Познание это что такое Познание: определение — Психология.НЭС
Познакомить, познакомиться Познание бытия

ПОЗНАНИЕ

Найдено 10 определений термина ПОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОЗНАНИЕ

постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОЗНАНИЕ (COGNITION)

Психические процессы приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие - слишком широкими (например, определение Кеслера: 'Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении'). Утверждение Холта (1964), что к познанию относятся все аспекты символического поведения, отражает крайне расширенное содержание термина, а также поле деятельности когнитивной психологии в последние десятилетия.

В психоаналитической литературе термин познание обычно ограничивается интеллектуальными функциями индивида и часто относится к процессам развития ребенка (в частности, в генетической эпистемологии), изучавшимся Жаном Пиаже. Пиаже много писал о построении объекта (сенсомоторный интеллект), о допонятийной, операциональной и формальной стадиях развития интеллекта, игре, символообразовании и взаимном влиянии интеллекта и аффектов. И лишь небольшая область его работы, а именно относящаяся к младенческому возрасту (сенсомоторному периоду по Пиаже), надлежащим образом исследовалась с психоаналитической точки зрения.

Не так давно исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, касающиеся психической репрезентации, включая предваряющую, иконическую (образную) и вербальную формы репрезентации (Вruner, 1966), постепенно были интегрированы в психоаналитическую теорию. Особый интерес среди психоаналитиков всегда вызывала проблема развития речи.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Познание

cognition) - способность думать, вспоминать и предвидеть.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Познание

cognition) П. (когниция) - это "родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний", - утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе "Сознание в современной психологии" (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к "Принципам психологии" (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет "см. знание (knowing)". Т. о., П. охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта. Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в "Процессе познания" (The process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается содержания челов. знания, а вторая - природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения "содержание/процесс". Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает 28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой все что угодно, предположительно имеют отношение к реальности и не квалифицируются как знание. Главной темой совр. когн. психол. яв-ся конструктивистский лозунг: челов. П. - активный процесс. Анализ когнитивных процессов с позиций обработки информ. предполагает их разбиение на последовательность упорядоченных стадий изменений информ., представленной в головном мозге. Каждая стадия в этой последовательности обработки информ. - от восприятия до действия - соответствует специфической ментальной активности или предмету познания. См. также Обработка информации, Теория обработки информации, Умственные образы, Перцептивная организация, Модель структуры интеллекта Н. С. Андерсон

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Познание

наш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Познание

Любая мысль, установка или убеждение относительно окружающего мира. В теории когнитивного диссонанса может также обозначать осознание своего поведения.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ПОЗНАНИЕ

cognition) - умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. Для сравнения: Действие активное.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ПОЗНАНИЕ

Широко распространенный (почти невозможно точно установить, насколько) термин, который традиционно употреблялся по отношению с таким действиям, как мышление, постижение, рассуждение и т.д. Большинство психологов использовало его для обозначения любого класса психических действий (используется этот термин очень свободно), основными характеристиками которых является абстрактный характер. Они включали символизм, инсайт, прогнозирование, использование сложных правил, воображение, убеждение, намерение, решение задач и т.д. См. когнитивная психология и когнитивистика.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Познание (когнитивность)

МКБ 310; 317-319) - общий термин, характеризующий приобретение знаний посредством каких-либо умственных процессов, например концептуализации, перцепции, суждения или воображения. Когнитивность традиционно противопоставляется волевым усилиям и эмоциям.

Источник: Краткий словарик по психиатрии

познание

процесс психического отражения и восприятия обьективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПОЗНАНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическое познание в аспекте антропоцентрической парадигмы

Ананьева Наталия Анатольевна
Статья посвящена анализу социально-психологических проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемых проблем предлагается применение психологоантропологического принципа.
Скачать PDF

Познание индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий

Зарипова Лина Зефаровна, Жданова Светлана Юрьевна
Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий; методический инструментарий, выделены и проанализированы соответствующие категории. Выявлены как общие, так и специфические тенденции познания малознакомого человека представителями разного типа профессий.
Скачать PDF

Познание в структуре общения

Барабанщиков В.А.
Обсуждаются содержание и тенденции развития коммуникативного похода к исследованию познавательных процессов. Рассматриваются его теоретико-методологические и эмпирические основания, формы организации, взаимосвязь с психологической теорией и практикой. Подчеркивается роль коммуникативного подхода в изменении представлений о природе и сущности познавательных процессов человека.
Скачать PDF

Межличностное познание и понимание в общении

Алёшкин Николай Иванович
В статье проводится сравнительный анализ понятий, которые используются при исследовании межличностного познания и понимания в общении. Отмечается, что понятие «социальный интеллект» характеризуется неоднозначностью и основывается на расширительной трактовке интеллекта как высшей формы адаптации. Однако традиционно интеллект трактуется как ментальная активность субъекта. Такой подход используется в большинстве эмпирических исследований по психологии интеллекта, и во многих психодиагностических методиках на интеллект. Для межличностного познания необходимо, чтобы познающий субъект занимал не созерцательную и монологическую, а интерактивную и диалогическую позицию. Межличностное познание целесообразно рассматривать как систему когнитивно-эмоционально-поведенческих координаций, посредством которых на основе активной обратной связи достигается понимание познающим субъектом познаваемого.
Скачать PDF

