САМОПОЗНАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Самопознание
Используется преимущественно в психологии и психоанализе. Применяется в отношении здоровых людей, анализирующих собственную личность со всеми ее существующими проблемами. С. используется психотерапевтами, которые стремятся глубже познать личность и воздействовать на усиление лечебного эффекта психотерапии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Самопознание
1. система дифференцированного и развивающегося знания индивида о самом себе, Я- или Селф-концепция (self-concept); 2.. по К.Ясперсу, это «знание знания», которое включает: а) самонаблюдение; б) самопонимание - выявление собственных мотивов и связей и в) самопрояснение - достижение «внутренней правды о себе».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

САМОПОЗНАНИЕ
изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно.
Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе. С. - не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В С. соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его с позиций «идеального Я», что существенно для акмеологического подхода.
С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без С.
С. необходимо для успешного развития личности, оптимального осуществления деятельности, адаптации к социальной и природной среде, на основе индивидуализации, выработки оптимальной перспективной жизненной позиции и стратегии.

Источник: Акмеологический словарь.

САМОПОЗНАНИЕ
изучение своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Она реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Примерно в четвертом классе ученик уже начинает осознавать свои специфические способности. Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В самопознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его. С. – это процесс, не всегда явный внутренний диалог. Человек может придти и к завышенной нереалистической самооценке и, наоборот, к утрате симпатии и уважения к себе, в т. ч. «Я-концепция» – реальность очень серьезная при построении жизненного пути. С. – это не просто разновидность знаний о себе. Это психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и постоянно изменяющаяся в ходе поступков и развития его как деятеля. С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без самопознания. С. необходимо для успешного развития личности, для адаптации к социальной и природной среде, для установления хороших отношений с людьми.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМОПОЗНАНИЕ
так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:
1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;
2) сведения о себе человек получает не только (часто - и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.
Самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:
1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;
2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;
3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание "духовного Я" - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" (=> Сверх-Я) - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.27 кб

Самопознание, самосознание и этническая Мы-концепция

Налчаджян Карине Агабековна
Читать PDF
4.36 мб

Самопознание как основной принцип выживания

Прохоров А. В.
Читать PDF
334.78 кб

Самопознание как психолого-педагогическая основа снижения агрессивного поведения военнослужащих по п

Сорокоумова Елена Александровна, Невенчанный Сергей Владимирович
В статье приведены основные результаты диссертационного исследования на тему: «Психолого-педагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву».
Читать PDF
120.17 кб

Самопознание будущего специалиста в физической культуре и спорте

Черенкова С. Л.
В статье раскрываются актуальность и возможности самопознания современного специалиста в физической культуре и спорте.
Читать PDF
1.44 мб

Психологическая техника «Самопознание» и ее применение в тренинговой и консультативной работе

Борисова Светлана Евгеньевна
Раскрываются сущность и методика применения психологической техники «Самопознание».
Читать PDF
973.34 кб

Самопознание через психологические аспекты развития личностных качеств роста и созревания

Абишева Меруерт Турсынбаевна
Читать PDF
260.15 кб

Самопознание образа «я» путь к профессиональному самоопределению

Кучегашева П. П.
Читать PDF
591.70 кб

Самопознание человека в православии как осознание его сущностной свободы

Ширманова М. Ю.
Читать PDF
238.86 кб

Музыкальное восприятие как самопознание личности

Рева В.П.
Музыкальное восприятие понимается как разновидность художественной деятельности, основанной на способности чувствовать в содержании музыки смыслы человеческой жизни, переживать и соизмерять их с собственным опытом и ценностными кр
Читать PDF
140.26 кб

Диалогическое самопознание культуры: внутренний ракурс

Ермолин Евгений Анатольевич
Самопознание культуры происходит диалогически, в рефлексивном процессе, внутренним ракурсом которого являются диалогические коммуникации, связанные, в первую очередь, с внутрикультурными напряжениями, противоречиями и конфликтами.
Читать PDF
110.18 кб

Самопознание в процессе обогащения сознания

Сорокоумова Елена Александровна
В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.
Читать PDF
257.20 кб

Традиции развития духовно-нравственной культуры взрослых через самоанализ и самопознание личности в

Браже Тереза Георгиевна
В статье сопоставляются современные и первоначальные исконные латинские смыслы понятия «рефлексия», говорится о способах ее использования при чтении
Читать PDF
271.25 кб

Самопознание как важнейший процесс становления личности

Мастич Т.В.
В статье рассматривается самопознание как механизм трансформации личности в субъект жизнедеятельности, который стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения.
Читать PDF
578.44 кб

"САМОПОЗНАНИЕ" И ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Лекерова Гульсим Жанабергеновна, Кидирбаева Халима Керимбаевна, Кемелбекова Гульнар Ашимхановна, Тагайбекова Дарига Сирнебаевна, Сыздыкова Маржан Нурмановна, Алшынбаев Орынбасар Акпанулы
В статье анализируются в качестве основных приоритетов гуманизации образования в Казахстане усиление воспитательных задач во всех образовательных учреждениях; обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образов
Читать PDF
281.24 кб

Самопознание разума как жизненный процесс в трансцендентальной диалектике Канта (перевод с нем. А. Г

Йеум Сунг Чжун
Представлен опыт интерпретации процесса самопознания как жизненного процесса в трансцендентальной диалектике «Критики чистого разума».

Похожие термины:

  • САМОПОЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ

    процесс осмысления, усвоения и воспроизводства представителями конкретной этнической общности существующих национальных отношений, традиций, культуры, языка, проявляющийся в сознательном выбо
  • Самопознания методы

    1. в социальной психологии - способы достижения знания о себе: а) с помощью когнитивных структур (ментальных Я-схем, создающихся на основе личного прошлого опыта); б) с помощью автобиографических све