ПАМЯТЬ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАМЯТЬ

— процесс сохранения и организации опыта.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Память
memory) - способность вспоминать о событиях в прошлом и прошлом обучении.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Память
Способность к запоминанию, сохранению информации и ее воспроизведению.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ПАМЯТЬ
это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

память
процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ПАМЯТЬ
процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

память

психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПАМЯТЬ
форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться и актуализироваться под воздействием волевых усилий и раздражителей.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

ПАМЯТЬ
следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. П. формирует содержательное в психике, опыт личности и ее различают виды, типы и формы П.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПАМЯТЬ
психический процесс организации запоминания и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания (воспроизведение). П., обеспечивая тем самым человеку связь прошлого с его настоящим и будущим; является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения. Существуют различные систематизации П. (см. Памяти виды, Памяти формы)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Память
Способность воспринимать, закреплять, сохранять и воспроизводить информацию. П. служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Основные процессы П.: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Наиболее значимые формы П.: вербальная, образная (зрительная), двигательная, эмоциональная, логическая. В зависимости от длительности хранения информации выделяют П. сенсорную (хранение информации не более 1,5 с), кратковременную (30 с) и долговременную (постоянное хранение).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Память
Mnema - память, от Мнемозина - покровительница муз, богиня памяти у древних греков - функция и свойство высокоорганизованной материи - головного мозга - сохранять и воспроизводить прошлый опыт, знания в виде представлений, понятий, идей. Физиологическая основа п. - образование и упрочение временных связей, ассоциаций. В быстроте возникновения ассоциаций, в их прочности и других качествах значительную роль играет степень развития интеллекта и мышления, эмоционально-волевой компонент, целенаправленность и устойчивость внимания.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Память
Категория. Когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта.
Специфика. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р.Аткинсон, А.Бэддели, П.Линдсей, Д.Норман, Д.Румельхарт).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Память
Термин по-разному используется в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих трактовок: 1. Функция сознания, позволяющая нам сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях. Когда мы упорядочиваем что-то для запоминания и последующего воспоминания, то пользуемся своей памятью. 2. Система хранения, с помощью которой воспоминания удерживаются в головном мозге. Такие термины, как долговременная и краткосрочная память, используются для обозначения временного интервала хранения. 3. Информация, которую мы фактически запоминаем, т. е. мы обладаем памятью о неких событиях.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

память

процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. Различают: П. долговременная (подсистема памяти обеспечивающая продолжительное удержание знаний, а также сохранения умений и навыков); П. кратковременная (подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из П. долговременной.); П. сенсорная (от лат. sensus – чувство ощущение) (гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течении очень короткого времени продуктов сенсорной переработки информации, поступающих от органов чувств).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПАМЯТЬ
ПАМЯЦЬ / MEMORY– процесс запечатления информации, организация и сохранение прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование. В зависимости от содержания различают следующие виды П.: образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную. П. может быть долговременной, кратковременной, ультракратковременной. По организации запоминания П. разделяют на декларативную, т. е. память на события, объекты, эпизоды (эпизодическую, семантическую и автобиографическую), и процедурную, т. е. на действия. Существуют специальные приемы запоминания материала, которые получили название мнемотехники. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПАМЯТЬ
memory) Память выполняет биологическую функцию, позволяющую организмам реагировать на обстоятельства настоящего в свете прошлого опыта и тем самым заменить простые, автоматические, "инстинктивные" реакции более сложными, избирательными, приобретенными ответами. Фрейдовская теория памяти есть, в сущности, теория ЗАБЫВАНИЯ. Согласно ей, весь опыт или, по крайней мере, весь значимый опыт фиксируется в памяти, однако часть его перестает быть доступной СОЗНАНИЮ в результате ВЫТЕСНЕНИЯ, механизм которого приводится в действие потребностью в уменьшении ТРЕВОГИ. Хотя эта теория объясняет случаи забывания, которые действительно демонстрируют связь с невротическим КОНФЛИКТОМ, есть другие факторы, свидетельствующие о том, что АМНЕЗИЯ младенчества и очень раннего детства универсальна и не уменьшается даже при самом "глубинном" анализе.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ПАМЯТЬ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) познавательный психологический процесс, включающий запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации. Эти процессы выделяются и рассматриваются как относительно независимые по следующим причинам: 1. Они играют разную роль в жизни человека, и все без исключения ему необходимы. 2. У одного и того же человека и у разных людей эти процессы могут быть развитыми в различной степени. Одни люди, например, лучше запоминают, другие дольше сохраняют, третьи легче припоминает информацию, хранящуюся в памяти. 3. В своем функционировании указанные выше процессы П. подчиняются разным законам. Законы запоминания, например, отличаются от законов сохранения, а законы узнавания-от законов забывания. 4. На уровне анатомии и физиологии мозга все эти процессы представлены различными структурами и разными физиологическими явлениями. Иногда процессы памяти также называют мнемическими. См. памяти анатомо-физиологические корреляты.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Память
общеславянск., от «мьнити» - предполагать, думать) – 1. способность индивида запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о разных впечатлениях его жизни, в том числе воображаемых и связанных с психическим расстройством; 2. гипотетическая «система хранения» информации в нервной ткани мозга. Согласно гипотезе Р.Аткинсона и Р.Шиффрина (1968), существует три относительно самостоятельные системы хранения информации: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память. В некоторых исследованиях упоминается также промежуточная или буферная память. Память, однако, это не склад, где в неизменном виде и пассивно хранится информация, последняя постоянно, осознанно или неосознаваемым образом используется в различных психологических процессах (ощущении, восприятии, мышлении, в сновидениях и в воображении), вследствие чего она все время уточняется, дополняется, систематизируется или искажается, особенно если возникает психическое расстройство; 3. информация, которая хранится в памяти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПАМЯТЬ
от праславянского pamętь – «разум, рассудок» – один из важнейших познавательных процессов, обеспечивающий сохранение организованного прошлого опыта, а также осуществляющего последующее его использование в актуализации сознательной деятельности. Значимость П. проявляется в осознании того, что там, где она отсутствует почти все способности индивида практически не работают, т.е. являются бесполезными. П. человека позволяет осуществить связь между прошлым, настоящим и будущим. Она выступает центральным звеном развития, обучения и познания. К операциям П. относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Экстремальная деятельность предъявляет особые требования и к П и оперативная является наиболее значимой для её осуществления. Этот вид П. состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая перерабатывается в процессе конкретного вида деятельности и используется, главным образом, для выполнения поставленной задачи. Осуществление деятельности в условиях околопредельных возможностей для человека во многом зависит от особенностей реализации характеристик оперативной памяти, важнейшие из которых – объём, точность, скорость воспроизведения, лабильность.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПАМЯТЬ
процесс запечатления текущей информации, организация и сохранение прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Результаты учебной деятельности зависят от таких процессов П., как запоминание (см. Запоминание), сохранение и воспроизведение (см. Сохранение и Воспроизведение). В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают следующие виды памяти: образную, словеснологическую, двигательную (см. Двигательная память), эмоциональную. П. может быть долговременной и кратковременной. Следы от впечатлений закрепляются не сразу, для этого нужны десятки секунд, а то и минут, сильные помехи могут прекратить фиксацию следов. Запоминание учебного материала зависит от установок и приемов деятельности учащихся. Исследованиями доказано, что составление конспектов с выделением смысловых опорных пунктов улучшает запоминание и воспроизведение учебного материала. Чтобы человек хорошо воспроизводил усвоенное в сложной ситуации, необходимо, чтобы условия, в которых запоминается материал, были сходны по помехам с теми, в которых решается та или иная практическая задача. Для будущего военного профессионала – это обстановка, максимально приближенная к боевой. П. каждого человека имеет свои особенности. Один хорошо запоминает наглядный материал или лица людей, другой – отвлеченный материал или цифры. Есть люди, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), другие – услышанное (слуховой тип П.), третьи – то, что явилось предметом их двигательной активности (двигательный тип П.). Некоторые люди стремятся запомнить механически, другие логически.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Память (нарушения)
При легкой степени гипомнезии на текущие события больной в целом помнит события ближайших 2-3 дней, но иногда допускает незначительные ошибки или неуверенность при воспоминании об отдельных фактах (например, не помнит события первых дней пребывания в больнице). При нарастании нарушений памяти больной не может вспомнить, какие из процедур принимал 1-2 дня назад; лишь при напоминании соглашается, что сегодня уже беседовал с врачом; не помнит блюд, которые получал во время вчерашнего ужина или сегодняшнего завтрака, путает даты ближайших свиданий с родственниками.
При выраженной гипомнезии отмечается полное или почти полное отсутствие памяти о ближайших событиях.
Гипомнезия на прошлые события начинается с того, что больной испытывает незначительные затруднения при необходимости вспомнить даты своей биографии, а также сроки общеизвестных событий. При этом иногда наблюдается смещение событий во времени или даты называются приблизительно, некоторые из них больной относит к соответствующему году, но не помнит месяца и дня. Отмечаемые расстройства памяти практически не мешают осуществлению обычной деятельности. Однако по мере развития заболеваний больной уже затрудняется вспомнить даты большинства общеизвестных событий или вспоминает с большим трудом лишь некоторые из них. При этом грубо нарушена память о событиях в своей личной жизни, на вопросы отвечает приблизительно или после сложных подсчетов. При выраженной гипомнезии отмечается полное или почти полное отсутствие памяти о прошлых событиях, на соответствующие вопросы больные отвечают "не помню". В этих случаях они социально беспомощны и нетрудоспособны.

