СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Социальное познание: межгрупповые механизмы

Социальное познание

Найдено 6 определений термина Социальное познание

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Социальное познание

social cognition) Область С. п. имеет дело с познавательной деятельностью, опосредующей и сопровождающей соц. поведение. Она предусматривает анализ того, как стимульная информ. сначала кодируется, организуется (и преобразуется) в памяти, а затем используется чел. в процессе своего функционирования в соц. мире. С. п., не являясь ни отдельной теорией, ни узкой эмпирической областью, соответствует специфическому концептуальному уровню анализа, используемого для совместного объяснения челов. мышления и соц. поведения. Этот уровень анализа яв-ся скорее молекулярным, чем молярным. Теоретики, работающие в русле этого направления, используют "ментальные" конструкты на уровне индивидуальных представлений, категорий и понятий. Эти конструкты являются достаточно абстрактными, чтобы охватить широкий спектр содержательных областей (таких как представления о людях, чертах личности, ситуациях, животных и произведениях иск-ва). Большинство исследователей в этой области, несмотря на свою менталистскую направленность, не ограничиваются изучением "сознательного" мышления. Ментальные конструкты обычно определяются таким образом, чтобы оставить открытым вопрос о сознании. Исследователи в области когн. психол., психолингвистики и искусственного интеллекта все в большей степени вовлекаются в изучение когнитивных процессов более высокого порядка и интересуются объяснением сложных видов обработки информ. человеком, таких как понимание и запоминание историй, последовательностей действий и др. тематически связанных ансамблей стимулов. Понятие "схемы" обеспечило исходную общую почву для групп соц. и когнитивных исследователей. Элементы нашего когнитивного мира не существуют в виде какой-то беспорядочной, разрозненной совокупности. Скорее, они увязываются между собой в структуры более высокого порядка. Понятие схемы оказалось очень близко соц. психологам, поскольку они уже использовали родственные схеме понятия. К их числу относятся такие термины, как стереотип, норма, ценность, аттитюд и имплицитная теория личности. Чтобы облегчить установление концептуального единообразия в различных областях, некоторые исследователи С. п. разработали таксономии схем. К числу предложенных ими категорий относятся: чел. (person), роль (role), событие (event), черта (trait), изобразительный (pictorial) и соц. группа (social group). Наряду с этим были также разработаны таксономии с т. зр. познавательного процесса, к-рые классифицируют схемы на основе их концептуальных свойств. Информационный поход. Область С. п. рассматривает челов. разум как систему обработки информ. Информ. получается из окружающего мира, обрабатывается когнитивной системой и используется при реализации соц. поведения. Первая ступень обработки информ. имеет дело с задачами кодирования и организации. Вторая тематическая область обработки информ. связана с проблемой когнитивного поиска (информ. в памяти и ее извлечения). Что определяет течение мысли и каким образом мы получаем доступ к сохраняемым в памяти фактам и логическим выводам при реализации соц. поведения? Сюда относится также проблема имплицитного поиска, к-рый происходит в случае более или менее непроизвольных соц. реакций. Задачу поиска ранее приобретенной информ. можно обойти, когда чел. доступна поведенчески релевантная схема. Третья категория проблем касается интеграции (объединения) информ. Люди часто сталкиваются с ситуациями, для к-рых у них нет адекватных схем. В особенности, когда люди предвосхищают частое возникновение таких ситуаций в будущем, в их интересах выработать новую схему, к-рая бы позволяла справляться с различными возможными вариантами этих ситуаций. Четвертой тематической областью яв-ся выбор реакции (response selection). Каким образом люди оценивают альтернативные варианты реакций, автоматически выбирают одну и реализуют ее в поведении? Контекст коммуникации и знание позиции аудитории может влиять на то, как и когда передаются когнитивные реакции. Неразрешенные проблемы. Исследователи С. п., в целом, избегали вопроса о том, что приводит в действие когнитивные системы. Родственной проблемой является роль когнитивных систем в регулировании мотивационных сил. Соц. окружение отличается чрезвычайной сложностью. Количество и разнообразие информ., содержащейся в соц. взаимодействии, необычайно велико. Каким образом чел. приходит к специфическому способу ее организации? Остается ли этот способ одним и тем же на всем протяжении ведущегося диалога и возможно ли кодировать (и/или сохранять) эту информ. двумя или более способами одновременно? Такого рода вопросы начинают выступать на передний план при обращении к уровню анализа, характерному для перспективы С. п. См. также Внимание, Когнитивная сложность, Контекстуальные ассоциации, Формирование впечатления Т. Остром
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Социальное познание

