Тренинг ассертивности

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ
несколько психотерапевтических, тренинговых методик, которые применяются в работе с психологическими и поведенческими нарушениями, для которых общим моментом является отсутствие у человека ассертивности (самостоятельности, независимости, уверенности в себе и т. п.), например, зависимой личности расстройство (dependant personality disorder-англ.) и шизоидное личности расстройство. Цель Т.а. заключается в том, чтобы научить людей, как открыто и уверенно заявлять о себе (утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интересы) в нашем, несущем в себе довольном много угроз для человека, мире. См. ассертивности шизоидное личности расстройство, ассертивность, феминизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Тренинг ассертивности
assertiveness training) Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение неассертивности, ассертивности и агрессивности; в) обучение вербальным и невербальным умениям. Последняя категория включает умения говорить "нет", обращаться с просьбами и выдвигать требования, выражать положительные и отрицательные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Т. а., в том виде как он обычно практикуется, требует определения специфических ситуаций, в к-рых клиент обычно ведет себя дезадаптивно - т. е., неассертивно или агрессивно. Практически нет доказательств, подтверждающих существование генерализованной черты ассертивности. Для оценки реакции клиента на различные ситуации имеется целый ряд опросников в форме самоотчета: Инвентарь отстаиваемых прав (Assertion Inventory), Инвентарь утверждений о собственной ассертивности (Assertiveness Self-Statement Inventory), Опросник самовыражения для студентов колледжа (College Self-Expression Inventory), Вопросник разрешения конфликтов (Conflict Resolution Inventory), Реестр ассертивности Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule) и Опросник ассертивности Вольпе-Лазаруса (Wolpe-Lazarus Assertion Inventory). Хотя для оценки реального поведения желательно понаблюдать за клиентом в трудной для него жизненной ситуации, типичной является оценка поведения в искусственной (моделируемой с помощью аудио- или видеоаппаратуры) ситуации, имеющей сходство с реальной, или в игровой ситуации непродуктивного взаимодействия. Если оценка свидетельствует о постоянной неассертивности или агрессивности клиента, ему предлагается альтернативная терапия более общего характера. Однако, если обнаруживаются конкретные ситуации, в которых клиент мог бы действовать с возрастающей ассертивностью, ему рекомендуют пройти Т. а. Нет какой-то общепринятой программы под названием Т. а. Ход терапии определяется личными предпочтениями терапевта. И все же, в большинстве случаев для повышения ассертивности используются следующие пять процедур. Первая - приобретение навыков реагирования - повышает ассертивность благодаря моделированию (как открытому, так и скрытому) поведения и инструктированию клиента. В фокусе оказываются как вербальные, так и невербальные компоненты ассертивности. Вторая - воспроизведение реакций - состоит в отработке новых реакций в ролевой игре, репетиции поведения или специальных упражнениях. Третья - совершенствование реакций - заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев и указаний терапевта. Четвертая - когнитивное реструктурирование - включает критический анализ иррациональных представлений, препятствующих ассертивности, и приобретение знаний, усиливающих ассертивность. Пятая и последняя процедура - генерализация обучения - предполагает опробование нового поведения in vivo и поощряет распространение его на новые ситуации. Эти процедуры, часто реализуемые в группах, продолжаются до тех пор, пока клиент не продемонстрирует надлежащую ассертивность. См. также Консультирование, Феминистская терапия, Психотерапия Ч. Фишер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
234.25 кб

Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного

Пацека И. М.
В статье раскрывается сущность и значение тренинга ассертивности как формы ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.