МНЕМОТЕХНИКА
МНЕМОТЕХНИКА
система приёмов и средств, которые использует человек для совершенствования своей памяти, в частности, для лучшего запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
МНЕМОТЕХНИКА
совокупность приемов и средств, используемых для улучшения памяти человека, включая процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания. Иногда вместо термина М. используется слово мнемоника. См. запоминание, память, припоминание, сохранение, узнавание.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Мнемотехника
Словообразование. Происходит от греч. mnemonikon - искусство запоминания.
Категория. Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.
Специфика. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого-либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.
Категория. Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.
Специфика. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого-либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.
МНЕМОТЕХНИКА
от греч. mnemonikos — искусство запоминания) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем запоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Одним из наиболее известных приемов М. является установление связей между запоминаемыми объеки конкретными частями воображаемого пространства (напр., мысленно представляемой стены комнаты). Хорошо известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан). Постоянно тренируясь в использовании различных искусственных приемов заучивания, некоторые мнемонисты приобретают способность быстро запоминать очень большой, притом часто бессмысленный, материал (последовательность цифр, наборы бессмысленных слогов и т. п.). Однако для подлинного повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов М. может иметь лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а существенные логически оправданные осмысленные связи, как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо ранее уже известным. Овладение искусством М. имеет большое значение для многих видов управленческой деятельности.
МНЕМОТЕХНИКА
англ. mnemotechnics) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Напр., известный прием заучивания числа 3,1415926536, выражающего величину п, с помощью двустишия "кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уже узнает", где количество букв очередного слова соответствует очередной цифре запоминаемого числа. М. имеет длительную историю. Уже в глубокой древности люди пользовались сначала внешними (зарубки, узлы и пр.), а затем и внутренними (представления предметов, действий) опорами как средствами запоминания. Делались попытки создать определенную систему мнемических приемов. Так, в Древней Греции был разработан т. н. топологический метод (или метод мест): различные объекты связывались с местами к.-л. реального или воображаемого пространства как опорами запоминания. Увлечения М. приносили определенный вред, т. к. уводили от разработки научных путей развития и воспитания памяти. Вместе с тем в М. содержится правильное представление о том, что успешность работы памяти зависит от применяемых способов запоминания. Это положение широко разрабатывается в современной психологии. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития и воспитания. (Т. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004