Источник: Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства

Память
память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в момент и закрепления реакции, и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова. (3.1, 180) механизм памяти заменяет примитиву логический механизм: если одно представление воспроизводит другое, это последнее принимается за следствие или заключение. Поэтому знак почти всегда принимается за причину. (9.1, 80) органическая память примитивного человека, или так называемая мнема, основа которой заложена в пластичности нашей нервной системы, т.е. в способности ее сохранять следы от внешних возбуждений и воспроизводить эти следы, – эта память достигает у примитива своего максимального развития. Дальше ей развиваться некуда. (9.1, 86) Историческое развитие памяти начинается с того момента, как человек переходит впервые от пользования своей памятью, как естественной силой, к господству над ней. Это господство, как и всякое господство над какой-нибудь природной или естественной силой, означает только то, что на известной ступени развития человек накапливает достаточный – в данном случае – психологический опыт, достаточное знание законов, по которым работает память, и переходит к использованию этих законов. (9.1, 87) в этом переходе от естественного развития памяти к развитию письма, от эйдетизма к использованию внешних систем знаков, от мнемы к мнемотехнике заключается самый существенный перелом, который и определяет собою весь дальнейший ход культурного развития человеческой памяти. На место внутреннего развития становится развитие внешнее. (9.1, 91) Историческое развитие человеческой памяти сводится в основном и в главном к развитию и совершенствованию тех вспомогательных средств, которые вырабатывает общественный человек в процессе своей культурной жизни. (9.1, 92) См. Деятельность, Знак, Опыт, Поведение, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПАМЯТЬ
Представьте на минуту, на что походила бы ваша жизнь, если бы вы не могли вспоминать события, узнавать знакомых людей и места, в которых побывали, и даже не помнили бы последовательность действий, необходимых для заваривания чая. Привычная для нас жизнь была бы совершенно невозможна, если бы все, что узнаем, мы тут же забывали. Однако существуют люди, которые в результате травмы или болезни почти полностью теряют память (такое состояние называется амнезией). Какие виды активности требуют участия памяти? Набор телефонного номера; рассказ о том, что случилось во время вашей учебы в начальной школе; катание на велосипеде; знание того, что Париж — столица Франции. Это разные виды активности, и все их нужно учитывать при моделировании процессов памяти.
Модель памяти, оказавшая наибольшее влияние на современные представления, была предложена в конце 1960-х годов Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином. Эта модель использует аналогию с компьютером и осмысляет память в терминах передачи информации из одного хранилища в другое. Одно из этих хранилищ называется кратковременной памятью. Именно здесь хранятся телефонные номера в тот краткий период, который длится между моментом, когда мы посмотрели в записную книжку, и моментом, когда мы закончили набирать номер. Считается, что кратковременная память имеет ограниченный объем и носит временный характер. Классическое исследование Джорджа Миллера, проведенное в 1950 — х годах, установило, что кратковременная память способна одновременно удерживать около семи объектов. В кратковременной памяти можно удерживать информацию посредством непрерывного повторения, иначе старая информация сотрется в ней после того, как поступит новая.
Согласно Аткинсону и Шиффрину, именно посредством повторения информация из кратковременной памяти переходит в долговременную. В отличие от кратковременной памяти, с ограниченным объемом, долговременная память — это постоянное хранилище информации, имеющее практически неограниченный объем.
См. также статьи «Схемы и сценарии», «Эпизодическая, семантическая и процедурная память», «Эффекты! первичности и новизны».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ПАМЯТЬ
Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен - прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. Основные процессы П. - запоминание, удержание, воспроизведение, забывание. Характеристика П. и ее расстройств имеет важное диагностическое значение и в значительной мере определяет возможности социально-трудовой реабилитации, особенно при органических заболеваниях головного мозга.
П. АССОЦИАТИВНАЯ характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно (См. Ассоциации).
П. ДВИГАТЕЛЬНАЯ. Ее объект - движения, их координация и последовательность. В значительной мере является автоматизированной.
П. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ обеспечивает длительное удержание знаний (часы, годы, иногда десятилетия). Относится также к умениям и навыкам. Характеризуется значительным объемом удерживаемой информации. Для перевода запоминаемого материала в П.д. необходима его осмысленная интерпретация.
П. ЗРИТЕЛЬНАЯ. Вид, модальность П., связанной с деятельностью зрительного анализатора. Может носить характер наиболее выраженной, по сравнению с другими видами П.
П. КРАТКОВРЕМЕННАЯ обеспечивает оперативное удержание и преобразование материала, необходимого в процессе непосредственной деятельности. Перевод запоминаемого из сенсорной сферы в П.к. осуществляется благодаря функции активного внимания. Продолжительность удержания информации не превышает десятков минут.
Син.: П. оперативная.
П. ЛОГИЧЕСКАЯ построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.
Син.: П. смысловая.
П. МЕХАНИЧЕСКАЯ направлена на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.
Син.: П. непосредственная.
П. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. См. П. механическая.
П. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произвольного внимания.
П. ОБРАЗНАЯ характеризуется преимущественной направленностью на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
П. ОПЕРАТИВНАЯ. См. П. кратковременная.
П. ОПОСРЕДОВАННАЯ включает в себя П. ассоциативную и логическую.
П. ПАНОРАМИЧЕСКАЯ (греч. pan - все, horama - вид, зрелище). Характеризуется быстрым течением насильственных воспоминаний, в которых за короткое время, в ускоренном темпе больной как бы заново переживает продолжительные периоды своей жизни. Наблюдается при височной эпилепсии в сочетании с обонятельными и вкусовыми галлюцинациями и сноподобными состояниями.
П. ПРОИЗВОЛЬНАЯ. Процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания. Ср.: П. непроизвольная.
П. СЛОВЕСНАЯ направлена на запоминание слов. Иногда термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими.
П. СЛУХОВАЯ направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.).
П. СМЫСЛОВАЯ. См. П. логическая.
П. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ. В запоминании того или иного материала важную роль играют чувства, эмоции, аффективная значимость. См. Закон Рибо.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПАМЯТЬ
форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. П- обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. п.). П. служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. П. выполняет различные функции в деятельности человека и в соответствии с этим выделяют различные процессы памяти: запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализация, возобновление), сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь П. с деятельностью. П. классифицируется на виды в соответствии со следующими основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, П. делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; по отношению к компонентам структуры деятельности: мотивам, целям, способам выполнения действий — на долговременную, кратковременную и оперативную. В различных видах деятельности человека могут проявляться либо преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Отсюда и соответствующие виды П. Двигательная П.— это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида П. состоит в том, что она служит основой для формирования профессиональных и трудовых навыков, В деятельности оператора двигательная П.— необходимое условие формирования профессиональных навыков сокращения и автоматизации первоначально развернутых действий. Эмоциональная П.— это память на чувства. У оператора эта П. ярко проявляется, напр., й специфическом чувстве боязни предметов и действий, связанных с аварийными ситуациями, имевшими место в прошлом опыте. Образная П.— это память на представления, она бывает зрительной, слуховой, осязательной и т. д. Этот вид П. имеет очень большое значение в деятельности оператора, поскольку он постоянно имеет дело с образами управляемых объектов. Образная П., кроме того, составляет основу запоминания оператором мнемосхем, а также знаков индикации и органов управления. Содержанием словесно-логической П. являются наши мысли, понятия, суждения, умозаключения. Мысли не существуют без языка, поэтому П. на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Оператору часто приходится пользоваться логической П.,. особенно в ситуациях, требующих нестандартных, творческих решений оперативных задач. В зависимости от целей деятельности П. делят на непроизвольную и произвольную. О непроизвольной П. говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить и воспроизвести. В тех случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной П. Здесь процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. В инженерно-психологических исследованиях П. оператора важное значение имеет проблема классификации видов П. по «временным» характеристикам, т. е. ее деление на кратковременную, долговременную и оперативную память. Последняя имеет особенно большое значение в деятельности оператора. Установлено, что значительное число ошибок в его деятельности связано с нарушениями работы оперативной П. в связи с ограниченностью ее объема, малой длительностью сохранения материала, большой чувствительностью к действию помех. Повышение качества работы оперативной П. достигается рациональным построением информационных моделей и пультов управления. Большое значение имеет характер обучения операторов: чем глубже и содержательнее знание свойств управляемого объекта, чем полнее представление о системе отношений всех его элементов, тем выше возможности организации работы П.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Память
способность живых существ (или их популяций), воспринимая воздействия извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры. Различают следующие виды П.:
Генетическая П. — П. биологического вида, заключающаяся в стабилизации органических систем и их структурном самовоспроизведении. Носители генетической П. — нуклеиновые кислоты, которые позволяют обеспечить стабильность хранения информации.
Иммунологическая П. — состоит в способности после первой встречи с генетически чужеродными телами и веществами узнавать их при повторной встрече, связывать и включать неспецифические механизмы их уничтожения. Такие чужеродные вещества именуются антигенами, а иммунные белки, обладающие способностью их разрушать, — антителами.
Нервная, или нейрологическая, П. — основана на важнейшем свойстве нерв
ной системы длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма на эти события, а также использовать данную информацию для построения текущего поведения. П. как результат обучения заключается в таких изменениях в нервной системе, которые сохраняются в течение времени и существенно влияют на характер протекания будущих поведенческих реакций.
Сенсорная П. — следовые процессы после электрического ответа рецепторной клетки на внешнее воздействие, которые продолжаются некоторое время уже при отсутствии реального раздражителя. Длительность хранения следов в сенсорной П. не превышает 500 мс, стирание следа продолжается не более 150 мс. На этом виде памяти основано слитное восприятие изображений в кино и телевидении. Зрительный образ сохраняется при мигании, при чтении и пр.
Краткосрочная, или кратковременная, П. — так именуется следующий за сенсорной период П. В его основе усматривают прежде всего электрофизиологические механизмы, связанные с многократным циркулированием (реверберацией) импульсации по замкнутой системе нейронов, именуемой ловушкой. В пределах краткосрочной П. выделяют первичную память, длящуюся несколько секунд. Она связана с мысленным повторением материала с целью запоминания и его интерпретации. Материал «стирается» при его замене на новый.
Долгосрочная, или долговременная, П. формируется на основе синтеза макромолекул (нуклеиновых кислот и белков) и касается активации генетического аппарата клетки. Представляет собой новую внутримозговую функциональную структуру, базирующуюся на изменениях в мембранах нейронов и на межнейронных связях. Переход информации из краткосрочной в долгосрочную П. (принципиально важный момент физиологии и биохимии П.) называется консолидацией энграммы (см. Энграмма памяти), периоду которой соответствует особый вид промежуточной П., которая как бы встраивается между долгосрочной и краткосрочной П.
Долгосрочную П. подразделяют на вторичную (создание ассоциаций, т. е. взаимоотношений отдельных элементов и явлений, которые могут храниться минуты и годы) и третичную (навыки, постоянно сопровождающие человека в течение его жизни).
Образная П. — сохранение и репродукция однажды воспринятого жизненно важного объекта (И. С. Бериташвили, А. А. Ухтомский).
Словесно-логическая, или семантическая, П. — П. на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и внутренние переживания и собственные действия человека.
Условно-рефлекторная П. — проявляется как воспроизведение условных двигательных и секреторных реакций или заученных привычных движений спустя длительное время после их образования.
Эмоциональная П. — воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражений, обусловивших первичное возникновение этого состояния. Может возникать при любых сенсорных воздействиях, формируется очень быстро (часто с первого раза) и характеризуется непроизвольностью запоминания и воспроизведения информации.
Литература
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
Бериташвили И. С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.
Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. М., 1974.
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. Л., 1987.
Психология памяти: Хрестоматия по психологии. М., 1998.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПАМЯТЬ
процессы когнитивные - процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В самой простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов; в более сложной форма предстает; как воспроизведение в представлении предметов, не данных в восприятии актуально. Узнавание и воспроизведение бывают произвольными и непроизвольными.
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания - существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Ныне память рассматриваются в контексте других процессов когнитивных. Задача психологии - рассмотреть сущность памяти как проявление личности.
Исследования памяти междисциплинарны, ибо в различных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает в себя не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.
В ходе развития онтогенетического (-> онтогенез) способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминаемом осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга головного позволил установить преимущественную связь процессов в полушарии левом мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в полушарии правом - с наглядно-образными.
В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на, биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.
Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками компьютеров (-> моделирование). Но функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в памяти кратковременной свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. О возможностях памяти образной говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего эйдетизма.
При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития сферы мотивационно-потребностной может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности.
В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.
В зависимости от установки на длительность сохранения выделяются память краткосрочная и долговременная. Различие этих видов памяти физиологически подтверждается различными следами, хранящими информацию.
По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную. По модальности сохраняемых образов - память словесно-логическая и образная. Обычно уровень их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти.
Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как:
1) скорость запоминания - количество повторений, нужное для удержания информации в памяти;
2) объем запоминания;
3) скорость забывания - время, в течение коего запомнившееся хранится в памяти;
4) длительность сохранения;
5) точность.
Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти. Память - не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Память
(Mneme, mnesis) (от греч. mnesis - воспоминание, память, от греч. mnemosyne - покровительницы муз, богини памяти у древних греков). Способность мозга впечатывать (фиксация), сохранять (ретенция) и воспроизводить (репродукция) следы субъективного отражения объективной действительности, т. е. ощущения, восприятия, мысли и другие психические переживания. Эта способность обозначена Семоном (1904) греческим названием мнеме (см.). Физиологическая основа памяти - образование и сохранение временных связей, ассоциаций.
П., ассоциативная (от лат. associo - связывать воедино). Память, при которой элементы запоминания связаны между собой ассоциативно: по соседству (в пространстве или времени), сходству или контрасту.
П., двигательная. Память о координации и последовательности движений. Лучше развита в детском возрасте.
П., длительная - см. Память, долговременная.
П., долговременная. Память, характеризующаяся сохранением полученной информации на протяжении многих лет или всей жизни.
П., зрительная. Способность запоминать с помощью зрения. Лица с этой формой механической памяти легче и быстрее заучивают прочитанное, чем услышанное.
П., иконическая (от греч. eikon, eikonos - образ) - см. Память, образная.
П., кратковременная. Память, характеризующаяся продолжительностью сохранения информации до нескольких десятков минут. Следы полученных впечатлений быстро угасают. В существовании кратковременной памяти есть определенный биологический смысл - если сохранять надолго бесчисленную информацию, принимаемую мозгом, целенаправленное мышление и любая психическая деятельность стали бы неосуществимы. В определенных случаях кратковременная память переходит в долговременную. Син. Память, оперативная.
П., логическая (от греч. logos - наука, учение, слово). Память, при которой элементы запоминания связаны между собой определенной логической связью (как то - род, вид, причина и следствие, сущность и явление и пр.). Характерна для зрелого возраста. Син. Память, логически-смысловая, Память, смысловая.
П., логически-смысловая (от греч. logos) - см. Память, логическая.
П., механическая (от греч. mechane - средство, изобретение, машина). Память, при которой элементы запоминания не связаны между собой смысловой связью (ассоциативной или логической). Она лучше всего развита в детском возрасте. В подростковом возрасте и после него механическая память замещается логической памятью. Син. Память, непосредственная.
П., мыслительная - см. Память, логическая.
П., непосредственная. Относится к немедленному сохранению информации, т. е. событий, происшедших за последние несколько мгновений. Син. Оперативная память, Память непосредственная.
П., непроизвольная. Память на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Син. Память, иконическая, Память образная.
П., обманы памяти - см. Парамнезии.
П., образная. Память об определенных образах (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Син. Память, иконическая.
П., оперативная (от лат. opus, opens - дело) - см. Память, кратковременная.
П, опосредствованная. Общее название ассоциативной и логической памяти. См. Память, ассоциативная, Память, логическая.
П., панорамическая (от греч. pan - все, horama - вид, зрелище). Характеризуется быстрым течением насильственных воспоминаний, в которых за короткое время, в ускоренном темпе больной как бы заново переживает продолжительные периоды своей жизни. Наблюдается при височной эпилепсии в сочетании с обонятельными и вкусовыми галлюцинациями и сноподобными состояниями.
П., «предательство» памяти - см. «Предательство» памяти, Аломнезия.
П., произвольная. Память, при которой внимание зафиксировано на процессе запоминания. Ср. Память, непроизвольная.
П., репродукционная (от лат. re - снова и productio - производить, рождать). Разновидность памяти, заключающаяся в способности мозга воспроизводить следы субъективного отражения объективной действительности, т. е. энграммы. См. Энграмма.
П., ретенционная (от лат. retineo - удерживать). Разновидность памяти, заключающаяся в способности мозга сохранять следы субъективного отражения объективной действительности, т. е. энграммы. См. Энграмма.
П., слуховая. Разновидность памяти, при которой легче запоминаются звуки, напр., музыка, ритмы, сочетания звуков и др.
П., эмоциональная (от лат. emoveo - растрясти, расшевелить, сильно возбуждать). Память об определенных эмоциях (чувствах), переживаниях. Эмоционально насыщенное запоминание. Характерно в основном для детского возраста.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПАМЯТЬ (MEMORY)

