СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
различные виды тренинга, организуемого и проводимого в группах с использованием научных и практических социально-психологических знаний. См. группа малая, психология социальная, тренинг.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
от латинского socialis – «общий, общественный»; от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение»; от английского training, train – «обучать, воспитывать» – практическое применение методов групповой психологической работы и принципов специальной психологической подготовки для лиц, чья профессиональная деятельность сопряжена с возможностью перенесения экстремальных ситуаций. В отличие от С.-п.т. используемого для развития компетентности в групповом общении, в С.-п.т. для последних ставятся следующие задачи: отработать эффективность и надёжность взаимопонимания друг с другом у участников групповых (командных, у спортсменов) взаимодействий; формирование доверительных отношений; выработка навыков использования понятной всем членам группы обратной связью; отработка оперативно осуществляемых действий и моделей поведения во внезапно изменившихся условиях и при усложнении ситуации. Важнейшими критериями и факторами, которые приводят к результативности С.-п.т. для лиц опасных и экстремальных профессий являются следующие: доверие, надёжность взаимодействия, оперативность действий, смелость и креативность в принятии решений.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
совокупность методов развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. С помощью Т. с.-п. корректируется личностное взаимодействие и общение. Основы теории и практики Т. с.-п. были разработаны американским психологом К. Роджерсом и базировались на идеалах гуманистической психологии (см. Гуманистическая психология). В числе методов Т. с.-п. – ролевые игры и групповые дискуссии. Он может использоваться для предупреждения и преодоления конфликтов, для создания благоприятного психологического климата в группах, для обучения руководителей и специалистов, работающих с людьми. Т. с.-п. специальным образом организованное и структурированное обучающее взаимодействие военнослужащих, нацеленное на повышение коммуникативной компетентности, быстрое овладение воинской деятельностью и эффективными схемами поведения участников, сплочение воинских коллективов и др. Имеется множество разновидностей Т. с.-п.: поведенческий, ролевой, перцептивный, сензитивный, деятельностно-ориентированный, группоориентированный, делового общения и др. Т. с.-п. – такое взаимодействие между участниками, при котором учебная группа становится одновременно моделью определенного социальнопсихологического явления и лабораторией по его коррекции. Использование Т. с.-п. в воинских коллективах способствует также быстрой адаптации воинов к воинской деятельности, формированию в воинском коллективе благоприятных взаимоотношений военнослужащих, групповой интеграции.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Социально-психологический тренинг
один из ведущих методов практической психологии, предполагающий активное социально-психологическое обучение. Термин предложил М. Форверг. СПТ представляет собой групповую форму психокоррекции, при которой основным инструментом воздействия выступает группа. Он рассматривается и как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения (Л. А. Петровская).
Методологическими предпосылками психотренинговой работы принято считать групп-анализ в психоаналитической терапии (3. Фоулкс), транзактный анализ Э. Берна, изучение групповой динамики и создание тренинговых групп (Т-групп) К. Левиным, психодраму и социодраму Дж. Морено, клиент-центрированную терапию и «группы встреч» К. Роджерса, гештальттерапию Ф. Перлза.
Классификация видов СПТ производится авторами по различным основаниям:
по критерию цели, назначения: тренинг делового общения, развития личности, перцептивный тренинг (В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева), тренинг коммуникативной компетентности, индивидуального стиля, самореализации личности, делового общения, когнитивный и постдиагностический тренинг (Б. Д. Парыгин), психокоррекционный и методический тренинг (В. В. Никандров);
по типу руководства: центрированный на руководителе или на участниках (К. Рудестам), директивный — недирективный;
по числу ведущих: с одним ведущим, с несколькими ведущими и др.;
по временному режиму: кратковременный, долговременный и др.;
по составу группы: детские, взрослые, женские, мужские, смешанные, группы незнакомых — хорошо знакомых, семья, группа руководителей, учащихся, педагогов, предпринимателей и др. (В. В. Никандров).
Основные характеристики СПТ:
повышенная активность участников;
игровой характер взаимодействия;
обучающая направленность;
систематическая рефлексия;
групповая форма проведения.
Выбор приемов воздействия на участников СПТ зависит от его задач, условий проведения, состава участников и профессиональных предпочтений ведущего. Выделяют три основных класса приемов:
психогимнастические упражнения (способствуют поддержанию тонуса группы и развитию групповой динамики);
игровые методы (позволяют выявлять и анализировать ошибки, допускаемые в общении с партнером; осуществить коррекцию собственного эмоционального состояния);
групповая дискуссия (способствует формированию и принятию групповых решений).
Созданная в ходе тренинга атмосфера психологической безопасности и комфорт позволяют участникам проявлять поведенческие эмоциональные стереотипы. Благодаря обратной связи участники получают возможность осознать ошибки в общении с другими людьми и освоить более продуктивные приемы взаимодействия.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Тренинг социально-психологический
область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с.-п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель Т. с.-п. конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм Т. с.-п. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов. В группе Т. с.-п. особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в общении. Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей Т. с.-п. ведущему необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития. Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий: 1) принцип активности участников; 2) принцип исследовательской позиции в процессе работы в группах; 3) принцип объективации поведения. Важным средством объективации поведения является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи; 4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов. Развитие различных форм Т. с.-п." связано, в основном, с ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции — это необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная и гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм групповой психологической работы и, в частности, использование Т. с.-п. Н.Ю. Хрящева