Social cognition) — процесс размышления о себе и о других людях.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

Социальное познание

Роль когнитивных факторов в нашем общественном поведении, социальное познание является основным методологическим подходом в социальной психологии. Психологи изучают, в какой степени наши мысли зависят от непосредственного общественного контекста и, в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе, резюме этого подхода выглядит следующим образом: 1. Люди обладают ограниченными способностями для обработки информации об окружающем мире, поэтому они пользуются когнитивными обобщениями (например, стереотипами), чтобы максимально уменьшить нагрузку на мышление. 2. Мы разрабатываем схемы, отражающие наши знания о самих себе, других людях и наших общественных ролях. Когда эти схемы закрепляются, они определяют наш способ обработки информации и формирования суждений о себе и других. 3. Мы менее склонны опираться на эти схемы, если цена неверного суждения очень высока или если мы осознаем, что наша схематическая обработка может оказаться неточной. 4. Со временем схемы становятся все более сложными и упорядоченными и с трудом поддаются изменению. 5. Теория социального познания подвергается критике за чрезмерный акцент на когнитивных аспектах общественного поведения и игнорирование других важных факторов (например, эмоциональных). Мы иногда принимаем решения, не имеющие смысла, если судить о них по когнитивным критериям, но отражающие наше особое эмоциональное состояние (счастье, гнев или печаль).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Раздел науки, который фактически является соединением социальной и когнитивной психологии и изучает то, как индивиды воспринимают, вспоминают, осознают и интерпретируют информацию о своих действиях и действиях других.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Социальное познание

social cognition). Мысли, знания и предположения о социальном мире.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Социальное познание

отрасль психологии, изучающий процессы восприятия и интерпретации социальной информации.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Показать все [+3] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Нейрокогнитивный дефицит и социальное познание при перфекционистской модели депрессии

Жукова Дарья Ильинична, Балин Виктор Дмитриевич
Целью данного исследования является изучение особенностей автобиографической памяти у лиц с высоким уровнем перфекционизма. Было использовано 4 методики: 1) опросник депрессивности Бека А. (Beck Depression Inventory BDI); 2) опросник перфекционизма Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.; 3) автобиографическое интервью Нурковой В.В.; 4) метод экспертной оценки рассказов. Автобиографическая память является особым видом памяти, в котором находят отражение как отдельные автобиографические события, так и «история жизни в целом», происходящие на осознаваемом и неосознаваемом уровне, также она включает условия взаимопереходов и трансформаций своих составляющих, рефлексируемое и нерефлексируемое отношение субъекта к своему прошлому. Структурно-функциональной единицей организации материала является «автобиографическое событие», выступающее в зависимости от целей и условий воспроизведения в различных формах: «яркий момент жизни эпизод», «важное событие жизни» (и его особый вариант «переломное событие»), «характерное для личности событие», «жизненный период» и «личностная эпоха». Автобиографическая память тесно связана с «Образом "Я"». Депрессивные и перфекционистские установки также являются важными составляющими частями личностной организации человека. В ходе проведенного эмпирического исследования мы доказали выдвинутые нами гипотезы о том, что для склонных к депрессии лиц характерен высокий уровень перфекционизма. Можно утверждать, что перфекционизм является относительно стабильной чертой в структуре лиц юношеского возраста, склонных к депрессивным переживаниям. Существенная характеристика патологического перфекционизма заключается в сочетании высоких стандартов деятельности и притязаний личности с паттернами когнитивных искажений. В особенностях автобиографической памяти у лиц с высоким уровнем депрессии и перфекционизма выявлены следующие черты: в качестве значимых и ярких событий выступают события младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, связанные с переживанием успеха и неуспеха; параметры эмоциональности искажены в сторону преобладания отрицательного характера; завышенные, по сравнению с индивидуальными возможностями, стандарты деятельности и цели; поляризованность воспоминаний и оценок событий; перманентные сравнения себя с другими людьми при ориентации на полюс «самых успешных и совершенных»; восприятие других людей как делегирующих чрезмерно высокие ожидания; чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания; противопоставление себя другим людям.
Скачать PDF

Нарушение социального познания у больных шизофренией как условие снижения уровня их социального функ

Руденко Светлана Львовна, Рычкова Ольга Валентиновна
Статья содержит обоснование выбора предмета исследования с опорой на труды зарубежных и отечественных ученых. Освещены результаты настоящего исследования. Показано, как именно страдает социальное познание у больных шизофренией и как нарушения социального познания обуславливают снижение уровня их социального функционирования.
Скачать PDF

Особенности восприятия коммерческой рекламы в контексте социального познания молодого поколения

