Познание межличностное: теоретические модели это что такое Познание межличностное: теоретические модели: определение — Психология.НЭС
Познание в общении ПОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ

Познание межличностное: теоретические модели

Найдено 1 определение:

Познание межличностное: теоретические модели

Теорет. анализ многочисл. исследований межличностного познания (М. п.) позволяет выделить 3 методологических схемы (модели): пассивно-созерцательную, деятельностную и субъектно-субъектную. 1) В контексте пассивно-созерцательной модели М. п. рассматривается след. образом: объект познания (человек) предстает перед познающим субъектом в форме нек-рых чувственных признаков и поведенческих актов, в к-рых заключена его внутр. психол. сущность; субъект познания расшифровывается («читает») эту внеш. сторону др. человека, проникая тем самым в его внутр. психол. содержание. Эта схема интерпретирует картину, к-рая открывается внеш. «наивному» наблюдателю, созерцающему процесс познания человека человеком. В зап. психологии наиболее близки к данной схеме когнитивные и каузальные модели М. п. (V. Argyle, К. Davis, M. Cook, J. Cooper, F. Heider, E. Jones, H. Kelley, Т. Newcomb и др.). Пассивно-созерцательная модель М. п. сыграла большую роль в постановке самой проблемы и на начальных этапах ее разработки. Но ее методологические возможности ограничивало то, что М. п. представляется созерцательно. Активность субъекта выражается лишь в «чтении» и интерпретации внешне наблюдаемых чувственных характеристик познаваемого человека. 2) Более продуктивной является деятельностная модель М. п. В ней представлена попытка распространить на М. п. популярную в 1960-1970-е гг. деятельностную методологию. В кач. методологической основы конкретно-эмпирических исследований здесь рассматривается принцип деятельностного опосредствования М. п. (Бодалев, 1982). Совместная деятельность представляется как реальное условие и детерминирующий фактор М. п., как форма выражения психол. характеристик ее участников. Она же определяет направление и содержание процесса психол. интерпретации внеш. проявлений участников взаимодействия. Но важное ограничение деятельностной модели в том, что деятельность здесь понимается как групповая. Соответственно и субъект деятельности и М. п. является групповым. Остается не совсем понятным, кто является носителем субъективного образа и как он возникает. 3) В рамках субъектно-субъектного подхода М. п. можно рассматривать как систему познавательных действий субъекта, направленных на субъективное воссоздание личностной реальности познаваемого человека в форме образов или понятий. Он конструирует их сам и для самого себя, т. е. они предельно субъектны, что и делает их надежными инструментами О. Познавательные действия могут быть не только внутр., но и внеш. Последние представлены реальными актами О., каждый из к-рых способен выполнять осн. когнитивные функции: анализа, синтеза, сравнения и др. Субъектно-субъектная схема анализа процессов М. п. отличается от пассивно-созерцательной тем, что субъект познания представляется здесь изначально активным. Причем его активность выражается не только в расшифровке внешне наблюдаемого поведения человека, но и в том, что он заставляет его демонстрировать это поведение, как бы обнажая в нем те или иные психол. характеристики своими реальными поведенческими актами - содействиями (экспрессивными, речевыми). Взаимопознание и взаимовоздействие неразрывно связаны между собой. Воздействуя на других, субъект одновременно и познает их, а познавая - воздействует на них. Достоинством этой теорет. схемы является ее пригодность для анализа как генетически исходной, так и высокоразвитой формы М. п. В контексте субъектно-субъектной схемы анализа М. п. и субъект, и объект рассматриваются как равноправно активные. В этом ее специфика по отношению к теорет. схеме анализа предметной деятельности и предметного познания («субъект-объект»), где предмет не активен, а реактивен. Его активность выражается лишь в том, что он оказывает сопротивление действиям другого субъекта, подчиняет их себе и делает предметными. В предлагаемой схеме объект - др. человек - изначально активен, т. е. является полноценным субъектом, но его активность не абсолютна, как это представляется с позиций пассивно-созерцательной модели, а относительна (ответна). Она определяется активностью субъекта, каждое воздействие к-рого задает соответствующий контекст для построения ответной реакции др. человека и для ее интерпретации. Но в этих заданных ситуациях он (познаваемый человек) активен, т. е. является полноценным субъектом. Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком, 1982; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, 1981; Романов К. М. Психология межличностного познания, 1993. К. М. Романов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Познание межличностное: теоретические модели — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средств

Протопопова В. А.
Скачать PDF

Теоретическая модель профессии как основа современных психологических исследований развития личности

Кауров Алексей Семенович
Статья посвящена проблемам, связанным с нехваткой методик психологического исследования, которые могли бы выявлять специфику новых видов профессиональной деятельности, появляющихся в эпоху стремительного научно-технического прогресса. Также рассматриваются психологические особенности профессий в области медиа-культуры на примере профессии звукорежиссера.
Скачать PDF

Теоретические обоснования и психологические механизмы (модель) социализации детей в детских дошкольн

Коротенкова Ирумия Галимжановна, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна
С системных позиций приведены теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) социализации детей в дошкольном образовательном учреждении. Описаны и детализированы современные представления о структуре процесса социализации ребенка, представлены связи между механизмами, факторами и ресурсами социализации.
Скачать PDF

Пространство Я: теоретическая модель и диагностика

Коптева Н. В.
Представлены теоретические основания эмпирического исследования самосознания, понимаемого как сознание себя в мире. Приводится и эмпирически тестируется модель пространства Я. Ее специфика заключается в том, что Я рассматривается в контексте, который обычно с Я не ассоциируется, а с традиционной точки зрения даже противопоставляется ему. В соответствии с указанной моделью разработана методика «Пространство Я», включающая соответствующие шкалы-подпространства Я: собственно «Я», «Тело», «Мир», «Люди», «Значимое».
Скачать PDF

Возможности использования психолого-психиатрических познаний для разработки прогностических моделей

Иванов Л.Н., Герасимова Е.К.
Скачать PDF

Теоретические модели формирования и проявления ПТСС как объекта и предмета психологической экспертиз

Метелев А. В.
Скачать PDF

Теоретические и методные аспекты социологического моделирования социального поведения индивида и гру

Шилкина Наталья Егоровна
Цель работы состоит в раскрытии возможностей и ограничений социологического моделирования социального поведения индивида и группы. Модель социального поведения рассматривается как упрощенное представление реальности, к которой не предъявляются требования отражения реальности в полной степени. В статье представлен новый подход к оценке приемлемости поведенческой модели с точки зрение цели ее построения и задач, для решения которых она предназначена. Обозначены основополагающие задачи, для решения которых предназначены поведенческие модели: описание, прогнозирование, объяснение и формирование предписаний. Для решения описательной задачи предлагается моделирование социальных процессов на основе методики незаконченных предложений. Для решения задачи прогнозирования предлагается моделирование социальных процессов на основе эксперимента. Задача объяснения решается на основе методики семантического дифференциала. Для решения задачи формирования предписаний предлагается построение нормативной модели поведения на основе метода репертуарных решеток Дж. Келли. Предлагаются практические решения по конструированию и использованию названных приемов в различных исследовательских условиях. Рассматриваются возможности и ограничения каждого подхода. Рассматриваются две модели ожидаемого поведения одна в ситуации определенности, другая в ситуации риска. Определяются пути решения логических проблем интерпретации эмпирических данных с точки зрения структурного и мотивационного подходов. Автор приходит к выводу, что в результате корректного определения теоретических и методных аспектов социологического моделирования поведения можно получить информацию о содержании, изменчивости и различиях социального поведения индивидов и групп.
Скачать PDF

Построение теоретической социально-психологической модели личности военнослужащего

Мариза Алексей Сергеевич
В статье описывается построение теоретической социально-психологической модели личности военнослужащего (СПМЛВ), которое выполнено путем выделения социально-психологических качеств, соответствующих профессиональной и социальной деятельности военнослужащего, из существующих моделей личности. СПМЛВ применяется для практического социальнопсихологического диагностирования военнослужащих, в ходе которого определяется уровень их соответствия этой модели. В ходе эмпирической части данного исследования было определено допустимое отклонение личности от модели, при котором военнослужащий является «успешным».
Скачать PDF

Теоретическое обоснование интегративной образно-регулятивной модели самосознания

Петрова Светлана Михайловна
Скачать PDF

Теоретическая модель социально-психологической совместимости культурных характеристик субъектов орга

Смирнова А.Ю.
Описана разработанная теоретическая модель социально-психологической совместимости культурных характеристик субъектов организационного взаимодействия (организации и личности), дан анализ литературных источников, послуживших базисом ее разработки.
Скачать PDF

Теоретическая модель мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников

Овчинников Михаил Владимирович, Циринг Диана Александровна, Репин Сергей Арсеньевич, Забелина Екатерина Вячеславовна
Рассмотренная в статье теоретическая модель мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников фиксирует ее основные элементы (цели, потребности и мотивы деятельности, личностные смыслы и ценности) и их взаимосвязи. В теоретической модели также отражаются требования к мотивационно-ценностной сфере молодых научно-педагогических работников, необходимые для успешной реализации их профессиональной деятельности. Теоретическая модель включает ряд блоков: потребностно-мотивационный, целевой, ценностно-смысловой, результативный.
Скачать PDF

Моделирование теоретического конструкта «Глобальное отношение»

Обосновывается необходимость теоретического осмысления и эмпирического изучения глобальных отношений личности, предлагается теоретическая модель конструктов «глобальное отношение к себе» и «глобальное отношение к миру», описываются свойства и функции глобальных отношений.
Скачать PDF