О это что такое О: определение — Психология.НЭС
Нюттен Жозеф О КУВШИНАХ С ВОДОЙ, ЗАДАЧА

О

Найдено 1 определение:

О

Сокращенное обозначение в англоязычной литературе: 1. Наблюдателя (2) (от observer), как часто называют субъекта исследований восприятия. 2. Организма; см. субъект (1) – допустимый синоним в обоих случаях. 3. Колебания (oscillation).

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме О — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКА С ПРАРОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Кузьмишина Татьяна Леонидовна
Статья посвящена исследованию особенностей эмоционального взаимодействия ребенка дошкольного возраста с прародителями в современной семье. Представлены теоретические данные о типологии ролей бабушек и дедушек в семье и анализ результатов экспериментального изучения эмоциональных отношений между тремя поколениями семьи, вовлеченными в процесс семейного воспитания: бабушки, матери, внуки. Приводится сравнительный анализ эмоциональной включенности бабушек и мам в детско-родительское взаимодействие. Дается характеристика представлений внуков о роли и фигуре бабушки в семье. Проблема семейного воспитания дошкольников и включенности взрослых членов семьи в этот процесс сохраняет свою актуальность на протяжении веков. Данная работа направлена на анализ специфических особенностей взаимодействия ребенка и прародителей с целью экспериментально изучить уникальность прародительского влияния на личность ребенка, и доказать, что участие бабушки в воспитании ребенка не «заменяет» материнское/отцовское воспитание, но дополняет и обогащает его. Выводы исследования могут быть полезны для педагогов и психологов, а также родителей и прародителей дошкольников. Перспектива работы заключается в экспериментальном изучении стилевых особенностей поведения прародителей в современной семье.
Скачать PDF

О ПРЕДМЕТЕ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ: УТРАТЫ И ОБРЕТЕНИЯ

Мазилов Владимир Александрович
В статье обсуждаются важнейшие методологические вопросы, связанные с предметом психологической науки, обсуждаются различные подходы к проблеме предмета. В статье утраты рассматриваются как обретения, поскольку движение к более глубокому пониманию психического есть явный прогресс. Предлагается взгляд на историю психологии как на обретение наукой своего подлинного предмета. Предмет психологии должен выполнять ряд важных функций. Во-первых, он должен выполнять роль «операционального стола» (М. Фуко), который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в разных подходах и школах. Во-вторых, он все же должен не быть «искусственно» сконструированным, а существовать реально, для того чтобы быть предметом науки в подлинном смысле слова. В-третьих, он должен быть внутренне достаточно сложным, чтобы содержать в себе сущностное, позволяющее выявлять собственные законы существования и развития, а не сводить внутренне простое психическое к чему-то внеположному, обеспечивая тем самым редукцию психического. В-четвертых, понимание предмета должно быть таково, чтобы позволить разрабатывать науку по собственной логике, не сводя развертывание психологических содержаний к чуждой логике естественного или герменевтического знания.
Скачать PDF

ОСОЗНАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стрильчук Вероника Петровна
В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Многими исследователями показана актуальность проблемы гендерной идентификации в условиях кризиса семьи в России. Предметом обсуждения является осознание гендерной идентичности детьми старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные подходы к реализации человеческого потенциала вне зависимости от принадлежности к полу. Раскрыта сущность концепций гендерной идентичности, предложенных различными авторами. Сформулированы основные принципы гендерного воспитания, которые определяют совокупность требований к содержанию организации образовательного процесса. Автором показана необходимость смены образовательной методологии, направленной на развитие здоровой личности, необходимость изменения целей и задач дошкольного воспитания мальчиков и девочек. В исследовании рассмотрены разнообразные условия, которые приводят к становлению гендерной роли, следовательно, и к формированию адекватной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ существующего положения позволил выявить приоритетные направления в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Автор показал необходимость подготовки специалистов, которые работают с детьми в ДОУ, в вопросах гендерного воспитания мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Жильцова Екатерина Сергеевна
В настоящее время изучение положения замещающей семьи на современном этапе развития российского общества требует проведения дополнительных исследований. Анализ научной литературы свидетельствует о наличии противоречий между потребностью изучения замещающей семьи и недостаточным количеством разработанных методик для проведения необходимой диагностики. Данная статья посвящена изучению взаимоотношений между членами замещающей семьи и выявлению типа воспитания в замещающей семье. В статье рассмотрены основные причины принятия ребенка в замещающую семью, и на основании полученной информации предпринята попытка составления портрета современной замещающей семьи. В статье также дается описание диагностического инструментария, позволяющего выявить негармоничный тип воспитания в семье и составить портрет современной замещающей семьи по следующим показателям: предпочтительная форма устройства ребенка в семью, инициатор принятия ребенка, основные приоритеты, которыми родители руководствуются при принятии ребенка в семью. Результаты исследований представлены в статье в виде диаграмм «Результаты первичной диагностики семейных отношений в замещающих семьях в контрольной группе (до начала проведения эксперимента)», «Результаты первичной диагностики семейных отношений в замещающих семьях (до начала проведения эксперимента) и в виде таблицы «Портрет замещающей семьи».
Скачать PDF

