Тренинг инокуляции стресса ТРЕНИНГ КРОССКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ

Тренинг коммуникативных умений

Найдено 1 определение:

Тренинг коммуникативных умений

communication skills training) Терапевты, стоящие на различных теорет. позициях, издавна сходятся в том, что клиенты с самыми разнообразными нервно-психическими расстройствами страдают дефицитарностью межличностных или коммуникативных умений. У всех лиц с диагнозами шизофрении, невроза, слабой степени задержки психич. развития, алкоголизма, а также у имеющих проблемы в супружеских отношениях и воспитании детей, имеются трудности в межличностной коммуникации. В период с 1970 г. по 1980 г. три осн. тенденции вызвали повышенное внимание к Т. к. у. как терапевтическому и профилактическому инструменту. Первой и, возможно, наиболее важной тенденцией было разочарование многих психологов и др. терапевтов в медицинской модели терапевтических вмешательств. Как заметил А. Голдстейн в "Тренинге психологических навыков" (Psychological skills training), все возрастающее число терапевтов стало переходить на иные концептуальные позиции. Основу этого перехода составило допущение, что клиент страдает дефицитарностью поведенческих навыков и что задача терапевта - обучить или натренировать клиента выполнять необходимый репертуар навыков. Второй тенденцией было возрастающее применение поведенческих стратегий в лечении разнообразных поведенческих проблем. Быстро обнаружилось, что нормализация поведения и деинституционализация психиатрических больных требует предварительного освоения обширной программы коммуникативных умений, таких как навыки формального общения на работе и в быту. Бихевиористы, работающие с невротиками, быстро поняли, что мн. из их клиентов нуждаются в тренинге ассертивности. Третья тенденция связана с самим Т. к. у., к-рый был сконцентрирован на двух широких группах навыков межличностного взаимодействия: навыках простого общения с одним чел. или большим числом людей и навыках, связанных с межличностным или коллективным решением проблем. Тренинг умения вести диалог имеет целью повышение способности индивидуума завязать и поддержать разговор с др. людьми. Т. к. у. яв-ся центральным компонентом большинства программ тренинга ассертивности, поскольку эффективная коммуникация рассматривается в качестве важного предварительного условия ассертивного поведения. По мере разработки различных программ тренинга коммуникативных умений становилось все более очевидно, что, возможно, существует общая система навыков коммуникации, общих для большого количества разнообразных типов межличностной активности, в к-рую вовлекаются люди. В большинстве ситуаций находят применение пять осн. групп коммуникативных умений: а) визуально и физ. отзывчивое поведение, восприимчивость слушающего к сообщениям собеседника и конгруэнтность выражения; б) умения побуждать др. к сообщению информ., включающие использование молчания, минимальное ободрение и выспрашивание; в) умения сообщать информ. - самораскрытие, обратная связь и формулирование выводов; г) умения использовать коммуникации для изменения поведения др. лиц - оценка, требование и совет, д) умения, связанные с решением общих проблем - приемы коммуникации и решения проблем, используемые для нахождения взаимно удовлетворяющих решений. Большинство программ Т. к. у. основаны на сходных моделях тренинга, включающих определенные последовательности обучения, тренировки (или закрепления) и генерализации. Р. М. Ганье и Л. Бриггс в "Принципах проектирования обучения" (Principles of instructional design) резюмируют многие важные характеристики обучения, присущие различным программам Т. к. у. Первые результаты научных исслед. в этой области продемонстрировали, что следствием использования методов тренировки коммуникативных умений яв-ся существенное повышение качества и расширение их репертуара в процессе тренинга. Вторая волна научных исслед. показала, что совершенствование коммуникативных умений приводит к изменениям в поведении др. рода, таким как снижение делинквентности, улучшение супружеских отношений и взаимоотношений родителей с детьми, повышение академической успеваемости. Последующей задачей исследователей была демонстрация того, что методы тренировки коммуникативных умений по своей эффективности превосходят методы, имеющие иные концептуальные основы, напр., тренинг сензитивности. Др. аспектом научных исслед. была спецификация коммуникативных умений, подлежащих включению в программы тренинга, и наилучших способов тренировки составляющих их навыков. Можно сделать вывод, что программы Т. к. у. эффективны; однако, необходимы значительные исследовательские усилия для разработки программ, повышающих генерализацию и прочность навыков. См. также Интеграция психически больных в обществе Д. Р. Эванс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Деятельностный групповой тренинг — новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разрабо

Погожина Ирина Николаевна
В статье анализируются современные подходы к формированию сложных коммуникативных умений с точки зрения отбора и структурирования содержания знания, которое необходимо присвоить учащемуся, и технологии приобретения этого знания в рамках ситуации группового социально-психологического тренинга. Предлагается инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений - деятельностный групповой тренинг, разработанный на основе метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и объединяющий в себе преимущества деятельностного подхода и группового тренинга как активного метода обучения.
Скачать PDF

Условия эффективного влияния тренинга на формирование профессиональных умений личности

Аношина
Практически любой психологический тренинг нацелен на развитие самосознания его участников в приложении к конкретной профессиональной деятельности, которой они занимаются.
Скачать PDF

Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных подходов к тренингу как новой социогуманитарной технологии. Рассматриваются проблемы создания и использования гуманитарных технологий. Предлагается авторская модель использования тренинга как одой из коммуникативных социогуманитарных технологий, которые будут отвечать на разносторонние запросы личности, ориентированной на систему ценностей и потребностей современного общества.
Скачать PDF

Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников с задержкой психического развития (З

