ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
МЭТАВАЯ АЎДЫТОРЫЯ / TARGET AUDIENCE– группа объединенных общими признаками людей, которые подвергаются информационно-психологическому воздействию и реагируют на него схожими психологическими и поведенческими паттернами. Понятие Ц. а. широко используется в сфере маркетинга, рекламы и информационно-психологического противоборства. К признакам, по которым люди объединяются в Ц. а., относят те психологические характеристики ее членов, которые определяют особенности их восприятия, мышления, потребностей, интересов, образа жизни, социального взаимодействия, реакций на события повседневной жизни, экстремальные ситуации и т. д. Для выяснения особенностей Ц. а. необходимо понимание ее культурного, исторического и социального контекста, наиболее эмоционально и ценностно насыщенных тем и символов, обсуждаемых в сообществе, доминирующих в нем моделей поведения и отношений. Чтобы прогнозировать, как то или иное воздействие скажется на Ц. а., необходимо всеобъемлющее изучение политических, экономических, культурных, религиозных, военных, психологических и социальных условий, составляющих целостное инфополе и влияющих на поведение аудитории в нем. Деление инфополя на Ц. а. разных уровней и их последующую детализацию принято называть сегментированием. Специалисты в области информационно-психологического воздействия отмечают, что, какими бы ни были условия информационно-психологических акций, «успех всегда будет результатом только всестороннего понимания целевой аудитории. Без этого понимания психологическая операция вряд ли будет успешной и может привести к неожиданным и потенциально вредным эффектам второго и третьего порядка». Поэтому любая информационно-психологическая акция должна основываться на выделении всех возможных Ц. а. Выделяют три типа Ц. а.: конечные, промежуточные, случайные. Конечные Ц. а.– это те группы людей, на которые прямо направлена конкретная информационно-психологическая акция. Промежуточные Ц. а– социальные группы или отдельные люди, через которых осуществляется воздействие на конечные Ц. а. Случайные Ц. а.– те социальные группы, воздействие на которые осуществилось непреднамеренно, но модификация сознания и поведения которых влияет на реакции конечной Ц. а. (положительно или отрицательно). Изучение Ц. а. должно обеспечивать глубокое понимание людей, выявление их доступности, уязвимости и восприимчивости к установочному и/или поведенческому влиянию. Для изучения Ц. а. используются следующие методы изучения документов (в том числе интернет-материалов): наблюдение, опрос, корреляционные исследования, опосредствованные методы, эксперимент и др. Изучение Ц. а. должно осуществляться непрерывно на этапах подготовки, осуществления и после проведенной информационно-психологической акции. Эффективность осуществленного воздействия оценивается не количеством проведенных мероприятий и распространенных информационных материалов, а измеряемым качеством тех изменений, которые произошли в сознании и поведении людей, составляющих конкретные Ц. а., на общем фоне информационного поля. Таким образом, научно обоснованное выделение и изучение Ц. а. является необходимым условием правильного выбора каналов, методов и форм достижения целей информационно-психологического воздействия. А. Г. Караяни