Синестезия это что такое Синестезия: определение — Психология.НЭС
СИНЕРЕЗИС СИНЕХИЯ

Синестезия

Найдено 14 определений термина Синестезия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Синестезия

греч. synaisthesia «соощущение») – явление, когда какой-л. раздражитель, действующий на один орган чувств, вызывает добавочное ощущение, которое обычно вызывает другой орган чувств. Сюда относится цветной слух. Исследователи отмечают, что желто-оранжевый и красный цвета могут вызывать ощущение тепла, а сине-зеленый – холода; низкочастотные звуки дают ощущение мягкости, а высокочастотные – хрупкости и остроты.

Ср.:

Есть много запахов здоровых, молодых,

Как тело детское, как звуки флейты нежных.

(Ш. Бодлер)

Дует ветер, серебряный ветер.

(С. Есенин)

Оцените определение:

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Синестезия

synesthesia) Кажется бесспорным, что в своем зрении мы имеем дело со светом, в своем слухе - со звуками и т. д. Тем не менее опыт С. относится к сенсорным впечатлениям, пересекающим границы этих модальностей, так что чел. "слышит" цвета, или "видит" звуки. Сходный опыт м. б. вызван словами или даже отдельными буквами, так что буквы воспринимаются как имеющие определенный цвет. У нек-рых людей, наз. синестетиками, эти кросс-модальные перцептивные впечатления оказываются такими же ясными и убедительными, как обычное восприятие. Напр., некто S. сообщал, что видит "струи пара или брызги", когда он слышит определенные слова. Если S. предъявляли определенный тон, он сообщал о том, что видит "коричневую полоску на темном фоне". При предъявлении ему др. тона он сообщал о конкретном цвете. В нек-рых случаях он не мог понять, что ему сказали, потому что его отвлекал "цвет голоса". Среди людей было выявлено немало синестетиков. Напр., композиторы О. Мессиан и А. Н. Скрябин обладали выраженной С. Действительно, есть нек-рый намек на то, что С. чаще встречается среди творческих личностей. Однако, несмотря на ряд предположений, осн. на единичных случаях, похоже, что нет никакой связи между С. и интеллектом или между С. и дисфункцией личности. Кроме того, исслед. документально засвидетельствовали обстоятельства, способствующие появлению С. Напр., С. сопутствует нек-рым формам шизофрении, а тж реакциям на нек-рые лекарственные препараты. Существует множество форм С., но намного более распространенными среди них, по-видимому, яв-ся все же связи зрения и слуха. С. часто выглядит асимметричной, так что она может испытывать световые впечатления как реакцию на звук, но не наоборот (т. е. не ощущает звуки как реакцию на свет). Синестетики существенно различаются по специфическим сцеплениям модальностей. Напр., один синестетик может воспринимать определенную гласную как зеленую, а др. может воспринимать тот же звук как красный. Тем не менее синестетическая реакция не яв-ся полностью уникальной. Напр., мн. синестетики воспринимают темные цвета в ответ на низкие гласные звуки, а яркие цвета - на более высокие гласные звуки. Отдельные синестетики, похоже, довольно последовательны в своих реакциях при повторении тестов. В одной из работ синестетиков просили выбрать цвет, вызываемый определенными буквами алфавита; затем они были повторно протестированы через 24 часа и спустя один год. Испытуемые оказались достаточно последовательными в своих выборах даже через год; испытуемые, не являющиеся синестетиками, были заметно менее последовательными, даже при повторении тестирования через один день. Сходная устойчивость реакций документально зафиксирована в др. случаях С., включая женщину, к-рая показала сильную цветовую реакцию на слова, или мужчину, к-рый проявил сильную цветовую реакцию на определенные музыкальные ноты. Последний из упомянутых синестетиков тж проявил примечательную способность выучивать новые нотно-цветовые ассоц., позволяя предположить, что его С. м. б. рез-том очень сильных кросс-модальных ассоциативных способностей; однако, что касается др. синестетиков, исследователи выступают против объяснений этого явления на основе запомненных ассоц. Мн. синестетики вторят утверждению S., что их С. яв-ся и неодолимой, и спонтанной - они определенно не могут произвольно отказаться от переживания