Межличностное общение опосредствованное Межличностное познание: имплицитные теории личности

Межличностное познание

Найдено 1 определение:

Межличностное познание

англ. interpersonal cognition) - понимание человека человеком. Понятие имеет неск. синонимов: межличностное восприятие, межличностная перцепция, восприятие человека человеком, межличностное оценивание, социальная перцепция. Ни один из этих терминов не является совершенным. В науч. литературе выделяется 4 компонента М. п.: когнитивный, аффективный, мотивационный и поведенческий. Наиболее изучены первый и второй. Поведенческий рассматривается как производный от первых 2; мотивационный - как обеспечивающий направленность процесса познания. Когнитивный компонент М. п. определяется способностью отражать внутр. мир человека на познавательном рациональном уровне. В ходе его изучения анализируются: 1) содержание житейских представлений людей о личностных особенностях, к-рые используются в процессе познания. Прежде всего, к ним относятся стереотипы, эталоны и имплицитные теории личности; 2) способы М. п. Они по преимуществу представлены в когнитивистском подходе к социальному познанию; 3) условия и факторы эффективности М. п. Условно они делятся на внутр. и внешние; 4) процессы порождения и развития когнитивного компонента М. п. и методы его совершенствования. К ним относятся: поведенческие тренинги и тренинги личностного роста, ролевые и деловые игры, а также формирующие эксперименты в разл. формах обучения. М. п. не сводится только к мыслительному анализу. Значительную роль в процессе познания человека человеком отводится аффективному компоненту, к-рый прежде всего обусловлен такими феноменами, как эмпатия, идентификация и нек-рые другие. М. п. - это сложный, многоплановый процесс, неоднозначность к-рого определяется множеством факторов, относящихся к обстоятельствам внеш. среды, социального окружения, особенностям субъектов и объектов познания. Отдельные аспекты М. п. разрабатываются частными теориями. К частным концепциям, в к-рых отражены отдельные стороны М. п., относятся теории социального и эмоционального интеллекта. В зап. психологии, начиная с работ представителей гуманистической психологии, большое распространение получила идея значимости эмоциональной сферы для понимания себя и др. людей. В 1990 г. Питер Саловэй (P. Salovey) и Джон Майер (J. Mayer) вводят новое понятие «эмоциональный интеллект», под к-рым они понимают способность человека понимать эмоциональные проявления и «управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». В настоящее время многие психологи рассматривают эмоциональный интеллект как вид социального интеллекта и с большим энтузиазмом относятся к изучению «связи аффекта и интеллекта». Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001; Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. Н. А. Рождественская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Межличностное познание и понимание в общении

Алёшкин Николай Иванович
В статье проводится сравнительный анализ понятий, которые используются при исследовании межличностного познания и понимания в общении. Отмечается, что понятие «социальный интеллект» характеризуется неоднозначностью и основывается на расширительной трактовке интеллекта как высшей формы адаптации. Однако традиционно интеллект трактуется как ментальная активность субъекта. Такой подход используется в большинстве эмпирических исследований по психологии интеллекта, и во многих психодиагностических методиках на интеллект. Для межличностного познания необходимо, чтобы познающий субъект занимал не созерцательную и монологическую, а интерактивную и диалогическую позицию. Межличностное познание целесообразно рассматривать как систему когнитивно-эмоционально-поведенческих координаций, посредством которых на основе активной обратной связи достигается понимание познающим субъектом познаваемого.
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных

Сбитнева Алина Александровна
Статья посвящена описанию исследования когнитивно-стилевых особенностей субъекта познания, а именно, особенностей проявления когнитивной дифференцированности межличностного познания в зависимости от типа субъект-объектной ориентации респондентов. В исследовании использован метод ранговых репертуарных решеток, разработанный Д. Баннистером.
Скачать PDF

Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики

Рождественская Наталия Андреевна, Сорин Антон Валентинович
В статье представлена разработанная авторами методика диагностики способов межличностного познания подростков. Описан опыт ее апробации на выборке учеников 8-го класса средней школы. Проведено сопоставление уровня владения респондентами способами межличностного познания с их успеваемостью, а также данными тестов на интеллект, уровень тревожности и социометрический выбор. Показано, что предлагаемая методика обладает дифференцирующей способностью и может быть использована в дальнейших исследованиях личностного развития подростков.
Скачать PDF

Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматриваются рефлексивные и духовные способности, дается их определение, отмечается их взаимосвязь и важная роль в процессах межличностного познания и общения. Проводится систематизация и обобщение современных исследований, посвященных этой теме.
Скачать PDF

Связь стратегий межличностного познания с личностными и интеллектуальными особенностями подростков

Сорин Антон Валентинович
В статье рассматривается связь стратегий межличностного познания со статусами личностной идентичности, когнитивной сложностью имплицитных теорий самовосприятия, интеллектом, определенными видами тревожности и социометрическим статусом подростков.
Скачать PDF

Структура и динамика развития компетентности в межличностном познании студентов педагогических вузов

Алёшкин Н. И.
Скачать PDF

Особенности межличностного познания и пути его формирования у педагогов

Рождественская Наталия Андреевна
Статья посвящена исследованию когнитивного компонента межлич- ностного познания (МП) и изучению возможностей его совершенствования у педагогов. Проанализированы ошибки, совершаемые людьми в процессе познания друг друга, и предложена модель стратегий МП, обеспечивающая их сокращение. Представлены результаты исследований, выполненных под руководством автора, в которых показано, что учителя, обладающие модельным набором стратегий МП, оценивают личностные особенности детей лучше, чем педагоги, не использующие их. Предложена методика «Совершенствование стратегий межличностного познания» и рассмотрены формы и условия ее при- менения в процессе подготовки будущих педагогов.
Скачать PDF

Некоторые философские аспекты понимания роли ощущений на уровне чувственного познания

Мочалов С.М.
В статье на основе философского анализа традиционных и новых представлений российских ученых о роли ощущений в чувственном познании с учетом взглядов известного немецкого исследователя Г.Гельмгольца предложен новый подход, согласно которому ощущениями в процессе восприятия осуществляются две функции: описание изображения материальных объектов и доведение до человека факта реальности их существования в чувственной форме. Выполнение этих двух функций ощущениями в свою очередь указывает на наличие структуры их взаимодействия, которая с необходимостью должна рассматриваться в качестве рабоче-организационной формы процесса чувственного познания.
Скачать PDF

Освоение научных методов познания в контексте личностной ориентации образования

Игропуло И.Ф., Забелин Д.Г.
Скачать PDF

Нарушение социального познания у больных шизофренией как условие снижения уровня их социального функ

Руденко Светлана Львовна, Рычкова Ольга Валентиновна
Статья содержит обоснование выбора предмета исследования с опорой на труды зарубежных и отечественных ученых. Освещены результаты настоящего исследования. Показано, как именно страдает социальное познание у больных шизофренией и как нарушения социального познания обуславливают снижение уровня их социального функционирования.
Скачать PDF

Возможности использования психолого-психиатрических познаний для разработки прогностических моделей

Иванов Л.Н., Герасимова Е.К.
Скачать PDF

Особенности восприятия коммерческой рекламы в контексте социального познания молодого поколения

Андреев Константин Олегович
Данная статья посвящена анализу результатов полученных при изучении восприятия молодыми людьми коммерческой рекламы в контексте социального познания. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей восприятия рекламной информации при различных сценариях развития социального познания у молодежи. Для достижения поставленной цели мы использовали опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» и «Методику оценки психологической эффективности рекламы». В результате нами были зафиксированы конкретные особенности восприятия коммерческой рекламы, присущие каждой из четырех модальностей миропонимания, рассмотренных нами: хаотической, антагонистической, механистической и организмической. Наиболее значимыми особенностями восприятия рекламы людьми с преобладанием хаотической картины мира являются представления коммерческой рекламы как реалистичной и современной. Наиболее яркими особенностями восприятия рекламы при высоком уровне антагонистичности социального познания являются симпатии к героям коммерческой рекламы, а также запоминание рекламируемого продукта. Наиболее показательными особенностями механистического типа миропонимания можно считать представления коммерческой рекламы спокойной, полезной, а также одобрение поведения её героев. Представление коммерческой рекламы оригинальной, а также симпатии к её героям являются наиболее яркими особенностями восприятия рекламы людьми с высоким уровнем организмичности социального познания. Данные результаты могут быть эффективно использованы в психолого-педагогической работе, направленной на развитие критического восприятия рекламы и повышения уровня медиапотребления.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16