О ВЗАИМОСВЯЗИ МУДРОСТИ И УСПЕШНОСТИ

Мехтиханова Наталья Николаевна, Смульсон Марина Лазаревна
Статья посвящена новой для отечественной науки проблеме психологии мудрости. К настоящему времени в зарубежной психологии выполнено немало исследований по данной теме. В российской психологии практически отсутствуют эмпирические работы по психологии мудрости. В статье приводятся результаты изучения взаимосвязи мудрости и успешности личности, мудрости и решения проблемных ситуаций. Эмпирическое исследование выполнено с помощью авторских методик. Установлено, что мудрость способствует успешности в возрасте 20-30 лет. Выявлено, что мудрость связана с решением внутренних ситуаций проблемности и обусловливает те субъективные оценки ситуаций проблемности, которые связаны с общей компетентностью в работе с ними. Показано, что характеристиками мудрого человека в контексте его успешности выступают ответственность за необходимость разрешения проблемной ситуации и умение видеть и прогнозировать саму проблемную ситуацию. Полученные материалы в ряде характеристик мудрости согласуются с данными исследований зарубежных ученых. Вместе с тем результаты работы характеризуют мудрость в контексте восприятия и оценки ситуаций проблемности, что в зарубежной науке не изучалось.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА АНТИМОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карпова Елена Викторовна, Рябова Анна Юрьевна
Статья посвящена проблеме генезиса мотивационной сферы личности в учебной деятельности, при этом акцент делается на изучении тех факторов, которые обусловливают снижение желания учиться. Исследование закономерностей формирования и развития подсистемы антимотивации позволяет вскрыть те механизмы, которые детерменируются антимотивами учебной деятельности, представленными в составе мотивационной сферы личности. В работе представлены данные эмпирической верификации общей закономерности генезиса антимотивации в учебной деятельности наличие «антимотивационного пика» в период старшего подросткового возраста. Феномен «мотивационного вакуума» в процессе генезиса сменяется феноменом «антимотивационного пика», а их наличие на этапе школьного онтогенеза составляет основную специфическую закономерность предмета исследования. Установлено, что «антимотивационный пик» присущ динамике всех мотивационных подсистем, но его проявления носят диверсификационный характер. Предпринята попытка раскрытия структуры «антимотивационного пика». Трансформации «антимотивационного пика» представлены в разной степени выраженности и определяются содержанием мотивационных подсистем. Определено, что генезис антимотивации подчиняется устойчивым закономерностям, которые проявляются и на аналитическом, и на структурном уровнях.
Скачать PDF

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КРЕАТИВНОСТИ ВОЗРАСТНЫМ ФАКТОРОМ

Попель А.А.
Рассматриваются основные подходы к проблеме обусловленности креативности возрастным фактором, которые представлены в зарубежной и отечественной социологии и психологии. Выявлены и проанализированы факторы, способствующие или затрудняющие способность к творчеству в разном возрасте. Особое внимание уделяется проявлениям способности к творчеству в пожилом возрасте.
Скачать PDF

ОДИНОЧЕСТВО ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ СОВЛАДАНИЮ С БОЛЕЗНЬЮ