данной синестетической реакции. Напр., одна женщина-синестетик проявляла сильные цветовые реакции в ответ на печатные буквы, и испытывала сильные помехи при попытке прочесть буквы, напечатанные в цвете, отличающемся от тех цветов, к-рые она спонтанно воспринимала при виде букв! Эта женщина-синестетик тж могла наз. цвета, к-рые она воспринимала при предъявлении ей букв, напечатанных черным цветом, столь же быстро, как она могла называть цвет отпечатанных кругов. С. в своей полной форме встречается относительно редко. Большинство из нас не испытывают ярких и непосредственных ощущений, к-рые яв-ся характеристиками С. Тем менее широкий диапазон испытуемых действительно описывает себя как имеющих, по меньшей мере, нек-рый опыт С. Кроме того, в ряде работ испытуемых просили выбрать цвета, к-рые подходят к определенным звукам, или подобрать размеры, к-рые подходят к определенной высоте звука, и т. д. Сенсорные соответствия, определенные в этих исслед., почти идентичны сенсорным сцеплениям, наблюдаемым синестетиками, а это наводит на мысль, что лежащие в основе С. механизмы м. б. в действительности широко распространены в популяции. В недавних исслед. было досконально изучено то, как несинестетики воспринимают стимулы, составленные из синестетически соотв. или несоответствующих признаков. Напр., и синестетики, и несинестетики, видимо, сходятся в том, что яркие цвета соответствуют высоким звукам. Так, испытуемым в одной работе предъявляли последовательность тонов, и они должны были нажимать на одну кнопку, если звуковой тон был высоким, и на др., если тон был низким. Испытуемые сидели перед компьютером, и окрашенная точка предъявлялась на экране одновременно с предъявлением тона. В этом задании реакции были быстрее, если высокие тона сопровождались белой точкой, а низкие тона - черной точкой. Реакции были неск. медленнее, если высокие тона сопровождались черной точкой, а низкие - белой точкой. Реакции тж замедлялись, если цвет точки не зависел от высоты тона. Эти паттерны в основном не изменялись в ходе практики в данной задаче и оставались такими же, даже если испытуемые пытались специально фокусироваться именно на звуках. Все это возможно только в том случае, если темнота имеет определенную связь в мозге испытуемого с низким звуковым тоном и т. д. Более того, эти данные наводят на мысль, что данное кросс-модальное взаимодействие зрения и слуха до нек-рой степени яв-ся обязательным - оно не изменяется практикой, практически не изменяется инструкциями и служит источником интерференции даже в тех задачах, для к-рых цветовое пятно фактически не служит релевантным признаком. Откровенно говоря, остается по-прежнему много вопросов к подобным рез-там и на самом деле - к С. в общем. Наиболее важными из них яв-ся следующие: "Какова природа связи между этими зрительными стимулами и звуками или (более широко) какова природа этих кросс-модальных связей? Является ли С. случаем нек-рого рода выученной (хотя бы и принудительно) ассоц.? Или С. показывает нек-рые индивидуальные связи нервных каналов одной модальности с нервными каналами др. модальностей? Обслуживаются ли кросс-модальные взаимодействия, наблюдаемые в лаборатории (напр., между цветами точек и высотами звуков), теми же самыми механизмами, что и лежащая в их основе С. в своей полной форме?" Это вопросы, к-рые активно обсуждаются в совр. литературе, и до сих пор на них нет единодушных ответов. О С. часто говорят как о компоненте восприятия произведений иск-ва. Напр., предполагается, что язык в стихотворениях часто вызывает живые чувственные впечатления; музыка часто предназначена пробуждать зрительные сцены и т. д. Вряд ли стоит сомневаться, что эти кросс-модальные воскрешения в памяти действительно имеют место; менее ясными остаются отношения между ними и теми кросс-модальными взаимодействиями, к-рые наблюдаются в лаборатории. Вполне вероятно, что С., наблюдаемая в художественной среде, менее перцептивна но своему качеству и опосредована в большей степени метафорическим пониманием или же накопленными ассоц. См. также Морфология искусства, Когнитивная сложность, Диахронные модели в сравнении с синхронными, Перцептивные искажения, Представления Д. Райзберг