Конференция «Нейронаука и познание: сознание и когнитивный контроль» (Брюссель, 2012)

Иванчей Иван Иванович
Предлагается обзор конференции «Нейронаука и познание», прошедшей в декабре 2012 г. в Брюсселе — крупном центре когнитивных исследований, имеющем тесные контакты практически со всеми европейскими исследовательскими коллективами, работающими в данной области. Тема этой конференции, традиционно посвященной вопросам взаимодействия психологии и нейронауки: сознание и когнитивный контроль. В статье затронуты детали организации конференции, дан обзор основных тем докладов и представленных участниками исследовательских подходов. Освещено содержание главных пленарных докладов.
Скачать PDF

Синестезия и познание: анализ междисциплинарных методологий в исследовании синестетической компонент

Зайцева Марина Леонидовна
В статье обосновывается идея использования при исследовании синестезии и познавательных способностей ресурсов когнитивного, синергетического и квантового подходов.The idea of using for research of synesthesia and cognitive capabilities of resources of cognitive, synergetic and quantum approaches is grounded in the article.
Скачать PDF

Верифицируемое и интуитивное познание психического

Роговин Михаил Семенович, Залевский Генрих Владиславович
Рассматривается проблема логического, рационального, дискурсивного познания психического и познания его путем интуиции. Предпринимается попытка выяснить взаимоотношения между ними и психологические механизмы, которые лежат в основе каждого из них. Дается аналитический обзор конкретных экспериментально-психологических исследований, а также приводятся данные авторских исследований.
Скачать PDF

Медитация как неопосредствованное познание

Петренко Виктор Федорович, Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Скачать PDF

Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные

Лабунская В.А.
Скачать PDF

ВОПЛОЩЕННОЕ ПОЗНАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Логинов Никита Иванович, Спиридонов Владимир Феликсович
В статье описывается один из основных трендов развития когнитивной психологии тео­ретические модели, связанные с исследованиями воплощенного познания (Embodied cognition). Фиксируются недостатки классического символьного подхода первого теоретического направления, сложившегося в когнитивной психологии в 1950-70-е гг. Выделяются основные направления подхода, связанного с воплощенным познанием: укорененное познание, энактивизм, феноменологический подход, неоэкологический подход, теория динамических систем. Подробно характеризуются два первых. Библиогр. 74 назв.
Скачать PDF

Нейрокогнитивный дефицит и социальное познание при перфекционистской модели депрессии

Жукова Дарья Ильинична, Балин Виктор Дмитриевич
Целью данного исследования является изучение особенностей автобиографической памяти у лиц с высоким уровнем перфекционизма. Было использовано 4 методики: 1) опросник депрессивности Бека А. (Beck Depression Inventory BDI); 2) опросник перфекционизма Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.; 3) автобиографическое интервью Нурковой В.В.; 4) метод экспертной оценки рассказов. Автобиографическая память является особым видом памяти, в котором находят отражение как отдельные автобиографические события, так и «история жизни в целом», происходящие на осознаваемом и неосознаваемом уровне, также она включает условия взаимопереходов и трансформаций своих составляющих, рефлексируемое и нерефлексируемое отношение субъекта к своему прошлому. Структурно-функциональной единицей организации материала является «автобиографическое событие», выступающее в зависимости от целей и условий воспроизведения в различных формах: «яркий момент жизни эпизод», «важное событие жизни» (и его особый вариант «переломное событие»), «характерное для личности событие», «жизненный период» и «личностная эпоха». Автобиографическая память тесно связана с «Образом "Я"». Депрессивные и перфекционистские установки также являются важными составляющими частями личностной организации человека. В ходе проведенного эмпирического исследования мы доказали выдвинутые нами гипотезы о том, что для склонных к депрессии лиц характерен высокий уровень перфекционизма. Можно утверждать, что перфекционизм является относительно стабильной чертой в структуре лиц юношеского возраста, склонных к депрессивным переживаниям. Существенная характеристика патологического перфекционизма заключается в сочетании высоких стандартов деятельности и притязаний личности с паттернами когнитивных искажений. В особенностях автобиографической памяти у лиц с высоким уровнем депрессии и перфекционизма выявлены следующие черты: в качестве значимых и ярких событий выступают события младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, связанные с переживанием успеха и неуспеха; параметры эмоциональности искажены в сторону преобладания отрицательного характера; завышенные, по сравнению с индивидуальными возможностями, стандарты деятельности и цели; поляризованность воспоминаний и оценок событий; перманентные сравнения себя с другими людьми при ориентации на полюс «самых успешных и совершенных»; восприятие других людей как делегирующих чрезмерно высокие ожидания; чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания; противопоставление себя другим людям.
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных

Сбитнева Алина Александровна
Статья посвящена описанию исследования когнитивно-стилевых особенностей субъекта познания, а именно, особенностей проявления когнитивной дифференцированности межличностного познания в зависимости от типа субъект-объектной ориентации респондентов. В исследовании использован метод ранговых репертуарных решеток, разработанный Д. Баннистером.
Скачать PDF