работа с искусственной экспериментальной группой — разновидность группового Т., когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, при этом налаживание внутренних связей происходит в процессе Т. (например, группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы по К. Левину); 3) работа с реальной группой — как правило это производственный коллектив, спортивная команда, семья, школьный класс и т. п. Для таких групп наиболее характерный вид Т — организационный, при этом основная форма отношений в группе — межличностная; 4) работа с организацией — вид комплексной психологической работы с формализованной социальной организацией, имеющей юридический статус и выступающей заказчиком определенных психологических услуг. Комплексность услуг предполагает: а) работу по просвещению, обучению, диагностике, консультированию, социально-психологическому экспериментированию, проведению Т., организационно-деловых игр и проч.; б) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях; в) работу как в групповой, так и в индивидуальной формах; г) работу с представителями разных функциональных (должностных) обязанностей и уровней; 5) работа с учебно-тренировочной группой — представляет собой тренинговую работу в контексте образовательного процесса. IV. По числу участников объекта воздействия — сюда относятся: 1) аутотренинг — Т., в котором роли ведущего (тренера) и обучаемого (тренируемого) совмещены в одном лице. Теоретически это может быть любой вид психокоррекции, выполняемый самостоятельно одним человеком. Но на практике имеется в виду основанная на самовнушении аутогенная тренировка; 2) индивидуальный Т. — психологическая тренировка одного человека, при которой психологическое воздействие идет от тренера к клиенту (пациенту); 3) групповой Т. — тренировка нескольких человек одновременно. Объем группы может колебаться в широком пределе: для семейной группы нижний предел — два человека, для остальных видов группового Т. это минимум четыре человека. Наиболее приемлемый размер группы 8—15 человек. Численность группы может достигать и сотен человек, но тогда возрастает степень авторитарности в управлении групповыми процессами. По степени структурированности различают три уровня групповой работы: а) собственно групповую (2—15 человек), б) коллективную и в) массовую. Коллективная разновидность группового Т. ориентирована на преимущественное использование горизонтальных связей, при которых влияние партнеров по группе на каждого ее члена имеют вес больший, чем влияние тренера. Именно групповые эффекты, связанные со взаимовлиянием членов группы друг на друга, предопределили развитие этой формы тренинговой работы. Массовая разновидность групповой психологической работы характерна для больших слабо структурированных (как правило, стихийных) групп (например, толпа, болельщики на стадионах, зрительская аудитория и т. п.). При этом ведущие приемы психологического воздействия по вертикали — подражание, по горизонтали — заражение. Высшие формы воздействия — разъяснение и убеждение здесь малоэффективны. V. По числу ведущих (тренеров) — 1) без ведущего — форма психокоррекционной работы, осуществляемая собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и поведения (группы взаимопомощи); 2) с одним ведущим — работа по определенной тренинговой программе, когда один ведущий осуществляет ее от начала до конца; 3) с несколькими ведущими; 4) с "искусственным ведущим" — работа по самосовершенствованию, осуществляемая индивидом или группой самостоятельно по инструкции или с помощью ЭВМ. VI. По временному режиму — 1) кратковременный, разовый (от 2 до 12 часов); 2) цикличный, многоразовый (число занятий от 2 до 20 продолжительностью от 4 до 10 часов в зависимости от типа решаемых задач); 3) долговременный ("марафон") — круглосуточное психокоррекционное занятие в течение нескольких дней; 4) длительный — ведется в течение ряда месяцев и даже лет (например, личностное развитие ребенка, консультативное сопровождение клиента, психоаналитическая терапия) VII. По типу руководства — А. Общестратегический подход: 1) директивный Т., в определенной степени манипулятивный, поскольку участники Т. обязаны строго следовать указаниям ведущего, инициатива допускается только в разрешенных пределах; 2) недирективный Т. — часть полномочий по управлению группой передается ее членам, что создает благожелательную атмосферу