Эббингауз Герман

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Эббингауз Герман | Ebbinghaus, Hermann (1850-1909)
Эббингауз был первым психологом, который экспериментально исследовал научение и память. Он изобрел метод заучивания бессмысленных слогов, вызвавший методологическую революцию в области изучения ассоциаций и научения.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Эббингауз Герман
(1850-1909). Впервые изучил научение и память в эксперименте. Демонстрируя действие закона частоты в формировании новых связей, он изобрел метод подачи бессмысленного материала, позволяющий контролировать ранее приобретенный в научающей ситуации опыт.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Эббингауз Герман
24.01.1850 – 26.02.1909) — немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В. Дильтея. Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти. Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, „фактор края“, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН
(Ebbinghaus Hermann) (1850-1909)-немецкий психолог, одним из первых отступив ший от традиций вундтовской психологии в Германии и одним из первым приступивший к экспериментальному изучению памяти и обучаемости человека. В качестве материала для экспериментальных исследования памяти он использовал бессмысленные трехбуквенные сочетания-«слоги». Э.Г. открыл закон забывания, известный также под названием «закон Эббингауза».
Соч.:Uber das Gedachtnis. Leipzig, 1885; Grundzuge der Psychologie Leipzig, 1902; Основы психологии. СПб., 1911—1912; Очерк психологии. СПб., 1911. См. Вундт Вильгельм, забывания закон, слоги бессмысленные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эббингауз (Ebbinghaus) Герман
(24.01.1850 - 26.02.1909) - немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии.
Биография. С 1894 г. - профессор в университете Бреславля (Вроцлава), с 1908 г. - Галле. Один из основателей журнала "Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane".
Исследования. Выступал оппонентом В.Дильтея. Первым осуществил экспериментальные исследования памяти. Для этого поставил множество опытов на самом себе, прежде всего по запоминанию бессмысленных слогов (1885). Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, "фактор края", то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный. Открыл иллюзию контраста, связанную с влиянием на восприятие величины предмета его окружения.
Диагностика. Разработал несколько методик для исследования процессов памяти, а также тест для выявления степени умственного развития.
Сочинения. Основы психологии. Т. 1, вып. 1-2, СПб., 1911-12;
Очерк психологии. СПб., 1911

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН
Ebbinghaus, 1850-1909) - нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Составив множество трехбуквенных бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Э. прочитывал их под метроном, пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры эксперимента привела, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти. Э. обнаружил т. н. "фактор края", т. е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда (см. Позиционная кривая), объясняемое Э. фактом "тормозящего влияния" представлений слогов в сознании друг на друга (в середине ряда торможение имеет место с 2 сторон, а по краям - только с 1 стороны). Были выведены также кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Его последователь А. Йост, пользуясь приемами Э., открыл также закон влияния распределения одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (см. Закон Йоста). Разработанные Э. методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН
Герман Эббингауз родился 24 января 1850 г в Германии. Родители Германа хотели, чтобы их сын получил профессию, приносящую хороший доход, но мальчик очень интересовался наукой. Несмотря на возражения семьи, он поступил в университет, где познакомился с основами теории психофизики, созданной Г. Фехне-ром. Особенность теории Фехнера состояла в том, что он считал возможным измерить все психические процесы количественным методом После окончания учебы Эббингауз решил проводить свои эксперименты в русле этой теории Он исходил из того, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как, например, память Экспериментальная психология в то время была еще недостаточно развита, Вильгельм Вундт только в 1879 г открыл в Лейпциге свою первую лабораторию экспериментальной психологии. Эб-бингаузу пришлось создать свои методы изучения различных феноменов, а в качестве объекта исследований он выступал сам. Основным направлением исследований ученого было исследование проблем психологии памяти количественными методами. В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу «О памяти», где привел некоторые закономерности этого отдела психологии Он определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на себе. Пытаясь вывести определенные законы запоминания материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300 трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними. Эти слова не несли никакого смысла и, кроме того, не вызывали никаких смысловых ассоциаций. Во время опытов он испробовал и просчитал время и объем их заучивания, нашел закономерности забывания. «Кривая забывания», выведенная им на основе этих опытов, является одним из основополагающих элементов психологии памяти. Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго. Эта кривая, наряду с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков, а также при решении различных психологических проблем. Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности воспроизведения материала различного объема, а также различных по порядку фрагментов этого материала. Разработав математичекие модели памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и забывания имеют нелинейный характер Все исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании бессмысленных буквосочетаний. Осмысленный же материал запоминается несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и закономерности. Так, например, при запоминании задачи действует особенный эффект. Если решение задачи не доведено до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача запоминается значительно хуже. Кроме этого, действует эффект края. Та информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее исчезает из памяти. Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. На самом же деле оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Эббингауз предложил такой метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем. Так же при запоминании большого объема различной информации существует эффект «затаптывания следов». Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается. При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти. От исследований памяти Эббингауз вполне естественно перешел к изучению различных проблем педагогики Память ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше. Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации. Г. Эббингауз выпустил ряд статей, предназначенных как для педагогов и родителей, так и для детей. В этих работах он предложил ряд практических рекомендаций по улучшению качества запоминания. Информация, которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным. Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться, если же эмоциональная окраска отсутствует, то ее нужно «придумать». Другими словами, Г. Эббингауз советовал придумывать, как можно в будущем применить полученную информацию или же создавать для нее юмористическую интерпретацию При запоминании большого объема материала нужно особенно тщательно заучивать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, поскольку именно она обычно быстрее всего выпадает из памяти. Для того чтобы избежать действия эффекта «затаптывания следов», нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала. Ученый советовал хотя бы чередовать естественные предметы с гуманитарными, а также менять форму подачи материала. Активно занявшись проблемами детской психологии, Г. Эббингауз провел исследования умственных способностей детей различного возраста, результатом которых стала шкала умственных возможностей. Для того чтобы получить количественное выражение этих способностей, ученый изобрел тест, получивший название «тест Эббингауза». С начала 1890-х гг. Эббингауз работал в лаборатории, где проводил множество экспериментов. Он эмпирическим путем изучал проблемы чувственного ощущения, в частности зрительного восприятия. Набрав достаточно фактов, ученый выпустил несколько статей по этой проблеме. Герман Эббингауз умер 26 февраля 1909 г. Его научная деятельность была в основном посвящена проблемам памяти. Он изучал закономерности запоминания и забывания информации, вывел кривую, показывающую нелинейный характер процесса забывания. Кроме этого, Г. Эббингауз является одним из основателей экспериментальной психологии. Все свои научные разработки он обосновывал с помощью экспериментально полученных данных. Сначала он проводил опыты на самом себе, а затем - в лабораториях. Поскольку экспериментальная психология в то время была еще совершенно не развита, Эббингаузу приходилось самостоятельно разрабатывать методы для работы.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

