МНЕМОТЕХНИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МНЕМОТЕХНИКА
система приёмов и средств, которые использует человек для совершенствования своей памяти, в частности, для лучшего запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

МНЕМОТЕХНИКА
совокупность приемов и средств, используемых для улучшения памяти человека, включая процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания. Иногда вместо термина М. используется слово мнемоника. См. запоминание, память, припоминание, сохранение, узнавание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мнемотехника
Словообразование. Происходит от греч. mnemonikon - искусство запоминания.
Категория. Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.
Специфика. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого-либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МНЕМОТЕХНИКА
от греч. mnemonikos — искусство запоминания) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем запоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Одним из наиболее известных приемов М. является установление связей между запоминаемыми объеки конкретными частями воображаемого пространства (напр., мысленно представляемой стены комнаты). Хорошо известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан). Постоянно тренируясь в использовании различных искусственных приемов заучивания, некоторые мнемонисты приобретают способность быстро запоминать очень большой, притом часто бессмысленный, материал (последовательность цифр, наборы бессмысленных слогов и т. п.). Однако для подлинного повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов М. может иметь лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а существенные логически оправданные осмысленные связи, как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо ранее уже известным. Овладение искусством М. имеет большое значение для многих видов управленческой деятельности.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

МНЕМОТЕХНИКА
англ. mnemotechnics) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Напр., известный прием заучивания числа 3,1415926536, выражающего величину п, с помощью двустишия "кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уже узнает", где количество букв очередного слова соответствует очередной цифре запоминаемого числа. М. имеет длительную историю. Уже в глубокой древности люди пользовались сначала внешними (зарубки, узлы и пр.), а затем и внутренними (представления предметов, действий) опорами как средствами запоминания. Делались попытки создать определенную систему мнемических приемов. Так, в Древней Греции был разработан т. н. топологический метод (или метод мест): различные объекты связывались с местами к.-л. реального или воображаемого пространства как опорами запоминания. Увлечения М. приносили определенный вред, т. к. уводили от разработки научных путей развития и воспитания памяти. Вместе с тем в М. содержится правильное представление о том, что успешность работы памяти зависит от применяемых способов запоминания. Это положение широко разрабатывается в современной психологии. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития и воспитания. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
259.71 кб

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ

Васильева Ольга Сергеевна
В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ МЕТОД МНЕМОТЕХНИКА КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Читать PDF
236.26 кб

Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей с ОВЗ

Н. Н. Хрущева, А. Ю. Лачина
Читать PDF
1.19 мб

Мнемотехника как способ коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи

Болгова Анастасия Борисовна
В статье рассматривается одна из набирающих популярность логопедических технологий – мнемотехника: описываются основные виды мнемотехники, а также приведены конкретные авторские примеры стихотворений, которые можно использовать на
Читать PDF
1.01 мб

Методы запоминания информации (мнемотехника)

Хохлова Л.П.
Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых
Читать PDF
988.60 кб

МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Коновалова Е.Г.
Читать PDF
302.33 кб

Применение мнемотехники при обучении физике

Кулагина Ольга Юрьевна
В процессе обучения учащимся необходимо запомнить определенное количество важных физических формул, законов, сведений. Для облегчения процесса запоминания важно научить учащихся пользоваться мнемоническими правилами.
Читать PDF
222.34 кб

Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста

Черная В.В.
Ц ель статьи показать эффективность использования приемов мнемотехники в процессе развития памяти детей 5-7 лет.
Читать PDF
20.95 мб

Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы

Бренчугина-Романова Анна Николаевна
В статье рассматривается возможность применения приемов мнемотехники на уроках русского языка в полиэтнической школе. Использование приемов мнемотехники при обучении школьников-инофонов наиболее актуально при изучении лексики.
Читать PDF
591.47 кб

Использование мнемотехники при запоминании учащимися физических величин и формул

Винокурова Розалия Петровна
В данной статье рассматривается вопрос использования мнемотехники-визуализации при запоминании учащимися физических величин и формул в средней школе.
Читать PDF
1.00 мб

Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка

Калиш Елена Евгеньевна
Статья посвящена мнемотехнике, одной из древнейших дисциплин, которая пользуется неизменной популярностью.
Читать PDF
299.27 кб

Творческие работы на основе мнемотехники как инструмент формирования орфографической грамотности мла

Граф Софья Владимировна, Чистякова Наталия Николаевна
В статье представлены возможности и значение использования творческих работ на основе мнемотехники в процессе формирования орфографической грамотности младших школьников, методика обучения выполнению подобного рода работ, диагност
Читать PDF
759.07 кб

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ревина Елена Владимировна
Рассматривается необходимость поиска эффективных способов запоминания, продиктованная требованиями современного общества. Подчеркивается культурная и экономическая потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением.
Читать PDF
1.03 мб

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВО

Масленникова Д.К., Самылова О.А.
Статье рассматриваются некоторые аспекты мнемотехнических приемов. Взгляды разных авторов о данном методе, где можно применять этот прием и какое преимущество он дает логопеду и детям.

Похожие термины:

  • Мнемотехнический прием

    любой метод, сознательно используемый для улучшения функционирования памяти. Известны такие приемы мнемотехники: 1. локационный метод – мысленное размещение запоминаемых объектов в хорошо знако