АУДИТОРИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аудитория
лат. auditoria от audire - слушать) - 1) помещение в вузах, где проводятся занятия; 2) социокультурная общность слушателей публичного выступления (лекции, доклада, концерта, спектакля и т. п.); 3) социокультурная общность потребителей СМИ - читателей книг, газет, журналов; слушателей радио, звукозаписи; зрителей кино, ТВ, видеозаписи; пользователей Интернета и др. Слово «аудитория» пришло в рус. язык в сер. XVIII в. и сначала использовалось только в 1-м значении. С конца XVIII в. получило распространение 2-е значение, со 2-й пол. XIX в. - 3-е. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Аудитория
лат. auditor — слушатель] (в социальной психологии) — группа, воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их числом. Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения — трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом (типа "круглого стола") расположении слушатели общаются друг с другом, видя реакцию на свои сообщения, поскольку все члены группы находятся в поле их зрения. При прямоугольной или трапецеидальной форме размещения группы внимание ее членов сосредоточивается на коммуникаторе. А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема, в сущности, она образована совокупностью малых групп. А.А. Брудный

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АУДИТОРИЯ
АЎДЫТОРЫЯ / AUDITORIUM– 1) слушатели лекции, доклада, сообщения, а также слушатели и зрители радио- и телепередач; 2) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п. В психологии А.– группа, воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. В широком смысле А. представляет собой большую группу лиц, интересующихся одним и тем же предметом, ис пы тыва ющих сходные ожидания и переживания, имеющих единые обязательства или настроения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом расположении (типа круглого стола) слушатели общаются друг с другом, видя реакцию на свои сообщения, поскольку все члены группы находятся в поле их зрения. При других формах размещения группы (прямоугольной, трапецеидальной) внимание ее членов сосредоточивается на коммуникаторе (учителе, преподавателе, лекторе и т. д.). А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и, в принципе, более внушаема. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АУДИТОРИЯ
от лат. audire - слышать). 1. Учебное помещение для проведения лекций, семинаров и т. д. 2. Слушатели лекции, доклада, сообщения. В этом значении А. чаще всего обозначает малую группу, физически присутствующую в данном помещении и непосредственно воспринимающую обращенное к ней сообщение, что подразумевает:
а) возможность личного взаимодействия между адресантом (учителем, лектором, докладчиком) и А. как группой адресатов; б) определенное пространственное размещение членов группы относительно коммуникатора и друг друга. Пространственная организация (см. Проксемика) связана с целями и задачами взаимодействия коммуникатора с коммуникантами, традициями и стилем общения между ними, а также числом людей, составляющих А. Принято выделять 2 принципиальные схемы размещения: А. прямоугольную (служащую разобщению адресатов и фокусированию их внимания на адресанте) и круговую (способствующую паритетности взаимодействия и активизации А.), а также целый ряд промежуточных форм, в т. ч. круговую сомкнутую, круговую разобщенную, трапециевидную, при которой небольшая часть А. размещается в непосредственной близости от коммуникатора. Роль пространственной организации А. важна, но не определяющая, и ее не стоит переоценивать.
Такие факторы, как знакомство людей в аудитории друг с другом, их самооценки, предшествующий опыт, отношение к адресанту, совпадение - несовпадение их интересов и ценностей, значимость и актуальность предмета обсуждения, играют гораздо более серьезную роль. А. м. б. активной или пассивной; настроенной дружески, враждебно или равнодушно по отношению к адресанту или теме его сообщения; восприимчивой (рецептивной) или сопротивляющейся.
3. Слушатели радио и зрители телепередач. В этом случае А. не является реальной группой: ее члены м. б. разделены не только пространством, но и временем (при трансляции передач на разные регионы или при повторе передач). Имеет смысл выделять: а) непосредственную А. (люди, которые в данный момент времени слушают или смотрят данный выпуск данной передачи); 6) постоянную А. (круг людей, которые обычно слушают или смотрят данную передачу) и в) потенциальную А. (те люди, которые, по замыслу авторов передачи, будут заинтересованы в ней).
4. В особом смысле А. - приверженцы, сторонники, фанаты к.-л. публичного лица (деятеля искусств, политика, спортсмена). (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Аудитория как место действия

Сериков Андрей Евгеньевич
В статье рассматривается вопрос о месте смысла человеческого действия. Если говорить о месте, в котором происходит социальное действие, то это и есть место смысла, но только не данного действия, а его образцов.
Читать PDF
0.00 байт

Аудитория балета: типологический анализ

Терентьева Наталья Алексеевна
Статья посвящена анализу различных подходов к типологии публики как необходимого компонента художественной культуры. Опираясь на идеи М.Е. Илле, А.Н. Сохора, Н.А.
Читать PDF
0.00 байт

Читательская аудитория и чтение в Российской провинции во второй половине xix начале XX В. (по матер

Кононова Татьяна Леонидовна
В статье прослеживается история частных книжных собраний в губерниях Центрального Черноземья во второй половине XIX начале ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

АЛИСА ПРУДНИКОВА И ЛАРИСА ПЕТРОВА, РЕД. ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ: АУДИТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В

Папушина Юлия
Читать PDF
0.00 байт

Аудитория будущего: перспективы познавательного вещания

Ершов Юрий Михайлович
Анализируются последние тенденции в изменениях российской телевизионной аудитории, связанные с появлением новых технических способов получения контента по разным каналам, включая кабельные сети, спутниковые антенны, мобильное ТВ.
Читать PDF
0.00 байт

Аудитория, создающая новость: новые течения в современной зарубежной журналистике