и стимулирует партнерские отношения. Б. Стиль руководства: 1) авторитарный (доминирующий) — стиль управления группой, при котором тренер стремится максимально подчинить своему влиянию партнеров по общению, обычно осуществляется в рамках директивного Т. с жестко структурированными задачами; 2) демократический (коллегиальный) стиль, используя который тренер способствует активности, творчеству, взаимной открытости членов группы друг другу; 3) популистский (либеральный) — стиль, при котором управление группой не регламентировано и зависит от складывающихся обстоятельств и отношений в группе. VIII. По техническому обеспечению — 1) безаппаратурный Т.; 2) аппаратурный Т. — ведется с использованием аудио и видео аппаратуры, игровых средств, ЭВМ и др. IX. По составу (контингенту) объекта воздействия — А. По однородности состава: 1) работа с однородной, сплоченной (гомогенной) группой; 2) работа с неоднородной по составу, полу, возрасту, уровню образования и т. п. (т. е. гетерогенной) группой. Б. — По возрасту: детские и взрослые группы. В. — По полу: женские, мужские и смешанные группы. Г. — По степени знакомства участников друг с другом: группы незнакомых, слабо знакомых и хорошо знакомых. Д. — По состоянию психического здоровья: 1) работа со здоровыми клиентами; 2) работа с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы (акцентуации); 3) работа с пациентами (больными). Е. — По специфике структуры группы (внутренние и внешние связи): Е-1: По внутренним связям: 1) Т. семейных отношений; 2) Т. межличностных отношений (дружественных, враждебных, любовных и проч.); 3) профессиональные Т.; 4) Т. с лечебными группами; 5) Т. с неспецифическими группами. Е-2: По внешним связям: 1) открытые группы; 2) закрытые (корпоративные) группы. Ж. — По роду ведущей социальной деятельности участников: 1) работа с предпринимателями; 2) работа с руководителями и менеджерами; 3) работа с государственными служащими; 4) работа с политиками и общественными деятелями; 5) работа с учащимися; 6) работа с педагогами; 7) работа с врачами; 8) работа с торговыми работниками; 9) работа по связям с общественностью (public relations — PR); 10) работа с населением (без профессиональной специфики) и т. д. Социальная и профессиональная специфика тренинговой группы требует от тренера разработки адекватных методов и приемов работы с ней. Предложенная классификация видов Т. достаточно точно отражает их сущностную природу, а именно целенаправленность, осознанность, осуществимость и способность решать поставленные задачи психотерапевтическими средствами, т. е. их эффективность. При всем количественном и качественном разнообразии Т. и их теоретических оснований, В. В. Никандров выделяет пять основных принципов, которые позволяют отличать тренинговый метод от других психологических методов. К этим базовым принципам относятся: 1) повышенная активность членов группы, включающая, в свою очередь, частные принципы — персонификации, равенства всех членов группы и исследовательский подход; 2) игровой характер, использующий принцип моделирования реальных жизненных ситуаций; 3) обучающая направленность, включающая принцип новизны и принцип "не навреди"; 4) систематическая рефлексия, основанная на принципах обязательной обратной связи, релевантности, доверительности, конфиденциальности. При этом принцип обратной связи предусматривает определенные условия своего применения — констатирующий характер высказываний (исключающий назидательность, иронию и оценочность), их конкретность, конструктивность и актуальность; 5) групповая форма проведения, которая предполагает: а) свободу принятия решения об участии в тренинге или отказе от участия на любом его этапе (принцип добровольности); б) осведомленность о целях, процедурах и ожидаемых результатах Т. (принцип информированности); в) отбор ведущим тренером в группу Т. людей, которым не противопоказана работа в Т. данного вида, и последующий мониторинг состояния группы в целом и каждого из ее участников отдельно с целью предупреждения нежелательного развития событий и психотравмирующих ситуаций (принцип диагностики). Значение Т. в системе образования, психотерапевтической и психокоррекционной работы неуклонно возрастает, поскольку эффективность Т. по сравнению с другими подходами к обучению и совершенствованию навыков уже доказана практикой.
Источник: Клиническая психология. Словарь