Андреев Константин Олегович
Данная статья посвящена анализу результатов полученных при изучении восприятия молодыми людьми коммерческой рекламы в контексте социального познания. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей восприятия рекламной информации при различных сценариях развития социального познания у молодежи. Для достижения поставленной цели мы использовали опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» и «Методику оценки психологической эффективности рекламы». В результате нами были зафиксированы конкретные особенности восприятия коммерческой рекламы, присущие каждой из четырех модальностей миропонимания, рассмотренных нами: хаотической, антагонистической, механистической и организмической. Наиболее значимыми особенностями восприятия рекламы людьми с преобладанием хаотической картины мира являются представления коммерческой рекламы как реалистичной и современной. Наиболее яркими особенностями восприятия рекламы при высоком уровне антагонистичности социального познания являются симпатии к героям коммерческой рекламы, а также запоминание рекламируемого продукта. Наиболее показательными особенностями механистического типа миропонимания можно считать представления коммерческой рекламы спокойной, полезной, а также одобрение поведения её героев. Представление коммерческой рекламы оригинальной, а также симпатии к её героям являются наиболее яркими особенностями восприятия рекламы людьми с высоким уровнем организмичности социального познания. Данные результаты могут быть эффективно использованы в психолого-педагогической работе, направленной на развитие критического восприятия рекламы и повышения уровня медиапотребления.
Скачать PDF

Особенности восприятия социальной рекламы в контексте социального познания молодого поколения

Андреев Константин Олегович
Данная статья посвящена анализу результатов полученных при изучении восприятия молодыми людьми социальной рекламы в контексте социального познания. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей восприятия рекламной информации при различных сценариях развития социального познания у молодежи. Для достижения поставленной цели мы использовали опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» и «Методику оценки психологической эффективности рекламы». В результате были зафиксированы конкретные особенности восприятия социальной рекламы, присущие каждой из четырех модальностей миропонимания, рассмотренных нами: хаотической, антагонистической, механистической и организмической. Наиболее значимыми особенностями восприятия рекламы людьми с преобладанием хаотической картины мира являются представления социальной рекламы как волнующей и раздражающей. Наиболее яркими особенностями восприятия рекламы при высоком уровне антагонистичности социального познания являются восприятие социальной рекламы как реалистичной и современной. Наиболее показательными особенностями механистического типа миропонимания можно считать восприятие социальной рекламы как непрофессиональной. Представление коммерческой рекламы оригинальной, а также одобрение поведения её героев являются наиболее яркими особенностями восприятия рекламы людьми с высоким уровнем организмичности социального познания. Данные результаты Могут быть эффективно использованы в психолого-педагогической работе, направленной на развитие критического восприятия рекламы и повышения уровня медиапотребления.
Скачать PDF

Влияние социальных характеристик матери на особенности познания индивидуальности ребенка

Жданова Светлана Юрьевна, Аликина Елена Львовна
Рассматривается проблема познания индивидуальности Значимого Другого. Представлены результаты исследования особенностей познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от возраста, образования респондентов, количества детей в семье и конфигурации семьи.
Скачать PDF

Особенности личностного отношения к рекламе в контексте социального познания молодого поколения

Андреев Константин Олегович
Данная статья посвящена анализу результатов полученных при изучении характера личностного отношения к рекламе в контексте социального познания молодого поколения. Цель исследования заключалась в доказательстве гипотезы о том, что социальное познание имеет воздействие на восприятие рекламы. Для достижения поставленной цели мы использовали методику «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» и авторский опросник «Личностное отношение к рекламе». По итогам анализа результатов нам удалось установить наличие зависимости в рамках двух конкретных модальностей миропонимания. Хаотическая модальность была отмечена четырьмя категориями взаимосвязи, а механистическая шестью различными категориями. Обобщив полученные данные и дав им интерпретацию мы доказали на примере двух модальностей миропонимания наличие конкретной связи между личностным восприятием рекламы и социальным познанием. Данные результаты могут быть эффективно использованы в психолого-педагогической работе, направленной на развитие критического восприятия рекламы и повышения уровня медиапотребления.
Скачать PDF

Эффект физической привлекательности в контексте социального познания

Шалаева Наталия Юрьевна
В статье представлен анализ исследований и перспектив изучения эффекта физической привлекательности, который выступает одним из основных феноменов социальной перцепции. Автором предлагается подход к проблеме понимания особенностей социально-перцептивного механизма посредством раскрытия особенностей защитного механизма личности, и приводятся результаты исследования защитных механизмов личности при оценивании личностных качеств привлекательных и непривлекательных лиц.
Скачать PDF

