ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ Тренинг уверенного поведения

Тренинг социальных навыков

Найдено 3 определения термина Тренинг социальных навыков

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Тренинг социальных навыков

social skills training) Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются "естественным образом", благодаря традиционным социализирующим общественным институтам - дому, школе, церкви и производству. Обнаруживавшиеся неадекватности соц. поведения приписывались ошибочной социализации: дурному обращению родителей, плохой обстановке в школе, плохому религиозному и моральному воспитанию. Даже традиционные концепции психич. здоровья рассматривали неадекватности межличностного функционирования в качестве проявлений более глубоких личностных конфликтов или психопатологических симптомов. Изменения, происходящие в соц. институтах, вызывают изменения в их традиционном функционировании, включ. культивирование соц. компетенции и соответствующее обучение. В начале семидесятых годов XX в. такие изменения стали очевидными. Изменилась структура семьи, возросло число семей с одним родителем, а также семей, в к-рых и матери, и отцы работали вне дома. Религиозные учреждения больше уже не занимали прежнего центрального положения и не оказывали той поддержки, что раньше. Школы были призваны воспитывать более гетерогенные группы подростков, демонстрировавших разнообразные паттерны поведения в школе. Стало заметным влияние нового фактора социализации - телевидения. Двумя основными областями, в особенности чувствительными к Т. с. н., были педагогика и психология. На протяжении всей истории педагогики формирование ценностей и обучение навыкам межличностного, соц. и морального поведения иногда было эксплицитной, но почти всегда имплицитной целью. Вовлечение психологии в Т. с. н. можно проследить на примере возникновения движения модификации поведения. В рамках этой научной перспективы концепции лечебных усилий подверглись переосмыслению в терминах теории научения, причем проблемное поведение стало рассматриваться в качестве следствия неадекватного или ошибочного научения. Контингентом, к-рому ранние бихевиористы уделяли предпочтительное внимание, были пациенты психиатрических больниц. Много усилий было потрачено в попытках модифицировать причудливое, нарушенное и нарушающее соц. порядок поведение, часто характеризовавшее пациентов, и сформировать у них навыки, необходимые для адекватного функционирования во внебольничной среде. Большинство попыток такого тренинга имеет своим обоснованием то, что индивидуум страдает дефицитом важных межличностных навыков и никогда не мог адекватно усвоить их в прошлом. Однако, некоторые (напр., Вольпе) полагают, что релевантные навыки могли быть усвоены, но их адекватному использованию препятствует приобретенная (условно-рефлекторная) тревога. Др. исследователи (напр., Мейхенбаум) подчеркивают каузальную роль когнитивных факторов, напр., негативных ожиданий и отрицательной самооценки. Эта т. зр. сопутствует более широкому введению и признанию роли когнитивных факторов в более традиционных поведенческих подходах к лечению, проводимому под рубрикой "когнитивно-поведенческой модификации". Компоненты Хотя не все программы Т. с. н. одинаковы, у них есть много общего. Программы различаются между собой в разной акцентуации отдельных компонентов так же, как и в их представлении, последовательности и применении. Компонентами, наиболее часто включаемыми в тренинговые программы, яв-ся: а) представление теоретического обоснования, б) моделирование, в) разыгрывание ролей, г) обратная связь, д) перенос навыков тренинга во внетерапевтическую среду. Теоретическое обоснование. Обзор навыков, к-рым собираются обучать, обычно предшествует самому тренингу. Внимание чаще всего уделяется разъяснению используемой терминологии и важности навыков для жизни обучающихся. Пока не существует стандартной таксономии соц. навыков и их поведенческих референтов. Моделирование. Ясное представление образцов поведения, к-рые предстоит усвоить, - важная часть большинства тренинговых программ вне зависимости от того, яв-ся ли их теорет. обоснованием ссылка на дефицит навыков или на условно-рефлекторную тревогу. Во мн. случаях представление модели включает наряду с внешним, наблюдаемым поведением еще и когнитивное поведение (самовербализации [self-verbalizations]). Разыгрывание ролей. После того, как обучающиеся ознакомлены с образцами поведения моделей, им предоставляется возможность практиковаться в воспроизведении этих образцов. Обучающиеся в форме разыгрывания ролей могут отрабатывать как открытые, так и скрытые поведенческие реакции, в ожидании, что индивидуализированная тренировка улучшит соответствующие навыки в ситуациях реальной жизни. Обратная связь. Обратная связь и соц. подкрепление яв-ся неотъемлемым компонентом практически всех программ Т. с. н. Обратная связь может происходить в форме одобрения, похвалы или ободрения либо она может быть по природе коррективной, включая конкретные предложения по улучшению качества выполнения. Некоторые программы, в особенности предназначенные для детей или хронических психиатрических пациентов, могут тж использовать ощутимое подкрепление, напр., деньги, еду, сласти или разного рода жетоны. Некоторые программы Т. с. н. включают техники самоподкрепления. С целью сдвинуть локус оценки снаружи внутрь делаются попытки обучения самонаблюдению, самооцениванию и самоподкреплению как важному аспекту приобретения и генерализации навыков. Домашняя работа / перенос навыка. Перенос навыков является наиболее пренебрегаемой областью тренинга. Некоторые программы Т. с. н. признают важность этого и прямо работают с этой проблемой. Домашние задания являются наиболее часто используемой техникой для переноса навыков во внетерапевтическую среду. Другим важным подходом к облегчению успешной генерализации яв-ся использование "усилителей переноса" (transfer enhancer), повышающих вероятность переноса полученных навыков. Голдштейн и его коллеги предлагают пять усилителей переноса: а) представление общих принципов или предоставление обучающимся адекватных концепций, правил или стратегий для правильного использования навыка; б) тождественность элементов, или максимально возможная физическая и интерперсональная подгонка ситуации обучения к обстоятельствам реальной жизни; в) избыточное обучение, или обеспечение возможности повторного выполнения успешного поведения на сеансе тренировки; г) стимульное разнообразие, или предоставление обучающимся возможностей практики только что приобретенных соц. навыков в разных физ. и межличностных обстоятельствах; д) подкрепление реальной жизни, или максимизация вероятности того, что обучающиеся получат адекватное (внешнее) соц. подкрепление и/или (внутреннее) самоподкрепление по мере успешного использования своих навыков в обстановке реальной жизни. Большинство способов оценки эффективности тренинга используют некую комбинацию показателей вопросников/самооценочных шкал поведения, когниций и/или аффективных реакций, данных естественнонаучного наблюдения и оценок исполнения ролей в играх. Традиционные психол. тесты обычно не использовались. Поскольку до сих пор не существует ни стандартизованной номенклатуры навыков, ни общепринятой системы оценки достигаемых тренировкой результатов, пока не представляется возможным сравнить между собой тренинговые программы по их эффективности, хотя недавняя работа Каррена и его сотрудников предоставляет обнадеживающие возможности для таких сравнений. См. также Тренинг ассертивности, Поведенческая терапия, Когнитивно-поведенческая терапия Р. Спрафкин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Тренинг социальных навыков