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
(СПТ) / САЦЫЯЛЬНА-ПСІХАЛАГІЧНЫ ТРЭНІНГ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING– метод групповой психологической работы, направленный на развитие компетентности человека в общении. Метод СПТ был разработан М. Форвергом в 1970 г. в Лей цибском и Й ельском университетах. В нашей в стране первая монография «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга» была опубликована в 1982 г. Л. А. Петровской. С этого времени СПТ получил широкое распространение в отечественной психологии. Цели тренинга: развитие коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих. Основными методами СПТ являются групповые дискуссии и ролевые игры (ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, деловые, имитационные). СПТ может использоваться для предупреждения и преодоления конфликтов, для создания благоприятного психологического климата в группах, для обучения руководителей и специалистов, работающих с людьми. Особое место в СПТ занимает техника обратной связи. Ее основная задача состоит в том, чтобы участники информировали друг друга о том, как им видится их поведение, какие чувства вызывает. Обратная связь стимулирует участников тренинговой группы к самоанализу, самопониманию. Пространственное размещение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений. Основными принципами-нормами СПТ являются: принцип конфиденциальности (подразумевает запрет на распространение информации об участниках группы за ее пределами); принцип «здесь и теперь» (ведущий поддерживает высказывания участниками своих мыслей, переживаний по поводу себя, других участников и происходящего в группе сей час); персонификация высказываний (высказывания должны быть адресные, в них ясно, кто, что и кому говорит); акцентирование языка чувств (рекомендуется избегать оценочных суждений, заменяя их по возможности описаниями собственных эмоциональных состояний ); принцип активности (предполагает включенность в интенсивное групповое взаимодей ствие каждого члена группы); принцип доверительного общения (разнообразие доверительных открытий, проявлений превращает группу в систему зеркал, в которых каждый может увидеть свой собственный образ, заглянуть во внутренний мир партнера или тайные процессы группы). Диагностическая и коррекционная работа осуществляется на протяжении всего тренинга. Одна из его основных идей заключается в том, что диагностическая задача решается не столько ведущим группы, сколько самими участниками тренинга с помощью группы и ведущего. Получив знания о себе в результате выполнения практических упражнений в тренинге, каждый участник встречается с возможностью подкорректировать (исправить, дополнить, создать новое) в себе то, что не устраивает. Так, диагностика и коррекция в тренинге получаются тесно связанными между собой. Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
область психологии практической, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (-> компетентность социально-психологическая).
Базовые методы тренинга социально-психологического - дискуссия групповая и игра ролевая в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы - обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи - от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.
Общая цель тренинга социально-психологического конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Особенно известны: тренинг поведенческий, тренинг чувствительности (-> Т-группа), тренинг ролевой, видеотренинг и пр.
Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение (-> тренинг общения делового), а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов (-> тренинг перцептивный).
В группе тренинга социально-психологического особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой связи обратной. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.
Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его позиция ролевая направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников работы групповой, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:
1) принцип активности участников - в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками: наблюдение по заданным критериям за поведением участников игр ролевых; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;
2) принцип позиции исследовательской - в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;
3) принцип объективации поведения - в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне; важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, - это особым образом организованная связь обратная, эффективность коей существенно возрастает при использовании видеозаписи;
4) принцип общения партнерского - предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).
Развитие различных форм тренинга социально-психологического связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, тренинга социально-психологического.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Социально-психологический тренинг
от англ. train, training - имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) - прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, О. и взаимодействия людей в группе. Успех метода групповой динамики привел к созданию в 1947 г. в Бетеле (штат Мен, США) Национальной лаборатории тренинга. Группы тренинга - Т-группы - стали предшественниками большинства видов групповой психол. работы с людьми, объединенными в настоящее время под общим названием «социально-психологический тренинг» (С.-п. т.). Данное понятие для обозначения групповых форм психол. работы ввел М. Форверг. Цель метода - формирование эффективных коммуникативных навыков посредством обучения в тренинге. Осн. функции С.-п. т. - дидактическая, воспитывающая, развивающая, профессиональная. Базовые методы С.-п. т. - групповая дискуссия и ролевая игра в разл. модификациях и сочетаниях, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. В отеч. психологии С.-п. т. берет свое начало в 19751978 гг. в группах, организованных в МГУ А. А. Харашем. В 1982 г. вышла первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная теорет. и методологическим аспектам С.-п. т. Теорет. и методические основы С.-п. т. как метода также описаны в работах Ю. Н. Емельянова, И. В. Вачкова, Н. Н. Богомоловой, Г. А. Ковалева, Г. И. Марасанова, Е. В. Сидоренко, Т. С. Яценко и др. Но до сих пор нет единого мнения относительно определения понятия С.-п. т. Так, Л. А. Петровская рассматривает С.-п. т. как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного О., как «средство развития компетентности в О.», ее коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих. По ее мнению, термины «активная социально-психол. подготовка», «активное социальное обучение», «лабораторный тренинг», «группы интенсивного О.», «группы открытого О.», «перцептивно ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эквивалентами. По мнению Ю. Н. Емельянова, в структуре русской психол. речи слово «тренинг» должно использоваться не для обозначения методов обучения, а для определения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности О. Можно определить С.-п. т. как метод преднамеренных изменений социально-психол. перемен личности и группы, к-рые происходят посредством организованного психологом-тренером преобразующего воздействия группы на личность. При этом Е. В. Сидоренко обращает внимание на то, что появление разл. специализированных тренингов оттесняет на второй план С.-п. т. как базовый. С.-п. т., или тренинг партнерского О. (коммуникативной компетентности, универсальных коммуникативных навыков или коммуникативных умений) является необходимой базовой грамматикой О. для повышения эффективности делового взаимодействия. Название «тренинг партнерского О.» отражает осн. принцип тренинга - принцип психол. равенства партнеров. Название «тренинг коммуникативной компетентности» отражает осн. содержание тренинга - развитие коммуникативных умений. Единой классификации С.-п. т. не существует. В самом общем виде роли в группах С.-п. т. подразделяются на поддерживающие и решающие групповые задачи. В зависимости от цели С.-п. т. условно делят на инструментально ориентированные и личностно ориентированные тренинги. П. Баченен и Дж. Рейсел в основу типологии тренингов положили категорию Я и дифференцировали группы по характеру источника, из к-рого участник тренинга получает информацию о своем Я: «Я-Я» - тренинги личностного роста; «Я-другие» - тренинги коммуникативных умений и разл. социальных навыков; «Я-группа» - тренинги сплочения команды, социально-психол. адаптации в коллективе; «Я-профессия» - тренинги профессионального самоопределения. В практической психологии тренинги классифицируют по 4 группам: 1) направленные на повышение эффективности работы команды и организации в целом: построение команды; эффективные коммуникации; 2) тренинги по развитию навыков, связанных с конкретными бизнес-процессами: управление проектами; навыки продаж; продажи по телефону; маркетинг; финансы; подбор персонала; 3) направленные на повышение личной эффективности менеджеров и сотрудников: навыки личной эффективности; управление временем, стрессом, командой, мотивацией, конфликтами; лидерство; навыки проведения эффективных собраний; навыки публичного выступления; 4) тренинги по развитию персонала: тренинг для тренеров; наставничество (коучинг); навыки передачи полномочий (делегирование). Однако значительное количество совр. тренингов являются эклектическими, т. е. сочетают в себе элементы разных подходов, отобранных по признаку эффективности для решения конкретных задач. Отнести такие тренинги к какой-либо конкретной психол. парадигме не всегда представляется возможным. Лит.: Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985; Емельянов Ю. Н., Жуков Ю. М. Социально-психологический тренинг: проблемы и перспективы // Вопр. психологии. 1983. № 6; Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989; Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2004; Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987. В. Н. Федорчук