Пустовалов Алексей Васильевич, Березина Ирина Александровна
Статья посвящена выделению, номинации и типологизации направлений в современной зарубежной и отечественной журналистике, таких как гражданская журналистика (citizen journalism), социально-активная журналистика (civic journalism),
Читать PDF
0.00 байт

Журнал «Нива» и его читательская аудитория на пути формирования массовой культуры (конец XIX - начал

Сухотерин Дмитрий Янкович
Статья посвящена изменениям культурных ожиданий читательских аудиторий элитарной и массовой периодики в России конца XIX - начала XX в., отражаемых в рекламе книг, газет и журналов.
Читать PDF
0.00 байт

Аудитория масс-медиа как объект и субъект коммуникации

Евдокимов В. А.
Автор анализирует особенности массовой и специализированной аудитории средств информации, выявляет их характеристики и условия, в которых социальные общности людей могут исполнять роль объекта или субъекта.
Читать PDF
0.00 байт

Изменение значения понятия «Аудитория» в контексте современных медиакоммуникаций

Новикова Т. Е.
Показаны основные подходы к пониманию термина «аудитория», сформулировано его уточненное толкование, учитывающее условия современного информационно-технологического прогресса.
Читать PDF
0.00 байт

Современное международное радиовещание на арабском языке: аудитория — весь мир

Пую Анатолий Степанович, Садыхова Арзу Ахмедовна
Статья посвящена анализу содержания современных транснациональных радиостанций на арабском языке.
Читать PDF
0.00 байт

Изменение значения понятия «Аудитория» в контексте современных медиакоммуникаций

Новикова Татьяна Евгеньевна
Излагается новая коннотация понятия «аудитория», возникновение которой обязано высокому темпу инноваций в информационно-коммуникативных процессах, под воздействием которых социальный институт СМИ преобразовался в новую ипостась –
Читать PDF
0.00 байт

Аудитория «Православного Интернета» в России

Зимова Н. С.
Интернет формирует контуры единого информационного пространства Русской Православной Церкви, потому что он, как ни один другой медийный канал, адекватен её информационным нуждам.

Похожие термины:

  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт

    Установление и поддержание контакта с аудиторией, проявляющей интерес к удовлетворению своих духовных, информационных и коммуникативных потребностей, требует применения СМК опр. арсенала выраз
  • Аудитория в массовой коммуникации

    специфическая динамическая социокультурная общность, члены к-рой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, радиопередаче
  • Аудитория телевизионная: психологический портрет

    В отличие от социол. характеристик телеаудитории, выявляемых посредством социол. опросов, психол. портрет аудитории дает возможность ответить на вопросы «как смотрят?» и «почему (с какой целью) см
  • Аудитория СМИ: типологии

    Существует множество оснований для классификации аудитории (А.) СМИ. В самом общем виде их разделяют на медиалогические, социально-демографические, психологические (включая социально-психологиче
  • Веб-аудитория

    общность людей, формируемая тем или иным интернет-ресурсом. Подобная сетевая общность может включать акторов (субъектов виртуальной коммуникации) разл. социального статуса, гендерной роли, этнич.
  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

    МЭТАВАЯ АЎДЫТОРЫЯ / TARGET AUDIENCE– группа объединенных общими признаками людей, которые подвергаются информационно-психологическому воздействию и реагируют на него схожими психологическими и повед
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета

    Говорить о закономерностях общей аудитории всего Интернета еще не приходится - это глобальная задача, пока не решенная. Однако уже есть данные о поведении общей аудитории Рунета (русскоязычного с
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории печатных СМИ

    Традиционно исследования аудитории (А.) печатных СМИ были сконцентрированы на частных А. отдельных изданий, и потому закономерности общей А. газет и журналов оставались вне рассмотрения. Однако в
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории радио

    Поведение общей аудитории радио (А. р.) в течение суток заметно отличается от поведения общей телеаудитории. Общая А. р. достигает своего суточного максимума в утренние часы, к-рый не столь сильно пр
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории

    регулярное изменение параметров аудитории (А.) данного типа СМИ. Цикличность А. СМИ - одна из фундаментальных закономерностей в поведении А. как социальной общности. Она обусловлена, с одн. стор., ци
  • Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории

    В течение суток ежедневно наблюдается постепенное нарастание объема общей телеаудитории к вечернему времени, пик к-рого приходится на интервал в окрестностях 21:00. Затем объем аудитории (А.) снижае
  • Адаптация к аудитории

    активный процесс вербального и визуального приспособления материала для представления конкретной аудитории.
  • Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные

    Данные методы разработаны лишь для электронных СМК - телевидения, радио, Интернет и др. Измерения такого рода ведутся непрерывно. Данная группа методов делится на 2 категории: измерение количества
  • Общение и искусство: диалог автора с аудиторией

    В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к-рое не тождественно об
  • Дилемма разнородной аудитории

    Multiple audience dilemma) —ситуация, когда человек должен представлять себя перед разными аудиториями в разных имиджах, часто в одно и то же время.
  • ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ

    присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если реше
  • Методы измерения аудитории СМК: опросные

    К опросным методам относят личное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование (самозаполнение) и метод дневниковой панели. Анкетирование может осуществляться через прямую разд
  • Методы измерения аудитории СМК

    играют особую роль в массово-коммуникационной практике, являясь одной из форм обратной связи изданий с аудиторией и выполняя целый ряд производственных функций, среди к-рых выделяются: функция де
  • Аудиториология

    междисциплинарное науч. направление, возникшее в конце 1990-х гг., к-рое изучает аудиторию в процессах личностно-групповой, межгрупповой и массовой коммуникации, выявляя свойства аудитории и законо