Аудиториология

Найдено 1 определение
Аудиториология
междисциплинарное науч. направление, возникшее в конце 1990-х гг., к-рое изучает аудиторию в процессах личностно-групповой, межгрупповой и массовой коммуникации, выявляя свойства аудитории и закономерности ее поведения. Различают общую и частные А. Общая А. исходит из посылки о существовании общих закономерностей в восприятии любых объектов, имеющих аудиторию, и рассматривает общие процессы формирования разл. аудиторий и их свойства. Главный принцип А.: любая аудитория определяется нек-рым объектом восприятия. Нет просто аудитории. Есть аудитория чего-то (аудитория лекции, концерта, спектакля, телепрограммы, газеты, интернет-сайта и т. п.). Знание объекта и его свойств не обеспечивает однозначной характеристики аудитории. Любая аудитория «объекта, имеющего аудиторию», представляет собой аморфную, гетерогенную и непостоянную по составу общность; члены любой аудитории не имеют идентичности по принадлежности к данной общности, формируемой объектом восприятия (вряд ли кто-то, отвечая на вопрос «Кто вы?», скажет, что он зритель программы «Время» на 1-м канале ТВ, разве что в момент просмотра, если вопрос будет привязан к этому моменту). Одно из типичных заблуждений, с к-рыми имеет дело А., сводится к попытке объяснить поведение аудитории исключительно свойствами «объекта, имеющего аудиторию». Общая модель, определяющая поведение аудитории, включает в себя факторы как социокультурного, так и природного характера, как внешнего по отношению к «объекту, имеющему аудиторию», так и внутреннего, связанного со свойствами данного объекта. На макросоциальном уровне аудитория трактуется как подсистема, связывающая «объект, имеющий аудиторию», с остальной частью общества. Частные виды А. основываются на методологическом принципе, выдвинутым Ж. П. Эскенази: группировка подходов к исследованию аудитории находится в зависимости от существующих типов коммуникационных процессов. Поэтому, напр., поведение аудитории телевидения как целого будет отличаться от поведения аудитории радио как целого. В то же время в пределах одного типа «объектов, имеющих аудиторию» наблюдается сходство формирования и поведения аудитории. Это вызывает появление частных А.: А. телевидения, А. радио, А. печатных СМИ и т. п. Особый интерес представляет собой изучение аудиторий непрерывно действующих СМИ - телевидения, радио, Интернета. Эти виды аудитории отличает постоянная изменчивость. Развитие систем измерения этих аудиторий с высоким темпоральным разрешением (обычно до 1 мин) и проведение непрерывных ежедневных замеров на протяжении многих лет привели к открытию во 2-й пол. ХХ в. весьма специфических закономерностей поведения частных аудиторий. Различают 2 типа закономерностей поведения аудитории непрерывно действующих СМИ: консумпционные (от лат. consumptio - потребление, применение, использование) и диспозиционные (связанные с концептом личностных диспозиций). Общая фундаментальная консумпционная закономерность аудитории СМИ - цикличность, к-рая проявляется на 3 уровнях: суточная, недельная, сезонная. Существует гипотеза о существовании цикличности аудитории как более низкого уровня (внутрисуточная цикличность), так и более высокого (напр., цикличность аудитории, связанная с циклом солнечной активности 11,5 лет). Цикличность ярче всего проявляется применительно к общей аудитории данного типа СМИ, напр., общая аудитория телевидения без привязки к конкретным телеканалам, общая аудитория радио без привязки к конкретным радиостанциям и т. п. Диспозиционные закономерности устанавливают связи между личностными диспозициями аудитории, к к-рым относят краткосрочные установки, аттитюды, ценностные ориентации, базовые ценности (В. А. Ядов), с характеристиками «объектов, имеющих аудиторию». Одна из наиболее широко известных диспозиционных закономерностей связь разл. категорий медиаобъектов с теми или иными социально-демографическими сегментами аудитории. Напр., медиатексты социально-полит. содержания (аналитические программы, публицистика и т. п.) имеют аудиторию преим. зрелого и пожилого возраста. Попытки привлечь более молодую аудиторию к этому типу программ, как правило, оканчиваются неудачно. Данный факт в рамках А. трактуется как специфическая закономерность, обусловленная свойствами данной метатематики. Ориентация тех или иных социальных групп/страт на те или иные типы медиатекстов обусловлена характерным для них диспозиционным рядом. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011