Функция психического аппарата, посредством которой хранятся и воспроизводятся воспринятые или приобретенные в процессе научения впечатления. Память включает процессы восприятия, апперцепции, распознавания, а также кодирования, извлечения и активации информации. Описаны различные формы памяти: кратковременная и долговременная, эмоциональная, подкрепляющая процессы внимания и др. Каждый из типов связан с определенными ощущениями и вербальными ассоциациями.
Память и ее нарушения занимали центральное место в психоаналитической теории начиная с первых наблюдений Фрейда. Исследования истерии привели Фрейда к выводу, что его больные страдали 'реминисценциями' и что их симптомы можно было понимать как символическое выражение травматических воспоминаний, недоступных воспроизведению из-за связанных с травмой негативных эмоций. Когда эти замаскированные воспоминания заменялись непосредственными воспоминаниями, сопровождавшимися соответствующими эмоциями, симптомы исчезали. Лечение, по сути, заключалось в попытках восстановить травматические воспоминания и разрядить с помощью речи связанный с ними аффект (отреагирование). По мнению Фрейда, исключение воспоминаний из сознания обусловливалось вытеснением (этот термин использовался для обозначения того, что теперь называется защитой).
В "Проекте научной психологии' (1895) восприятие и помять причислялись Фрейдом к различным системам психики. Воспоминания рассматривалась им кок связанные эмоциональными ассоциациями, как цепочки ассоциаций и как процессы символизации. В топографической модели, впервые описанной в 1900 году, Фрейд постулировал трехкомпонентную модель психики, состоящую из сознательного, предсознательного и бессознательного. Сознание представляло в этой модели лишь небольшую область психики. Мысли и воспоминания в системе предсознательного становятся сознательными при наличии достаточного катексиса внимания, тогда кок бессознательные содержания, по мнению Фрейда, катектированы интенсивной сексуальной энергией и насильно удалены из сознания. Но именно из-за своей интенсивности они ищут выражения, чему препятствует гипотетический "цензор', защитная инстанция, искажающая и маскирующая воспоминания, чтобы они могли быть приемлемыми для осознания. Фрейд также предполагал, что ранние впечатления регистрируются перцептивным аппаратом в виде структурных изменений в системе, которые он называл следами памяти. Эта идея совпадает с современными нейрофизиологическими представлениями, согласно которым воспоминания откладываются в результате стойких изменений в структуре ДНК кортикальных нейронов. Фрейд полагал, что эти примитивные следы памяти ассоциациативно связываются в мнемической системе, репрезентирующей предсознательные элементы, которые восстанавливаются в результате ассоциативной активации их схемы или сетей в процессе воспроизведения. В этой предсознательной форме следы памяти уже связаны с символами.
После того как были представлены структурная модель психики (Freud, 1923) с ее разделением на Оно, Я и Сверх-Я и вторая теория тревоги (1926), вытеснение стало пониматься как одно из средств защиты от тревоги, вызванной появлением в сознании угрожающих побуждений Оно в форме воспоминаний или фантазий, вступающих в конфликт с нормами системы Сверх-Я, Память рассматривалась как функция Я, служащая воспроизведению, интеграции и синтезу психических содержаний. В теоретическом отношении на самых ранних стадиях развития Я следы памяти о переживании удовольствия являются причиной антиципации новых переживаний удовольствия, когда вновь проявляется инстинктивная потребность. Если удовлетворения не происходит, младенец достигает галлюцинаторного удовлетворения желаний благодаря катексису следов памяти. Неспособность такого галлюцинаторного удовлетворения утолить потребность является основой для развития чувства реальности. Таким образом, процесс воспоминания и его трансформации обладают адаптивным потенциалом для развития Я, а также могут быть причиной психопатологии.
По-прежнему не утратило своего значения фундаментальное положение психоанализа, что вытесненные или забытые воспоминания являются принципиальным источником интрапсихического конфликта. Разрешение такого конфликта с помощью компромиссного образования проявляется в симптомах или проблемах характера, из-за которых пациент приходит к врачу. Восстановление этих вытесненных воспоминаний достигается с помощью свободных ассоциаций, с помощью ассоциаций с латентными представлениями в материале сновидения, а также с помощью интерпретации переноса, когда забытые чувства к фигурам из прошлого проявляются по отношению к аналитику. Восстановление вытесненных воспоминаний ослабляет конфликт и помогает человеку создать более целостный образ себя.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Память
memory) П. обычно понимается как дар или способность, благодаря к-рой можно вызвать, обдумать либо описать предыдущий опыт в настоящее время. Чем бы П. ни была, она не похожа на магнитофон, записывающий знаки, звуки, переживания и т. п., к-рые мы могли бы воспроизвести при подходящих обстоятельствах. Нек-рые авторы, занимавшиеся данной тематикой, предполагают что-то близкое к этому. У. Пенфилд привел детальные воспоминания о прошлом опыте людей, мозг к-рых он раздражал электрическим зондом в то время, пока они находились на операционном столе. Поскольку не было предпринято попытки проверить достоверность воспоминаний, данные сообщения приняли с определенными оговорками. Даже если допустить, что сообщения были точными, они не могут доказать, что все ранее испытанное "хранилось" в головном мозге. П. тж представляют себе как нечто, "тренируемое" или усиливаемое практикой. Нет оснований, как кажется, полагать, что кто-то может улучшить свою память многократно повторяемым запоминанием, хотя можно научиться более эффективным методам заучивания. Могут оказать помощь мнемонические приемы. Люди, к-рым не удается запомнить определенные вещи, могут жаловаться на "плохую память", однако, возможно, что они просто что-то плохо освоили и теперь им не следует ожидать, что они вспомнят это. Легче иметь дело с научением и забыванием, не прибегая к понятию П., т. к. мы действительно учим и забываем, а вот обладаем ли мы П. и используем ли ее - может быть сомнительным вопросом с научной т. зр. Никто не может изучать память, поскольку ее невозможно увидеть или манипулировать ею. Иногда забывание происходит мгновенно, без прошествия какого-то времени, напр., когда удар по голове приводит в состояние оглушения или потери сознания. Подобная амнезия может быть постоянной или временной. Иногда дети демонстрируют удивительную способность к удержанию в П. событий или ситуаций. Такие детальные воспоминания особенно изумляют взрослых, поскольку по мере старения мы, похоже, теряем способность вспоминать мн. события и виды информ. Для пожилых людей иногда представляется невозможным вспомнить недавние события, в то время как они, якобы, прекрасно помнят детский опыт. Следует заметить, что воспоминания о детском