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

СИНЕСТЕЗИЯ

Процесс совмещения систем представления, характеризующийся такими явлениями, как цепочки "увидел-почувствовал" (чувства возникают на основе увиденного) и "услышал-почувствовал" (чувства возникают на основе услышанного). Синестезия подразумевает слияние любой пары модальностей.

Источник: Краткий глоссарий НЛП

СИНЕСТЕЗИЯ

явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры - "мрачные звуки" и "светлый голос". Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Самое распространенное проявление синестезии - так называемый цветной слух, при коем звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый - холода.

По природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Ее своеобразные формы - например, визуализация слышимого - встречаются в патологии.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СИНЕСТЕЗИЯ

греч. syn - с, совместно, aisthesis - чувство, ощущение). Возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора. Качества ощущений одного вида переносятся на другой [Лурия А.Р., 1975]. Встречаются в норме ("цветной слух") и в психической патологии, например, синестетические функциональные и рефлекторные галлюцинации.

Син.: соощущения.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Синестезия

synesthesia) - изменение сенсорного восприятия, вызванное ЛСД и другими галлюцинногенными наркотиками. Например, человеку может показаться, что он видит громкий звук или слышит какой-то цвет.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

СИНЕСТЕЗИЯ

Состояние, при котором сенсорный опыт, обычно связанный с одной модальностью, возникает под действием стимула другой модальности. В некоторой степени такие кросс-модальные ощущения совершенно нормальны; например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет воспринимается как холодный, в то время как красный – как теплый. Однако употребление этого термина обычно ограничивается необычными случаями, когда возникают регулярные и яркие ощущения перекрестной модальности, например, когда определенные звуки надежно производят определенные цветовые ощущения. Например, см. хроместезия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Синестезия

Феномен, заключающийся в том, что стимуляция одной сенсорной модальности приводит к возникновению ощущений, характерных для другой сенсорной модальности. Примером является цветовая сенестезия, или «цветовой» слух.

Источник: Психология ощущений, глоссарий к книге

Синестезия

автоматическая связь, которая устанавливается между различными каналами восприятия.

Источник: Небольшой Словарик терминов НЛП

Синестезия

Synesthesia). Автоматическая связь одной системы представлений с другой; V-K синестезия включает видение-ощущение, ни на секунду не осознаваемого сигнала; автомати¬ческая программа.

Источник: 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия

Синестезия

Син.: Соощущение. Возникновение при раздражении рецепторов одного из органов чувств, не только адекватных, но и каких-либо иных ощущений. Вариантом синестезии является синопсия (см.).

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

СИНЕСТЕЗИЯ

от греч. synesthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) — наличие в механизме ощущений межанализаторных связей (см. Связи между анализаторами). Явление С. важно для инженерной психологии в том плане, что оператору приходится реагировать зачастую не только на одиночные сигналы, а на целые комплексы раздражителей, причем часто различных модальностей. Так, напр., шофер обнаруживает нарушение в работе мотора и по приборам, и по звуку его работы, а иногда и по запаху. Подобные комплексы ощущений дают ему более полную информационную основу для разностороннего суждения о состоянии управляемого объекта. При этом создаются условия для наглядно-образного отражения в сознании оператора всего объекта в совокупности его различных свойств, обеспечивающих его предметное восприятие. Явление С. проявляется в том, что раздражение одного анализатора сказывается на чувствительности другого или образ, вызванный сигналом одной модальности, порождает по ассоциации образ сигнала другой модальности. Все это способствует более целостному восприятию объекта. Комплексы сигналов могут восприниматься оператором как одновременно (параллельно), так и развернуто во времени. Вопрос одновременного приема нескольких раздражителей различной модальности рассматривается обычно в двух аспектах: теоретическом — с позиций изучения взаимодействия анализаторов в общей системе рефлекторного акта и в прикладном — с позиции оценки объема информации, передаваемого сигналами различной модальности, который способен воспринять человек за определенный промежуток времени. Этот вопрос имеет особо важное значение при создании полимодальных СОИ. Вопросы развернутого во времени приема комплекса сигналов имеют значение при постепенном познании состояния объекта в ходе информационного поиска, а также при подаче предупредительных сигналов, предшествующих основному (М. А. Котик).

