Автобиографическая память это что такое Автобиографическая память: определение — Психология.НЭС
АВТОАГРЕССИЯ автобиографический метод

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Найдено 4 определения термина АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

См. память, автобиографическая.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПАМЯТЬ, АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ

Память на события, произошедшие в собственной жизни. Это вид эпизодической памяти.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Память автобиографическая

память на события собственной жизни. Вариант эпизодической памяти.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Автобиографическая память

часть долгосрочной памяти, которая хранит историю нашей личной жизни: все события нашего личного прошлого.

Источник: Психология сознания

Найдено рефератов по теме АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы ис

Нуркова Вероника Валерьевна
Статья посвящена перспективам исследования автобиографической памяти (АП) с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. Продолжение линии анализа знакового опосредствования АП предполагает изучение: а) субкультурных моделей АП, которые сосуществуют в единой языковой среде; б) внутренней динамики культурных жизненных сценариев; в) параметров, моделируемых субъектом при создании индивидуальных средств регуляции АП. Деятельностный подход к изучению непроизвольных воспоминаний предполагает генетический анализ процесса операционализации воспоминаний и поиск характеристик деятельности, детерминирующих осознавание автоматизированных воспоминаний. Относительно смыслового уровня деятельности существенным является анализ того, как человек решает задачу расширения доступных способов использования ресурса АП, переходя к активному и сознательному осуществлению «проекта» своей личности за счет намеренного формирования АП.
Скачать PDF

Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии

Нуркова В.В.
В статье представлено обоснование и ряд результатов реализации комплексной программы исследования автобиографической памяти на основе неклассической методологии культурно-исторической психологии с расширением за счет деятельностного подхода. Применение системно-функционально-генетического анализа позволило исследовать автобиографическую память как высшую психическую функцию, организованную по смысловому принципу, оперирующую с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории личного прошлого и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути, имеющую многоуровневую структуру взаимосвязанных единиц, принципы организации которой определяются использованием различных систем социокультурных средств. В качестве варианта стратегии системного экспериментально-генетического метода предложена методика «Линия жизни».
Скачать PDF

Автобиографическая память как ресурс преодоления внутриличностного конфликта при алкоголизме

Нуркова Вероника Валерьевна, Бодунов Евгений Александрович
В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на поддержку гипотезы о том, что опора на когнитивно-личностную систему автобиографической памяти является потенциальным ресурсом для борьбы с деструктивной трансформацией самоидентичности в условиях внутриличностного конфликта при алкоголизме. Для изучения автобиографической памяти использовалась методика «Линия жизни» у неамнестичных алкоголиков, воздерживающихся от употребления алкоголя (n=51). Были выявлены 3 эффекта компенсации конфликта между деструктивной мотивацией потребления алкоголя и просоциальной мотивацией поддержания субъективно приемлемого уровня самооценки за счет изменения формальных и содержательных характеристик картины прошлого: 1) повышение событийности картины прошлого, отражающее компенсаторный механизм уравновешивания большого объема негативного опыта большим объемом позитивных воспоминаний для сохранения положительного индекса позитивности прошлого; 2) смещение массива воспоминаний к раннему интервалу временнóй оси, отражающее компенсаторный механизм сохранения субъективной продолжительности событийно наполненного отрезка жизни; 3) графическая сглаженность «универсального пика» воспоминаний, отражающая неполное, поверхностное усвоение культурного жизненного сценария и являющаяся индикатором девиантной ориентации личности.
Скачать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Скачать PDF

Культурно-исторические основания гипотезы о двух системах автобиографической памяти

Глебкин Владимир Владиславович
Статья посвящена анализу с позиций культурно-исторической психологии гипотезы М. Конвея о двух системах автобиографической памяти. Автором предложено описание эволюции автобиографической па-мяти при переходе от «традициональных» культур к «теоретическим», соотнесенное с эволюцией мышления с использованием конкретных примеров.
Скачать PDF

Общекультурная и внутрисемейная трансмиссия структуры автобиографической памяти

Алюшева Анна Расимовна
В статье рассматривается проблема источников формирования структуры автобиографической памяти как высшей психической функции. Автобиографическая память исследуется на материале графического представления целостной истории личного прошлого. Предполагается, что ряд параметров структуры автобиографии имеет культурно-историческое происхождение и определяется интериоризацией культурных жизненных сценариев. Обосновано положение о вариативном овладении репертуаром культурных жизненных сценариев как системой средств организации индивидуального автобиографического опыта. Эмпирически продемонстрированно взаимодействие общекультурного и внутрисемейного факторов в становлении целостной структуры автобиографической памяти. Выборку исследования составили 204 человека: 102 представителя младшей возрастной группы в возрасте от 17 до 21 года и 102 их родителя в возрасте от 37 до 64 лет. Выявлены межпоколенные, внутрисемейные и индивидуальные особенности организации целостной истории личного прошлого
Скачать PDF

Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхо

Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г.
Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.
Скачать PDF

ЦЕННОСТЬ КАК ПАМЯТЬ И ПАМЯТЬ КАК ЦЕННОСТЬ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В

Бирюкова Е.Е.
В статье исследуется содержание автонаррации, обусловливающееся спецификой автобиографической памяти, характеризующейся избирательностью и подвижностью. Автобиографическое произведение и в письменном, и в устном своем бытовании обращено к аксиосфере, где только ценное может быть актуализировано как память и впоследствии, вербализуясь, воплощено в форме прецедентных текстов, формирующих ценностный императив.
Скачать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора. В первой серии (А) все цифры задавали интервалы времени, которые необходимо было отмерить двойным нажатием на клавишу «пробел». Во второй серии (Б) в ответ на предъявление цифры красного цвета необходимо было отмерить соответствующий интервал времени, в ответ на предъявление цифры синего цвета нажать на клавишу соответствующе число раз, цифры других цветов не требовали реакции испытуемого. Обнаружено, что ранние различия ССПМ на стимулы разных цветов возникают только в том случае, когда цвет стимула имеет сигнальное значение. Найденные различия между ССПМ при отмеривании и выполнении конкурирующего задания на участке 350-500 мс от начала зрительного стимула, связаны с анализом сигнальной значимости стимула и выбором моторной программы. Наиболее вероятным коррелятом обращения к долговременной памяти для извлечения субъективного эталона времени (СВЭ) при наличии конкурирующего задания аналогичной сложности является негативный компонент, возникающий за 250-150 мс до отмеривания интервала времени. Установлено, что источник этого компонента находится в теменной части поясной извилины правого полушария
Скачать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода. Обращение к данной проблеме продиктовано целями обучения синхронному переводу, где в качестве одной из основных выделяется развитие памяти студентов, как предпосылки формирования навыков и умений синхронного перевода.
Скачать PDF