Крюкова Татьяна Леонидовна, Шаргородская Ольга Владимировна
Статья посвящена результатам эмпирического исследования совладающего поведения у ВИЧ-инфицированных людей. Одиночество рассматривается как фактор, ослабляющий возможность совладания с болезнью (ВИЧ-инфекцией). В данном контексте одиночество является непродуктивным состояние субъекта и предположительно приводит к несовладанию с болезнью. Люди, живущие с ВИЧ, чаще всего мало совладают либо не совладают со стрессовой/травматичной ситуацией постановки диагноза. Под несовладанием понимается особый копинг-стиль/непродуктивный стиль совладания, включающий отказ от каких-либо действий, болезненные состояния, связанные с пассивностью человека, уходом в себя. На протяжении долгого времени ВИЧ-инфицированные люди находятся в состоянии хронического стресса, что негативно сказывается на дальнейшем качестве их жизни. Авторы статьи подчеркивают: одиночество ВИЧ-инфицированных связано с негативными состояниями (напряженность, тревога), что проявляется в отношениях с другими людьми. Установлено, что данное чувство возникает вследствие двойной стигматизации и не помогающей в совладании с болезнью социальной сети ВИЧ-инфицированных людей. Осознание неполноценности своих отношений усиливает чувство отчужденности от других и мира, нередко ведет к депрессии. Высокий уровень одиночества у ВИЧ-инфицированных людей свидетельствует также и о социальной дезадаптации. Таким образом, оба фактора (одиночество и социальная дезадаптация) ослабляют продуктивность совладающего поведения и личность в целом.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОКАЗАТЕЛИ КАРДИОРИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Добрин Александр Викторович
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи показателей вариабельности кардиоритма (ВСР) и эмоционального интеллекта (ЭИ) детей 7-8 лет. Значимость выявления взаимосвязи показателей ВСР с уровнем ЭИ детей 7-8 лет обусловлена как индивидуализацией процесса обучения, с одной стороны, так и необходимостью сохранения здоровья детей, с другой. Особенности регуляции сердечного ритма отражают специфику адаптации к изменяющимся условиям. В связи с этим анализ взаимосвязи ВСР и ЭИ детей даёт возможность обнаружить специфику регуляции кардиоритма, связанную с эмоциональной активностью, и на основе этого спрогнозировать особенности адаптации к обучению в начальной школе. Целью статьи является изучение особенностей регуляции сердечного ритма младших школьников с различным уровнем эмоционального интеллекта. Методология. Было обследовано 150 школьников младших классов. Детям были предложены методики диагностики эмоционального интеллекта («Эмоциональная пиктограмма», «Дорисовывание: мир вещей мир людей мир эмоций», «Три желания»). Исследование ВСР проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М». Результаты. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на особенности регуляции сердечного ритма младших школьников. Установлено, что в исследуемой выборке преобладает средний и высокий уровень эмоционального интеллекта. Показано, что чем выше эмоциональный интеллект, тем выше показатели активности парасимпатического отдела автономной нервной системы. Заключение. Делаются выводы о том, что эмоциональный интеллект отражает регуляцию внутреннего эмоционального состояния и чем выше уровень ЭИ, тем эффективнее вегетативная регуляция кардиоритма в процессе эмоциональной нагрузки. На основании полученных результатов отмечается важность параметра ЭИ как в регуляции физиологических, так и психологических особенностей, т. к. он отражает способность ребенка оценить значимость эмоциональной ситуации, что способствует эффективному планированию собственного поведения и эффективной адаптации в эмоциональных условиях.
Скачать PDF

Особенности социальной работы с жертвами катастроф: передовой отечественный и зарубежный опыт

Фокин Игорь Владимирович
В статье раскрыты особенности социальной работы с жертвами катастроф, выделенные из передового отечественного и зарубежного опыта. Дается характеристика следующих особенностей: последствия катастроф, вторичность катастрофы, психическое здоровье клиента, насилие в семье, физическое здоровье, экономические и основные потребности клиентов, специфика фазовой характеристики, долгий процесс выздоровления для выживших, смерть и процесс умирания, деятельность служб восстановления, управление вторичной травмой, работа с группой критического случая стресса, роль СМИ, подготовка к работе, связанной с катастрофами.
Скачать PDF

Особенности совладающего поведения и психологических защит у подростков с личностной беспомощностью

Циринг Диана Александровна
В статье раскрывается понятие личностной беспомощности и обосновывается использование субъектно-деятельностного подхода как методологической основы изучения поведения субъекта с личностной беспомощностью в трудных ситуациях. Приводятся результаты исследования копинг-стратегий и психологических защит личности у беспомощных подростков. Доказывается, что личностная беспомощность характеризуется низким уровнем субъектности.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Рагозинская Валерия Германовна
Представлены результаты сравнительного и факторного анализов показателей эмоционального состояния различных групп психосоматических больных и здоровых индивидов. По результатам исследования, эмоциональное состояние психосоматических пациентов имеет значимые отличия от эмоционального состояния здоровых испытуемых.
Скачать PDF