social skills training) - метод терапии, помогающий людям обучиться новым социальным навыкам или усовершенствовать уже имеющиеся навыки и настойчивость в процессе ролевой игры и воспроизведения желательного поведения.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Тренинг социальных навыков

social skills training) – терапия, помогающая людям обучаться новым социальным навыкам или усовершенствовать имеющиеся посредством ролевой игры и воспроизведения в межличностных ситуациях на группе желаемого поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-психологический тренинг профессиональных навыков: проблема переноса

Ничепорук Людмила Михайловна
Данная работа посвящена феномену переноса знаний и умений, полученных в тренинге, в реальную жизнь, в частности, на рабочее место. Изучается влияние на перенос таких факторов, как дизайн тренинга, особенности организации, личностные характеристики участников тренинга, а также типы мотивации. Перенос тренинга определяется как эффективное и длящееся приложение участниками тренинга знаний и навыков, полученных в тренинге, и на рабочих местах, и вне работы. В качестве исследовательской базы были использованы результаты опроса сотрудников компании, принимавших участие в тренингах по развитию различных профессиональных качеств. В исследовании были получены результаты, описывающие тип и силу связи между переносом и личностными характеристиками участников тренинга, тренинг-дизайном и рабочими условиями. Были получены интересные результаты, касающиеся связи типа мотивации участников тренинга и степени переноса. Были обнаружены также некоторые спорные моменты, которые представляют интерес для дальнейших исследований по данной теме. Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, как повысить степень переноса и, соответственно, эффективность тренинга. Данное исследование может быть полезным специалистам, работающим в сфере обучения и развития персонала.
Скачать PDF

Тренинг навыков визуальной диагностики потенциальной опасности

Пряхина Марина Васильевна
В статье представлены основные теоретические принципы и структура программы автоматизированного психологического тренинга профессионально важных навыков сотрудников полиции по выявлению потенциально опасных лиц и ситуаций.
Скачать PDF

Тренинг навыков формирования имиджа

Мельникова Анастасия Александровна
Конкуренция за внимание потребителей, соперничество в политике, работе все это ставит людей и организации перед фактом необходимости постоянного развития. В связи с этим спрос на развитие имиджа набирает все большие обороты. Как известно, спрос рождает предложение. Одними из наиболее быстрых и эффективных способов формирования имиджа стали тренинги. Такие тренинги сочетают в себе теорию, практику, а также возможность раскрытия потенциала.
Скачать PDF

Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков

Мантикова Анна Владимировна
Тренинг коммуникативных навыков рассматривается в качестве самостоятельного средства оптимизации содержания подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) в старшем подростковом возрасте. Поскольку подростковый возраст характеризуется высокой степенью личностной нестабильности, а содержание родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности не подвержено изменениям через воздействие различных общественных институтов, то единственный способ гармонизации ценностно-потребностных подструктур коррекция содержания общественной подструктуры ЦПСЛ. Выбор тренинга в качестве инструмента воздействия обусловлен рядом факторов. Во-первых, влияние общественных институтов в процессе социализации имеет опосредованный характер; в качестве посредников выступают различные малые группы, устойчивые и временные, а также отдельные референтные для подростка личности. Во-вторых, формат социально-психологического тренинга создает два условия, крайне важных для старшего подростка: наличие группы сверстников и наличие потенциального наставника, в качестве которого выступает тренер. В старшем подростковом возрасте родители зачастую не выполняют роль наставника, однако потребность в общении с референтным лицом старшего возраста в процессе социально-психологической адаптации не менее важна, чем взаимодействие в среде ровесников. Помимо того, что снижение конфликтогенности родовой и общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности подростка можно непосредственно измерить соотношением выраженности ценностно-потребностных зон, появляется также возможность оценки психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Для этого проведено сплошное исследование подростков профучилища г. Абакана Республики Хакасия, состоящее из 5 этапов. На предтренинговом (первом) этапе продиагностирован 91 подросток, вычислен индекс социально-психологической адаптации подростков. Затем, после реализации тренинга (второй этап), состоящего из 18 занятий, проведено три уровня ретеста: непосредственно по завершению тренинговой программы, через полгода и через 1 год. Таким образом, отслежена динамика психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в процессе реализации системного подхода к социально-психологическому сопровождению старших подростков в условиях обучения в профессиональных училищах. Тренинг коммуникативных навыков может сформировать такие коммуникативные аттитюды, которые, с одной стороны, будут способствовать бесконфликтному общению, а с другой не будут противоречить потребностям родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности старшего подростка.
Скачать PDF

Тренинг формирования коммуникативных навыков для работников оперативных служб

Ж.В. Чахлова, Е.И. Чередникова
Скачать PDF

Применение тренинговых занятий в подготовке спортсменов как средство формирования навыков целеполага

Багадирова Сусанна Кимовна
В статье обсуждается проблема развития навыков целеполагания у спортсменов. Анализируется специфика процесса целеполагания, типичные ошибки в постановке целей спортивной деятельности, указывается на отсутствие целенаправленного обучения навыкам целеполагания. В статье представлены результаты экспериментального исследования, в ходе которого была установлена эффективность тренинговых занятий, направленных на формирование у спортсменов навыков целеполагания. В эксперименте участвовало 20 дзюдоистов, составляющих основу сборной команды по дзюдо Республики Адыгея (г. Майкоп). Из общего количества спортсменов 8 человек являются мастерами спорта и 12 кандидатами в мастера спорта.
Скачать PDF

Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выс

Бедарева Кристина Анатольевна
Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.
Скачать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в эмоциональной сфере, когнитивной и поведенческой. Предложена авторская модель социально-психологического тренинга по формированию групповой сплоченности.
Скачать PDF

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю.М.
Скачать PDF

Специфика и диагностический потенциал социально-психологического тренинга с китайскими студентами

Панич Ольга Евгеньевна
В статье представлен опыт организации социально-психологического тренинга с китайскими студентами, описываются их этноспецифические поведенческие проявления, раскрывается процедура создания культурного ассимилятора.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы взаимодействия человека с тренинговыми технологиями

Макаров Юрий Васильевич
В статье раскрывается содержание основных социально-психологических характеристик личности, живущей в современных социокультурных условиях. Автор рассматривает проблему изучения влияния личностного своеобразия на поведенческую активность субъекта. Особое внимание уделяется проблеме выявления внутренних детерминант, своеобразия представленности ценностно-смысловых компонентов социальной активности человека, для которого психологический тренинг становится способом дальнейшего развития личности.
Скачать PDF

Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных подходов к тренингу как новой социогуманитарной технологии. Рассматриваются проблемы создания и использования гуманитарных технологий. Предлагается авторская модель использования тренинга как одой из коммуникативных социогуманитарных технологий, которые будут отвечать на разносторонние запросы личности, ориентированной на систему ценностей и потребностей современного общества.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!