Самоподтверждаемые ожидания САМОПОЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ

САМОПОЗНАНИЕ

Найдено 2 определения термина САМОПОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОПОЗНАНИЕ

так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:

1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;

2) сведения о себе человек получает не только (часто - и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.

Самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;

2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;

3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание "духовного Я" - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" (=> Сверх-Я) - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Самопознание

1. система дифференцированного и развивающегося знания индивида о самом себе, Я- или Селф-концепция (self-concept); 2.. по К.Ясперсу, это «знание знания», которое включает: а) самонаблюдение; б) самопонимание - выявление собственных мотивов и связей и в) самопрояснение - достижение «внутренней правды о себе».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Самопознание, самосознание и этническая Мы-концепция

Налчаджян Карине Агабековна
Скачать PDF

Самопознание как основной принцип выживания

Прохоров А.В.
Скачать PDF

Самопознание как психолого-педагогическая основа снижения агрессивного поведения военнослужащих по п

Сорокоумова Елена Александровна, Невенчанный Сергей Владимирович
В статье приведены основные результаты диссертационного исследования на тему: «Психолого-педагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву». Намечены примерные направления дальнейшей работы по указанной тематике.
Скачать PDF

Психологическая техника «Самопознание» и ее применение в тренинговой и консультативной работе

Борисова Светлана Евгеньевна
Раскрываются сущность и методика применения психологической техники «Самопознание». Обосновываются концептуальная база, алгоритм, стимульный материал, методические приемы, составляющие в совокупности оригинальность предлагаемой психотехники. Приводятся примеры (конкретные случаи) ее реализации в практике проведения тренинга личностного роста с психологами подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Скачать PDF

Образ я как результат самопознания младших подростков, воспитывающихся в условиях интерната

Шерешкова Е. А.
В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания.
Скачать PDF

Методы диагностики самопознания у неуспевающих школьников

Курочкина Е.В.
Скачать PDF

Межличностное восприятие как условие самопознания личности и ее готовности к эффективному социальном

Чалых Н.А.
Анализируется феномен межличностного восприятия как одного из условий эффективного общения и деятельности. Устанавливается связь межличностного восприятия с самопознанием и готовностью личности к социальному и профессиональному самовыражению.
Скачать PDF

Функции и позиции учителя в развитии мотивации самопознания детей младшего школьного возраста

Николаева Елена Сергеевна
В статье описаны типы взаимоотношений между учителем и учениками, выделены их особенности. Также рассмотрены функции и позиции учителя и учащихся в учебной деятельности.
Скачать PDF

Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции педаго

Фельдман И.Л.
Обобщены понятия профессионализм личности и профессионализм деятельности, выделены и рассмотрены основные критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания,
Скачать PDF

Исследование возрастных особенностей самопознания школьников

Спиридонова Светлана Борисовна
Анализируется проблема развития самопознания в онтогенезе. Рассматриваются возможности исследования самопознания как источника внутренней активности личности ребенка в процессе саморазвития. Представлены результаты изучения возрастных особенностей самопознания школьников методом самоописания.
Скачать PDF

Копинг стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников

Фельдман И.Л.
Посвящена выявлению особенностей копинг стратегий и защитных механизмов у медицинских работников. Описаны результаты эмпирического исследования и выявлены особенности самоотношения, саморегуляции и копинг стратегий у медицинских работников мужского и женского пола со стажем работы до 10 и свыше 10 лет.
Скачать PDF

«Креативность. Опыт самопознания» – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination – deve

Барышева Тамара Александровна
Обосновывается возможность и эффективность развития креативности студентов в процессе реализации авторской программы «Креативность. Опыт самопознания», основанной на технологии рефлексивной самоорганизации в условиях информационной образовательной среды.
Скачать PDF