ЭББИНГАУЗ (Ebbinghaus) Герман

(1850— 1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов (Немецкое общество экспериментальной психологии) и Журнала психологии и физиологии органов чувств (совм. с А. Кенигом, 1890), который объединил психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта. Журнал поддержали известные физиологи (Г. Гельмгольц, Э. Геринг и др.) и психологи (Т. Липпс, Г. Мюллер, К. Штумпф и др.). Образование Э. получил, обучаясь в ун-тах Галле и Берлина (1867—1870), сначала по специальностям — история и филология, затем — философия. Защитил в Бонне докт. дис. (1873), написанную под влиянием Эдуарда фон Гартмана. После получения стипендии провел семь лет в различных ун-тах Англии и Франции. В конце этого периода сильное впечатление на него произвела книга Г. Фехнера Элементы психофизики , где предлагались объективные методы измерения субъективных ощущений. В конце 1870-х гг. участвовал во франко-прусской войне. Вернувшись в Берлин (1880), получил должность доцента, затем профессора Берлинского ун-та (1886—1994). Преподавал в ун-тах Бреслау (1894—1909) и Галля (1905), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии. Э. принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом — интроспекция, контролируемая с помощью физиологических приборов. Э., опираясь на идеи Г. Фехнера, применил вместо субъективного объективный метод, соединенный с количественным анализом данных. Главным объектом его исследований стала память, которая в то время считалась неподвластной эксперименту. В трактовке памяти господствовала ассоциативная доктрина, согласно которой элементы сознания сочетаются благодаря смежности, сходству, контрасту. Хотя Э. и считал ассоциации основой психической жизни, он отошел от традиционного взгляда на них и задался целью применить методы психофизики к процессам памяти. В качестве материала (исходных элементов) ассоциаций Э. изобрел бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например бов, гис, лоч и т.п.). По оценке Э. Титченера это стало самым выдающимся изобретением в этой области психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка проистекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти в чистом виде, безотносительно к смысловым связям, неотвратимо наполняющим речевые реакции человека и потому затрудняющим анализ памяти как таковой, независимо от мышления. Составив список подобных слогов (около 2300), Э. экспериментировал с ним на протяжении 5 лет. Не имея лаборатории и испытуемых, ставил опыты на самом себе, применив объективный метод в эпоху, когда по отношению к другим единственно законным в психологии признавался субъективный метод. Основные итоги этого исследования Э. изложил в книге О памяти (1885). Показал влиние на запоминание количества материала, выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее количество его повторений, чем количество присоединенных к нему слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания. Специальному изучению подверглось влияние так называемого сверх-за-учивания. После того, как серия слогов воспроизводилась безошибочно, Э. продолжал ее заучивать. Разработанный им метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести. Когда известное количество слогов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до полного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления полного знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании. Данные, полученные методом сохранения, сопоставлялись с различным числом повторений при сверхзаучивании, то есть определялось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал (до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он сверхзаучивался. Особую популярность приобрела вычерченная Э. кривая забывания. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания, значительно меньше в ближайшие минуты и еще меньше — в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Э. выучил текст Дон-Жуана Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее. Что же касается кривой забывания, то она в обоих случаях имела общую форму, хотя в первом случае (при осмысленном материале) падение кривой шло медленнее. Э. подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного заучивания, прочность запоминания различных слогов в общей ассоциативной цепи и Др.). Хотя Э. и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии, доказав наделе преимущества независимого от интроспекции изучения психических процессов. Его методики изменили характер деятельности экспериментатора, который ориентировался не на показания самонаблюдения, а на реальные действия испытуемого, результаты которых подвергались статической обработке с целью открытия закономерностей, которым подчинены при всей их вариативности психические явления. Э. разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданные школой В. Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к элементарным процессам (ощущениям, восприятиям), вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Э. доказал высокую эффективность экспериментального метода применительно к процессам, которые считались для него недоступными. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения — навыков. Кривая забывания приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и др. Э. доказал также ошибочность прежнего ассоци-анизма, который умозрительно решил вопрос о характере связей между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Э. в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколь и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения. Э. принадлежит также ряд других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом (1897). Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Э. разработал также теорию цветного зрения. (1893). Ему принадлежит небольшой, блестяще написанный Очерк психологии (1908), а также фундаментальные двухтомные Основы психологии (1902—1911). Труды Э. существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных (в частности, статистических) методик. Основные труды Э.: Ubedas Gedachtnis, Leipzig, 1885; Grundziige der Psychologie, 2 vol, Leipzig, 1902—1911. В рус. пер.: Основы психологии , т. 1-2, СПб, 1911-1912; Очерк психологии, СПб, 1911; Смена душевных образований / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., МГУ, 1979 Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005