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Синестезия

греч. syn – с, совместно; aisthesis – ощущение, чувство) – проявление кросс-модальных отношений, при котором информация из одного органа чувствительности определенным образом отражается на функционировании другого. Этот феномен наблюдается уже у младенцев, предполагается, что он имеет важное значение в развитии чувствительности. В некоторой степени такие отношения рассматриваются как совершенно нормальными. Например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные воспринимаются как хрупкие и острые; синий цвет воспринимается как холодный, а красный – с ощущением тепла. В психопатологии употребление термина ограничивается теми относительно редко встречающимися случаями, когда возникают устойчивые, регулярные и яркие ощущения перекрестной модальности, значительно нарушающие течение перцептивных процессов. Например, когда определенные звуки с большим постоянством производят определенные цветовые ощущения, которые создают серьезные помехи зрительному восприятию - синопсия. Диагностическое значение феноменов синестезии остается неопределенным, хотя, выраженные в разной степени, они встречаются достаточно часто. В опьянении при употреблении психоделических субстанций (например, мескалина), явления синестезии встречаются у большинства реципиентов. Синоним: Соощущение.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

синэстезия

Состояние, при котором раздражение одной сенсорной или когнитивной системы приводит к автоматическому, непроизвольному ощущению другой сенсорной или когнитивной системы.

Источник: Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Найдено рефератов по теме Синестезия — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Моторно-аудио-визуально-темпоральная (MAVT) синестезия

Воронов И.А., Залетин С.В.
Скачать PDF

Синестезия естественного развития в рамках теории о способностях: анализ современных исследований

Сидоров-Дорсо А.В.
В настоящей статье приводится краткий анализ результатов исследований связи синестезии естественного развития (developmental synaesthesia) с особенностями познавательных процессов и творческими способностями. На основании современных открытий предлагается уточнить психологический статус рассматриваемого феномена.
Скачать PDF

Синестезия естественного развитиякак предмет исследований в функционально-генетической парадигме

Сидоров-Дорсо Антон Викторович
В статье дано развернутое определение и приведены основные факты о феномене синестезии естественного развития (developmental synaesthesia). На основании современных открытий и данных истории исследований показан избирательный характер синестетических реакций и их определенное преимущество в некоторых типах познавательной деятельности. Выдвигаются теоретические обоснования эффективности использования для изучения синестезии, наряду с частными методами исследований сенсорных механизмов, более комплексного обследования индивидуальной динамики развития свойств и механизмов познавательной сферы лиц, обладающих синестетическими особенностями восприятия. В данных целях в качестве гипотезообразующего фундамента предлагается использовать фунционально-генетическую парадигму, включающую в себя понятие возрастной чувствительности (Н.С. Лейтес), интерпретацию синестезии в учении о структуре индивидных свойств (Б.Г. Ананьев) и представление о системогенезе способностей (В.Д. Шадриков). Представлены эмпирические обоснования правомерности тезиса о том, что синестезию рациональнее рассматривать в качестве системного свойства с познавательным, творческим и личностным значением. Синестезия, таким образом, интерпретируется как изоморфное по механизму, но разнообразное по содержанию когнитивное образование («когнитивная стратегия»), развивающееся из специфического задатка и проявляющееся в сверхраннем онтогенезе как рудиментарно выраженная, специальная способность элементарного типа (свойство восприятия). На субъективном (феноменологическом) уровне данное свойство принимает форму дополнительных реакций однородного сенсорного качества, неизменно и непроизвольно сопровождающих категориально воспринимаемые явления: символические системы (язык, музыку и т.п.), символически организуемые явления действительности (времяисчисление и пр.) и парциально воспринимаемые физические комплексы (запахи и т.д.).
Скачать PDF

