Межличностное познание: имплицитные теории личности

Найдено 1 определение:

Межличностное познание: имплицитные теории личности

англ. implicit - скрытый, подразумеваемый, не выраженный прямо) являются важной составляющей процесса О. и познания людьми друг друга. Имплицитные теории личности (И. т. л.) - совокупность житейских представлений о личностных свойствах и их сочетаниях, к-рые, как правило, не осознаются и формируются стихийно (А. Г. Шмелев, М. Кук (M. Cook)). В широком смысле слова их можно рассматривать как специфический эталон - мерку оценки личности. Вместе с тем такие эталоны, наряду со стереотипами, следует рассматривать как составные части И. т. л. И. т. л. начали интенсивно изучать после того, как в конце 1940-х гг. у американских психологов наступил период «охлаждения» к оценочным шкалам, широко распространившимся в практике отбора в армию, в образовании и на производстве. Специалисты в области психотехники заметили, что, оценивая своих учеников по опр. шкалам (качествам или параметрам), учителя хорошим ученикам приписывали только хорошие качества (способный, прилежный, аккуратный), плохим - плохие. То же относится и к оценкам, к-рые получали разл. рабочие и служащие на производстве и в организациях. Т. о., был сделан вывод, что оценки, к-рые познаваемый человек получает при заполнении оценочных шкал людьми, к-рые его оценивают, могут иметь мало общего с тем, каким набором личностных качеств он действительно обладает. Стало очевидным, что, если оценочные шкалы малопригодны для получения объективной информации о человеке, то они являются весьма эффективным методом изучения того, как люди воспринимают друг друга. Для изучения И. т. л., как правило, применяется 2 метода: личностный семантический дифференциал (ЛСД), разработанный Ч. Осгудом, и тест личностных конструктов Дж. Келли (ТЛК). Основное отличие данных процедур состоит в том, что в ЛСД черты, к-рые оцениваются в людях, задаются экспериментатором (испытуемый получает готовый список прилагательных в виде набора биполярных шкал, по к-рым он должен оценивать человека). В ТЛК испытуемый сам называет качества, по к-рым сравнивает оцениваемых им людей. Как считают отеч. и зарубеж. авторы, ТЛК больше пригоден для изучения более тонких индивидуальных различий между людьми, а ЛСД - для изучения групповых особенностей. В настоящее время создаются модели, объясняющие взаимосвязь между свойствами, составляющими имплицитные теории, и познавательно-аффективными процессами, а также поведением человека. Исследования развивались в направлении изучения точности и когнитивной сложности межличностного восприятия, а также совершенствования матем. аппарата обработки анкетных данных. «Когнитивная сложность» - это количество независимых характеристик, по к-рым оцениваются люди. Как отмечают многие авторы, когнитивно простой человек видит мир в черно-белых красках и делит людей лишь на хороших и плохих. Когнитивно сложные люди оценивают других по неск. параметрам, напр., «сильный-слабый», «активный-пассивный», «напряженный-расслабленный» и др. Они могут интегрировать противоречивую информацию о людях и не столь упрощают картину мира, как это делают когнитивно простые люди. Помимо этого, когнитивно сложные более точны в предсказании поведения людей, менее полезависимы, т. е. более критично относятся к информации, поступающей из социума, более дифференцированно воспринимают социальную ситуацию, лучше предсказывают в эксперименте конструкты других, а значит, в большей степени способны к пониманию внутр. мира. «Когнитивно простые» более нетерпимы к когнитивному диссонансу, более склонны к «эффекту ореола», более однозначно и оценочно дифференцируют объекты, более чувствительны к навязанной вербальной установке в оценке других. И. т. л. являются так называемой исходной информацией, к-рая имеет тенденцию к сохранению устойчивости. Поэтому они плохо поддаются изменениям даже при наличии противоречащих им фактов. Лит.: Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В. Столина и А. Г. Шмелева. М., 1984; Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. Н. А. Рождественская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Согласованность имплицитных теорий личности и 16-ти факторной модели личности Р. Кеттела

Морозов А.В.
Скачать PDF

Имплицитные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности

Павлова Елизавета Михайловна
В статье описано исследование связи объективированных показателей креативности, ее представленности на уровне самосознания личности (в виде прямых самооценок и имплицитных теорий креативности) в контексте изучения роли отношения к неопределенности. Для диагностики имплицитных теорий креативности создана новая методика – Опросник имплицитных теорий креативности (КИТ) (N = 393). С использованием методов факторного анализа и структурного моделирования показана факторная структура опросника, диагностирующего четыре шкалы: «Оригинальность» (проявление творческого потенциала в привычных условиях), «Интеллектуально-личностный потенциал» (использование составляющих интеллектуально-личностного потенциала), «Новизна» (проявление креативности в неопределенных ситуациях) и «Деятельность» (проявление креативности в деятельности и общении). На критериальной выборке состоявшихся представителей творческих профессий (писателей, композиторов и режиссеров театра и кино, N = 52, все – признанные сообществом творцы), использование которой позволяет дополнительно вводить внешний критерий креативности, проведено исследование механизмов функционирования имплицитных теорий креативности и самооценки креативности в составе интеллектуально-личностного потенциала человека. Показано, что креативность представлена на уровне самосознания в форме самооценок и имплицитных теорий, находящихся в иерархической связи, а процесс самооценивания основывается на объективных показателях креативности, при этом его основаниями выступают имплицитные теории креативности. Состоявшиеся творческие профессионалы демонстрируют связь креативности с личностными свойствами «Толерантность» и «Интолерантность к неопределенности», «Доверие интуиции», «Самооценка креативности» и объективными показателями креативности; при этом профессиональное развитие личности в рамках творческих профессий сопровождается развитием более цельной и интегрированной системы, в которой самооценка выступает интегративным образованием. Полученные результаты рассматриваются как довод в пользу предположения о том, что при оценке своей креативности уровень неопределенности, заданный неоднозначностью критериев и постоянным становлением личности, снижается за счет использования имплицитных теорий креативности как основания такой самооценки.
Скачать PDF

