ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Найдено 1 определение:

ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги "Не говори "да", когда хочешь сказать "нет"", поведенческий психотерапевт и психолог, считает, что тренинг, способствующий повышению чувства уверенности в себе, основывается на 2 предпосылках:

1) то, что вы делаете, служит основанием для развития вашей Я-концепции, ваше самоутверждение определяет ваше самоуважение;

2) поведение состоит не из изолированных событий, а из взаимодействующих между собой и образующих паттерны психологической организации.

Лазарус (Lazarus А. А.) утверждает, что уверенное поведение воплощает "эмоциональную свободу", позволяющую человеку отстаивать свои права.

Цели тренинга:

1) повышение осведомленности о правах личности;

2) умение различать неуверенность, уверенность и агрессивность;

3) обучение вербальным и невербальным навыкам.

Последний пункт включает умение сказать "нет", попросить об одолжении или обратиться с просьбой, выразить позитивные или негативные чувства, вступить в разговор, поддержать и окончить его.

Тренинг начинается с определения тех специфических ситуаций, в которых пациент обычно ведет себя неадаптивно, т. е. неуверенно либо агрессивно. Нет доказательств существования обобщенной личностной черты - уверенности, но есть большое количество опросников, помогающих оценить реакции пациента в различных ситуациях. Среди них опросник уверенности Вольпе-Лазаруса (Wolpe J., Lazarus А. А.) и др.

Если нужно оценить поведение пациента в трудной ситуации, то ему предъявляют аудио- или видеозапись такой ситуации и оценивают его реакцию на нее. Можно провести ролевую игру неконструктивного поведения (взаимодействия). Если пациент чувствует себя неуверенно или ведет себя агрессивно при любых обстоятельствах, то тренинг сочетают с другими, более общими видами терапии. Если же пациенту необходимо повысить чувство уверенности лишь в некоторых специфических ситуациях, то этот метод применяется изолированно. Часто пациенты сопротивляются тренингу из-за культурных, семейных или религиозных запретов на уверенное поведение. Это требует внимательного отношения, и для большей эффективности тренинга необходимы соответствующие его модификации.

Не существует единой программы данной формы тренинга. Курс занятий определяется, как правило, личными предпочтениями психотерапевтов. Тем не менее следующие 5 процедур обычно используют для повышения уверенности: 1) приобретение ответа (обучение реагированию) - увеличивает уверенность при помощи моделирования (как открытого, так и скрытого) и инструктирования; внимание уделяется как вербальному, так и невербальному компоненту уверенного поведения; 2) воспроизведение ответа - вызывает новую ответную реакцию с помощью ролевой игры, репетиции поведения и тренировки; 3) совершенствование ответа - оттачивает и закрепляет новые формы поведения при помощи соответствующей обратной связи, критики и руководства; 4) когнитивное переструктурирование - бросает вызов иррациональным убеждениям, которые мешают проявлению большей уверенности в себе, предлагая новую информацию, повышающую уверенность; 5) генерализация опыта - попытка ввести новые формы поведения в реальную жизнь и применить их в разнообразных ситуациях.

Этот метод (чаще - групповой) используется до тех пор, пока пациент не достигнет необходимого уровня уверенности.

Ранние формулировки теоретической основы тренинга включали либо подавление вызывающего тревогу ответа, либо отсутствие навыка (Вольпе, Лазарус). Впоследствии исследования показали также важность когнитивных факторов и факторов переработки информации в порождении неуверенного поведения. Примером могут служить иррациональные убеждения, излишне строгие эталоны для самооценки, ошибочные ожидания относительно последствий уверенного поведения.