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.
В отечественной литературе авторы, освещающие теоретические и практические проблемы С.-п. т., используют этот термин очень широко и обозначают им, по сути, целую отрасль прикладной социальной психологии. Рассматривая С.-п. т. как "психологическое воздействие на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям" (Петровская Л. А., 1982), они относят к нему тренинг сенситивности, группы личностного роста и др. Такое расширение понятия С.-п. т. если и оправдано методологически (всякий групповой процесс является социально-психологическим феноменом, методические и технические приемы заимствуют друг у друга различные виды тренинга), то вряд ли целесообразно, поскольку вносит терминологическую путаницу. Устоявшийся у нас в стране термин С.-п. т. введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышение социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия. Групповые методы такой ориентации имеют и другие названия: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг и др. Общая цель С.-п. т. - повышение компетентности в сфере общения - конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен С.-п. т., он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса: 1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы. Принцип активности, реализующийся в С.-п. т., предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения. Другой важный принцип С.-п. т. - принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике С.-п.т. эмпирически выделены условия, являющиеся необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы. С.-п. т. проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычно цикл занятий рассчитан на 30-50 часов, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-24 часов) не позволяют в полной мере реализовать программу С.-п. т. и снижают его эффективность. Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня (со средней продолжительностью каждого занятия 3 часа). Но более эффективной формой организации работы является марафон (несколько занятий подряд по 8-10 часов). В процессе С.-п. т. применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность С.-п. т., предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.
С.-п. т. получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля - руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Подготовка специалистов в области психотерапии, предполагающая использование активных методов обучения в групповых формах, также включает С.-п. т. Компетентность в общении является одним из существенных компонентов успешной профессиональной деятельности психотерапевта. Умение установить эмоциональный контакт, организовать пространство общения, идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создать благоприятный "климат общения", выслушать и понять пациента, контролировать собственное экспрессивное поведение (позу, мимику, жестикуляцию), аргументированно высказать свою точку зрения, разрешать конфликтные, проблемные ситуации - таков неполный перечень необходимых психотерапевту навыков. Овладение ими и приобретение опыта более эффективного их применения на практике и является задачами С.-п. т. для психотерапевтов. На групповых занятиях с помощью ролевых игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые в общении с пациентом, приобретается опыт ведения клинической беседы, осуществляется коррекция эмоционального состояния. Не менее важная задача С.-п. т., проводимого в системе подготовки психотерапевтов, - выявление поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы. Очевидно, что стереотипы, затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психотерапевта, однако и стереотипы, в обычном общении способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными. Наряду с осуществлением специфических для С.-п. т. задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.72 кб