Лосева Снежана Михайловна
Текстовая деятельность отражает социальную природу учащегося, в центре её внимания ребенок с его мыслями и чувствами, которыми он желает и может поделиться в процессе коммуникации. Формирование коммуникативнно-речевых умений в процессе устной текстовой деятельности позволяет выявить потенциальные возможности младших школьников с ЗПР, необходимые для их полноценной деятельности в социуме.
Скачать PDF

Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия

Белобородов Антон Михайлович
В статье поднимаются имеющие практическое значение вопросы развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте методом тренинга. Представлены результаты проведения социально-психологического тренинга для подростков, направленного на развитие их коммуникативных способностей. Предлагается описание условий исследования, использованных методов. Выделены наиболее эффективные упражнения. Перечислены коммуникативные способности, наиболее подверженные тренировке. Дано описание результатов как качественного (интерпретация на основе самоотчёта испытуемых), так и количественного (обработка тестовых показателей) анализа полученных данных.
Скачать PDF

Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков

Мантикова Анна Владимировна
Тренинг коммуникативных навыков рассматривается в качестве самостоятельного средства оптимизации содержания подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) в старшем подростковом возрасте. Поскольку подростковый возраст характеризуется высокой степенью личностной нестабильности, а содержание родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности не подвержено изменениям через воздействие различных общественных институтов, то единственный способ гармонизации ценностно-потребностных подструктур коррекция содержания общественной подструктуры ЦПСЛ. Выбор тренинга в качестве инструмента воздействия обусловлен рядом факторов. Во-первых, влияние общественных институтов в процессе социализации имеет опосредованный характер; в качестве посредников выступают различные малые группы, устойчивые и временные, а также отдельные референтные для подростка личности. Во-вторых, формат социально-психологического тренинга создает два условия, крайне важных для старшего подростка: наличие группы сверстников и наличие потенциального наставника, в качестве которого выступает тренер. В старшем подростковом возрасте родители зачастую не выполняют роль наставника, однако потребность в общении с референтным лицом старшего возраста в процессе социально-психологической адаптации не менее важна, чем взаимодействие в среде ровесников. Помимо того, что снижение конфликтогенности родовой и общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности подростка можно непосредственно измерить соотношением выраженности ценностно-потребностных зон, появляется также возможность оценки психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Для этого проведено сплошное исследование подростков профучилища г. Абакана Республики Хакасия, состоящее из 5 этапов. На предтренинговом (первом) этапе продиагностирован 91 подросток, вычислен индекс социально-психологической адаптации подростков. Затем, после реализации тренинга (второй этап), состоящего из 18 занятий, проведено три уровня ретеста: непосредственно по завершению тренинговой программы, через полгода и через 1 год. Таким образом, отслежена динамика психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в процессе реализации системного подхода к социально-психологическому сопровождению старших подростков в условиях обучения в профессиональных училищах. Тренинг коммуникативных навыков может сформировать такие коммуникативные аттитюды, которые, с одной стороны, будут способствовать бесконфликтному общению, а с другой не будут противоречить потребностям родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности старшего подростка.
Скачать PDF

Тренинг формирования коммуникативных навыков для работников оперативных служб

Ж.В. Чахлова, Е.И. Чередникова
Скачать PDF

Эффективность тренинга коммуникативной компетентности курсантов морских университетов

Бугакова Екатерина Сергеевна
Статья посвящена исследованию особенностей коммуникативного взаимодействия курсантов-моряков и возможностей преодоления возникающих барьеров в общении в процессе тренинга развития коммуникативной компетентности. Описана структура данного тренинга, который состоит из шести основных частей - компетенций, отражающих профессиональные особенности морской профессии. Приведено содержание рабочих тетрадей для курсантов, прилагающихся к тренингу как дополнение. Представлены результаты мониторинга коммуникативной компетентности курсантов до и после проведения коммуникативного тренинга, согласно которым в короткие сроки можно нарастить основные коммуникативные компетенции у курсантов-моряков.
Скачать PDF

Диагностика и формирование коммуникативных умений в структуре старшеклассник - родитель - учитель

Киргуева Фатима Хасановна, Чеджемова Диана Вагаршаковна
Статья представляет собой обобщение и осмысление практического опыта авторов в выявлении и определении методов формирования коммуникации в общении участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей. В данном исследовании рассматривается конкретный возраст обучающихся - старшеклассник. В современных условиях одной из основных задач является создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное проживание каждого ребенка вплоть до окончания школы. Важным условием такого общения является профессиональная деятельность учителей, взаимодействующих с обучающимися и их родителями. В статье для формирования коммуникативных умений современных старшеклассников предлагаются тренинги, принципы их использования.
Скачать PDF

Влияния социокультурной идентификации на становление коммуникативных умений подростков

Жимбаева Ц.Ч., Суборова Х.М., Ринчинова Т.М.
Скачать PDF

Коммуникативный тренинг как форма интерактивного обучения

Шабалина С.Д.
В статье рассматриваются преимущества коммуникативного тренинга как интерактивной формы обучения в повышении коммуникативной компетентности студентов, а также современные подходы к проведению тренингов, компоненты тренинга, обеспечивающие результативность в формировании коммуникативных умений и навыков обучаемых.
Скачать PDF

Возможности тренинговой формы обучения для формирования коммуникативной толерантности будущих госуда

Корнилова Наталья Сергеевна
Представлены результаты исследования, целью которого было формирование коммуникативной толерантности у студентов будущих государственных и муниципальных служащих. Предполагалось, что именно тренинг как особая форма активных методов обучения способствует развитию коммуникативности. Полученные результаты свидетельствуют о достоверно значимых положительных изменениях коммуникативного компонента, что дает основание рекомендовать тренинговую программу для использования в учебном процессе подготовки государственных и муниципальных служащих.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!