Исследователи, работающие в данной области, в последнее время стали уделять внимание различиям в чувстве уверенности у мужчин и женщин, генерализации уверенности после тренинга, различению уверенности и агрессивности. В работах, сопоставлявших индивидуальные различия с уверенностью, изучался уровень тревоги пациента и чувство вины по поводу уверенного поведения.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Тренинг уверенности в себе как механизм профессионализации педагога в системе повышения квалификации

Наумова Ольга Михайловна
В статье приводится содержательное и научно-методическое обоснование профессионально-педагогического тренинга уверенности в себе для системы повышения квалификации педагогов. Уверенность в себе подается в качестве общекультурного (общего) компетентностного конструкта. Психологический конструкт понимается при этом как способ структурирования, познания и изменения мира человеком на основе выделения и противопоставления друг другу одновременно взаимосвязанных между собой процессов и явлений. В данном случае уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности (ассертивность) понимается как «золотая середина» между самоуверенностью (агрессивностью) и неуверенностью в себе. Уверенность в себе в широком смысле педагогизируется не просто в качестве социально-психологической характеристики личности ассертивности, как это традиционно принято в западноевропейской науке, а понимается более широко как личностный результат образования, управляющий развитием личности педагога и его профессиональной деятельности, а не только сферой общения.
Скачать PDF

Технология повышения психической стрессоустойчивости на основе БОС-тренинга

Адамчук А.В.
Эффективным средством повышения психической устойчивости к стрессу является адаптивное биоуправление, осуществляемое с помощью внешней информационной обратной связи. Представлена четырехэтапная технология и средства для ее реализации, которые включают стимулы, наказывающие те неблагоприятные физиологические реакции на стресс, от которых требуется избавиться.
Скачать PDF

Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в ус

Косарева Ирина Владимировна
Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии. В статье излагаются результаты авторского исследования влияния различных типов семей, выделенные по структурным и социальным признакам, на процесс социализации подростков. Приводится тренинговая программа, включающая в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социально-психологической адаптации.
Скачать PDF

Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в ус

Косарева Ирина Владимировна
Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии. В статье излагаются результаты авторского исследования влияния различных типов семей, выделенные по структурным и социальным признакам, на процесс социализации подростков. Приводится тренинговая программа, включающая в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социально-психологической адаптации.
Скачать PDF

Повышение эффективности тренинга персонала государственных организаций с помощью техник нейро-лингви

Левченко Анастасия Евгеньевна
Вопрос эффективности является первоочередным, когда речь идет о практической организации тренинга, особенно в государственных организациях, которые, в отличие от коммерческих, не могут позволить себе больших инвестиций в обучение служащих. В статье рассматривается, каким образом можно применять техники динамично развивающегося направления практической психологии нейро-лингвистического программирования (сокращенно НЛП) для повышения эффективности обучения государственных служащих. На основе проведенных исследований и материала, отраженного в статье, был сделан вывод о том, что техники НЛП можно успешно использовать в тренинге любого рода для повышения усвояемости материала, повышения интереса обучаемых, улучшения психологического климата.
Скачать PDF

Проблемы и пути повышения чувствительности скринингового опроса с использованием полиграфа x > x

Барханов Павел Васильевич
В статье анализируется недостаточность чувствительности скринингового опроса с использованием полиграфа; определяются некоторые пути повышения чувствительности скрининга. Делается вывод о необходимости изменения методики скрининга и учёта эмоционального интеллекта опрашиваемого.
Скачать PDF

Обоснование выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновател

Олисов Денис Георгиевич, Воронов Игорь Анатольевич, Старых Александр Александрович, Соколова Фанида Менихановна, Цветков Дмитрий Сергеевич
Объектом настоящего исследования избрана система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров. Спортивная психология зачастую придерживается мнения, что, во-первых, при всех равных прочих условиях в спортивном поединке побеждает более подготовленный психологически спортсмен, а, во-вторых, резервных возможностей организма человека вполне достаточно для решения любых спортивных задач, главное суметь эти резервные возможности раскрыть, например, средствами специального психокоррекционного тренинга. Результатом работы стало утверждение, что предлагаемая система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров может быть использована для управления функциональным состоянием организма спортсменов, повышая как умственную, так и физическую работоспособность, а так же корректируя психологическую готовность к поединку.
Скачать PDF