опыте могут быть усилены частыми повторениями и пересказами, или могут даже быть весьма искажены и звучать приемлемо только вследствие конфабуляции и сведений, полученных извне. Неудачи в сохранении в П. недавних событий могут быть обусловлены недостатком интересов и неспособностью обучаться или наблюдать. В лабораторных исслед., когда пожилые люди были мотивированы к обучению по тем же критериям, что и молодежь, они часто запоминали так же хорошо, как и молодые учащиеся. Виды памяти Ссылка на П. о текущих событиях наводит на мысль о том, что П. можно классифицировать в соответствии с тем, как давно что-либо произошло. Кратковременную П. лучше рассматривать как результат первой попытки обучения. Чем чаще что-либо повторяется, тем больше из этого будет запомнено. Исследователи кратковременной П. обычно называют запомненное по прошествии 30 с функцией долговременной памяти, но т. к. она яв-ся единственным видом сохранения, к-рый касается большинства людей, долговременная П. становится чрезмерно общим понятием для того, чтобы иметь к.-л. описательную ценность. Э. Тулвинг описал то, что он называет "эпизодической" и "семантической" видами П. Эпизодическая П. - это сохранение специфических событий или деталей, наподобие имен людей. Семантическая П. относится к общим знаниям - напр. способности говорить на родном языке или умножать. Напр., мы можем забыть, когда и где мы научились умножению, но мы помним, как это делается. Методики оценки памяти В лабораториях сохранение материала в П. обычно измеряется одним из трех способов: методом воспроизведения, методом узнавания и методом доучивания. Метод воспроизведения. В исслед. П. методом воспроизведения испытуемых просят сообщить о том, что они увидели или услышали либо после каждого предъявления стимульного материала, либо после неск. предъявлений. Их могут попросить сообщать об этом дословно (последовательно) либо "свободно" - т. е., сообщить все, что они помнят в любом порядке (свободное воспроизведение). Иногда первое воспроизведение не настолько полное, как последующая попытка. В таких случаях употребляют термин "реминисценция" для того, чтобы описать дополнительное вспоминание. Если человек не способен вспомнить весь материал самостоятельно, ему часто помогают или дают подсказки в виде ассоциативных стимулов; такая операция называется "воспроизведение с подсказкой". Метод узнавания. Более прямым методом подсказывания яв-ся предъявление испытуемому исходного стимульного материала, включенного в набор, содержащий ранее не предъявлявшийся материал. Если в качестве исходного стимульного материала использовался список из 20 слов, испытуемого могут попросить отыскать эти 20 слов в новом списке из 40 слов. Обычно обнаруживается, что при одинаковых условиях отвлечения внимания испытуемые могут узнать гораздо больше, чем воспроизвести. Метод доучивания. В исслед. научения точно установлено, что выученный однажды и забытый сейчас материал можно доучить за нек-рую долю времени от затраченного на первоначальное заучивание. Различие во времени, затраченном на первичное заучивание и доучивание, назв. "показателем сбережения", первонач. было описано первым психологом, изучавшим научение экспериментально - Германом Эббингаузом. Открытию явления сбережения уже 100 лет, и оно по-прежнему не опровергнуто. Тот факт, что сбережение существует почти во всех ситуациях, привел к обобщению, что выученное никогда не забывается - по крайней мере, не забывается полностью. Теории памяти К известным совр. теориям П. или забывания относятся а) теория неиспользования или распада и б) теория интерференции. Теории не яв-ся взаимоисключающими и основаны на ходе времени. Теория неиспользования. Теорию неиспользования неспециалисты обычно воспринимают как интуитивно верную. Со временем материальные объекты могут ржаветь, становиться менее прочными или вообще исчезать. Возможно, то же самое происходит с П., поскольку все замечают, что события далекого прошлого со временем начинают становиться смутными и бледными, и мы все меньше и меньше помним о них. Теория неиспользования, подобно своей конкурентке, страдает от недостатка физиолог. поддержки, и обычно ее оспаривают на том основании, что время само по себе ничего не делает. Важно то, что происходит с ходом времени. Такой логический аргумент оказывает поддержку теории интерференции. Теория интерференции. Теория интерференции предполагает, что если что-либо выучено в той или иной степени, то это можно припомнить в той же степени, если только в процесс не вмешивается нечто выученное ранее или позже. Ретроактивное торможение. В исслед. ретроактивного торможения группа испытуемых сперва заучивает нек-рый материал, материал А. Затем они заучивают др. список, материал Б. Впоследствии проверяют их способность воспроизвести материал А, и систематически обнаруживается, что если материал Б в определенной степени похож на материал А, то сохранение в П. снизится по сравнению с контрольной группой, к-рая заучивала только материал А и проверялась через тот же интервал времени. Проактивное торможение. Если материал Б сходен с материалом А, то заучившие материал А будут испытывать больше трудностей в заучивании Б, чем контрольная группа, к-рая не заучивала А. Это наз. проактивным торможением. Во мн. случаях прошлый опыт помогает нам выучить повое (возможно, за счет сохранения старого), а многое из вновь изучаемого столь несхоже со старым опытом, что никакой интерференции не происходит. Ретроактивное и проактивное торможение применимы к ситуациям, в к-рых два набора материала или навыков обладают потенциалом для интерференции; такой потенциал обычно свойствен сходству двух привычных образов действия или материалов. Иногда кажется, что чем больше мы учим или знаем, тем больше забываем. Наш прошлый опыт является аккумулирующим, и большая его часть может содержать сходные элементы относительно материала или операций нового обучения. Поэтому проактивное торможение более вероятно является источником интерференции, чем ретроактивное торможение. Это и обнаружено в исследованиях. Резюме П. можно лучше всего понять как изменение способности индивидуума реагировать определенным способом на нек-рый стимул или сигнал. Когда мы действительно что-то не знаем, это происходит потому, что наша НС не способна переработать входной сигнал в специфический выходной сигнал. Когда мы что-то выучили, к чему бы это ни относилось, мы изменились т. о., что теперь выдаем подходящие ответы. В ходе иных изменений мы можем стать неспособными реагировать желательным способом: и в этом случае мы изменились так, что стимулы не обрабатываются, как они обрабатывались ранее. Если нек-рые реакции или навыки применялись очень долгое время, мы становимся достаточно стойкими к изменениям. Даже страдающий амнезией человек, забывший свое имя и адрес, вспомнит как сказать на родном языке о том, что он не может вспомнить. См. также Когнитивные (познавательные) способности, Теория обработки информации, Экспериментальные исследования памяти Б. Р. Бугельски