Социально-психологическая технологизация тренингов

Макаров Юрий Васильевич
Читать PDF
209.93 кб

Процессуальные проблемы социально-психологического тренинга в вузе

Геранюшкина Галина Петровна
Рассматривается реализуемая в педагогическом процессе технология социально-психологического тренинга.
Читать PDF
429.17 кб

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Цырендоржиев А.Э.
Статья посвящена социально-психологическому тренингу как методу интерактивного обучения студентов высших и среднеспециальных учебных заведений.
Читать PDF
137.27 кб

Арт-терапевтические методы и техники в социально-психологическом тренинге

Папшева Лилия Валентиновна
В статье рассматривается теоретико-методические основы использования методов и техник арт-терапевтического направления в процессе социально-психологического тренинга, дается обоснование эффективности их применения.
Читать PDF
550.64 кб

Социально-психологический тренинг профессиональных навыков: проблема переноса

Ничепорук Людмила Михайловна
Данная работа посвящена феномену переноса знаний и умений, полученных в тренинге, в реальную жизнь, в частности, на рабочее место.
Читать PDF
163.71 кб

Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации

Климова Елена Константиновна, Помазина Ольга Алексеевна
Социально-психологический тренинг адаптации рассматривается как технология, способствующая преодолению барьеров на пути освоения учебно-профессиональной деятельности, развития у студентов понимания ее смысла.
Читать PDF
82.59 кб

Специфика проведения социально-психологического тренинга в профессиональной школе

Павлова Ирина Михайловна
В статье подробно рассмотрено понятие «социально-психологический тренинг».
Читать PDF
374.44 кб

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Читать PDF
279.88 кб

Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных подходов к тренингу как новой социогуманитарной технологии. Рассматриваются проблемы создания и использования гуманитарных технологий.
Читать PDF
128.16 кб

Психология тренинговых групп как Прикладная область социально-психологической науки

Макаров Юрий Васильевич
Статья раскрывает содержание психологии тренинговых групп, как новой, прикладной области социально-психологической науки.
Читать PDF
204.69 кб

Социально-психологический тренинг как инструмент развития лидерских качеств личности

Тышковский А.В., Филиппов А.В.
в статье рассматриваются особенности формирования лидерских качеств личности в условиях социально-психологического обучающего тренинга.
Читать PDF
263.74 кб

Социально-психологические факторы взаимодействия человека с тренинговыми технологиями

Макаров Юрий Васильевич
В статье раскрывается содержание основных социально-психологических характеристик личности, живущей в современных социокультурных условиях.
Читать PDF
277.00 кб

Развитие социально-психологической безопасности студентов в условиях тренинговой работы

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Рассматривается социально-психологическая безопасность как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью.
Читать PDF
960.96 кб

Развитие лидерских качеств руководителей в процессе социально-психологического тренинга

Пожарский Сергей Олегович
Описана модель развития лидерских качеств руководителей, которая может использоваться в практике психологического сопровождения становления руководителя в качестве организационного лидера.
Читать PDF
345.52 кб

Формирование деловых качеств будущего офицера посредством социально-психологического тренинга

Губченко Е. В.
В статье представлены результаты опроса практических психологов по вопросу о необходимости формирования и развития деловых качеств офицера-руководителя у курсантов, а также необходимость применения социально-психологического трени

Похожие термины: