Педагогическое общение: межличностное познание

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: межличностное познание

Все факторы, влияющие на эффективность межличностного познания разных категорий людей и, в частности, учителей, делятся на 2 группы: внутр. и внеш. К внеш. относятся: привлекательность детей, успешность их деятельности, стаж работы педагога, его жизненный опыт, широта круга О., предмет преподавания и др. Среди внутр. факторов выделяются т.наз. эффекты межличностного восприятия, хорошо изученные в социальной психологии: «эффект ореола» (связан с первым благоприятным впечатлением о человеке, к-рое определяет все последующие оценки его свойств), - противоположный ему «эффект рогов»; «эффект первичности» (тенденция придавать большую значимость первой информации о незнакомом человеке); «эффект новизны» (тенденция придавать большую значимость последней (новой) информации о знакомом человеке) и др. Эти эффекты особо проявляются в деятельности учителей. Педагоги, отличающиеся высоким уровнем профессиональной деятельности, объясняют причины успеха индивидуальным стилем работы, а неудачи - недостаточностью усилий, отсутствием индивидуального стиля в работе, плохим самочувствием и настроением. В этом случае педагог верит в свои способности и при неудаче готов приложить опр. усилия для их исправления. Малоуспешные педагоги объясняют причины успеха везением и легкостью задач, а неудачи - отсутствием способностей, невезением, трудностью задач и помехами со стороны. Для них везение и легкость задач являются факторами случайными, а отсутствие способностей связывается с ограничением возможностей человека. Первые - объясняют положительные события действием постоянных универсальных причин, а негативные события - временными и конкретными. И наоборот, малоуспешные педагоги объясняют успехи временными и конкретными факторами, а неудачи - постоянными и глобальными причинами (М. М. Далгатов). Установлено, что, чем больше трудностей испытывает педагог в своей деятельности, тем менее ответственными и менее заинтересованными представляются ему учащиеся (А. А. Реан). С 1980-х гг. появились исследования, посвященные профессиональному самосознанию учителя и рефлексии. Самосознание рассматривается как основополагающий фактор развития личности, и в этой связи профессиональное самосознание учителя выступает как необходимое условие его личностного и профессионального роста и, в частности, эффективности понимания педагогом личностных свойств учеников (Е. М. Боброва, В. Н. Козиев, Л. М. Митина, А. Б. Орлов и др.). В настоящее время большое значение уделяется изучению и формированию регулятивной функции самооценки и эмпатии педагогов. На качество межличностного познания большое воздействие оказывает рефлексия: многие авторы (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. А. Сластенин) указывают, что необходимо обращать внимание не только на то, как педагог познает учащихся, но также и на анализ его собственных рефлексивных умений, позволяющих ему более глубоко понимать свои личностные свойства, эмоциональные состояния и особенности протекания профессиональной деятельности. Важными условиями эффективности межличностного познания педагогов также являются: демократический стиль Пед. О., высокий уровень развития способности к прогнозированию событий, эмоциональная устойчивость, самопринятие, толерантность, низкий уровень внутр. конфликтности и мн. др. Лит.: Далгатов М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменения. М., 2006; Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994; Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994; Heider F. The psychology of interpersonal relations. N. Y., 1958. Н. А. Рождественская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структура и динамика развития компетентности в межличностном познании студентов педагогических вузов

Алёшкин Н. И.
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных

Сбитнева Алина Александровна
Статья посвящена описанию исследования когнитивно-стилевых особенностей субъекта познания, а именно, особенностей проявления когнитивной дифференцированности межличностного познания в зависимости от типа субъект-объектной ориентации респондентов. В исследовании использован метод ранговых репертуарных решеток, разработанный Д. Баннистером.
Скачать PDF

Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики

Рождественская Наталия Андреевна, Сорин Антон Валентинович
В статье представлена разработанная авторами методика диагностики способов межличностного познания подростков. Описан опыт ее апробации на выборке учеников 8-го класса средней школы. Проведено сопоставление уровня владения респондентами способами межличностного познания с их успеваемостью, а также данными тестов на интеллект, уровень тревожности и социометрический выбор. Показано, что предлагаемая методика обладает дифференцирующей способностью и может быть использована в дальнейших исследованиях личностного развития подростков.
Скачать PDF

Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматриваются рефлексивные и духовные способности, дается их определение, отмечается их взаимосвязь и важная роль в процессах межличностного познания и общения. Проводится систематизация и обобщение современных исследований, посвященных этой теме.
Скачать PDF

Связь стратегий межличностного познания с личностными и интеллектуальными особенностями подростков

Сорин Антон Валентинович
В статье рассматривается связь стратегий межличностного познания со статусами личностной идентичности, когнитивной сложностью имплицитных теорий самовосприятия, интеллектом, определенными видами тревожности и социометрическим статусом подростков.
Скачать PDF

Межличностное познание и понимание в общении

Алёшкин Николай Иванович
В статье проводится сравнительный анализ понятий, которые используются при исследовании межличностного познания и понимания в общении. Отмечается, что понятие «социальный интеллект» характеризуется неоднозначностью и основывается на расширительной трактовке интеллекта как высшей формы адаптации. Однако традиционно интеллект трактуется как ментальная активность субъекта. Такой подход используется в большинстве эмпирических исследований по психологии интеллекта, и во многих психодиагностических методиках на интеллект. Для межличностного познания необходимо, чтобы познающий субъект занимал не созерцательную и монологическую, а интерактивную и диалогическую позицию. Межличностное познание целесообразно рассматривать как систему когнитивно-эмоционально-поведенческих координаций, посредством которых на основе активной обратной связи достигается понимание познающим субъектом познаваемого.
Скачать PDF

Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
В статье делается вывод о том, что умственно отсталые дети в условиях социальной депривации имеют нарушения межличностных отношений. Особый социальный статус ребенка приводит к отсутствию избирательности в общении. Диагноз обусловливает снижение мотивации во взаимоотношениях со сверстниками. В межличностном общении умственно отсталых детей-сирот встречаются нарушения трех основных компонентов: поведенческого (невербального), эмоционального, когнитивного.
Скачать PDF

Гендер и межличностное общение

Шустова Любовь Порфирьевна
В своей статье автор продолжает1 рассматривать проблему формирования толерантности у старшеклассников, используя гендерный подход. Вниманию читателя предлагается программа по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность, показываются практические пути ее осуществления.
Скачать PDF

Особенности межличностного познания и пути его формирования у педагогов

Рождественская Наталия Андреевна
Статья посвящена исследованию когнитивного компонента межлич- ностного познания (МП) и изучению возможностей его совершенствования у педагогов. Проанализированы ошибки, совершаемые людьми в процессе познания друг друга, и предложена модель стратегий МП, обеспечивающая их сокращение. Представлены результаты исследований, выполненных под руководством автора, в которых показано, что учителя, обладающие модельным набором стратегий МП, оценивают личностные особенности детей лучше, чем педагоги, не использующие их. Предложена методика «Совершенствование стратегий межличностного познания» и рассмотрены формы и условия ее при- менения в процессе подготовки будущих педагогов.
Скачать PDF

Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развит

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Лялина Ирина Игоревна
Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5-10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды.
Скачать PDF

Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные

Лабунская В.А.
Скачать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: