АССЕРТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Предыдущий термин:
Ассертивный

Следующий термин:
АССИМИЛЯЦИИ, ЗАКОН

Содержание:

Найдено 2 определения термина АССЕРТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

АССЕРТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Непосредственной целью А. т. является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие "уверенность" предполагает наличие: а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания); б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления); в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т. реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования; 2) говорить "нет" и критиковать; 3) устанавливать контакт; 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам А. т. относятся: поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное обусловливание, видеообратная связь, последовательное (ступенчатое) приближение, инструкции и самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.

Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. Второй задачей при тренировке уверенности в себе может быть коррекция нерационального (неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы, за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап "открытых глаз" означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека? Каковы мои права в специфических социальных ролях - супруга или родителя? - такие вопросы часто провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения помогут пациенту начать изменяться: "У меня есть право иметь чувства и выражать их, включая недовольство и критику", "Я имею право устанавливать собственные приоритеты", "Я имею право сказать "нет" без чувства вины". А. т. влечет за собой оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.

В руководстве по уверенному поведению (Wolpe J. L, 1975; Walen S. et al, 1992) приводятся следующие рекомендации:

- Когда вы отказываете, говорите решительное "нет", объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.

- Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.

- Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.

- Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выберите "язык тела" (исключите те позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта, перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.

- Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только поведение, избегайте нападать на личность.

- Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения. Например, вместо того чтобы сказать: "Ты животное, ты свел меня с ума", постарайтесь сказать: "Когда вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду". Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: "Я полагаю, нам будет лучше присесть, попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства".

- Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек или приобрести новые навыки за одну ночь.

- Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить, независимо от того, достигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.

- Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.

Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из литературы по самопомощи, является ОЭОП (описание, эмоции, определение, последствия) - четырехступенчатый блок по взаимодействию: 1) описание: пациент коротко и объективно описывает неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции: пациент говорит о своих чувствах (оптимальным здесь является использование Я-языка); 3) определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом специфики; 4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь место в случае принятия просьбы.

Приведем пример, поясняющий эту модель.

Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:

Описание: когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без обсуждения этого со мной...

Эмоции: ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности видеть его.

Определение: я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.

Последствия: таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.

В литературе наряду с термином "ассертивный тренинг" используются также термины "тренинг уверенности в себе", "тренинг повышения чувства уверенности в себе", "тренинг уверенного поведения", "тренинг самоутверждения", "тренинг умения настоять на своем" и др.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Тренинг ассертивный

тренинг уверенности в себе, тренинг уверенного поведения. Целью Т. а. является обучение уверенному поведению, способствующему формированию уверенности в себе (ассертивности). Уверенное поведение не подавляет агрессивные чувства, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели Т. а. реализуются через определенные социальные ситуации в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают четыре основных категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования, 2) говорить "нет" и критиковать, 3) устанавливать контакт, 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибаться. М.Ю. Кондратьев

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного

Пацека И.М.
В статье раскрывается сущность и значение тренинга ассертивности как формы ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
Читать PDF

Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного

Пацека И.М.
В статье раскрывается сущность и значение тренинга ассертивности как формы ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
Читать PDF

Использование биообратных связей в тренинге саморегуляции.

Бесова С.С.
Читать PDF

Организация психологического тренинга стрессоустойчивости

Русских Л.А.
Читать PDF

Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов

Быкова А. В.
Целью работы является выявление роли тренинга креативности в развитии особенностей самоактуализации личности студентов.
Читать PDF

БОС тренинг как инструмент терапевтического контакта

Астахова А.И., Кицина Т.А.
БОС терапия делает пациента активным участником терапевтического процесса и предоставляет возможности возмещения актуального для современной медицины дефицита диалога между терапевтом и пациентом.
Читать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Читать PDF

Психологический тренинг как средство снятия эмоционального напряжения у студентов в период экзаменац

Макаров Юрий Васильевич
Раскрываются различные аспекты снятия эмоционального напряжения у студентов в период экзаменационных сессий средствами психологического тренинга.
Читать PDF

Исследование динамики выраженности профессионально важньгх качеств курсантов под воздействием тренин

Кисилева Т. В.
Статья посвящена исследованию динамики выраженности профессионально-важных качеств военных педагогов-психологов в учебном процессе.
Читать PDF

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю.М.
Читать PDF

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности

Салова Наталья Сергеевна
Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность.
Читать PDF

Тренинг реалистичности я-образа и самооценки как ресурс личностного развития школьников

Яснова А.Г.
В статье представлено описание методологии, цель и задачи, а также основные принципы и технологии авторского тренинга, предназначенного для учащихся 1-3, 5-6 и 9-10-х классов общеобразовательных школ.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!