ПОЗНАНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Познание
cognition) - способность думать, вспоминать и предвидеть.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Познание
наш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

ПОЗНАНИЕ
постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Познание
Любая мысль, установка или убеждение относительно окружающего мира. В теории когнитивного диссонанса может также обозначать осознание своего поведения.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Познание
процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности (Конюхов, 1996).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ПОЗНАНИЕ
процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или в иной мере) усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Познание
Процесс, включающий в себя восприятие, узнавание, осмысление, мотивацию и представление; ухудшенная способность к познанию при дисфункции головного мозга, умственной отсталости, когнитивных расстройствах.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПОЗНАНИЕ
cognition) - умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. Для сравнения: Действие активное.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Познание (когнитивность)
МКБ 310; 317-319) - общий термин, характеризующий приобретение знаний посредством каких-либо умственных процессов, например концептуализации, перцепции, суждения или воображения. Когнитивность традиционно противопоставляется волевым усилиям и эмоциям.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

ПОЗНАНИЕ
(cognition-англ.) (в когнитивной психологии)-различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации). Большинство современных психологов применяют производный от П. термин «познавательный» для обозначения любого вида внутренних или умственных процессов, включая ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. См. процессы познавательные (процессы психологические), психология когнитивная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОЗНАНИЕ
Широко распространенный (почти невозможно точно установить, насколько) термин, который традиционно употреблялся по отношению с таким действиям, как мышление, постижение, рассуждение и т.д. Большинство психологов использовало его для обозначения любого класса психических действий (используется этот термин очень свободно), основными характеристиками которых является абстрактный характер. Они включали символизм, инсайт, прогнозирование, использование сложных правил, воображение, убеждение, намерение, решение задач и т.д. См. когнитивная психология и когнитивистика.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОЗНАНИЕ (COGNITION)

Психические процессы приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие - слишком широкими (например, определение Кеслера: 'Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении'). Утверждение Холта (1964), что к познанию относятся все аспекты символического поведения, отражает крайне расширенное содержание термина, а также поле деятельности когнитивной психологии в последние десятилетия.
В психоаналитической литературе термин познание обычно ограничивается интеллектуальными функциями индивида и часто относится к процессам развития ребенка (в частности, в генетической эпистемологии), изучавшимся Жаном Пиаже. Пиаже много писал о построении объекта (сенсомоторный интеллект), о допонятийной, операциональной и формальной стадиях развития интеллекта, игре, символообразовании и взаимном влиянии интеллекта и аффектов. И лишь небольшая область его работы, а именно относящаяся к младенческому возрасту (сенсомоторному периоду по Пиаже), надлежащим образом исследовалась с психоаналитической точки зрения.
Не так давно исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, касающиеся психической репрезентации, включая предваряющую, иконическую (образную) и вербальную формы репрезентации (Вruner, 1966), постепенно были интегрированы в психоаналитическую теорию. Особый интерес среди психоаналитиков всегда вызывала проблема развития речи.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Познание
cognition) П. (когниция) - это "родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний", - утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе "Сознание в современной психологии" (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к "Принципам психологии" (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет "см. знание (knowing)". Т. о., П. охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта. Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в "Процессе познания" (The process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается содержания челов. знания, а вторая - природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения "содержание/процесс". Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает 28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой все что угодно, предположительно имеют отношение к реальности и не квалифицируются как знание. Главной темой совр. когн. психол. яв-ся конструктивистский лозунг: челов. П. - активный процесс. Анализ когнитивных процессов с позиций обработки информ. предполагает их разбиение на последовательность упорядоченных стадий изменений информ., представленной в головном мозге. Каждая стадия в этой последовательности обработки информ. - от восприятия до действия - соответствует специфической ментальной активности или предмету познания. См. также Обработка информации, Теория обработки информации, Умственные образы, Перцептивная организация, Модель структуры интеллекта Н. С. Андерсон

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.88 кб

Психологическое познание в аспекте антропоцентрической парадигмы

Ананьева Наталия Анатольевна
Статья посвящена анализу социально-психологических проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемых проблем предлагается применение психологоантропологического принципа.
Читать PDF
376.13 кб

Познание индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий

Зарипова Лина Зефаровна, Жданова Светлана Юрьевна
Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий; методический инструментарий, выделены и проанализированы соответствующие катег
Читать PDF
137.90 кб

Познание в структуре общения

Барабанщиков В. А.
Обсуждаются содержание и тенденции развития коммуникативного похода к исследованию познавательных процессов.
Читать PDF
259.26 кб

Межличностное познание и понимание в общении

Алёшкин Николай Иванович
В статье проводится сравнительный анализ понятий, которые используются при исследовании межличностного познания и понимания в общении.
Читать PDF
189.44 кб

Медитация как неопосредствованное познание

Петренко Виктор Федорович, Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Читать PDF
82.77 кб

Туризм как познание мира

Артановский Сергей Николаевич
Статья посвящена познавательной функции туризма.
Читать PDF
222.28 кб

Народная культура и познание Мира

Каршинова Л.В.
Читать PDF
182.73 кб

Постмодернистская культура и социальное познание

Зыкова Галина Николаевна
Читать PDF
113.13 кб

Конференция «Нейронаука и познание: сознание и когнитивный контроль» (Брюссель, 2012)

Иванчей Иван Иванович
Предлагается обзор конференции «Нейронаука и познание», прошедшей в декабре 2012 г.
Читать PDF
68.52 кб

Синестезия и познание: анализ междисциплинарных методологий в исследовании синестетической компонент

Зайцева Марина Леонидовна
В статье обосновывается идея использования при исследовании синестезии и познавательных способностей ресурсов когнитивного, синергетического и квантового подходов.
Читать PDF
318.97 кб

Верифицируемое и интуитивное познание психического

Роговин Михаил Семенович, Залевский Генрих Владиславович
Рассматривается проблема логического, рационального, дискурсивного познания психического и познания его путем интуиции.
Читать PDF
266.32 кб

Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные

Лабунская В.А.
Читать PDF
149.98 кб

Познание библио-, инфо-, ноосферы продолжается

Колесникова Марина Николаевна
Читать PDF
425.22 кб

Познание организованной активности детей в социуме

Кирпичник Анатолий Григорьевич, Басов Николай Федорович
Читать PDF
565.80 кб

Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии

Логинов Никита Иванович, Спиридонов Владимир Феликсович
В статье описывается один из основных трендов развития когнитивной психологии тео­ретические модели, связанные с исследованиями воплощенного познания (Embodied cognition).

Похожие термины:

  • Познание бытия

    Being Cognition). Мышление и восприятие мира, дающие возможность всесторонне рассмотреть и понять внешние объекты, оценить их подлинную значимость, а не только по отношению к чьим-то личным интересам. Поз
  • Человеческое познание

    Human cognition). Феномены, которые охватывают процессы мышления, восприятия, памяти, оценки, планирования и организации среди многих других. Принципы и механизмы, управляющие этими процессами, являются
  • Чувственное познание

    познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.
  • Дефицитарное познание

    Deficiency cognition). Тип мышления и восприятия, ограничивающие возможности индивида правильно оценивать объекты, он видит в них только средство достигнуть желаемого, удовлетворить собственные потребнос
  • Межличностное познание: эталоны

    Термин употребляется в неск. значениях. Во-первых, эталонами называют житейские представления о личностных свойствах и их сочетаниях, к-рые формируются в личном опыте человека (по терминологии Г.
  • ПОЗНАНИЕ: ФОРМА

    сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религиозное.
  • ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентир
  • Межличностное познание: имплицитные теории личности

    англ. implicit - скрытый, подразумеваемый, не выраженный прямо) являются важной составляющей процесса О. и познания людьми друг друга. Имплицитные теории личности (И. т. л.) - совокупность житейских предс
  • Социальное познание: межгрупповые механизмы

    универсальные психол. закономерности (способы и средства) восприятия социальных объектов, действующие в процессе взаимодействия, О., коммуникации и обусловленные социальной идентичностью субъек
  • Познание межличностное: теоретические модели

    Теорет. анализ многочисл. исследований межличностного познания (М. п.) позволяет выделить 3 методологических схемы (модели): пассивно-созерцательную, деятельностную и субъектно-субъектную. 1) В конт
  • Педагогическое общение: межличностное познание

    Все факторы, влияющие на эффективность межличностного познания разных категорий людей и, в частности, учителей, делятся на 2 группы: внутр. и внеш. К внеш. относятся: привлекательность детей, успешн
  • Межличностное познание

    англ. interpersonal cognition) - понимание человека человеком. Понятие имеет неск. синонимов: межличностное восприятие, межличностная перцепция, восприятие человека человеком, межличностное оценивание, соци
  • Межличностное познание: способы

    Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940-е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприят
  • Познание в общении

    Как особая сфера человеческой деятельности, познание есть целенаправленная оптимизация субъективной картины мира, предполагающая преодоление наличной неопределенности. Познание в узком смысле
  • ПОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ

    познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии
  • ПОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) - вплоть до базовых принципов, религиозное знание - в рамках любой конфессии - обычно направлено на
  • Социальное познание

    Social cognition) — процесс размышления о себе и о других людях.
  • Познание человека как субъекта жизнедеятельности

    познание в рамках синтетической парадигмы, сочетающей понимание и объяснение, идиографический и номотетический, качественный и количественный подходы.
  • Познание непространственное

    оценочное познание, которое относится к тому, что мы знаем о месте (например, является ли оно историческим, или имеет высокий уровень преступности, или содержит хороший торговый центр на своей терр
  • Познание пространственное

    относится к пространственному знанию, которое мы имеем об определенной окружающей среде на основании переживания места (Oliver, 2002).