Учет индивидуальных особенностей участников тренинга как условие повышения его эффективности

Ахмадиева Лия Рустэмовна, Ассоров Дмитрий Сергеевич
Данная статья посвящена эмпирическому изучению проблемы повышения эффективности обучающих тренингов. На примере тренинга публичного выступления авторы исследуют связь индивидуальных особенностей учащихся с эффективностью обучения. В статье описывается влияние ряда условий проведения тренинга на усвоение знаний участниками тренинга с кинестетической и визуальной доминирующей сенсорной модальностью образной сферы (СМОС). С целью адресного воздействия на визуальную сенсорную модальность варьировались следующие условия тренинга: наличие или отсутствие просмотра видеозаписей публичного выступления других людей, групповой или индивидуальный видеоанализ собственного выступления. С целью адресного воздействия на кинестетическую модальность варьировались следующие условия: время видеоанализа собственного выступления (первый или последний день тренинга), наличие или отсутствие упражнений, форма обратной связи (критика или сочетание критики и похвалы). Для диагностики сенсорной модальности испытуемых был использован опросник Гостева А.А. «Образная сфера». В результате были выявлены следующие различия в усвоении знаний участниками с доминирующей визуальной и кинестетической модальностью: 1. Видеоанализ публичных выступлений других людей помогает в усвоении знаний участникам с визуальной СМОС и дает тот же эффект, что и репетиция поведения для участников с кинестетической СМОС. 2. Форма просмотра своего публичного выступления является значимым условием усвоения знаний только для участников с визуальной СМОС. При самостоятельном просмотре своего публичного выступления они усваивают меньше знаний, чем при просмотре видеозаписи в группе. 3. Критика одинаково влияет на процесс усвоения знаний участниками с визуальной и кинестетической СМОС, а чередование похвалы и критики чуть в большей степени снижает усвоение знаний у испытуемых с визуальной СМОС. 4. Анализ видеозаписи собственного публичного выступления в первый день тренинга способствует повышению точности самооценки знаний у участников с кинестетической СМОС и не влияет на самооценку знаний у участников с визуальной СМОС. Результаты исследования могут быть использованы при организации и проведении тренингов, а также могут быть интегрированы в учебные курсы, готовящие студентов к проведению собственных тренингов.
Скачать PDF

Тренинг по стресс-менеджменту как способ повышения качества жизни студентов

Мищенко В.И.
В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем способность личности к саморегуляции своего психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях. Даются практические рекомендации по развитию навыков стресс-менеджмента.This article discusses one of the problems is the individual's capacity for self-regulation of their emotional state in stressful situations. Practical recommendations for the development of the skills of stress management.
Скачать PDF

Технологический тренинг как инструмент повышения эффективности труда

Горохов Алексей Юрьевич, Макаров Юрий Васильевич
Технологическая оптимизация социально-психологического тренинга является составной частью единого целостного процесса технологизации всех сфер социальной деятельности, включая экономику, политику, науку, образование и самого человека. Как одна из новых областей практической социальной психологии она обусловлена, с одной стороны бурным развитием технологий, в том числе в сфере человеческих отношений, с другой недостаточным уровнем развития той области практической социальной психологии, которая связана с формами и методами технологического обеспечения психологических тренингов.
Скачать PDF

Уверенность в себе как условие повышения продуктивности учебно-познавательной деятельности студентов

Морозова И.С., Будич Н.Ю.
Проведенный автором анализ феномена «уверенность» показал, что уверенность выступает отражением интегративности, иерархизации, бесконфликтности, степени дифференциации некоторой смысловой структуры. В зависимости от содержания и уровня обобщенности смысловой структуры уверенность принимает в поведении разные формы. В качестве условия повышения продуктивности учебнопознавательной деятельности личности выделяется уверенность в себе.
Скачать PDF

Использование биообратных связей в тренинге саморегуляции.

Бесова С.С.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!