присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое усилие, присутствие публики облегчает дело.
ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ
ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Эффект аудитории
Эффект присутствия других людей, наблюдающих за вашей работой. Результаты исследований в этой области часто кажутся противоречивыми. Иногда эффект аудитории улучшает нашу работоспособность (социальное содействие), а иногда приводит к противоположному результату. Ранний анализ, проведенный Зайонком, показал, что: 1. Если работа легкая и хорошо знакомая, то присутствие других людей оказывает поощряющее воздействие. 2. Если работа трудная и плохо знакомая, то присутствие других людей оказывает подавляющее воздействие. Присутствие наблюдателей усиливает выработку доминантных реакций у людей, выполняющих работу. Доминантными называются реакции, которые наиболее вероятны в любое данное время. При выполнении простой работы это означает увеличение количества правильных реакций (хорошая производительность), а при выполнении трудной работы это означает увеличение количества неправильных реакций (человек совершает больше ошибок). Существует несколько возможных объяснений этих результатов: а) Присутствие наблюдателей вызывает активацию у людей, выполняющих работу. Это естественная реакция на присутствие посторонних, усиливающая общий драйв, или внутренний импульс организма. б) Присутствие наблюдателей создает предчувствие оценки, усиливающее активацию и общий тонус организма. Это усвоенная реакция на возможную оценку работы. в) Присутствие наблюдателей является отвлекающим фактором. Поскольку отвлечение всегда ухудшает производительность (оно разделяет наше внимание между работой и наблюдателями), благотворный эффект от повышенной активации должен превосходить негативный эффект отвлечения. Обычно это происходит при выполнении легких и знакомых задач. г) Когнитивно-мотивационное объяснение: присутствие наблюдателей создает осознание возможных отрицательных последствий неудачи (замешательство или неодобрение) либо возможных положительных последствий (одобрение или восхищение). Возможность отрицательных последствий усиливает активность, не имеющую отношения к работе (например, беспокойство), что приводит к увеличению усилий. При выполнении простой работы благотворный эффект от увеличения усилий превосходит негативный эффект от беспокойства, и работоспособность увеличивается. При выполнении сложной работы негативный эффект от беспокойства усиливается (происходит разделение внимания), и производительность падает.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г