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПАМЯТЬ
англ. memory) - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге (см. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Энграм-ма). Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
История изучения П. в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Одной из первых теорий П. является ассоцианистическая теория. Ее центральное понятие - "ассоциация" - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между 2 впечатлениями ассоцианизм считал одновременность появления их в сознании. Соответственно П. рассматривалась не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Выделялись 3 типа ассоциаций - по смежности, по сходству и по контрасту. Содержание понятия ассоциации в дальнейшем существенно переосмыс-лилось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии П. Запоминание - это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. По словам О. Мандельштама, "образованность - это школа быстрейших ассоциаций". Но связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.
Представители ассоциативной психологии (Г. Эббингауз, 1885; Г. Мюллер, 1911; А. Пильцек-кер, 1900) сделали первые попытки экспериментального изучения П. . Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов П.
Дальнейшие исследования П. были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новых форм П. Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т. е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в исследованиях бихевиористов заняла проблема навыка (Э. Торндайк, Э. Толмен). П., с их т. зр., исчерпывалась приобретением различных двигательных и речевых навыков и изучалась преимущественно в непроизвольной форме. В исследованиях произвольной П. у бихевиористов в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть. В этих работах получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о его зависимости от объема и характера материала и т. д. Были получены также новые факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.
Представители гештальт-психологии (В. Ке-лер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин и др.) подвергли критике положения ассоцианизма о смежности элементов во времени и пространстве как условии возникновения ассоциаций. Они полагали, что в основе образования ассоциаций лежит закон целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов; целостное образование - гештальт - первично по отношению к входящим в него элементам. В качестве ведущего условия запоминания гештальт-психологи рассматривали структуру материала. Поэтому для запоминания неорганизованного, бессмысленного материала, необходимо дополнительное исходное условие - намерение субъекта (см. Интенция). Однако рассматривая организацию, структуру материала, как главный объяснительный принцип, в частности для теории памяти, представители этого направления упустили из виду наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа - собственную деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства и различия.
В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложились личностные теории П., которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов П., особенно сохранения. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов П. эмоции.
Коренные изменения в теоретических представлениях о П. и в ее экспериментальном изучении возникли на основе идеи социальной природы П. человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928), Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (1930), А. Н. Леонтьева (1931), Ф. Бартлетта (1932) процессы П. начинают пониматься как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие. Идея о социальной природе П. получила дальнейшее развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов П. явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П. И. Зинченко (1939,1961) и Л. Л. Смирнова (1948).
П. включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны (см. Памяти виды, Памяти типы). По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают П. двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют П. непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание, Произвольное запоминание). Непроизвольная П. занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной П., которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.
По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная), кратковременную и долговременную П. Кратковременная П. является лабильной фазой П., которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (см. Памятимор-фологический субстрат, Памяти физиологические механизмы). Долговременная П. - стабильная фаза, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе их консолидации. Процесс консолидации является непременным условием последующих структурных изменений. Установлено, что общее время консолидации следов памяти (мнемических следов) колеблется в пределах от 10-15 с до 20-30 мин. Деление П. на кратковременную и долговременную не является общепринятым. С т. зр. некоторых авторов (А. Мелтон, 1963; Л. Постман, 1964), П. есть единый процесс, который представляется различным при его исследовании с помощью разных экспериментальных приемов. Тем не менее существует достаточно фактов, подтверждающих конструктивность и полезность различения кратковременной и долговременной П. Одной из альтернатив теории двойственности П. является теория уровней переработки информации (М. Познер, 1969). В этой теории кратковременная и долговременная П. рассматриваются как процессы, допускающие возможность различных способов кодирования информации.
Основные процессы П.: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Запоминание - главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.
Одним из направлений психологии, в русле которого выполнено большое количество работ по изучению П., является информационный подход, позволивший найти количественную меру запоминаемого материала - количество информации. Установлено, что объем кратковременной П. определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации. С этим фактом связывается проблема кодирования информации: важно кодировать запоминаемый материал символами, содержащими много информации. Проблема кодирования поставлена и в контексте изучения оперативной П. (см. Память оперативная) - как исследование способов преобразования материала при его оперативном запоминании. В связи с информационным анализом процесса запоминания широко изучены многообразные способы переработки информации в П., намечена определенная структура, т. е. общий состав и последовательность операций и действий мнемической деятельности. Трактовка П. как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволила выявить и, в известной мере, сблизить операциональный состав мыслительной и мнемической деятельности. Ж. Пиаже и Б. Инельдер приходят к выводу, что организация П. изменяется в зависимости от уровня схем мышления и прогрессирует вместе с интеллектом индивида. Образы П. составляют основной материал мышления. Л. М. Веккер (1998) говорит об интегративной функции П: она интегрирует не только отдельные когнитивные единицы (перцепты, концепты и пр.), но и различные когнитивные процессы - сенсорные, перцептивные, мыслительные - в целостную систему интеллекта. В последние десятилетия в русле когнитивной психологии изучается операциональный состав кратковременной и оперативной П. Это стало возможным благодаря разработке микроструктурного подхода к исследованию познавательных процессов (см. Метод микроструктурного анализа). Микроструктурные методы исследования позволили раскрыть содержание отдельных функциональных блоков, участвующих в обработке информации в кратковременной П. Особенно большое значение имеет анализ семантических преобразований информации, осуществляющихся в кратковременной П.
Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания (см. Памяти типы). Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства н. с. изменяются под влиянием условии жизни и деятельности людей. См. Прочность запоминания, Развитие памяти. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПАМЯТЬ
в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений.
   Становление и развитие классического психоанализа было связано с попытками осмысления проблемы памяти. Правда, непосредственное изучение природы и механизмов функционирования памяти как таковой не являлось специфической исследовательской и терапевтической задачей З. Фрейда. Тем не менее данная проблематика входила в остов психоанализа, поскольку в его теории и практике основное внимание сосредоточивалось на рассмотрении механизма вытеснения, а также вопросов, связанных с забыванием, воспоминанием, неверным припоминанием.