Имплицитные теории личностив рассмотрении лингвистики, социологии и психологии: к истории вопроса

Савельев А.С.
Статья посвящена истории изучения имплицитных теорий личности в рассмотрении психологии, социологии и лингвистики. Внимание уделяется выделению и описанию этапов исследования имплицитных теорий личности. Отражен процесс возникновения научного интереса по отношению к проблематике имплицитных теорий личности среди различных гуманитарных дисциплин.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи имплицитной теории межличностного конфликта и конфликтной компетентности

Есипова Марина Евгеньевна
В статье рассматривается проблема когнитивной характеристики конфликтной компетентности; выявлены и описаны типы имплицитных теорий межличностного конфликта; определена их взаимосвязь с эмоциональным, поведенческим и ценностным компонентами конфликтной компетентности; проведен сравнительный анализ групп людей с различным типом имплицитных теорий межличностных конфликтов.
Скачать PDF

Когнитивно-стилевые и личностные особенности субъекта в интерпретации текстов: к теории и методологи

Павленко Виктория Анатольевна
Рассматривается один из фундаментальных вопросов психологии о роли когнитивно-стилевых и личностных особенностей субъекта в интерпретации текстов. Анализируются различные подходы, позволяющие говорить о том, что порождение текстов и их интерпретация находятся под влиянием определенных личностных характеристик субъекта, в частности, психотипа и когнитивного стиля. Акцентируется внимание не на текстах вообще, а на так называемых текстах-интерпретациях, требующих индивидуально-психологического подхода к анализу. Предполагается, что одновременное использование возможностей когнитивно-стилевого и типологического подхода при изучении текстов-интерпретаций позволит получить новые основания для выделения психотипов. Констатируется необходимость учета при этом ценностно-мотивационных характеристик субъекта. Делаются выводы и рекомендации по дальнейшему изучению поднятой проблемы.
Скачать PDF

К вопросу об онтогенезе личности человека с позиции теории функциональных систем

Гольдшмидт Е. С.
В статье рассматривается процесс формирования личности как чередование периодов формирования потребностных циклов (ПЦ), являющихся психическими органами взаимодействия со средой. Каждый такой цикл описывается как психическая функциональная система (ПФС) с определенной последовательностью блоков. Каждая ПФС формирует определенную направленность и базируется на предыдущей. Онтогенез личности направлен в сторону трансценденции сознания, формирования ноосферного мировоззрения и постоянного расширения возможностей.
Скачать PDF

Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики

Шутенко Елена Николаевна
В статье рассматриваются различные подходы и концепции трактовки сферы самосознания, описываются структурные элементы и механизмы развития самосознания, показано ключевое значение роста самосознания личности в решении узловых гуманитарных проблем современности.
Скачать PDF

Исследование типов имплицитных теорий кадровой политики

Светлова Анна Сергеевна
В статье приводятся результаты теоретического анализа и практического исследования имплицитных теорий кадровой политики. Описывается кадровая политика как объект имплицитных теорий. Дается определение имплицитным теориям кадровой политики. Описываются типы имплицитных теорий кадровой политики. Раскрывается контекст исследования имплицитных теорий личности в социальной психологии.
Скачать PDF

Имплицитные теории кадровой политики как объект психологического исследования

Светлова Анна Сергеевна
In the article results of the theoretical analysis of implicit personnel selection theories as object of psychological research are presented. The research context of the implicit theories in social psychology is revealed. Implicit theories of personnel selection is investigated as a psychological research object, there is given the determination of implicit theories of personnel selection.
Скачать PDF

Учение о самоактуализации личности как психолого-педагогическое основание теории социальной активнос

Песоцкая Е.Н.
Философское изучение процесса самоактуализации личности как специфически человеческого момента бытия является поворотным моментом в понимании ее творческой сути. Достижения естествознания в совокупности с философией обеспечивают полноту исследования единства природной, духовной и личностной сфер индивида.The process of selfactualization of a person is examined in terms of philosophy. The study demonstrates humane aspects of man's existence and it's creative essence. Achievements of natural science and philosophy have been used to complete research of every sphere of man: natural, spiritual and personal.
Скачать PDF

Влияние типа имплицитных теорий кадровой политики на организационную лояльность

Светлова Анна Сергеевна
В статье приводятся результаты теоретического анализа имплицитных теорий кадровой политики. Описываются типы имплицитных теорий кадровой политики. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи имплицитных теорий кадровой политики и организационной лояльности. Делается вывод о влиянии типа имплицитной теории кадровой политики на организационную лояльность.
Скачать PDF

Обзор представлений об отношениях в современных психологических теориях личности

The article considers the basic Russian and foreign concepts of the relations. The views on the relationships and attitudes are systematized. The author reveals three levels of relationships and attitudes.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!