Представление о социальном познании в отечественной психологии

Мартыненко Кристина Игоревна
В данной статье производится анализ представлений зарубежных и отечественных авторов о социальном познании, его особенностях и содержании, выделяются различия точек зрения исследователей. А так же описывается развития данной проблематики в настоящее время в рамках современной социальной психологии с учетом актуальных потребностей общества.
Скачать PDF

Виртуальный подход в социально-историческом познании (основные положения концептуальной модели)

Асадуллин Эльдар Фаритович
В статье представлен вариант концептуальной модели виртуального подхода в социально-историческом познании. Данная модель построена на полиотичной парадигме виртуального подхода в соответствии с новым, постнеклассическим типом рациональности. Значимость проведенного исследования состоит в том, что в ходе него было установлено и обосновано следующее положение: виртуальный подход методологически структурирует весь спектр применяемых к истории как собственно исторических, так и неисторических научных подходов и их результатов по их отношению к центру концепции человеку и человеческому обществу. Виртуальный подход позволяет выполнить важнейшую метатеоретическую функцию, организуя историческое познание на всех уровнях, применяя средства каждого подхода адекватно исследуемому предмету, области, уровню человеческого бытия в социально-историческом познании. Построенная концептуальная модель может применяться для философского осмысления социально-исторической действительности.
Скачать PDF

Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания

Ануфриев Александр Федорович, Чмель Виктор Иванович
Излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом. Отмечается, что в каузальной психодиагностике взгляд на индивида представлен принципом психологической причинности. определяются составные элементы каузальной психодиагностики, указывающие на ее социально-гуманитарную природу, выделяется ее специфика как вида социально-гуманитарного познания. Показывается, что каузальная психодиагностика обогащает социально-гуманитарное познание в целом.
Скачать PDF

Представление как продукт и как процесс социального познания

Песков Вадим Павлович
Рассматривается связь таких психологических категорий, как сознание, самосознание и представление. Показывается, что одним из мотивов изучения представления является изучение возможностей человека по осознанию и пониманию мира и себя. Вскрывается социальная детерминированность как содержания, так и самого процесса представления. Обосновывается положение о том, что представление, с самого начала, это активный, постоянно меняющийся во времени процесс, проявляющий себя не только в состоянии активного покоя, но и в состоянии формирующей активности, изменяющий, порождающий представляющего. В статье рассматривается роль внешнего и внутреннего, врожденного и приобретенного в развитии представления. Доказывается, что представление имеет врожденную основу. Выделяется первичный и вторичный уровни развития представления, даются критерии и характеристики, предпосылки каждого уровня, показывается, что они возникают не одновременно. Указывается на то, что выделенные критерии в одинаковой степени относятся как к представлению себя, так и к представлению мира. Делается вывод, что врожденная основа выступает в качестве ядра дальнейшего развития этих представлений и позволяет представлять и истолковывать физический мир и себя, опережая способность активно действовать в нем.
Скачать PDF

От социального познания - к эпистемологии общества (памяти Г. М. Андреевой)

Хорошилов Дмитрий Александрович
Статья представляет собой опыт прочтения научного и литературного наследия Г.М. Андреевой. В ней анализируется методология социального познания (social cognition) на протяжении полувека разрабатываемая ученой как инструмент анализа общества и характеризующих его социальных проблем. В контексте идей В. Тернера, З. Баумана и М.К. Мамардашвили определяется, что есть «социальность» познания, разворачиваемая в ракурсах ментализации, межличностного взаимодействия и массового сознания. На основе теоретических исследований Г.М. Андреевой доказывается смежность микропроцессов индивидуального конструирования знания и социальных макропроцессов в пространстве общения, диалога и дискурса. Трудность определения эпистемологического статуса группового, массового и общественного сознания рассматривается как следствие тенденции к антропоморфизации коллективного субъекта познания, которая оборачивается старой проблемой соотношения личности и общества в психологии «действия» и «структуры» в социологии. Последние их них разрешаются Г.М. Андреевой через гармоничное объединение разноликих идей когнитивной психологии, социального конструкционизма, отечественной культурно-деятельностной теории Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева. Формулируются следующие характеристики социального познания как процесса конструирования образа социального мира: презумпция повседневности, активно-конструктивный характер, категориальность, дискурсивность, эмоциональность, критичность, перспектива клинического анализа социокультурных реалий. Исходя из сказанного, делается вывод об эвристичности идей научной школы Г.М. Андреевой в дискуссиях по проблемам гуманитарного знания, что позволяет говорить о новом статусе социальной психологии как эпистемологии современного общества и культуры.
Скачать PDF