   В 1898 г. З. Фрейд опубликовал статью «О психическом механизме забывчивости», в которой подверг анализу явление временного забывания собственных имен и пришел к выводу, что расстройство психической функции, связанной со способностью припоминания, допускает объяснение, выходящее за пределы традиционных взглядов, согласно которым собственные имена легче ускользают из памяти, чем какое-либо другое содержание ее. В 1899 г. из-под его пера вышла статья «О покрывающих воспоминаниях», посвященная рассмотрению того поразительного факта, что в самых ранних воспоминаниях детства обычно сохраняются второстепенные вещи, в то время важные аффективные впечатления того времени не оставляют в памяти взрослых никакого следа. Отталкиваясь от этих статей, он написал работу «Психопатология обыденной жизни» (1901), в которой показал, что забывание, неверное припоминание, покрывающие воспоминания, как и другие огрехи памяти, являются не случайностью, обусловленной физиологическими причинами (усталость, рассеянность, невнимательность), а полноценными психическими актами, мотивированными вытеснением. С точки зрения З. Фрейда, феномен «обмана памяти» мотивируется бессознательным вытесненным материалом. В этой же работе он высказал предположение, согласно которому забывание детских переживаний дает ключ к пониманию амнезий (потере, провалах памяти), лежащих в основе «образования всех невротических симптомов».
   В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд обратился к осмыслению проблемы забывания сновидений. В связи с этим он заметил, что воспоминание о сновидении, как правило, «искажено нашей ненадежной памятью, которая в высшей степени непригодна для сохранения сновидения и, быть может, совершенно опускает как раз самые важные и существенные части его содержания». По его мнению, «наша память вообще не знает никаких гарантий», и все же мы значительно чаще, чем это нужно с объективной точки зрения, считаем нужным доверять ее показаниям. Между тем забывание сновидения – явление частое, хотя подчас человек предпринимает напряженные усилия запомнить то, что ему приснилось. Это вовсе не означает, что в памяти человека не сохраняются его жизненные впечатления или он в принципе не способен воспроизвести и понять свое сновидение. Это свидетельствует лишь о том, что при образовании сновидения и попытках его запоминания в психике человека действенными оказываются такие механизмы и процессы (вытеснение, цензура, сопротивление), которые приводят к его искажению и забыванию. Вместе с тем все, что утрачено в содержании сновидения благодаря забыванию, может быть восстановлено путем анализа.
   Сновидения характеризуются своеобразной двойственностью. С одной стороны, часто имеет место забывание сновидения, когда человек не может воспроизвести в своей памяти то, что ему снилось. С другой стороны, память в сновидениях, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Очерк о психоанализе» (1940), «намного более обширна, чем в бодрствующем состоянии». Во всяком случае, нередко в сновидениях поднимаются такие воспоминания, которые спящий забыл и которые недоступны для него в бодрствующем состоянии. Часто память воспроизводит в сновидениях впечатления из раннего детства, оказавшиеся не только забытыми человеком, но и ставшие бессознательными в связи с подавлением.
   В работе «Проект научной психологии» (1895) З. Фрейд высказал предположение, согласно которому восприятие реальности относится к одной психической системе, а память – к другой. В «Толковании сновидений» он сделал уточнение: первая система психического аппарата получает восприятия, но не сохраняет их и не обладает памятью; за ней расположена вторая система, превращающая мгновенные раздражения первой системы в прочные следы воспоминания. Для более наглядного понимания того, как можно объяснить образование сновидения, основатель психоанализа выделил две психические системы (предсознательную и бессознательную) и рассмотрел их в отношении к системе сознания. Таким образом, им были сформулированы положения о наличии трех психических систем, о бессознательных и сознательных воспоминаниях, об игре воспоминаний между предсознательным и бессознательным, а также о том, что даже у людей с плохой памятью воспоминания раннего детства до поздних лет сохраняют характер чувственной живости и отчетливости.
   Проблема памяти обсуждалась З. Фрейдом также в связи с техническими задачами, стоящими перед аналитиком в процессе его практической работы с пациентами. В статье «Советы врачам при психоаналитическом лечении» (1912) он указал на то, что первая задача состоит в том, чтобы запомнить все бесчисленные имена, даты, подробности воспоминаний, которые сообщают аналитику его пациенты. «Если же необходимо ежедневно анализировать шесть, восемь или даже больше больных, то память, которой это удается, вызовет у посторонних недоверие, подозрение или даже сожаление». Но аналитик пользуется техникой, которая дает возможность справиться со множеством фактов. Эта техника сводится к следующему: не следует ничего особенно запоминать; необходимо проявлять «равномерное внимание» ко всему, что приходится выслушивать; нет необходимости напрягать внимание, неизбежное при выборе из предоставленного материала и нарочитом запоминании его. Словом, правило для аналитиков З. Фрейд формулирует так: «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться своей «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо».
   Основатель психоанализа исходил из того, что во время лечения имеющие общую связь части материала остаются вполне сознательно в памяти врача. Остальной бессвязный и хаотичный материал сперва кажется забытым, но по мере рассказа пациентом чего-то нового приходит в соответствующую связь и всплывает в памяти аналитика. «С улыбкой выслушиваешь неожиданный комплимент анализируемого по поводу «исключительно хорошей памяти», когда по истечении долгого времени вспоминаешь подробность, которую, вероятно, забыл бы при сознательном намерении зафиксировать ее в памяти».
   Психоаналитическая терапия основана на представлениях З. Фрейда о том, что психически больные люди страдают воспоминаниями и что их симптомы являются остатками и символами воспоминаний о травматических переживаниях. При несовместимых желаниях и травматических переживаниях в душе человека возникает внутренний конфликт. Вызывающее неудовольствие представление об этих желаниях и переживаниях подвергается вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устраняется из сознания, из памяти и забывается. Однако вытесненный материал продолжает существовать в бессознательном, остается активным и посылает от себя в сознание искаженного заместителя – симптом. Как защитное приспособление вытеснение сыграло свою роль в борьбе с внутренним конфликтом, обороняющееся Я примиряется с симптомом, но вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание. Для выздоровления больного необходимо перевести симптом в вытесненное представление, которое, в свою очередь, следует перевести в область сознания, что предполагает преодоление значительных сопротивлений и разрешение переноса, возникающего в процессе аналитической терапии. Если это удается осуществить, то под руководством аналитика больной имеет возможность по-новому разрешить психический конфликт, предшествующее (незрелое, инфантильное, бессознательное) разрешение которого привело его к бегству в невроз. Поскольку психически больные страдают воспоминаниями, то, как замечал З. Фрейд, в конечном счете задача психоаналитического лечения состоит в заполнении всех пробелов в их воспоминаниях, в устранении их амнезий.
   Отталкиваясь от идей З. Фрейда, некоторые психоаналитики предприняли попытку концептуального рассмотрения существа памяти и специфических форм воспоминания, которыми пользуется человек в процессе своей жизнедеятельности. Так, Э. Фромм (1900–1980) обратил внимание на две формы воспоминания, осуществляемого человеком по принципам обладания или бытия. В работе «Иметь или быть?» (1976) он исходил из того, что в основе различения двух форм воспоминания лежит тип устанавливаемой связи. При воспоминании по принципу обладания такая связь может быть механической (определяемой частотой употребления, например, двух последовательных слов) или логической (связь между противоположными или пересекающими понятиями). При воспоминании по принципу бытия связь основывается на живом, активном воспроизведении слов, мыслей, зрительных образов, картин. Предложенный З. Фрейдом и используемый в психоанализе метод свободных ассоциаций как раз и является типом живого воспоминания.
   Воспоминание по принципу бытия предполагает, по словам Э. Фромма, «оживление в памяти того, что человек видел или слышал ранее». Для продуктивного восстановления в памяти какого-то лица или какого-либо пейзажа необходимо оживить их, отчетливо представить себе, будто человек или пейзаж физически присутствуют перед взором. Восстановление в памяти лица или пейзажа по принципу обладания осуществляется иначе, скажем при помощи фотографии, дающей констатацию того, что человек знает изображенное на ней лицо или ему довелось посетить данное место. По мнению Э. Фромма, для большинства людей фотография становится «своего рода отчужденной памятью». Еще одной формой отчужденной памяти являются записи, благодаря которым человек не столько удерживает информацию в своей голове, сколько пытается приобрести уверенность в том, что он владеет информацией. Теряя свои записи, человек теряет также и память об информации. Он утрачивает способность к запоминанию, поскольку его «банк памяти» превращается в «экстернализованную в виде записей» часть его самого. Словом, при отчужденной памяти люди поглощают информацию, «обедняющую их воображение и способность к переживанию».
   В современной психоаналитической литературе проблема памяти рассматривается по большей части с точки зрения раскрытия механизмов вытеснения, забывания, воспоминания и техники свободного ассоциирования, устранения амнезии больного, осознания бессознательных воспоминаний.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
322.00 кб