Синестезия и познание: анализ междисциплинарных методологий в исследовании синестетической компонент

Зайцева Марина Леонидовна
В статье обосновывается идея использования при исследовании синестезии и познавательных способностей ресурсов когнитивного, синергетического и квантового подходов.The idea of using for research of synesthesia and cognitive capabilities of resources of cognitive, synergetic and quantum approaches is grounded in the article.
Скачать PDF

Синестезия как эстетический феномен

Дударь Оксана Петровна
В статье изложены результаты исследования спектра представлений современной науки о синестезии и установлено, что наиболее распространенными направлениями его изучения являются биологопсихологический и литературно-искусствоведческий. Рассматриваются основные аспекты анализа синестезии как эстетического феномена. Акцентируется внимание на ее связи с эстетическими ценностными ориентациями творческой личности. Также автор выдвигает предположение, что синестезия как эстетический феномен стимулирует эстетический мотив творчества у человека.
Скачать PDF

Использование синестезий в терапевтической, развивающей и психонетической практике методом амплифика

Шевченко В.Г.
Скачать PDF

Использование синестезий в терапевтической, развивающей и психонетической практике

Шевченко В.Г.
Скачать PDF

Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии

Лупенко Елена Анатольевна
Скачать PDF

Состояние музыкальной синестезии

Томашева Ангелина Аркадьевна
Синестезией, или способностью видеть звуки в цветах, обладает каждый человек, даже ребенок. Цель исследования изучить состояние детей, слушающих музыку, и выявить связь между выбранными во время прослушивания музыки цветами и состоянием организма. Методы исследования: наблюдение; регистрация частоты сердечных сокращений; регистрация уровня вегетативных сдвигов (потливость на внутренней поверхности пальцев обеих рук); рисование звучащих музыкальных произведений в цвете. В результате между выбранными ребенком цветами к звучащему произведению и состоянием его организма в этот момент выявлена связь. По характеру и количеству выбранных цветов по каждому произведению в связи с определенным состоянием пульса и биоэнергии можно оценить проявление синестезии. Исследуемый подход проявления синестезии поможет педагогам музыки координировать состояние детей и эффективно организовывать занятия.
Скачать PDF

Природа синестезии и ее развитие у детей на уроках музыки

Томашева Ангелина Аркадьевна
Синестезия (от гp. synaisthes's соощущение) возникновение у человека ощущений не только в органе, на который воздействует раздражитель, но одновременно и в другом органе чувств, часто используется в музыкальной педагогике. Природа синестезии определяется связью между вегетативным состоянием организма, звуковой природой музыки и формой выражения этой природы в речи и представлениях. На учебных занятиях в музыкальной школе знание синестезии поможет педагогам координировать состояние детей и эффективно организовывать уроки.
Скачать PDF

Интерпретация феномена синестезии в психологии

Герлах Екатерина Юрьевна
В статье рассматривается интерпретация межкультурного феномена синестезии с точки зрения психологи. Определены толкования синестезии с целью определения различных точек зрения на этот феномен.
Скачать PDF

Методологические проблемы исследования взаимосвязи креативности и синестезии в музыкально-исполнител

Федорова Александра Марковна
Статья посвящена проблеме изучения проявлений креативности личности во взаимосвязи с феноменом синестезийности в музыкально-исполнительской деятельности. В статье приводится критический анализ существующих подходов к определению понятия креативности и практическому исследованию данного феномена.
Скачать PDF