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка.
Читать PDF
376.85 кб

Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы ис

Нуркова Вероника Валерьевна
Статья посвящена перспективам исследования автобиографической памяти (АП) с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов.
Читать PDF
171.79 кб

Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге про

Мокшанцев Рудольф Иванович
В статье рассматривается результат экспериментального исследования эмоциональной памяти студентов 1-го курса факультета социальной работы Новосибирского государственного медицинского университета.
Читать PDF
603.04 кб

Какие воспоминания мы выбираем? Как цифровой фотоаппарат изменяет нашу память

Козяр Галина Николаевна, Нуркова Вероника Валерьевна
В статье проблематизируется однозначно позитивная связь технологического прогресса в фотоделе (переход от аналоговой к цифровой фотографии) и психологического прогресса в использовании фотографии как средства для регуляции памяти.
Читать PDF
2.61 мб

Память в представлениях мыслителей Древней Греции 73 социальной активности личности

Никишов С.Н.
Читать PDF
623.69 кб

Вербальная память и ее взаимосвязь с интеллектуальным развитием у детей 10-11 лет в норме

Чижова Варвара Антоновна
Читать PDF
150.64 кб

Историческая память в контексте междисциплинарных исследований

Соколова М. В.
Статья посвящена анализу понятия исторической памяти в различных концепциях отечественных и зарубежных психологов, начиная с XVIII века.
Читать PDF
254.80 кб

«Память на движения» как специальный вид памяти

Гончаров Виктор Иванович
В психологической и спортивной литературе, когда говорится о памяти, связанной с движениями, обычно используется термин «двигательная память».
Читать PDF
206.10 кб

Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии

Нуркова В. В.
В статье представлено обоснование и ряд результатов реализации комплексной программы исследования автобиографической памяти на основе неклассической методологии культурно-исторической психологии с расширением за счет деятельностно
Читать PDF
441.99 кб

Сознание как рабочая память

Гидлевский А. В.
Рассматривается сознание как рабочая память, которая включает в себя несколько составляющих: сенсорную, кратковременную, промежуточную и долговременную память (архив).
Читать PDF
565.30 кб

Вербальная память и её взаимосвязь с пространственной памятью

Щеглова Анастасия Викторовна, Чижова Варвара Антоновна
Читать PDF
79.61 кб

Библиотека как память культуры

Дворкина Маргарита Яковлевна
Читать PDF
204.68 кб

Социальная память в обществе риска: опыт философской концептуализации

Устьянцев Владимир Борисович, Аникин Даниил Александрович
Читать PDF
730.74 кб

Автобиографическая память как ресурс преодоления внутриличностного конфликта при алкоголизме

Нуркова Вероника Валерьевна, Бодунов Евгений Александрович
В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на поддержку гипотезы о том, что опора на когнитивно-личностную систему автобиографической памяти является потенциальным ресурсом для борьбы с деструктивной трансформац
Читать PDF
1.34 мб

Внимание и память как детерминанты слепоты к изменению

Гусев Алексей Николаевич, Михайлова Ольга Андреевна, Кремлев Александр Евгеньевич
В статье представлены результаты экспериментального исследования, обнаружившего влияние свойств внимания и рабочей памяти на выраженность феномена «слепота к изменению».

Похожие термины: